ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Число имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Цель публикации: показать возможности использования ЭОР из Единой  коллекции ЦОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект урока30.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

по теме «Число имен существительных»

        Тема урока, номер урока в теме:    Число имен существительных, урок № 1

  1. Класс:    3
  2. Базовый учебник:  Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А. О.,  

                                 Кузнецова М. И.. Петленко Л.В., Романова В. Ю.

  1. Цель: формирование знания об изменении имен существительных по числам
  2. Задачи урока:

- уяснение понятия «число имен существительных», формирование умения изменять существительные по числам;

 - развитие коммуникативной компетентности (языковой наблюдательности, словарного запаса, культуры речи, умения искать информацию), мышления;

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению.

     10. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная

     11. Оборудование: АРМ учителя, ПК на каждого ученика, учебник

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используе

мых ЭОР, № упр. учебника, текстовое содержание заданий

и упражнений

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вре

мя

Фронтальная работа (Модель: АРМ учителя – класс - «один ко многим»)

1.

Актуализа ция

 зна ний

ЭОР «Один – много» (№1)

Гонит осень в небо тучки, Плещут листья во дворе; Гриб, одетый на колючки Тащит еж к своей норе.

Направляющие вопросы,  демонстрация.

Какую часть речи мы изучаем? Назовите имена существительные. Как вы их определили? Назовите  существительные, обозначающие один предмет; много предметов.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

4 мин

2

Пос тановка

прблемы

 

 и ее

 решение

ЭОР «Изменение по числам» (№ 2)

тучка – тучки

 двор – дворы

гриб -    …

…       -  ежи

Постановка проблемы.

А можно ли изменить форму слов, обозначающих один предмет так, чтобы они обозначали много предметов и наоборот? После  высказываний де-тей демонстрация  ЭОР.

Высказывают предположения, приводят примеры, затем сравнивают свои ответы с примерами на плакате; делают вывод: Имена существительные изменяются по числам.

Формулируют тему. Дополняют знания путем догадки (какие слова когда-то имели  двойственное число).

4 мин

3

Пер вич ное

закрепле ние

во

внешней

 речи

Без ЭОР

Упр. 1

машины, окно,…  

Упр.2

…человек, ребенок                      

Осуществляет руководство выполнением заданий, направляет на формулировку вывода

К упр. 2 даю доп. слова: доктор, учитель. При образовании формы мн. ч. обращаю внимание на рубрику «Говори правильно»: доктора, учителя.

Распределяют слова в 2 группы (упр.1); выбирают слова с непроверяемыми написаниями, ставят в форму множественного числа (упр.2)

Комментируют выполнение обоих заданий вслух (1 слово – 1 ученик). Наблюдают и делают вывод: при изменении по числам изменяется окончание; у некоторых существительных нет однокоренной формы

множественного числа

15 мин

Индивидуальная работа (Модель: 1 ПК – 1 ученик)

4

Самостоя  тель  ная

 рабо  та

ЭОР «Найди третье лишнее» (№3)

кот – коты – котята;

пень – пеньки – пни и т. д.

Нацеливание (мн. ч. – форма слова, а не родств. слово; о правильном употреблении форм мн. числа)

Демонстрация

Выполняют,

проверяют,

корректируют (если находят ошибки).

5 мин

5

Вклю чение

в сис тему

зна ний.

Рабо та в парах

Без ЭОР; упр. 3

…Деревья и Травы Сказали в ответ:

- Да что же прекрасней,

Чем солнечный свет?

- Да что же прекрасней

Ночной темноты?

Откликнулись совы. Сычи и кроты…

Кто славит поля,

Кто – полярные льды,

Кто – горы, кто – степь,

Кто – мерцанье звезды...

А мне показалось,

Что все они правы:

Все – Звери и Птицы,

Деревья и Травы…

Выразительное чтение отрывка, вопрос по содержанию: Почему автор говорит, что все они правы? Обобщение ответов.

Инструкция

по выполнению: совещаетесь, один выписывает сущ. во мн. числе, отвечающие на вопрос кто?, а другой – на вопрос что?; ставите их в форму ед. числа, выделяете окончания.

Высказываются (кратко) об основной мысли стихотворения.

Выполняют совместную работу, осуществляют взаимопроверку.

15 мин

Индивидуальная работа (Модель: 1 ПК – 1 ученик)

6

Рас ширение

зна ний

ЭОР «Тайны слова» (№ 4);      текст прежний (отрывок из стихотворения         Б. Заходера «Что красивей всего?»

Нацеливание на поиск:

Значение какого слова вы хотели бы уточнить?

 Где можно узнать значение слов?                   В какой форме стоит это слово? Можно ли поставить его в форму мн. числа? Найдите еще 2  слова, не имеющие формы мн. ч.  Подсказка: это антонимы.

Спрашивают о значе -нии слова «мерцанье», находят его, используя ЭОР. Находят слова «свет», «темнота».

Делают вывод: в русском языке есть существительные, которые не имеют формы множественного числа. 

3 мин

7

Реф лек сия

дея тель ности

Без ЭОР;

Дом. задание:

упр. 4

Вопросами направляет детей на осуществление рефлексии, дает пояснения к домашней работе

Анализируют деятельность всего класса и свою деятельность, намечают цели дальнейшей деятельности

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

«Число имен существительных»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Один – много

Демонстра-ционный, флеш-ролик; текст с иллюстрациями

демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/021181e1-6375-4738-803a-42b8af6a3c42/[NS-RUS_3-20]_[TQ_021].swf

2

Изменение по числам

Демонстра-ционный, флеш-ролик; интерактив-ное задание

демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b137c97-acdc-4fea-81ab-e9272c2a5e42/[NS-RUS_3-20]_[TQ_022].swf

3

Найди третье лишнее

Демонстра-ционный; интерактив-ное задание

интерактивное взаимодействие

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d16577a-7551-4348-a5bc-f6fdcc1ae675/[NS-RUS_3-20]_[QS_025].html

4

Тайны слова

Электронный словарь

интерактивное взаимодействие

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/74614c7b-3e30-4337-bb66-feb42bcfa17b/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Род имен существительных".

конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"...

План-конспект урока «Обобщение знаний об именах существительных»

Тема: «Обобщение знаний об именах существительных»Предмет: Крымскотатарский языкТип урока: коррекция знаний, обобщение и систематизация....

Конспект урока на тему:"Род имен существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему:"Род имен существительных" 3 класс...

Конспект урока русского языка "Число имени существительного" УМК "Перспектива"

Цель: формирование умения образовывать формы числа имен существительных, работа над верным употреблением имен существительных, имеющих вариативные формы окончаний (в родительном падеже множ.числа...

Урок по теме "Число имен существительных" 3 класс

Материал к уроку русского языка...

Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3

Тема: «Число имен существительных»Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.Задачи урока:- обучать умению соотно...

План-конспект урока. БЕЗУДАРНЫЕ ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»Тип урока: урок открытия нового знания....