Конспект урока на тему:"Род имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку на тему:"Род имен существительных" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiyrod_imen_sushch-nyh.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

3 класс

Тема: Род имен существительных.

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определения рода имён существительных, формировать умение определять  родовые окончания имён существительных.

Планируемые результаты

предметные: научатся определять род  имен существительных, выделять родовые  окончания, анализировать грамматические признаки  имён существительных.

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: открытие «нового знания»

Оборудование: Русский язык: 3 класс, программа «Школа России», учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М: Просвещение, 2015. С. 25-26, карточки.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.:

Орфографическое чтение

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

Здравствуйте, меня зовут Евгения Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово!

Итак, прежде чем записать число, давайте прочитаем орфографически:

Откройте свои тетради запишите число.

Двадцать шестое января.

Классная работа.

Минутка чистописания:

-Аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво  с красной строки запишите буквы, записанные на доске.

- Составьте слово, которое называет один из признаков имен существительных(род).

- С большой буквы  запишите слово РОД 3 раза.

Читать орфографически

Записывать каллиграфически

Р: принимают и сохраняют уч задачу

целеполагание

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич:

Упражнение с грамм. заданием

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

Прочитайте слова на слайде( мама, папа, бабушка, дедушка).

-Что объединяет эти слова?( это сущ., нариц, одуш.)

- Чем отличаются эти слова?( кол-во слогов и т.д; разные значения, одни называют лиц мужского пола, другие-женского)

- Как вы определи род у этих слов?

Есть слова, называющие лиц мужского пола и женского пола.

- С одушевленными существительными легко определить пол, то ,как вы думаете можно определить род у неодушевленных существительных?

Именно это мы узнаем сегодня на уроке.

-Кто-то уже догадался как звучит тема урока?

Тема урока: род имен существительных.

-Ребята, предположите, какие цели мы должны достичь на уроке? Для этого посмотрите на опору и продолжите фразу(слайд).

  1. узнать ( какого рода бывают имена существительные)
  2. составить (алгоритм определения рода имён существительных)
  3. научиться (определять рода имен существительных)

Определять цели и пути их достижения.

Продолжить фразы

обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;

3.

Решение частных задач

Практич.: чтение задания к упражнению

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: устное упражнение

Словесный: ответы на вопросы

Практич.: чтение и анализ правила

Практический:

Упражнение с грамм. заданием

Практический: анализ правила

Практический:

Проверка по эталону

≈ 25

Физминутка

Актуализация опорных знаний.

Прочитайте слова.  Запишите слова по группам в три столбика в зависимости от того, каким местоимением их можно заменить: он, она или оно.

Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение.(слайд)

  Он/мой            она/моя      оно/мое

Сторож          лестница    колесо

Хоккей            удочка          пение    

Рассказ            повозка      сочинение

                          повесть

м.р.                     ж.р.             ср.р.

Первый ряд читает слова из первого столбика, второй ряд – 2-ой столбик, третий ряд читают 3-й столбик слов. По какому принципу вы разделили слова?

Как вы это определили? Какими словами подсказками можно воспользоваться? (он, мой она, моя).

–Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?

(колесо, солнце, пение, сочинение)

– Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?(мое)

– Можно ли к этим словам подставить слова – помощники женского рода: она, моя?

Мужского рода – он, мой?

 - Посмотрите, как обозначают род  на письме.

(слайд)

-Кто может сформулировать правило, как определить род имени существительного?

- Сверим наш вывод, откройте учебник на стр.25 и прочитайте правило.

- Совпадает? Правильно ли мы рассуждали?

- Прочитайте из правила слова среднего рода.

Докажите, что эти слова именно этого рода.

- Приведите свои примеры слов женского рода, мужского и среднего.

Изучение нового материала.

-Откройте стр.26.

- N, прочитай  вслух задание к упражнению 40.

-Поднимите руку у кого возникли ли вопросы по заданию?

- Ребята, запишите в тетради упражнение 40.

-  Это упражнение  выполняем у доски по одному слову каждый, ваша задача: записать слово и определить род существительного, выделить окончание у слова.

Остальные  в это время у себя в тетрадях с красной строки записывают слова, над ними укажите род, выделите окончание.

Языковой материал:

Слово Волна –она, моя, значит это существительное женского рода- окончание – а.

-Каким способом мы определили род имени существительного?(по значению)

гнездо(ср.р), тетя(ж.р), земля(ж.р), дядя(м.р), море(ср.р), стол(м.р),пальто(ср.р), дедушка( м.р), девочка(ж.р), солнце(ср.р), метель(ж.р), мальчик(м.р), платье(ср.р), диван(м.р).

-Поднимите руку у кого были ошибки?

- Назовите окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода.

1. Мужской род: нулевое, -я,-а;

2.Женский род: -а, -я, нулевое;

3.Средний род: - е, -о.

Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания.

- Вспомните  слова, которые мы рассмотрели в начале урока:

Бабушка     дедушка

-Назовите окончания в этих словах. Они одинаковы, но эти слова разного рода. Ребята, каким еще способом мы можем определить род имени существительного?

-Значит, можно ли судить только по одному признаку?

-Прочитайте правило.

Женский род запомню я

И скажу: “Она — моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: “Он — мой”.

Средний род:”Оно - моё”.

Это правило - моё!

Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Давайте это проверим.   Сравните слова,  что у них общего и чем они отличаются? Даны такие слова:

Медведь – медведица

Волк – волчица

Заяц – зайчиха

Голубь – голубка. ( один корень)

 – Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные)

По родам существительные не изменяются.

Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода- это постоянный признак.

Работа по карточкам:

-Подбери к данным существительным синонимы, определи их род и запиши в тетрадь. Докажите каждый пример.

Работа-труд

Друг – товарищ

Лошадь – конь        

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, сравните с образцом на слайде.

 

Классифицировать существительные

 

Строить грамматическое рассуждение.

Работа у доски

Проводить взаимоконтроль.

в

Узнавать новую информацию.

Рассуждать и обосновать свой ответ

Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных

Анализировать правило

определять корень слова, анализировать слова

Работа по карточкам

Подбирать синонимы и определять род

Проверять работу.

П:  извлекают необходимую информацию.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

 

≈10

- Давайте рассмотрим такую ситуацию:

На уроке Миша и Петя поспорили о том,  какого рода слово МЕТЕЛЬ. Миша заявил, что слово метель мужского рода, т.к. имеет нулевое окончание, а Петя утверждал, что и существительные женского рода имеют такое окончание. Кто же из мальчиков прав? Каким же все-таки способом можно определить род этого слова?

- Перечислите все способы определения рода имени существительного.

- Давайте вспомним цели, которые мы ставили. Все ли цели мы достигли?

-Понравился вам урок?

-Что именно понравилось?

-Какие трудности испытывали на уроке?

Определять род имен существительных.

Обобщать изученное

Анализировать свою деятельность

Р:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Род имен существительных".

конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном  числе" 3 класс...

Конспект урока по теме "Род имен существительных " 3 класс УМК "Перспектива"

Цель урока: научить учащихся определять род у имён существительных. На уроке применяются разные виды работ....

Конспект урока по теме «Роль имен прилагательных в тексте» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: знакомство с текстом-описанием; развитие умения употреблять имена прилагательные в тексте.Планируемые результаты:Предметные:уметь употреблять имена прилагательные в тексте;уметь распознава...

Конспект урока на тему: "Признаки имени существительного" 4 класс

Проявлять положительное отношение и интерес к урокам русского языка; адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности....