Проект урока «Предметный смысл разностного сравнения.Табличные навыки».
проект по математике (1 класс)

Бизяева Валентина Петровна

Проект урока «Предметный смысл разностного сравнения.Табличные навыки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока «Предметный смысл разностного сравнения.Табличные навыки». 

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ Леньковской ООШ Лысковского района

Нижегородской области Бизяева Валентина Петровна

Квалификационная категория I

Стаж работы учителем начальных классов 34 года

Диагностика

В классе 10 учащихся:5 девочек и 5 мальчиков.

Была проведена такая диагностика:

Личностные УУД

(Методика изучения воспитанности младших  школьников (М.И.Шилова))

Уровень воспитанности

Количество чел./%

Описание

Средний уровень

6чел./60%

Свойственна самостоятельность, проявление самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция проявляется слабо

Низкий уровень

4чел./40%

Слабый неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших, самоорганизация и саморегуляция ситуативны

Коммуникативные УУД

Методика «Рукавичка» (Г.А.Цукерман)

Показатели уровня выполнения задания:

Высокий  - (4чел/40%)-Дети обсудили вариант узора, рукавички украшены одинаковыми узорами.

Средний -  (4чел./40%) – Частичное сходство рукавичек.

Низкий - (2чел./20%) – В узорах преобладают различия, нет сходства, дети не могут прийти к согласию.

Познавательные УУД

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления - выделение существенных признаков.

Дети показали:

Высокий уровень- 3чел./30% (дали  6 правильных ответов из 7)

Средний уровень – 5чел./50% (дали 4-5 правильных ответов)

Низкий уровень – 2чел./20% (2 правильных ответа )

Описание исходного уровня знаний, умений, навыков по изучаемой теме:

-Дети изучили состав чисел первого десятка;

- могут строить числовой луч, определять количество мерок в отрезках, данных на числовом луче;  

-знают предметный смысл отношений «больше», « меньше», «столько же»;  

-умеют сравнивать количество предметов и записывать результат,  используя знаки «>», «<.»;

- могут выполнять  сложение и вычитание в пределах 10;

 -читать равенства, используя математическую терминологию;

  -записывают количественные изменения («больше на …», «меньше на…»)

Тема урока: « Предметный смысл разностного сравнения. Табличные навыки.»

Урок изучения нового материала.

Задачи: 

Образовательная:

формировать умения сравнивать два числа, применяя вычитание;

-уметь формулировать правило сравнения чисел.

- интерпретировать полученную информацию  – переформулировать практические задания в учебные задачи урока  (Чему буду учить себя? Как это делать? );

-закрепить табличные навыки;

- формировать умения оценивать свою работу.

Развивающая: - развивать алгоритмическое и логическое мышление, внимание, память;

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение работать в парах, слушать друг друга, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы:  проблемный, наглядные, практические.

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах.

 

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация)

 Планируемые результаты: 

- научить первоклассников моделировать отношение разностного сравнения;

- выбирать предметные модели, соответствующие данному равенству

-преобразовывать графическую модель в символическую

-следовать алгоритму

Оборудование к уроку:

- интерактивная доска;

- проектор;

- компьютер;

- учебник математики;

- тетрадь на печатной основе;

Для учащихся:

  • учебник математики;
  • тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь;
  • карточки с числами;
  • математический веер;
  • конверт с «треугольниками»

Структура урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.Устный счёт.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка задачи урока.

4. Освоение нового знания.

5. Физкультминутка.

6. Пробное учебное действие. Первичное закрепление материала

7. Закрепление изученного материала.

8. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня на уроке мы продолжаем получать волшебные звезды за активную работу, верные ответы.

Для того, чтобы получить звезду нужно потрудиться. Вы готовы? Тогда начнём!

Регулятивные (саморегуляция)

Устный счёт.

1. Как изменяются числа в ряду?

                   1,4,2,5,3,6,4

- Как записать эти изменения на языке математики?

 

Вычислим значения выражений.

2. Сколько кружков? Сколько квадратов?

- Что можно сказать о них?

 

-А какое неравенство можно записать?

- Число 1 увеличили на 3, число 4 уменьшили на 2, число 2 увеличили на 3,

число 5 уменьшили на 2, число 3 увеличили на 3, число 6 уменьшили на 2.

Учащиеся читают выражения, проговаривая отношения («увеличить на…»,

«уменьшить на…»),записывают на доске

1+3   4-2

2+3   5-2

3+3   6-2

- показывают на веере значения выражений.

Кружков-4. Квадратов -3.

Кружков больше, чем квадратов, а квадратов меньше, чем кружков.

4>3

Познавательные УУД

( логическое мышление-анализ, установление причинно_следственных связей, ориентироваться в своей

системе знаний.)

 Создание проблемной ситуации.

Постановка задачи урока.

 Работаем в паре с соседом .

-Мальчикам следует положить на альбомный лист  8 красных  треугольников, а девочкам -6 синих.

-Сравните свои изображения. –

У кого фигур больше?

 -А как вы узнали?

-Давайте проверим,  составим пары

        

        

   

-Что вы заметили?

-Какое неравенство можно записать?  

-Какое число больше?

-Какое меньше?  

 

-Какое арифметическое действие нужно совершить, чтобы найти  на сколько 8 больше 6?

-. А разобраться,  на сколько одно число больше  или меньше другого поможет нам учебник - с.30.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос заголовка?

-Один великий математик сказал: «Лучший способ изучить что- либо  - это открыть самому»

-Какие действия нам помогут в этом? Что мы будем делать?

       

Дети работают в паре с соседом с раздаточным материалом

Мальчики положат на альбомный лист  8 красных  треугольников, а девочки -6 синих

Составляют пары

- Два лишних

8>6

-8

-6

Мы не знаем, как записать эти отношения на языке математики.

Дети читают заголовок учебника

-Нет.

-рассуждать, думать, считать,   решать

Коммуникативные УУД(планирование учебного сотрудничества)

Регулятивные УУД(выполяют учебные действия в материализованной форме)

Познавательные УУД(постановка проблемы)

Регулятивные УУД(прогнозирование

 Освоение нового знания.

Тема нашего урока «Предметный смысл разностного сравнения. Табличные навыки.»

- К доске пойдет Алеша. Я дам ему конверт (в конверте ученика5 магнитов), у

меня останется такой же (в конверте учителя 7 магнитов).

У меня в конверте круги, у Алеши тоже. У кого кругов больше, мы пока не

знаем. Наблюдайте за нашими действиями, и, я думаю, вы сможете ответить на

этот вопрос.

(Учитель обращается к ученику)

- Мы будем выкладывать круги на доску по одному одновременно. Начали!

(Расположение кругов на доске может быть таким):

Учитель:

- А у меня круги остались.

- Теперь подумайте, какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос:

«Сколько кругов у меня осталось, если в конверте у меня было 7 кругов?»

(К доске прикрепляю конверт и записываю под рисунком то количество кругов,

которое было у меня в конверте).

Учитель:           Ученик:

 

 

 

 

 7 кругов           5кругов

(Затем учитель соединяет линиями круги на рисунках, зачеркивает те 5 кругов,

которые дети вычитали из 7, и записывает равенство 7-5=2).

- Какой сделаем вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос

«На сколько больше (меньше)?»?

- Выполнив вычитание, т.е., записав равенство 7-5=2, мы отвечаем сразу на два вопроса: «На сколько кругов у меня больше, чем у Алеши?» и «На сколько кругов у Алеши меньше, чем у меня?

-Давайте вместе повторим , какие мы действия выполнили и попробуем составить план наших действий.

Алгоритм высвечивается на экране (слайд)

Алгоритм решения:

1. Определяю, какие числа даны

2. Сравниваю числа

3. Смотрю, какое из чисел (большее,  меньшее)

4. Записываю большее число и вычитаю из него меньшее

5. Выполняю вычисление

У доски работает Алёша,

-выкладывает круги на магнитах.

Наступает момент, когда Алеша говорит:

- У меня больше нет кругов.

 

- Нужно выполнить действие вычитания.

Коллективно дети обсуждают, что обозначает на рисунке каждое число в

равенстве  7-5=2

 7 – количество кругов у Вас, 5 – количество кругов у Алеши, у Вас тоже было 5 кругов, 2 – это круги, которые у Вас остались.

Дети  (коллективно) вспоминают и составляют алгоритм решения:

1. Определяю, какие числа даны

2. Сравниваю числа

3. Смотрю, какое из чисел (большее,  меньшее)

4. Записываю большее число и вычитаю из него меньшее

5. Выполняю вычисление

Познавательные УУД

(знаково-символические действия)

Познавательные УУД (умения делать умозаключения )

Познавательные УУД(планирование)

Физкультминутка

Регулятивные УУД (саморегуляция)

Пробное учебное действие. Первичное закрепление материала.

Работаем по учебнику:

- № 64: Рассмотри рисунок и ответь на вопросы.

-На сколько больше черепах, чем листочков? На сколько меньше листочков,  чем черепах?

-Запишите выражение

 -№ 65: Рассмотри рисунок и объясни, что обозначает каждое число в равенстве

- № 66: нужно выбрать, какому  из рисунков соответствует равенство?

Проверка.

- №67: записать равенством, на сколько больше мерок в отрезке АК, чем в отрезке МЕ; на сколько меньше мерок в отрезке МЕ, чем в отрезке АК?

Дети записывают в тетрадях

            №64.

-отвечают на поставленные в задании вопросы, проверяют себя по алгоритму, записывают выражение

    7-4=3

Устные ответы на поставленные вопросы:

5- количество цыплят, 3 – количество яиц, 2 – количество цыплят , которым яиц не досталось

Учащиеся подбирают к рисунку соответствующее равенство и доказывают, почему выбрали его.

1равенство соответствует второму рисунку, а

2равенство соответствует первому рисунку.

Объясняют, а затем записывают в тетради равенство

     9-5=4

Познавательные УУД (выполнение логических операций анализа, сравнения)

Познавательные УУД (классификация)

Закрепление изученного.

Самостоятельная работа.

1.работа в ТПО № 2, с.23, № 48.

№ 48:Запиши равенство, которое соответствует рисунку.

- Взаимопроверка

2.Дифференцированная работа.(Работа по карточкам  с разноуровневыми заданиями):

-   На сколько одно число больше другого?

Уровень А:

 8 и 4,  7 и 10,   4 и 6.

Уровень Б:

  8 и 4,  7 и 10,   4 и 6,   9 и 7.

Уровень С:

  8 и 4,  7 и 10,   4 и 6,   9 и 7,   1 и 8,   2 и 10.

3.Математический диктант

-- Я буду читать задания, а вы в тетради запишите решение.

1. На сколько число 5 больше 2?

2. На сколько число 7 меньше 9?

3. Оле 2 года, а брату 6 лет. На сколько брат старше Оли?

– Соотнесите свои ответы с буквами в таблице и прочитайте слово.

2 3 4

Р У А

– Какое слово у вас получилось? Прочитайте хором.

-Как вы узнавали, на сколько одно число больше другого?

Дети работают в ТПО, с.23, № 48.

Считают  количество справа и слева, из большего числа вычитают  меньшее число, записывают  значение.

-обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга.

Выбирают карточку ,

самопроверка по эталону

 

Дети пишут: 5 – 2 = 3.

Дети пишут: 9 – 7 = 2.

Дети пишут: 6 – 2 = 4.

-УРА!

-Мы из большего числа вычитали меньшее число.

Познавательные УУД (выполнение логических операций анализа, сравнения)

РегулятивныеУУД (взаимоконтроль, самопроверка по образцу )

 Итог урока. Рефлексия.

Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопросы

      «На сколько больше? Насколько    меньше?

-Кто может получить волшебные звезды за активную работу, верные ответы?

- Спасибо всем за работу на уроке!

Дети высказываются

Ребята оценивают свою работу и работу  одноклассников

Регулятивные УУД

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на разностное сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности"

Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности" для 1 класса. Содержит визитную ...

Открытый урок математики в 1-м классе (УМК "Гармония"). Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией.

Очень важно, чтобы учащиеся поняли смысл математических действий и усвоили математическую терминологию с первых уроков. Представленный урок построен с учетом методов развивающего обучения, на ка...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ) "СОЗДАНИЕ СБОРНИКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ"+ приложения

Цель исследования: на основе изучения методики обучения грамматике разработать сборник игр и определить возможности его использования в процессе обучения грамматике.Объект исследования: образовательны...

технологическая карта урока математики "Терминология. Предметный смысл дроби" 4 класс

Тема. Терминология. Предметный смысл  дробиЦель. Познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли), где a, b – натуральные числа, с терминами (дробь, числитель, знаменатель, доля).Формируемы...

презентация и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония "Предметный смысл сложения"

Презентация  и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония. Тема урока "Предметный смысл сложения"...

План-конспект по математике на тему:"Предметный смысл сложения." для 1класса

Краткий и содержательный план,охватывающий самое основное....

Конспект урока математики Тема урока: задачи на разностное сравнение чисел 2 класс УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ·        формирование умения выделять из множества задач те, которые являются задачами на разностное сравнение;·...