Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. (Письменная нумерация чисел от 11 до 100)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Хрычева Ольга Николаевна

Математика 2 класс. Часть 1.  М.И. Моро, С.И. Волкова УМК «Школа России»

Тема: Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. (Письменная нумерация чисел от 11 до 100)

Цели: научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать именованные числа; развивать логическое мышление и умение решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 2 класс. Часть 1.  М.И. Моро, С.И. Волкова УМК «Школа России»

Тема: Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. (Письменная нумерация чисел от 11 до 100)

Цели: научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать именованные числа; развивать логическое мышление и умение решать задачи.

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

Все нам надо посчитать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Демонстрируют готовность к уроку, рассказывают считалочку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Каллиграфическая минутка

Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа

Учитель читает стихотворение:

Сегодня, милые ребятки,

Цифра спряталась в загадке:

Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

– Что это за число?

– Сегодня у нас на минутке чистописания число «5».

– Прокомментируйте написание цифры «5»?

Прописывает образец на доске: 5 5 5 5 5...

– Запишите число «5» у себя в тетрадях

 (Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии.Начинаем писать чуть правее середины верней клетки и ведём наклонно до центра клетки. А затем пишем малый полуовал («3»). Вверху пишется горизонтальная волнистая линия.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради

Фронтальная

Регулятивные: контролируют

и оценивают свою деятельность.

Познавательные: выделяют

необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Устные ответы,

наблюдение

III. Устный счет

Развитие навыков устного счета.

Игра «Назови соседа»

Арифметические ребусы

                            Вы на числа посмотрите,

                            Их «соседей» назовите

Записывает на доске:

 * + 1 = **                     – 1 = 19

 9 +  = 13                   + 7 = 15

– Как вы думаете, какие числа спрятались? Подумайте, ребята!

 – Сосчитайте от 34 до 44, от 58 до 63, от 77 до 84?

– Посчитаем десятками до 100 и обратно

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть; умеют считать десятками до 100 и обратно.

Устные ответы

IV. Под-

готовка к восприятию учебного материала

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

На  доске записаны числа: 11, 32, 23, 57, 80, 75, 44.

– Что вы заметили?

– Что обозначает каждая цифра в записи чисел?

– Обратите внимание  на числа, в записи которых одинаковое количество десятков и единиц.

– Назовите число, в котором: 2 десятка и 3 единиц; 3 десятка и 2 единицы; 7 десятков и 5 единиц;

5 десятков и 7 единиц.

– Как записать данные числа?

– Сегодня на уроке вы будете учиться записывать различные двузначные числа, определять роль каждой цифры в записи числа. Тема урока «Письменная нумерация чисел от 11 до 100»

Осознают то, что уже известно и усвоено, и то, что предстоит узнать.

Анализируют, сравнивают, делают выводы.

Вступают в диалог с учителем и одноклассниками

Фронтальная

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу.

Познавательные: выделяют

и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы, наблюдения

V. Открытие новых знаний

Развитие умения определять роль каждой цифры

в записи двузначного числа, записывать двузначные числа.

– Вернемся к числам, которые вы назвали.

– Одинакова ли роль цифры 5 (7) в числах 57, 75?

– Где место десятков в записи числа? единиц?

– Запишите число 57. У вас получилось так, как

на доске?

– Запишите число 75. Так ли вы записали число?

– В каждом из записанных вами чисел подчеркните десятки зеленым карандашом, а единицы – синим.

– Проверьте работу друг друга.

– Какова роль цифры 2 (3) в числах 23, 32?

– Запишите числа 23 и 32. Сравните запись, выполненную на доске с тем, что написали вы.

– В каждом из записанных вами чисел подчеркните десятки зеленым карандашом, а единицы – синим.

– Проверьте работу друг друга.

– Самостоятельно назовите число в пределах 100 и запишите их, объяснив роль каждой цифры.

Определяют роль цифр в записи двузначного числа, записывают двузначные числа (один ученик выполняет работу на доске); проверяют работу друг друга; сравнивают свои вычисления с записью, выполненной на доске.

Фронтальная парная (групповая);

индивидуальная.

Регулятивные: определяют последовательность действий, контролируют и корректируют свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу.

Познавательные: выделяют

и формулируют учебно-познавательную задачу; анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить

свои мысли до всех участников образовательного процесса, совзаимодействовать с учителем и одноклассниками. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; выполняют и принимают конструктивные формы сотрудничества.

Устные ответы.

Наблюдение

VI. Первичное закрепление знаний

Коллективный разбор

задания 1 

(с. 8 уч., ч. 1).

Задание 9

(ТПО с.6)

Задание 10

(ТПО с.6)

- Как изменится запись чисел, если добавить 1 десяток палочек?  Данные и вновь образованные числа записываются парами: 

                               12  22             20  30.

 – Что вы видите? Что означают колонки клеточек и отдельные клеточки?

– Запишите числа, которые соответствуют рисунку и прочитайте их. (УДАЛИТЬ)

– Решите задание самостоятельно с последующей самопроверкой.

Фронтальная

Регулятивные: контролируют

и корректируют собственную деятельность, выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; аргументируют выбор знака действия

Сравнение именованных чисел. Развитие умения сравнивать именованные числа.

Задание 4 

(с. 8 уч., ч. 1).

– Рассмотрите записи. Какую величину измеряют в этих единицах?  (длину) Что значит «сравнить числа»?

– Как можно сравнить 19 см и 2 дм, ведь числа имеют разные единицы измерения?

(19 см – это 1 дм и 9 см; 1 дм 9 см < 2 дм,

 значит, 19 см < 2 дм).

Пример рассуждения:

40 см  4 дм.

40 см – это 4 дм;

4 дм = 4 дм, значит, 40 см = 4 дм.

Рассуждая вслух, обосновывают выбор знака сравнения

Фронтальная

Познавательные: осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают, доказывают.

Коммуникативные: достаточно полно и четко выражают свои мыс-ли; знают правила ведения диалога.

Физкульт-минутка

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом – наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Выполняют

элементарные физические упражнения

(в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их

с действиями учителя и одноклассников.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности и здорового образа жизни; стремятся к сотрудничеству

Наблюдение

Работа над задачами.

Решение простых задач изученных видов. Задание 5 

(с. 8 учебника, ч. 1). 

Прочитайте текст задачи.

Почему вы считаете, что данный текст является задачей?

– О чем эта задача?

– Что нам известно в задаче?

– Что  надо найти в задаче?

– Запишите краткое условие.

– Что спрашивается в первом вопросе задачи? (Сколько цифр он написал во второй строке?)

– Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Да)

– Каким действием мы это найдём?  Почему? (вычитанием, т.к. во 2-й строке меньше цифр)

– Запишем  решение в тетрадь. (10-3=7(ц.))

– Что спрашивается во втором вопросе задачи? ( )

– Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Да)

– Каким действием мы это найдём?  Почему? (Сложением, т.к. нам надо найти всего цифр на 1-й и 2-й строчке)

– Запишем  решение в тетрадь. (10+7=10(ц.))

– Запишите ответ. (Ответ: 10 цифр всего.) 

Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данные тексты являются задачами;

выделяя условие, вопрос, называют данные и искомое числа, составляют краткую запись; обосновывают выбор знака действия для решения задачи, решают задачу с комментированием.

Фронтальная.

Фронтальная

Регулятивные: планируют собственную деятельность, осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений, проявляют самостоятельность, ответственность.

Уст-

ные ответы,

наблюдение.

Устные ответы,

наблюдение.

VI. Работа

с геометрическим материалом

Развитие умений называть геометрические фигуры и работать с ними.

Задание

(с. 8 уч., ч. 1, на полях)

– Как называется линия, изображенная в учебнике (с. 8 учебника, ч. 1, на полях)? (Ломаная.)

– Сколько в ней звеньев? (Четыре.)

– Рассмотрите внимательно звенья ломаной.

– Что заметили? (Каждое следующее звено длиннее предыдущего.)

Рассматривают задание
в учебнике, объясняют свою точку зрения.

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков; строят логические цепочки рассуждений.

Коммуникативные: 

обосновывают свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов

Устные ответы, наблюдение

Самостоятельная работа

«Проверь себя»

(уч. с.8)

Самостоятельное выполнение. Проверка на доске.

- Оцените свою работу на уроке.

Личностные проявляют самостоятельность, активность в мыслительной деятельности, личную ответственность

VI. Рефлексия

Обобщение полученных

на уроке сведений, оценивание

– Что особенно запомнилось на уроке?

– Что вызвало наибольшие затруднения?

– Как вы думаете, почему?

– Чем важен сегодняшний урок для вас?

Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы поместного значения цифр в записи числа.

Конспект урока для 1 класса по системе Занкова по математике на тему: "Принципы поместного значения цифр в записи числа"...

Письменная нумерация чисел 11-100.

Разработка для 2 класса по математике по ФГОС....

Самостоятельная работа по математике в 3 классе по теме "Письменная нумерация чисел в пределах 1000"

Самостоятельная работа по математике в 3 классе по теме " Письменная нумерация чисел в пределах 1000"...

математика 2 класс "Школа России" Тема: Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100.

Цель урока: 1. Закреплять знания нумерации чисел в пределах 100...

математика 2 класс "Школа России" Тема: Устная и письменная нумерация чисел в пределах 100.

Цель урока: 1. Закреплять знания нумерации чисел в пределах 100...

Презентация к уроку математика 2 класс "УМК "Школа России" "Поместное значение цифр!

Презентация к уроку математики 2 класс УМК "Школа России" "Поместное значение цифр"...