Конспект урока по математике "Деление с остатком" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Данный урок знакомит детей, как разделить число с остатком, зная таблицу умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕК УРОКАПО МАТЕМАТИКЕ

«ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»

ТЕМА УРОКА: Деление с остатком

Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
  • Формировать практические навыки деления числа с остатком;
  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
  • Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

  • В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
  • наблюдательности и любознательности,
  • развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

  • Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учитьпонимать возможности различных позиций и точек зрения;
  • Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общиепризнаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
  • Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;

ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.

СТРУКТУРА УРОКА:

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

III Целеполагание и мотивация.

IV Первичное усвоение новых знаний.

V Осознание и осмысление учебного материала.

VI Первичное закрепление.

VII Контроль и самопроверка.

VIII Подведение итогов, рефлексия.

Организационный момент Мотивация

игра «Добрый день». ИГРОВАЯ технология

Ребята, давайте поиграем в игру «Добрый день». 
Мне очень хочется пожелать доброго дня всем-всем, каждому из вас. 
Добрый день, ребята! 
Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! 
Я скажу слова «Добрый день …» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 
Попробуем? 
Добрый день всем девочкам! 
Добрый день всем мальчикам! 
Добрый день всем тем, кто чистил сегодня зубы! 
Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! 
Добрый день всем, кто любит конфеты! 
Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.

Девиз урока: «С маленькой удачи начинаются большие успехи».

Свои знания оценивайте после каждого задания по лестнице успеха.(2б – все выполнил, 1б – были ошибки, 0б – не справился.)

Личностные:

широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности

Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.

II Актуализация опорных знаний.

Повторить правила работы в группах и инструкцию.

Ребята, работаем по группам:

1. «Весёлые примеры».

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.

1 группа:

  • Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
  • Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

(54 : 9 = 6)

  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
  • У рыбы3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.

(3 • 7 = 21)

2 группа:

  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
  • Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)
  • Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без 2 выходных. (40 : 5 = 8)
  • Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.

40 6 3621

50 46 866

Молодцы с заданием справились.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»

Класс делится на 2 команды.  Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему рядом, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

5*7

6*2

7*8

18:2

5*9

6*7

24:3

45:5

5*8

40:5

63:7

5*6

7*5

48:6

27:3

6*5

7*8

56:7

6*4

7*3

32:4

7*2

5*3

6*3

7*9

64:8

36:4

5*4

6*7

54:6

Задачи в стихах

1. Посылали молодицу

    По холодную водицу.

    А водица далеко,

    И носить-то нелегко.

    Два ведра по десять раз

    Получается как раз.

    Сколько ведер? Не зевай,

    Молодице помогай.

    (2 · 10 = 20.)

2. К трем зайчатам в час обеда

    Прискакали три соседа.

    В огороде зайцы сели

    И по семь морковок съели.

    Кто считать, ребята, ловок?

    Сколько съедено морковок?

    (7 · 6 = 42.)

3. Мышка зерна собирала,

    По два зернышка таскала,

    Принесла уж девять раз.

    Каков мышкин стал запас?

    (2 · 9 = 18.)

4. Пять зайчат сидят в углу,

    Чистят репу на полу.

    Насчитали 20 штук,

    Как делить забыли вдруг.

    Мамы с папой нет нигде…

    Помогите им в беде!

    (20 : 5 = 4.)

А сейчас возьмите карточки, прочитайте, все ли вам понятно, что нужно сделать? Приступайте к работе.

-Продолжают работать в группах.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21, 22, 23, 24, 25, 26,27, 28,29,30

Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка

4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40

Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка.

5,8,9,10,11,1520,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,32,33,34,35,36,3738,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50

Обведите числа, которые делятся на 5 без остатка.

Затем выходят и озвучивают свои результаты.

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУДуметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.

III Целеполагание и мотивация.

Постановка проблемы.

 Найдите значения этих частных:

10:5 ,        9:3,    12:6,  24:3,   15:3,    7:2

Вы смогли полностью выполнить задание?

(Нет)

- Почему? В чём было затруднение? 7:2

Чем похожи примеры и чем отличаются?

( в примере 7:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)

Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)

-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.

Практическая работа.

-Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 7 тетрадей, я её отдаю Павлу и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

- Попробуем.

- Разделили?

- Делаем вывод.

Сколько получит каждый?(по 3)

  • Все ли тетради разделили? (нет)
  • Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну)
  • Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток)

Давайте запишем это выражение.

-Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 7 : 2 = 3 (ост. 1)

(учитель проговаривает)

-Сколько разделили без остатка?(6) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу ×)

-Так сколько раз по 2содержится в 7? (3 раза,  ост. 1)

  • Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.
  • Так какая тема урока? (Деление с остатком)

На доске высвечивается тема урока:

Деление с остатком

  • Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)

ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:

Научиться выполнять действие деление с остатком.

ВОПРОСЫ:

Как разделить число с остатком?

Как найти остаток?

Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке.

Физкультминутка

Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу,уметь формулировать тему урока, целеполагание;

Личностные:

учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные:

владение диалогической формой речи.

Познавательныеуметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.

IV Первичное усвоение новых знаний.

  1. Работа по учебнику с. 26 №1,2

2)Работа в парах: (полоски = 10 см).

Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10?

– Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост 1)

– Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток).

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные : сохранять заданную цель урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.

V Осознание и осмысление учебного материала.

Задание №1

-А сейчас поработаем у доски. Нам необходимо рассадить птиц по кормушкам. Как это можно сделать?

- Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.

Задание №2

- На поляну прилетели бабочки. Давайте попробуем рассадить их на цветы.

- Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.

Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток,

А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

Как вы думаете, что нам поможет?(Алгоритм)

(карточки с алгоритмом розданы детям)

Памятка

Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.

Регулятивныеуметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод

VI Первичное закрепление.

Какая тема нашего урока?

Какое открытие вы для себя сделали?

Физкультминутка

Самостоятельная работа

Выпиши и реши  выражения

56 : 9 = 45 : 8 =        37 : 6 =

36 : 5 = 83 : 40 =      13 : 2 =

Выполни деление с остатком:

9 : 4 = 50 : 9 = 48 : 7 =15 : 6 = 84 : 9 =

- Сейчас проверим как, вы, справились с работой.

А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке?

Личностные:

способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок.

 Контроль и самопроверка.

 Найди ошибку (В парах)

12:7=1(ост 5)        10:3=3(ост1)         24:5=4(ост4)

5:2=2(ост 2)          11:2=5(ост2)

Взаимопроверка.

Сейчас самостоятельная работа. У нас три варианта. На столе лежат карточки с тестами. На зелёной карточке - простой, на синей - сложнее, а на розовой - самый трудный. Каждый из вас самостоятельно выбирает себе карточку и решает.

ТЕСТ  №  1 

  1. Частное чисел 28 и 4 равно 6, 7, 8.
  2. Какое число меньше 8 в  2  раза? 4, 16, 6.
  3. Произведение чисел 6 и3 равно: 9,  2 , 1 8.
  4. Если число 9 разделить на 1, то получится: 9, 1, 0.
  5. Если делимое равно 56, а делитель равен 7, то частное равно: 8, 6, 9.


ТЕСТ  № 2 «Да- нет»

Если число 8увеличить в 8 раз, то получится 64. ____

Число 7 меньше числа 42 в 5 раз. ____

Произведение чисел 9 и 3 равно 36. ____

Если делитель равен 1, а частное равно 4, то делимое равно 4. ____

Частное чисел 18 и 6 равно  3 . ____

Тест № 3

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо:

а) к сумме прибавить известное слагаемое;

б) из суммы вычесть известное слагаемое;

в) к известному слагаемому прибавить сумму.

 

2 . Сколько раз по 7 содержится в 28?

А)7, б)21, в)4.

 3 .Число 48 больше 8 :А) в 40 раз; б) в 8 раз; в) в 6 раз.

4. Если делитель равен 9, а частное –  3 , то делимое равно:А)27, б) 3 , в)12.

5.Для вычисления значения выражения 24+8 * (12-7) действия выполняются в следующем порядке:

а) сложение, умножение, вычитание; б) умножение, вычитание, сложение;

в) вычитание, умножение, сложение.

Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.

Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания.

VIII Подведение итогов, рефлексия.

IX. Домашнее задание

-Достигли мы поставленной цели?

-Какой приём деления освоили?

-Какое правило узнали про остаток?

-Отметьте теперь себя на лесенке знаний?

С. 26 № 3, 5

Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.

Познавательные:

уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.

VI Подведение итогов, рефлексия.

С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке? (Решали примеры и задачи на деление с остатком)

Верно ли мое утверждение (если да, то хлопок)

- Все примеры на деление имеют остаток.

- Некоторые примеры на деление имеют остаток.

- Иногда остаток меньше делителя.

- Всегда остаток меньше делителя.

- Каждый остаток находим вычитанием.

- Кто хорошо понял тему и может объяснить ее товарищам?

- Какие задания на уроке вам больше всего понравилось выполнять?

Подведём сейчас итог,

Что пошло ребятам впрок.

5 вопросов у меня,

Отвечайте-ка, друзья.

Каждый пальчик разомнем.

Рефлексию проведем.

Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю)

Оценка урока по «Методу пяти пальцев».

М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (остаток меньше делителя)

Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)

С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?

У (указательный) – Кому я сегодня помог?

Б (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)

Показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:

- Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!

-Понравился ли вам урок? Почему?

Домашнее задание:

Учебник: № 4, 5 (с. 26), две карточки по выбору.

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Самоанализа урока

Тема урока: Деление с остатком

Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

1. Познавательные

- формировать представление о приёме деления с остатком путём исследовательской работы;

- познакомить с правилом деления с остатком;

2. Развивающие

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. Воспитывающие

- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Тема урока связана с предыдущими уроками и вводится на полученных ранее учащимися знаниях.

Предложенный материал учитывал все особенности учащихся класса и предполагал разноуровневый подход к объяснению и закреплению материала. В результате, на протяжении всего урока наблюдалась активность в работе учащихся. На достижение поставленных целей работал практический, проблемно-поисковый , иллюстративный методы.

В ходе урока использовались межпредметные связи с уроками технологии, русского языка и искусства.

Время отведённое на урок использовано рационально. Все этапы урока связаны и плавно переходили в последующие. Цели урока достигнуты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...