Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
3 класс
УМК «Перспектива»
II полугодие
Математика
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Раздел | Числа от 100 до 1000. Величины | |||||||||||||
Тема | Величины. Километр | |||||||||||||
Цели | Сформировать представление о мерах длины. Ввести единицу измерения длины «километр». Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Введение понятия «километр». Изучение меры длины километр: сравнение, перевод в другие единицы измерения длины. Решение задач с именованными числами. Величина, единицы измерения, километр, меры длины. | |||||||||||||
Планируемый результат | ||||||||||||||
Личностные умения: Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание определять длину пути, используя разные единицы измерения; - ответственное отношение к измерению длины пути; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «километр» и использовать его в активном словаре; - соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение. - выбирать способ выполнения задания и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания для выбора ближайшего пути. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий; - выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения: - переводить единицу изменения длины «километры» в «метры»; - писать именованные числа в порядке возрастания; - сравнивать именованные числа; - выполнять вычисления с именованными числами; - решать задачи с именованными числами; - составлять и писать текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения . | ||||||||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||||||||||
Окружающий мир Тема «Масштаб». | Информационный материал Учебник «Математика 3 класс», часть 2, Рабочая тетрадь, часть 2 УМК «Перспектива». Демонстрационный материал Таблица «Меры длины». Интерактивный материал Карточки с индивидуальным заданием. Презентация «Величины .Километр». | Фронтальная. Другие формы работы: • индивидуальная • парная • групповая | ||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||||||||||||||
I этап. Самоопределение к деятельности | ||||||||||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | ||||||||||||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать желание помочь Ване. | Слайд №1 Тема урока. Слайд №2 Иллюстрация к проблемной ситуации. Ване надо срочно сбегать в аптеку за лекарством. Одна аптека находится за 100 м от дома, а другая на расстоянии 1 км. Ваня не может определить, какая из них ближе и стоит в раздумье. Ребята, почему Ваня не может определить, какая из аптек ближайшая? Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы. Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, используя разные единицы измерения, чтобы выбрать ближайший объект следования? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ване. | ||||||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||||||||||||||
Цели деятельности | Учебные задания | Планируемый результат | ||||||||||||
Километр | ||||||||||||||
Цели: • Актуализировать знания об известных единицах измерения длины. • Актуализировать умение: - соотносить метр с сантиметром и дециметром; - выполнять вычисление с именованными числами. • Ввести понятие «километр». • Научить: - соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение; - выражать километры в метрах и обратно; - записывать именованные числа в порядке возрастания; - сравнивать именованные числа; - выполнять вычисления с именованными числами; - решать задачи с именованными числами; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Слайд № 3 Актуализация известных знаний. Назовите значение слова «величина». Назовите известные вам единицы измерения длины (см, дм, м). Расскажите, что можно измерить в см; в дм; в м? Задание 2 (З) Слайд № 4 Актуализация известных знаний. Определите длину размаха крыльев каждой птицы и соедините с соответствующим значением стрелочкой:
(колибри, самая маленькая птица на Земле, – 6 см 5мм, альбатрос, самая большая птица – 4 м) Задание 3 (З) Слайд № 5 Актуализация известных знаний. Сравните числа и выражения: Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, помогите исправить ошибки. Проверьте правильность выполненного задания с вариантом на доске.
Задание 4(З) Слайд № 6 Актуализация известных знаний. Напишите решение каждой задачи, используя выражение: - Леопард сделал 12 прыжков и преодолел расстояние в 96 м. Определите длину одного прыжка леопарда. - Страус сделал пять шагов по 8 метров. Определите расстояние, которое преодолел страус. - Лев сделал два прыжка по 4 м и три прыжка по 5м. Определите расстояние, которое преодолел лев. Задание 5 (З) Слайд № 7 Актуализация известных знаний. Определите меры длины среди предложенных чисел и выпишите их в порядке возрастания: 6см 480г 3м 9см 56см 23час 2дм 8см 7мм 18кг 1км Сообщение учителя Слайд № 8 Сообщение новых знаний. Для измерения расстояний между населёнными пунктами используют единицу длины, которая называется километр. «Кило» в переводе с греческого - «тысяча». Слово «километр» сокращённо записывают так: км (точка после буквы не ставится). Например: 1 км, 35 км, 700 км. 1 километр содержит тысячу метров. Это записывают так: 1 км = 1000 м Слайд № 9 Сообщение новых знаний. В Москве возле ворот Кремля находится знак нулевого километра. В Зеленогорске, есть памятник путешественнику, где на стрелках можно прочитать данные о расстояниях до городов России, например: до Архангельска (на север) – 792 км, а до Самары (на юг) – 1474 км. Задание 6 (З) Назовите условное обозначение километра. Назовите количество метров, которые содержат 1 километр. Задание 7 (З) Учебник, с.84, № 3. Слайд № 10 Сообщение новых знаний. Прочитайте высказывания, которые содержат данные о протяжённости расстояний в метрах и километрах. Задание 8 (З) Учебник, с.83, № 1. Расскажите, сколько раз надо отмерить по 10 м, чтобы получилось 100 м? Расскажите, сколько раз надо отмерить по 100 м, чтобы получился 1 км? Задание 9 (П) Можно ли утверждать, что 100 м – это 1 км? Обоснуйте своё мнение. Физкультминутка для глаз Слайд № 11 Многие тысячи км отделяют нас от звёзд. Мы можем лишь любоваться ими да загадывать желания на падающую звезду. Следите глазами за движением каждой звезды и загадывайте желания. В продолжение музыки выполняйте гимнастику для глаз.** Слайд № 12 Самостоятельная работа, взаимопроверка и самопроверка. Задание 10 (У) Учебник, с.83, № 2, с взаимопроверкой. Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,=: Задание 11 (У) Напишите именованные числа в порядке возрастания. 4 дм 9 см, 50 см, 2 м 7 дм 3 см, 100 см, 700 м, 1 км Задание 12(У) Рабочая тетрадь, с. 66, № 1. с самопроверкой Решите задачу с именованными числами. Расстояние от Москвы до Ярославля 270км, до Углича на 30км меньше, чем до Ярославля, а до Иваново на 30км больше. Сколько км от Москвы до Углича? До Иваново? Задание 13 (У) с взаимопроверкой Закончите каждое предложение, используя меры длины: Высота дома 15… Лыжник пробежал 10… Рост человека 1… 70… Длина муравья 12… Физкультминутка Задание 14 Учебник, с.85, № 5. Сравните числовое выражение и число, которые выражены именованными числами, используя знаки: >, < ,=: 100м + 700 м … 1 км 800м … 1км – 300м Задание 15 с взаимопроверкой Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,= : 100м … 1 км 9 км … 960 м 400мин … 4 ч 700 см … 70м Задание 16 с взаимопроверкой Выпишите наименьшее и наибольшее расстояние из предложенных значений: 9км 500м 1200м 968м 320км 1200км 120км 248м Наибольшее значение:____________________ Наименьшее значение:____________________ *В России бронзовый знак нулевого километра находится в самом центре Москвы, перед Воскресенскими воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной; называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Отметку «нулевого километра» редко можно увидеть пустующей в разгар дня. Существует поверье, что желания, загаданные, стоя на ней спиной к Воскресенским воротам, обязательно сбываются. И именно вокруг нулевого километра можно регулярно наблюдать скопление туристов, кидающих через плечо монетки (это ещё один, характерный для этой приметы ритуал). Дата постройки памятника: 1996 г. Архитектор, скульптор, А.И. Рукавишников. Упражнения для снятия усталости глаз:
. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «километр» и использовать в активном словаре; - соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - выражать километры в метрах и обратно; - записывать именованные числа в порядке возрастания; - сравнивать именованные числа; - выполнять вычисления с именованными числами; - решать задачи с именованными числами. | ||||||||||||
Диагностика качества освоения темы | ||||||||||||||
Цель: установить степень освоения темы, а именно: - сравнивать именованные числа; - записывать именованные числа в порядке возрастания; - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять самопроверку учебного задания. | Слайд № 13 Самостоятельная работа и самопроверка. 1. Напишите именованные числа в порядке возрастания: 4 дм 9 см 50 см 2 м 7 дм 3 см 9 мм 700 м 1 км ___________________________________________________ 2. Сравните выражения с именованными числами, используя знаки >, < ,= : 100 м + 700 м …1 км 5 дм + 2 дм … 70 см 700 м … 1 км – 400 м | Регулятивные умения: - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять самопроверку учебного задания. Предметные умения: - сравнивать именованные числа; - записывать именованные числа в порядке возрастания. | ||||||||||||
III этап. | ||||||||||||||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат | ||||||||||||
• Стимулировать желание определять длину ближайшего пути, используя разные единицы измерения. • Научить: - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания; - выполнять учебное действие в соответствии с целью; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Этап включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Слайд № 2 Ване надо срочно сбегать в аптеку за лекарством. Одна аптека находится за 100 м от дома, а другая на расстоянии 1 км. Ваня не смог определить, какая из них ближе и стоит в раздумье. Почему Ваня не идёт в аптеку? Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы. Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, чтобы выбрать ближайший объект следования? Определите, какая аптека находится ближе. Для этого сравните длину пути, используя знаки >, < ,= . 100 м … 1 км Определите, какая аптека находится ближе. Составьте и напишите текст задания с использованием значений длины в разных единицах измерения, благодаря которым можно определить ближайший путь следования. | Личностные умения: - проявлять творческое отношение к составлению и оформлению учебного задания. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | ||||||||||||
IV этап. Рефлексивная деятельность | ||||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | ||||||||||||
• Научить: - проявлять осознание успешности при освоении темы; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. | Самоанализ Закончите предложения: 1. Мне важно уметь выполнять измерение длины разными единицами измерения, потому что…… 2. Чтобы измерить длину разными единицами измерения без ошибок, нужно…. . Слайд № 14 Рефлексия. Самооценка Выберите высказывание и отметьте его значком «X» в соответствующем квадрате:
| Личностные умения: - проявлять осознание успешности при освоении темы. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. | ||||||||||||
Самоанализ урока
Тип урока – открытие нового знания.
Цели урока:
- вывести и освоить новый алгоритм
- тренировать вычислительный навык;
- тренировать способность к применению изученного свойства при решении задач.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: освоить новый прием,
применяя его при решении задач, числовых выражений.
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
-проговаривать последовательность действий на уроке,
-планировать свои действия и работать по коллективно составленному плану;
-уметь выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу и правилу;
- оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-уметь осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- применять знаково-символические средства;
- использовать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, аналогия.
Коммуникативные:
- развитие математической речи, умение работать в парах, в группах,
- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
- деятельностный метод, который ориентирован на формирование общеучебных умений, деятельностных способностей и связанных с ними личностных качеств.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированы. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. На данном уроке дети не получали знания в готовом виде, а добывали их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Самостоятельно ставили цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывали тему урока, в коммуникативной форме обдумывали проект будущих учебных действий: выбирали способ, строили план достижения цели и определяли средства - алгоритмы. При этом я использовала подводящий диалог. При реализации построенного проекта: обсуждались различные варианты, предложенные учащимися, и выбирался оптимальный вариант, который фиксировался в языке вербально и знаково. Построенный способ действий использовался для решения исходного задания, вызвавшего затруднение. В завершение ученики уточнили общий характер нового знания и зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения в речи и знаково. Затем фронтально и в парах решали типовые задания на новую тему с проговариванием алгоритма. Самостоятельная работа проводилась в индивидуальной форме. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся проводился в форме самоконтроля по образцу и по эталону. В конце урока была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение дети соотнесли ее цель и результаты, зафиксировали степень их соответствия, и наметили дальнейшие цели деятельности.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Смена деятельности на уроке способствовала снятию физической, эмоциональной и интеллектуальной напряженности. С этой же целью была проведена физминутка с упражнениями для глаз.
Урок имел воспитательный характер. Формы и приемы работы на уроке способствовали формированию таких личностных качеств детей, как доброта, неравнодушное отношение к окружающим, взаимопомощь, чувство ответственности, а также активности и целеустремленности. При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока.
Заключение
Урок построен в технологии деятельностного метода.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура показывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей (УУД). ТДМ на основании проведенных исследований имеет заключение Государственной СЭС РФ о соответствии санитарным нормам и правилам и является здоровьесберегающей.
Структура проведенного урока имеет следующие этапы:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Урок начинается с мотивационного момента. На данном этапе при помощи наглядной задачи было организовано мотивирование детей к учебной деятельности, в результате которой были определены тематические рамки урока.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель:
1) актуализировать знание распределительное свойство умножение
2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
На данном этапе было организовано повторение необходимого и достаточного материала для открытия нового знания, а также его обобщение. Затем было предложено пробное действие на новое знание, при выполнении которого было зафиксировано затруднение.
Дети определили цель и тему урока.
- Выявление места и причины затруднения.
Цель:
-выявить место и причину затруднения.
На данном этапе с помощью подводящего диалога учащиеся вышли в рефлексию пробного действия, определили место и причину затруднения.
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
На этом этапе в диалоговой форме дети вербально зафиксировали цель деятельности на уроке, выявили правила и установили действия, которые помогут выйти из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
На данном этапе в групповой работе детьми был реализован построенный проект. Обсуждались различные варианты, предложенные учащимися, выбирался оптимальный вариант, который фиксировался в языке вербально и знаково, в результате чего был составлен эталон. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение было зафиксировано преодоление возникшего ранее затруднения.
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель:
- зафиксировать во внешней речи новое правило
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить новое умение
При проведении данного этапа использовалась индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания нового типа и осуществляли их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение была организована рефлексия учебных действий.
Эмоциональная направленность этапа состояла в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. С этой целью были предложены карточки с заданиями разного уровня.
- Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи с новым знанием.
На этом этапе дети была организована фронтальная работа. Учащиеся выявили границы применимости нового знания и решили задачу.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
3) наметить направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить домашнее задание.
На данном этапе была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение были соотнесены цель и результаты учебной деятельности и намечены дальнейшие цели деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/04/picture-17375.jpg)
Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).
Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида: []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/25/picture-27281.jpg)
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика", 1-й класс (программа "Школа-2100"). Тема: «Уравнение».
Тема: «Уравнение»....
Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"
Урок проводила по программе "Школа России" по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-283084-1377091648.png)
Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))
Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-56977-1479130454.jpg)
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",
Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения, используя правило нахождения неизвестного слагаемого....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549892-1418459684.jpg)
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....