Главные вкладки

    Технологическая карта урока (3 класс Школа России)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

          Цель урока: формирование знаний учащихся  о корне слова, как о главной значимой части слова.         

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Технологическая карта урока

    Предмет: русский язык  

    Класс:  3

     УМК Школа России

    Тема: Корень слова. Что такое корень слова?

    Тип урока: получение новых знаний

    Цель урока: формирование знаний учащихся  о корне слова, как о главной значимой части слова.

    Учитель: Кирюшина Н. А.

    Задачи урока:

    1. образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Что такое корень слова?», закрепить орфографический навык правописания корня в однокоренных словах;

    2. развивающие:  помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

    3. воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к природе, уважительного отношения друг к другу.

    Планируемые предметные результаты:

    Понимать суть понятия «корень слова», уметь находить и выделять корень в однокоренных словах, уметь писать одинаково корень в однокоренных словах.

    Планируемые метапредметные результаты:

    личностные:

    регулятивные:

    познавательные:

    коммуникативные:

    положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию

    уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

    уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

    уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение

    Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

    ЛУУД

    уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками; быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

    РУУД

    выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы

    ПУУД

    уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; уметь объяснять, что такое корень слова и обосновывать своё мнение

    КУУД

    уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе; формулировать понятные высказывания, используя термины

    Форма организации учебной деятельности обучающихся:

    фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

    Ресурсы урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для  парной работы, тренажёр В. Базарнова ЖНШ №10-2002г, CD-R  электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной


     Технологическая карта урока

             Этап

        урока

    Время, мин

    Содержание взаимодействия с учащимися

    Методы
    и приемы работы

    ФОУД*

     Деятельность учителя
     

     Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

                Организационный

     1
     

    Ну-ка, всё проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадь?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «пять»?

     –
     

     Ф
     

    Приветствует обучающихся,   проверяет их  готовность к  уроку
     

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
     

    Регулятивные:

    -нацеливание на успешную деятельность.

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

    Коммуникативные:

    - формирование  умения слушать и слышать.

    орфографическая работа.

    Словарно-орфографическая работа.
     

     8
     

     На доске написаны пары слов з.ря – з.рница, р.кета- р.кетчик, тр.ктор – тр.кторист, .рех - .реховый, .г.род - .г.родник, к.ртофель – к.ртофельный.

    – Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
    – Какие буквы нужно вставить в эти слова?
    – Как убедиться в том, что вы правы? 
    (Проверить написание этих слов по словарю.)

     - А можно ли их проверить без словаря? (Нет, их написание нужно запомнить)
    – Записать слова, подчеркнуть орфограммы.


    - Проанализируйте каждую пару записанных слов.

    - Какое общее понятие подходит каждой паре, как можно назвать каждую пару слов?

    (Это понятие «Однокоренные слова»)

    - Как вы это докажите, объясните?

    (Вспомнить правило об однокоренных словах; выделить общую часть в каждой паре слов и сравнить)

    - Выделить корень в однокоренных словах.

    Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

    Наблюдение
     

     Ф

    Ф
     

    Организует диалог с обучающи-

    мися, в ходе которого конкретизи-рует понятие "орфограмма"

    Указывает на объект наблюдения

    Записывают  на доске и в тетрадях, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием, объясняют орфограмму. Формулируют тему и задачу урока

    Выделяют корень в однокоренных словах, обосновывают правильность выполнения

    Регулятивные:

     - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

    Познавательные:

    - постановка и решение проблемы; умение анализировать и классифицировать объекты.

    Личностные:

    - развитие познавательных интересов учебных мотивов.

    Коммуникативные:

    - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, слушать и слышать товарища.

                                                 

                                                 Минутка чистописания      
     

     2
     

     1) – Запишите слово КОРЕНЬ (по образцу на доске)

    2) Какая орфограмма встретилась при записи этого слова? (Безударная гласная –Е)

     3) Назовите грамматические признаки слова корень.
    – Что такое 
    корень?
    – Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
    (Это слово многозначное.)

    Наблюдение, работа в тетрадях
     

     Ф
     

    Указывает на образец на доске
     

    Выполняют упражнение в тетради.

    Регулятивные:

    - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

    Познавательные:

    - построение логической цепи рассуждений; доказательство (осознанное речевое высказывание в устной форме)

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

    Личностные:

    - умение выделить нравственный аспект поведения в межличностных отношениях

                                                        Работа над  темой

     10
     

     Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
    – Что мы называем корнем слова?
    - О чем  будем говорить сегодня на уроке?(О корне слова)
     
    Запись на доске: 
    Водяной, вода, водить

    Лесть, лесничий, лесной
    Лист, лиса, лисенок

    Писк, писатель, письмо
    Горный, горка, городок,
    Дом, домишко, домино

    Где слова родные (однокоренные)?

    - Прочитайте запись на доске. Спишите только однокоренные слова, вычеркните лишние, выделите корень, вместо вычеркнутых слов добавьте по одному к каждой группе.

    Наблюдение, работа с доской 

     Ф П
     

    Организует подводящий диалог, уточняет правило
     

    Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова, выделяют корни.

    Обсуждают и проверяют в паре.

    Регулятивные:

     - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того,  что неизвестно

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения существенных признаков

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание

    узнать больше,  знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли , владеть диалогической формой речи

     Коллективное выполнение упражнения № 130, стр. 74 (учебник «Русский язык» 3 класс)
    - Найдите однокоренные слова.

    - Как их определили?

    - От какого корня они образованы?

    - Выпишите однокоренные слова и выделите корень.

    - Объясните лексическое значение каждого из этих слов.

    - Что помогло вам объяснить лексическое значение однокоренных слов?(корень)

    - Ознакомление с правилом на стр.74

    (Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

    -Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

     Доказатель-ство

    Работа с учебником
     

     Ф

    Г

    П
     

    Дает образец короткого доказательст-ва

    Нацеливает на чтение и ознакомление с правилом
     

     Выписывают слова, выделяют в них корень, подчеркивают непроверяемую орфограмму

    Читают правило в учебнике, обсуждают в паре, сравнивают свои записи и добавляют слова
     

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к учению, смыслообразованию

    Регулятивные:

    - осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

    Познавательные:

    - смысловое чтение и извлечение необходимой информации из текста, подведение под понятие, доказательство

    Коммуникативные:

    - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками (умение работать в паре), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть диалоговой речью

                                    Психофизиче ская  

                                      тренировка

     

    1

     Ребята повернитесь лицом друг к другу и соедините ладони друг с другом. Посмотрите в глаза друг другу так ласково, так нежно, чтобы ваши ладони потеплели,  а глаза засияли. А теперь скажите друг другу ласковые и нежные слова , чтобы ваши ладони потеплели ещё больше, а на душе стало радостнее и светлее.

    Работа в парах

    П 

    Организует психофизическую тренировку

    Выполняют упражнения для релаксации

    Личностные:

    - нравственно-этическая ориентация (уровень социально-личностных ценностей)

    Коммуникативные:

    - умение работать в паре, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, слушать и слышать

                                                    Физкультминутка для мышц                                      

                                                       Гимнастика         для глаз

    2

    1) Мультимедийная презентация

    (физминутку проводит физорг класса)

    «Дуйте, дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи, чтобы завтра из муки напекли мы пироги» и т.д

    (Приложение 1)

    2) Гимнастика для глаз по тренажёру В. Базарнова (ЖНШ №10-2002г стр.56)

    Просмотр презентации

    Ф

    Организует просмотр презентации, выполнение гимнастики для глаз, физкультми-нутки для группы мышц

    Выполняют  гимнастику для глаз и физкульт-минутку для группы мышц

    Личностные:

    - нравственно-этическая ориентация (уровень социально-личностных ценностей)

    Коммуникативные:

    - умение работать в паре, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, слушать и слышать

                                                                                                                     Первичное закрепление нового материала

    5
     

    (Шутка)

    Родня ли гусеница гусю?

    - Вы кто такие?

    -Я Гусь, это Гусыня, а  это наши гусята.

    - А ты кто?

    - А я ваша тётка Гусеница.

    (Верно ли это? Если нет, то почему?)

     На карточках

     Игра  «Выбери пару». (Приложение 2)
    Соединить пары однокоренных слов, выделить корень.
    – Все ли слова нашли себе пару?

    Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа с карточками, доказательство 

    Ф П

    И
     

    Читает шутку, знакомит с текстом

    Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление пар, обмен мнениями
     

    Слушают, выступают индивидуально, доказывают

    По очереди цепочкой производят проверку работы в парах

    (один ученик читает слово из 1 столбика, другой из 2 столбика и доказывают правильность, выделяя корень)

    Производят взаимопро-верку, рефлексию

    Регулятивные:

     - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

    - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

    Познавательные:

    - анализ объектов с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений с целью доказательства

    Личностные:

    - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

    - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнёра

                                          Самоп роверка                                                                                                                                                            
     

     5

     1) Выполнение упр. 131 стр. 74 учебник «Русский язык» 3 класс

    - Прочитать задание к упражнению.

    - У кого возникли вопросы по его выполнению?

    - Выполните данное упражнение.

    2) (Дополнительно для тех, кто работает быстро)

    - Работа в рабочей №1 тетради на стр.41, задание 98

     Самосто-ятельная практическая работа

     И

    П

     Организует выполнение самостоятель-ной  работы

    Проверяет самостоятель-но работу в рабочей тетради

    Выполняют самостоятельно упражнение учебника, делают взаимопроверку в парах    

          Личностные:

      - смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)                                                                          

    Коммуникативные:

    - умение слушать и слышать других, вступать в диалог (участвовать в обсуждении проблем)

    Регулятивные:

    - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, преодолению препятствий; осознание и выделение учащимися того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить (оценка)

    Познавательные:

    - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

                                                                                                                                                                    Подведение  итогов урока

     

    3

    - Подведём итоги урока

    1) Работа в парах по рабочей тетради на стр. 41 упр.100)

    - Что такое корень слова?

    - Какое главное назначение корня слова?

    («Хранить»  общее лексическое значение всех однокоренных слов)

    2) Игра «Третий лишний»

    - Найдите лишнее слово, докажите правильность ответа.

    Желток, железо, желтый;

    Часовщик, часть, частично;

    Циркуль, циркач, цирк;

    Метла, метко, метет;

    Белка, белить, белый.

    «Корень слова – значимая часть.

     Над словами  родственными

    Держит корень власть.

    Выясни умело линию родства

    Однокоренные подбери слова»

                (В. А. Синицин)

    (Книги В. Волиной «Весёлая грамматика»)

    Рефлексия, контроль,

    игра, работа с учебником

    Ф

    П

    Задаёт вопросы о задачах урока, спрашивает какая задача останется на следующие уроки.

    Читает группы однокоренных слов.

    Организует прослушива-

    ние записи о корне слова

    (CD-R  Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной)

    Проговаривают правило о корне слова,  прослушивают запись о корне слова (CD-R  Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной)

    Личностные:

    - оценивание усваимого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, смыслообразование

    Коммуникативные:

    - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование.

    Регулятивные:

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    оценка (осознание того, что учащимися усвоено и что нужно ещё усвоить, осознание качества  и уровня усвоения.

                                                                 Этап  разъяснения

                                                               домашнего  задания

    1

    - Дома выполнить упр. 132 на стр. 75, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть.

    - Прочитайте слова.

    В какие группы можно объединить данные слова? Почему?

    - Запишите однокоренные слова группами и выделите корень.

    Работа с учебником стр. 75

    Упр. 132

    Ф

    И

    Проводит разбор домашнего задания и пояснение к упражнению, даёт конструктив-ные задания

    Записывают задания на дом, задают вопросы, активно участвуют в беседе с учителем

    Регулятивные:

    - оценка, планирование, определение последовательности выполнения задания с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий при выполнении домашнего задания

    Коммуникативные:

    - постановка вопросов, коммуникативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение слушать и вступать в диалог

    Познавательные:

    - осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной форме, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, доказательство 

    Личностные:

    - Установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

                                                                                                                                                           Заключительный этап и рефлексия.

                                                                        КОД (контрольно-оценночная  деятельность) стьдеятельность)

    2

    Урок наш окончен

    И выполнен план

    Спасибо, ребята,

    Огромное вам

    За то, что упорно,

    Усердно трудились!

    И знания ваши

    Нам всем пригодились!

    Работа с листом самооценки,

    и «Волшебными линеечками»

    Г. Цукермана, «лесенками продвижений»

    Рефлексия, КОД

    Ф

    Обеспечивает положитель-ную реакцию учащихся на уроке

    Получают позитивный настрой

    от урока

    Регулятивные:

    - оценка – осознание качества и уровня

    освоения и владения теми или иными учебными действиями;

    - осуществлять итоговый контроль

    Личностные:

    - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач, нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания

    Коммуникативные:

    - умение строить

    продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,

    - проявлять активность в деятельности

    Познавательные:

    - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    * ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

    Данный материал содержит развернутую технологическую карту урока по УМК  "Школа России" В.П.Канакина,В. Г.Горецкий "Русский язык" 2 класс, часть 2, по теме : части речи и различение их.уникальнос...

    технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

    Данный материал содержит развернутую технологическую карту урока по УМК  "Школа России" В.П.Канакина,В. Г.Горецкий "Русский язык" 2 класс, часть 2, по теме : части речи и различение их.уникальнос...

    технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

    данный конспект урока представлен технолдогической картой, где четко отображены требования новых государственных стандартов ....

    Технологическая карта урока математика УМК "Школа России" 3 класс

    Технологическая карта урока математика УМК "Школа России" 3 класс. тема урока:"Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений"....

    технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

    Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

    технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

    Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

    технологические карты уроков 3 класс Школа России "Математика"

    Урок 1Повторение: сложение и вычитание, устные приЁмы сложения и вычитания(учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)Цель деятельностиучителяСоздать условия для проверки умений самостоя...