Технологическая карта урока (3 класс Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: формирование знаний учащихся о корне слова, как о главной значимой части слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык | Класс: 3 | УМК Школа России | ||
Тема: Корень слова. Что такое корень слова? | ||||
Тип урока: получение новых знаний | ||||
Цель урока: формирование знаний учащихся о корне слова, как о главной значимой части слова. | ||||
Учитель: Кирюшина Н. А. | ||||
Задачи урока: 1. образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Что такое корень слова?», закрепить орфографический навык правописания корня в однокоренных словах; 2. развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи; 3. воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к природе, уважительного отношения друг к другу. | ||||
Планируемые предметные результаты: Понимать суть понятия «корень слова», уметь находить и выделять корень в однокоренных словах, уметь писать одинаково корень в однокоренных словах. | ||||
Планируемые метапредметные результаты: | ||||
личностные: | регулятивные: | познавательные: | коммуникативные: | |
положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию | уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки | уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение | |
Формируемые УУД (универсальные учебные действия): | ||||
ЛУУД уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками; быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию | РУУД выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы | ПУУД уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; уметь объяснять, что такое корень слова и обосновывать своё мнение | КУУД уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе; формулировать понятные высказывания, используя термины | |
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. | ||||
Ресурсы урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для парной работы, тренажёр В. Базарнова ЖНШ №10-2002г, CD-R электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной |
Технологическая карта урока
Этап урока | Время, мин | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | 1 | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
орфографическая работа. Словарно-орфографическая работа. | 8 | На доске написаны пары слов з.ря – з.рница, р.кета- р.кетчик, тр.ктор – тр.кторист, .рех - .реховый, .г.род - .г.родник, к.ртофель – к.ртофельный. – Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.) - А можно ли их проверить без словаря? (Нет, их написание нужно запомнить)
- Какое общее понятие подходит каждой паре, как можно назвать каждую пару слов? (Это понятие «Однокоренные слова») - Как вы это докажите, объясните? (Вспомнить правило об однокоренных словах; выделить общую часть в каждой паре слов и сравнить) - Выделить корень в однокоренных словах. | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока Наблюдение | Ф Ф | Организует диалог с обучающи- мися, в ходе которого конкретизи-рует понятие "орфограмма" Указывает на объект наблюдения | Записывают на доске и в тетрадях, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием, объясняют орфограмму. Формулируют тему и задачу урока Выделяют корень в однокоренных словах, обосновывают правильность выполнения | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. Познавательные: - постановка и решение проблемы; умение анализировать и классифицировать объекты. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, слушать и слышать товарища. |
Минутка чистописания | 2 | 1) – Запишите слово КОРЕНЬ (по образцу на доске) 2) Какая орфограмма встретилась при записи этого слова? (Безударная гласная –Е–) 3) Назовите грамматические признаки слова корень. | Наблюдение, работа в тетрадях | Ф | Указывает на образец на доске | Выполняют упражнение в тетради. | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; доказательство (осознанное речевое высказывание в устной форме) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем Личностные: - умение выделить нравственный аспект поведения в межличностных отношениях |
Работа над темой | 10 | Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? Лесть, лесничий, лесной Писк, писатель, письмо Где слова родные (однокоренные)? - Прочитайте запись на доске. Спишите только однокоренные слова, вычеркните лишние, выделите корень, вместо вычеркнутых слов добавьте по одному к каждой группе. | Наблюдение, работа с доской | Ф П | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова, выделяют корни. Обсуждают и проверяют в паре. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения существенных признаков Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше, знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности) Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли , владеть диалогической формой речи |
Коллективное выполнение упражнения № 130, стр. 74 (учебник «Русский язык» 3 класс) - Как их определили? - От какого корня они образованы? - Выпишите однокоренные слова и выделите корень. - Объясните лексическое значение каждого из этих слов. - Что помогло вам объяснить лексическое значение однокоренных слов?(корень) - Ознакомление с правилом на стр.74 (Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов) -Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказатель-ство Работа с учебником | Ф Г П | Дает образец короткого доказательст-ва Нацеливает на чтение и ознакомление с правилом | Выписывают слова, выделяют в них корень, подчеркивают непроверяемую орфограмму Читают правило в учебнике, обсуждают в паре, сравнивают свои записи и добавляют слова | Личностные: - выражать положительное отношение к учению, смыслообразованию Регулятивные: - осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: - смысловое чтение и извлечение необходимой информации из текста, подведение под понятие, доказательство Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками (умение работать в паре), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть диалоговой речью | ||
Психофизиче ская тренировка
| 1 | Ребята повернитесь лицом друг к другу и соедините ладони друг с другом. Посмотрите в глаза друг другу так ласково, так нежно, чтобы ваши ладони потеплели, а глаза засияли. А теперь скажите друг другу ласковые и нежные слова , чтобы ваши ладони потеплели ещё больше, а на душе стало радостнее и светлее. | Работа в парах | П | Организует психофизическую тренировку | Выполняют упражнения для релаксации | Личностные: - нравственно-этическая ориентация (уровень социально-личностных ценностей) Коммуникативные: - умение работать в паре, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, слушать и слышать |
Физкультминутка для мышц Гимнастика для глаз | 2 | 1) Мультимедийная презентация (физминутку проводит физорг класса) «Дуйте, дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи, чтобы завтра из муки напекли мы пироги» и т.д (Приложение 1) 2) Гимнастика для глаз по тренажёру В. Базарнова (ЖНШ №10-2002г стр.56) | Просмотр презентации | Ф | Организует просмотр презентации, выполнение гимнастики для глаз, физкультми-нутки для группы мышц | Выполняют гимнастику для глаз и физкульт-минутку для группы мышц | Личностные: - нравственно-этическая ориентация (уровень социально-личностных ценностей) Коммуникативные: - умение работать в паре, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, слушать и слышать |
Первичное закрепление нового материала | 5 | (Шутка) Родня ли гусеница гусю? - Вы кто такие? -Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка Гусеница. (Верно ли это? Если нет, то почему?) На карточках Игра «Выбери пару». (Приложение 2) | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа с карточками, доказательство | Ф П И | Читает шутку, знакомит с текстом Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление пар, обмен мнениями | Слушают, выступают индивидуально, доказывают По очереди цепочкой производят проверку работы в парах (один ученик читает слово из 1 столбика, другой из 2 столбика и доказывают правильность, выделяя корень) Производят взаимопро-верку, рефлексию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками Познавательные: - анализ объектов с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений с целью доказательства Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнёра |
Самоп роверка | 5 | 1) Выполнение упр. 131 стр. 74 учебник «Русский язык» 3 класс - Прочитать задание к упражнению. - У кого возникли вопросы по его выполнению? - Выполните данное упражнение. 2) (Дополнительно для тех, кто работает быстро) - Работа в рабочей №1 тетради на стр.41, задание 98 | Самосто-ятельная практическая работа | И П | Организует выполнение самостоятель-ной работы Проверяет самостоятель-но работу в рабочей тетради | Выполняют самостоятельно упражнение учебника, делают взаимопроверку в парах | Личностные: - смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) Коммуникативные: - умение слушать и слышать других, вступать в диалог (участвовать в обсуждении проблем) |
Регулятивные: - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, преодолению препятствий; осознание и выделение учащимися того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить (оценка) Познавательные: - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||||
Подведение итогов урока
| 3 | - Подведём итоги урока 1) Работа в парах по рабочей тетради на стр. 41 упр.100) - Что такое корень слова? - Какое главное назначение корня слова? («Хранить» общее лексическое значение всех однокоренных слов) 2) Игра «Третий лишний» - Найдите лишнее слово, докажите правильность ответа. Желток, железо, желтый; Часовщик, часть, частично; Циркуль, циркач, цирк; Метла, метко, метет; Белка, белить, белый. «Корень слова – значимая часть. Над словами родственными Держит корень власть. Выясни умело линию родства Однокоренные подбери слова» (В. А. Синицин) (Книги В. Волиной «Весёлая грамматика») | Рефлексия, контроль, игра, работа с учебником | Ф П | Задаёт вопросы о задачах урока, спрашивает какая задача останется на следующие уроки. Читает группы однокоренных слов. Организует прослушива- ние записи о корне слова (CD-R Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной) | Проговаривают правило о корне слова, прослушивают запись о корне слова (CD-R Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной) | Личностные: - оценивание усваимого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, смыслообразование Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка (осознание того, что учащимися усвоено и что нужно ещё усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
Этап разъяснения домашнего задания | 1 | - Дома выполнить упр. 132 на стр. 75, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. - Прочитайте слова. В какие группы можно объединить данные слова? Почему? - Запишите однокоренные слова группами и выделите корень. | Работа с учебником стр. 75 Упр. 132 | Ф И | Проводит разбор домашнего задания и пояснение к упражнению, даёт конструктив-ные задания | Записывают задания на дом, задают вопросы, активно участвуют в беседе с учителем | Регулятивные: - оценка, планирование, определение последовательности выполнения задания с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий при выполнении домашнего задания Коммуникативные: - постановка вопросов, коммуникативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение слушать и вступать в диалог Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, доказательство |
Личностные: - Установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется | |||||||
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) стьдеятельность) | 2 | Урок наш окончен И выполнен план Спасибо, ребята, Огромное вам За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» | Рефлексия, КОД | Ф | Обеспечивает положитель-ную реакцию учащихся на уроке | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач, нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания |
Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, - проявлять активность в деятельности Познавательные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"
Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...
технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"
Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...
технологические карты уроков 3 класс Школа России "Математика"
Урок 1Повторение: сложение и вычитание, устные приЁмы сложения и вычитания(учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)Цель деятельностиучителяСоздать условия для проверки умений самостоя...
Технологические карты уроков 4 класс." Школа России"
Технологические карты уроков 4 класс " Школа России"Математика,русский язык,литературное чтение,окружающий мир,технология,ИЗО....
Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока Тема урока: «Строчка прямых стежков»
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о видах швов; умений изготовления закладки для книги, в технике вышивка, строчка прямых стежков с зигзагом.Задачи урокаПланируемые результатыДидактич...
Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока «Конструирование динамической игрушки из бросового материала».
Цель урока: освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом2....
Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока «Птицы технике оригами»
Цель урока: освоение технологии изготовления изделий в технике оригами.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) закрепить представление об оригами;2) освоить приёмы складывания бумаги п...