Технологическая карта урока (3 класс Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

      Цель урока: формирование знаний учащихся  о корне слова, как о главной значимой части слова.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Предмет: русский язык  

Класс:  3

 УМК Школа России

Тема: Корень слова. Что такое корень слова?

Тип урока: получение новых знаний

Цель урока: формирование знаний учащихся  о корне слова, как о главной значимой части слова.

Учитель: Кирюшина Н. А.

Задачи урока:

1. образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Что такое корень слова?», закрепить орфографический навык правописания корня в однокоренных словах;

2. развивающие:  помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

3. воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к природе, уважительного отношения друг к другу.

Планируемые предметные результаты:

Понимать суть понятия «корень слова», уметь находить и выделять корень в однокоренных словах, уметь писать одинаково корень в однокоренных словах.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные:

регулятивные:

познавательные:

коммуникативные:

положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение

Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

ЛУУД

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками; быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

РУУД

выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы

ПУУД

уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; уметь объяснять, что такое корень слова и обосновывать своё мнение

КУУД

уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе; формулировать понятные высказывания, используя термины

Форма организации учебной деятельности обучающихся:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для  парной работы, тренажёр В. Базарнова ЖНШ №10-2002г, CD-R  электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной


 Технологическая карта урока

         Этап

    урока

Время, мин

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

            Организационный

 1
 

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 –
 

 Ф
 

Приветствует обучающихся,   проверяет их  готовность к  уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

орфографическая работа.

Словарно-орфографическая работа.
 

 8
 

 На доске написаны пары слов з.ря – з.рница, р.кета- р.кетчик, тр.ктор – тр.кторист, .рех - .реховый, .г.род - .г.родник, к.ртофель – к.ртофельный.

– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)

 - А можно ли их проверить без словаря? (Нет, их написание нужно запомнить)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.


- Проанализируйте каждую пару записанных слов.

- Какое общее понятие подходит каждой паре, как можно назвать каждую пару слов?

(Это понятие «Однокоренные слова»)

- Как вы это докажите, объясните?

(Вспомнить правило об однокоренных словах; выделить общую часть в каждой паре слов и сравнить)

- Выделить корень в однокоренных словах.

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Наблюдение
 

 Ф

Ф
 

Организует диалог с обучающи-

мися, в ходе которого конкретизи-рует понятие "орфограмма"

Указывает на объект наблюдения

Записывают  на доске и в тетрадях, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием, объясняют орфограмму. Формулируют тему и задачу урока

Выделяют корень в однокоренных словах, обосновывают правильность выполнения

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы; умение анализировать и классифицировать объекты.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, слушать и слышать товарища.

                                             

                                             Минутка чистописания      
 

 2
 

 1) – Запишите слово КОРЕНЬ (по образцу на доске)

2) Какая орфограмма встретилась при записи этого слова? (Безударная гласная –Е)

 3) Назовите грамматические признаки слова корень.
– Что такое 
корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
(Это слово многозначное.)

Наблюдение, работа в тетрадях
 

 Ф
 

Указывает на образец на доске
 

Выполняют упражнение в тетради.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений; доказательство (осознанное речевое высказывание в устной форме)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения в межличностных отношениях

                                                    Работа над  темой

 10
 

 Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
- О чем  будем говорить сегодня на уроке?(О корне слова)
 
Запись на доске: 
Водяной, вода, водить

Лесть, лесничий, лесной
Лист, лиса, лисенок

Писк, писатель, письмо
Горный, горка, городок,
Дом, домишко, домино

Где слова родные (однокоренные)?

- Прочитайте запись на доске. Спишите только однокоренные слова, вычеркните лишние, выделите корень, вместо вычеркнутых слов добавьте по одному к каждой группе.

Наблюдение, работа с доской 

 Ф П
 

Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова, выделяют корни.

Обсуждают и проверяют в паре.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того,  что неизвестно

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание

узнать больше,  знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли , владеть диалогической формой речи

 Коллективное выполнение упражнения № 130, стр. 74 (учебник «Русский язык» 3 класс)
- Найдите однокоренные слова.

- Как их определили?

- От какого корня они образованы?

- Выпишите однокоренные слова и выделите корень.

- Объясните лексическое значение каждого из этих слов.

- Что помогло вам объяснить лексическое значение однокоренных слов?(корень)

- Ознакомление с правилом на стр.74

(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

-Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

 Доказатель-ство

Работа с учебником
 

 Ф

Г

П
 

Дает образец короткого доказательст-ва

Нацеливает на чтение и ознакомление с правилом
 

 Выписывают слова, выделяют в них корень, подчеркивают непроверяемую орфограмму

Читают правило в учебнике, обсуждают в паре, сравнивают свои записи и добавляют слова
 

Личностные:

- выражать положительное отношение к учению, смыслообразованию

Регулятивные:

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации из текста, подведение под понятие, доказательство

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками (умение работать в паре), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть диалоговой речью

                                Психофизиче ская  

                                  тренировка

 

1

 Ребята повернитесь лицом друг к другу и соедините ладони друг с другом. Посмотрите в глаза друг другу так ласково, так нежно, чтобы ваши ладони потеплели,  а глаза засияли. А теперь скажите друг другу ласковые и нежные слова , чтобы ваши ладони потеплели ещё больше, а на душе стало радостнее и светлее.

Работа в парах

П 

Организует психофизическую тренировку

Выполняют упражнения для релаксации

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация (уровень социально-личностных ценностей)

Коммуникативные:

- умение работать в паре, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, слушать и слышать

                                                Физкультминутка для мышц                                      

                                                   Гимнастика         для глаз

2

1) Мультимедийная презентация

(физминутку проводит физорг класса)

«Дуйте, дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи, чтобы завтра из муки напекли мы пироги» и т.д

(Приложение 1)

2) Гимнастика для глаз по тренажёру В. Базарнова (ЖНШ №10-2002г стр.56)

Просмотр презентации

Ф

Организует просмотр презентации, выполнение гимнастики для глаз, физкультми-нутки для группы мышц

Выполняют  гимнастику для глаз и физкульт-минутку для группы мышц

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация (уровень социально-личностных ценностей)

Коммуникативные:

- умение работать в паре, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, слушать и слышать

                                                                                                                 Первичное закрепление нового материала

5
 

(Шутка)

Родня ли гусеница гусю?

- Вы кто такие?

-Я Гусь, это Гусыня, а  это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка Гусеница.

(Верно ли это? Если нет, то почему?)

 На карточках

 Игра  «Выбери пару». (Приложение 2)
Соединить пары однокоренных слов, выделить корень.
– Все ли слова нашли себе пару?

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа с карточками, доказательство 

Ф П

И
 

Читает шутку, знакомит с текстом

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление пар, обмен мнениями
 

Слушают, выступают индивидуально, доказывают

По очереди цепочкой производят проверку работы в парах

(один ученик читает слово из 1 столбика, другой из 2 столбика и доказывают правильность, выделяя корень)

Производят взаимопро-верку, рефлексию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений с целью доказательства

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнёра

                                      Самоп роверка                                                                                                                                                            
 

 5

 1) Выполнение упр. 131 стр. 74 учебник «Русский язык» 3 класс

- Прочитать задание к упражнению.

- У кого возникли вопросы по его выполнению?

- Выполните данное упражнение.

2) (Дополнительно для тех, кто работает быстро)

- Работа в рабочей №1 тетради на стр.41, задание 98

 Самосто-ятельная практическая работа

 И

П

 Организует выполнение самостоятель-ной  работы

Проверяет самостоятель-но работу в рабочей тетради

Выполняют самостоятельно упражнение учебника, делают взаимопроверку в парах    

      Личностные:

  - смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)                                                                          

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать других, вступать в диалог (участвовать в обсуждении проблем)

Регулятивные:

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, преодолению препятствий; осознание и выделение учащимися того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить (оценка)

Познавательные:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

                                                                                                                                                                Подведение  итогов урока

 

3

- Подведём итоги урока

1) Работа в парах по рабочей тетради на стр. 41 упр.100)

- Что такое корень слова?

- Какое главное назначение корня слова?

(«Хранить»  общее лексическое значение всех однокоренных слов)

2) Игра «Третий лишний»

- Найдите лишнее слово, докажите правильность ответа.

Желток, железо, желтый;

Часовщик, часть, частично;

Циркуль, циркач, цирк;

Метла, метко, метет;

Белка, белить, белый.

«Корень слова – значимая часть.

 Над словами  родственными

Держит корень власть.

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова»

            (В. А. Синицин)

(Книги В. Волиной «Весёлая грамматика»)

Рефлексия, контроль,

игра, работа с учебником

Ф

П

Задаёт вопросы о задачах урока, спрашивает какая задача останется на следующие уроки.

Читает группы однокоренных слов.

Организует прослушива-

ние записи о корне слова

(CD-R  Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной)

Проговаривают правило о корне слова,  прослушивают запись о корне слова (CD-R  Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной)

Личностные:

- оценивание усваимого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, смыслообразование

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценка (осознание того, что учащимися усвоено и что нужно ещё усвоить, осознание качества  и уровня усвоения.

                                                             Этап  разъяснения

                                                           домашнего  задания

1

- Дома выполнить упр. 132 на стр. 75, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть.

- Прочитайте слова.

В какие группы можно объединить данные слова? Почему?

- Запишите однокоренные слова группами и выделите корень.

Работа с учебником стр. 75

Упр. 132

Ф

И

Проводит разбор домашнего задания и пояснение к упражнению, даёт конструктив-ные задания

Записывают задания на дом, задают вопросы, активно участвуют в беседе с учителем

Регулятивные:

- оценка, планирование, определение последовательности выполнения задания с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий при выполнении домашнего задания

Коммуникативные:

- постановка вопросов, коммуникативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение слушать и вступать в диалог

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной форме, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, доказательство 

Личностные:

- Установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

                                                                                                                                                       Заключительный этап и рефлексия.

                                                                    КОД (контрольно-оценночная  деятельность) стьдеятельность)

2

Урок наш окончен

И выполнен план

Спасибо, ребята,

Огромное вам

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки,

и «Волшебными линеечками»

Г. Цукермана, «лесенками продвижений»

Рефлексия, КОД

Ф

Обеспечивает положитель-ную реакцию учащихся на уроке

Получают позитивный настрой

от урока

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня

освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач, нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные:

- умение строить

продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,

- проявлять активность в деятельности

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Математика"

Урок 1Повторение: сложение и вычитание, устные приЁмы сложения и вычитания(учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)Цель деятельностиучителяСоздать условия для проверки умений самостоя...

Технологические карты уроков 4 класс." Школа России"

Технологические карты уроков 4 класс " Школа России"Математика,русский язык,литературное чтение,окружающий мир,технология,ИЗО....

Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока Тема урока: «Строчка прямых стежков»

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о видах швов; умений изготовления закладки для книги, в технике вышивка, строчка прямых стежков с зигзагом.Задачи урокаПланируемые результатыДидактич...

Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока «Конструирование динамической игрушки из бросового материала».

Цель урока: освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом2....

Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока «Птицы технике оригами»

Цель урока: освоение технологии изготовления изделий в технике оригами.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) закрепить представление об оригами;2) освоить приёмы складывания бумаги п...