Конспект урока математики "Отрезок. Линейка" (1 класс, Школа 21 века)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Лемешева Алёна Сергеевна

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: Отрезок. Линейка

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с геометрическими фигурами: точкой, прямой, отрезком; формирование умения строить отрезки с помощью линейки.

Планируемые результаты:

  Предметные:

  • знать: понятия «точка»; «отрезок»; «прямая»; свойства изучаемых геометрических фигур.
  • уметь: строить геометрические фигуры; находить сходства и различия данных геометрических фигур.

  Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: «Математика», 1 класс.  Презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_otrezok._lineyka.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1- 2 мин

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Алёна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте порядок на парте и вашу готовность: на столе должен быть учебник по математике, тетрадь, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик. Сядьте правильно, приготовьтесь внимательно слушать и работать.

—Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?

—Верно. Кто сможет сказать, что значит рукопожатие?

—Рукопожатие символизирует братство, единство, сплоченность и силу.

—Сейчас я попрошу вас повернуться к своему соседу по парте, улыбнуться и пожать друг другу руки. Пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Молодцы. Пусть это рукопожатие станет началом нашей совместной, интересной и познавательной работы. Я верю в вас и в ваши силы, а это значит, что сегодня на уроке обязательно у каждого все получится.

Приветствуют учителя

Эмоционально настраиваются на работу.

—Рукопожатие двух людей.

—Приветствие или прощание, крепкую дружбу.

Настраиваются на продуктивную работу.

Р: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог, объяснение, беседа

Наглядный: демонстрация

Практический: упражнение, пробное действие

7-8 мин

- Прежде чем начать работать над новой темой, предлагаю вам выполнить несколько интересных заданий.  

-А сейчас в игру играем

Числам место определяем.

-Я показываю место числа, а вы с помощью карточек с цифрами показываете число (показываю на 3-открываю, теперь покажите, какое число стоит между числами 5 и 7, какое число стоит перед числом 9, назовите оставшееся число).

hello_html_64c04d06.png

-Назовите числа в порядке убывания. Как вы это понимаете? Хором.

-Какое число наибольшее? Какое из этих чисел наименьшее?

-Назовите все числа перед числом 5? После числа 6? 

-Молодцы! Теперь отгадайте загадки.

 

- На поляне у дубка

Крот нашёл два грибка

А подальше у осин,

Он нашёл ещё один.

Сколько крот нашёл грибов?

-Дима слив в саду нарвал

И ребят он угощал:

Одну сливу дал Наташе,

Одну – Лене, одну – Саше.

Две осталось у него.

Сколько было слив всего?

-Пять весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат?

-Мама жарит на обед

Своим детям семь котлет.

За обедом съели детки

Всего лишь три котлетки.

А сколько котлет

Не съели дети на обед?

-Молодцы! Следующее задание для самых внимательных.

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Верно, это геометрические фигуры. Перечислите их.

-Что вы можете сказать об этой геометрической фигуре? (показываю на точку) Как она называется?

-Совершенно верно. Точка – самая маленькая геометрическая фигура. Она является очень важной фигурой в геометрии, так как ни одну другую фигуру без нее нельзя построить.

-Ребята, а вы знаете, как называется эта геометрическая фигура? (показываю на отрезок)

-Буквы в названии этой фигуры перепутались, но вы сможете поставить их в правильной последовательности и отгадать название.

КОРЕЗОТ (ОТРЕЗОК)

-Совершенно верно, это отрезок!

-Слышали о такой фигуре? Знакомы с ней?

Воспринимают информацию

 

-6.

-8.

-4.

-Числа от большего к меньшему.

-Наибольшее число – 9. Наименьшее – 1.

-Перед числом 5 - 1,2,3,4. После числа 6 – 7,8,9.

-3 гриба.

 

-5 слив.

-4 медвежонка.

-4 котлеты.

-Геометрические фигуры.

-Квадрат, ромб, круг, треугольник, прямая, ломанная.  

-Точка.

-Нет.

Отгадывают слово.

Отвечают на вопросы учителя.

П: ориентирование в своей системе знаний

П: выстраивание логической цепи рассуждений, доказательств

К: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

К: учёт разных мнений

К: точное и полное выражение своих мыслей

Л: умение видеть и признавать ошибки

П: осознанное и

произвольное

выстраивание речевого

высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1-2 мин

-Итак, ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

-Совершенно верно! На сегодняшнем уроке мы познакомимся с вами с новой геометрической фигурой – отрезком. А тема нашего урока будет звучать так – «Отрезок. Линейка».

-Какие цели мы поставим перед собой?

-О отрезке.

-Узнать, что такое «отрезок».

-Научиться отличать отрезок от других геометрических фигур.

-Научиться строить отрезок с помощью линейки.

П: подведение под понятие

П: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: рассказ, беседа, учебный диалог, объяснение

Практический: работа с учебником, упражнение, пробное действие

Наглядный: демонстрация

12-13 мин

-Ребята, посмотрите на слайд. Какую геометрическую фигуру вы видите?

-Что вы знаете о прямой?

-Верно! Прямая – это линия, у которой нет начала и конца. Повторим хором.

-Ребята, можем ли мы на прямой поставить точку?

(ставлю точку)

-Теперь пройдем по прямой вправо и поставим еще одну точку. (ставлю вторую точку)

-Теперь на прямой есть две точки.

-Ребята, а вы заметили, что теперь у нас получилась еще одна фигура? Кто ее видит? Кто сможет показать?

-Кто знает, как называется получившаяся фигура?

-Совершенно верно! Отрезок – это часть прямой, которая ограничена двумя точками. У отрезка есть начало и конец. Повторим хором.

-Ребята, подумайте: какие чертежные инструменты нам понадобятся, чтобы начертить отрезок в тетради?

-Почему линейка? Совершенно верно!

-Посмотрите, как правильно нужно строить отрезок (показ на доске). Мы знаем, что у отрезка есть начало, ставим точку. Берем линейку, прикладываем к точке и чертим отрезок по линейке. Ставим вторую точку – это конец отрезка. Теперь начертите отрезок у себя в тетради.  Открываем тетради. Записываем число и вид работы. Сегодня 1 ноября. Классная работа. От классной работы отступаем одну клеточку и чертим отрезок.

-Прямую.

-Прямая – это линия, у которой нет начала и конца.

-Да, можем.

Учащийся выходит к доске и обводит получившийся отрезок.

-Отрезок.

 

-Карандаш, линейка.

-Потому что отрезок – это часть прямой, а прямую мы чертим с помощью линейки.

Извлекают нужную информацию.

Записывают число, классная работа.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: структурирование знаний

П: анализ, синтез, обобщение

П: осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

П: выполнение действия по алгоритму

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 мин

-Ребята, предлагаю вам отдохнуть. Встаньте со своих мест и повторяйте движения.

Выполняют физминутку.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа, рассказ, учебный диалог

Практический: работа с учебником, упражнение

5-6 мин

-Ребята, откройте учебник на странице 74. Приготовьте свои карточки с цифрами. Найдите задание №1. Внимательно прочитайте задание. Сосчитайте отрезки и покажите мне карточку с цифрой, которая соответствует количеству отрезков.

 

-Молодцы! Ребята, посмотрите на задание №2. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать?

Ваша задача – сосчитать количество отрезков в каждом рисунке. Первый ряд работает с первой иллюстрацией, второй ряд – со второй, третий – с третьей. Будьте внимательны.

-Итак, первый ряд, хором скажите число, означающее количество отрезков на первой иллюстрации.

-Второй ряд.

-Третий ряд.

-Отлично, молодцы!

-Кто мне может сказать, из чего составлены эти снаряды?

-Хорошо. Представьте, что вам нужно сделать такой спортивный снаряд у себя во дворе. Что вам нужно знать для того, чтобы его изготовить?

-Совершенно верно! Все отрезки имеют длину. Посмотрите на задание № 3. Что нужно сделать?

-Чему равна длина отрезков? Длина отрезков равна количеству клеточек.

-Чему равны длины отрезков?

-Отрезки каких цветов одинаковой длины?

-У кого не так?

-Молодцы! Обратите внимание на задание №4. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать?

-Кто сможет начертить на доске отрезок длиной в одну клетку с объяснением?

-Один работает у доски, остальные у себя в тетради.

-Молодец! Присаживайся.

-Кто хочет начертить отрезок, длиной в девять клеток? Точно так же с объяснением.

Но у тебя другая задача. Первый отрезок мы начертили горизонтально. Сможем мы начертить следующий отрезок вертикально?

-Молодцы! ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

-Приступаем к заданию №5. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать?

-Измерьте отрезки сначала в учебнике, а потом перенесите отрезок в тетрадь.

-Отрезок какого цвета самый короткий?

-Отрезок какого цвета самый длинный?

-Назови цвета отрезков в порядке увеличения их длин.

-Отлично, молодцы! Ребята, задание №7 вы будете выполнять в парах. Вы можете видеть его на слайде. Ваша задача – внимательно прочитать все вопросы и в парах ответить на них.  Будьте внимательными. Чья пара закончит вперед всех – поднимает руки.

-Проверяем.

-Какую самую главную закономерность вы заметили?

-Молодцы!

-Следующее задание выполним в группах. Объединитесь в группы по четыре человека.

Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Верно. Ваша задача – внимательно прочитать вопросы и ответить на них. Чья группа закончит вперед всех – поднимает руки.

-Проверяем.

-Как вы узнали, что серый кот самый старший?

-Хорошо. Давайте решим эту задачку еще раз, но с помощью отрезков.

Представьте, что возраст черного кота – отрезок (черчу на доске небольшой отрезок, обозначаю буквой «Ч»).

Нам известно, что рыжий кот старше черного кота на два года. (черчу отрезок чуть длиннее первого, обозначаю буквой «Р»).

Так же нам известно, что серый кот старше черного кота на три года (черчу отрезок длиннее предыдущих, обозначаю буквой «С»).

-Какой отрезок самый длинный? Что это значит?

-4.

-Сосчитать отрезки в изображении каждого спортивного снаряда.

-7.

-9

-6.

-Из отрезков металлических труб.

-Какой длины должен быть каждый отрезок металлической трубы.

-Измерить длины отрезков и найти отрезки одинаковой длины.

-Количеству клеточек.

Называют длины отрезков.

-Отрезки оранжевого и синего цвета одинаковой длины (по 2 клетки).

-Начертить отрезки длиной в одну и девять клеток.

-Ставлю точку – это начало отрезка. Черчу отрезок по линейке длиной в одну клетку, ставлю точку – конец отрезка.

-Сможем.

Чертят вертикальный отрезок длиной в девять клеток.

-Ставлю точку вверху – начало отрезка. Кладу вертикально линейку, провожу отрезок по линейке длиной в девять клеток, ставлю точку – конец отрезка.

-Рассмотреть рисунки и начертить отрезки такой же длины.

Переносят отрезки в тетрадь.

-Отрезок коричневого цвета является самым коротким, его длина  4 клетки.

-Отрезок синего цвета, 9 клеток.

-Синий, зеленый, красный, коричневый.

Выполняют задание в парах.

1)В первом ряду пять кубиков, во втором четыре, в третьем три, в четвертом два, в пятом один кубик.

2)Число кубиков уменьшается на один в каждом ряду.

3)Зелёных кубиков меньше, чем жёлтых. Зелёных 6 штук, а жёлтых 9.

-Котов, которые в доме.

1)Рыжий кот живет на четвертом этаже, черный кот на седьмом, серый на первом.

2)Серый кот самый старший.

Отвечают на вопрос учителя.

-Отрезок «С», то, что серый кот самый старший.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 

П: установление причинно-следственных связей

П: анализ, синтез, обобщение

 

П: извлечение необходимой информации из текстов

П: анализ, обобщение

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Практический: работа с рабочей тетрадью

Словесный: объяснение, беседа

4-5 мин

-Откройте свои рабочие тетради на странице 4.

Прочитайте задание №1. Что нужно сделать? Кому задание не понятно?

-Ребята, посмотрите, для чего нарисована клеточка после вопроса? Верно. В клетку вы должны записать количество отрезков.

Приступайте. Проверяем (на слайде).

-Посмотрите на задание №2. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Приступайте. Проверяем.

-Посмотрите на задание №3. Прочитайте его. Что нужно сделать? Приступайте. Проверяем.

-Посчитать отрезки, начертить столько же. Посчитать сколько всего отрезков.

-Для того, чтобы записать туда количество отрезков.

-Прочертить самый длинный и самый короткий отрезки.

-Найти длину отрезков и записать.

Выполняют работу.

Сравнивают работы со слайда.

П: выполнение действия по алгоритму

Л: умение видеть и признавать ошибки

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа, учебный диалог

2-3 мин

-Ребята, я приготовила еще одно задание для вас, но оно для самых внимательных. Посмотрите на слайд.

https://i0.wp.com/www.cubum.ru/wp-content/uploads/2019/10/kak-nazyvaetsya-chetyrehugol-nik-s-pryamymi-uglami-73.jpg?ssl=1

-Ваша задача – сосчитать все отрезки на данном рисунке.

-Я насчитала больше, будьте внимательнее.

-Верно! Отрезков всего 10. (Самый внимательный учащийся награждается медалькой).

- Итак, ребята, чем мы занимались на уроке? Что вспомнили, что нового узнали?

-Кто сможет повторить, как мы чертим отрезок в тетради с помощью линейки?

-Молодцы!

-Отрезков 6.

-10.

- Мы вспомнили, что:

Прямая – это линия, у которой нет начала и конца.

- Узнали, что:

1. Точка – это самая маленькая геометрическая фигура.

2. Отрезок – это часть прямой, которая ограничена двумя точками. У отрезка есть начало и конец.

-Научились чертить отрезок с помощью линейки.

-Ставим точку – начало отрезка. Берем линейку, чертим отрезок по линейке, ставим точку – конец отрезка. Так мы получили отрезок.

П: осознанное и

произвольное

выстраивание речевого

высказывания

П: ориентирование в своей системе знаний

VII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: беседа

Аналитический: самооценивание

2-3 мин

-Ребята, на слайде вы видите лестницу успеха. Сейчас я вам раздам листочки. Ваша задача подписать свой листочек и нарисовать на листе точно такую же лестницу, состоящую из трех ступеней.

Если вы знаете, что такое отрезок, умеете его отличать от прямой, научились чертить отрезок с помощью линейки, то рисуйте себя на самой высокой ступени. Это означает, что на уроке вы потрудились «на отлично». Если вы испытывали трудности в некоторых заданиях и с некоторыми не справились, то рисуйте себя на второй ступеньке. Если вы не справились со всеми заданиями и вам было трудно работать на уроке, то рисуйте себя на последней ступени.

-Урок окончен. Спасибо за работу.

Оценивают свою работу.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: рефлексия способов и условий действий

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения

Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

конспект урока математики 2 класс "Школа 2000"

Тема: «Метр»Цели: Сформировать представление о новой единице длины – метре, способность к  сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в метрах; к записи и сравнению длин отрезков, ...

конспект урока математики 2 класс "Школа 2000"

Тема: «Метр»Цели: Сформировать представление о новой единице длины – метре, способность к  сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в метрах; к записи и сравнению длин отрезков, ...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...