Технологическая карта урока математики на тему "Минуты в часы и обратно"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Фомина Надежда Вячеславовна

Данный сценарий урока подход для проведения в 3 классе УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minuty_v_chasy_i_obratno.doc431.5 КБ
Файл minuty_v_chasy.pptx488.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта. Математика.

Тема урока: Минуты в часы – и обратно

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель урока: Формирование умения переводить минуты в часы; развитие временных представлений учащихся; отработка вычислительных навыков.

Формирование УУД:

1. Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Задачи урока:

Образовательная: развивать у детей вычислительные навыки.

 Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся переводить минуты в часы и обратно; отработают умение решать задачи на перевод временных единиц; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию и работать с ней;
Личностные: учащиеся научатся осуществлять самоконтроль и оценивать результат выполненной работы; осуществлять анализ и синтез.
Оборудование: Учебник  «Математика»  3 класс 1 часть, авторы: М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова, презентация PowerPoint, школьная доска, карточки с дополнительными заданиями.

Ход урока.

Технология проведения

Хронометраж

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

1

Организационный момент.

Цель:

- проверка готовности обучающихся

- создание мотивации к учебной деятельности

2 мин

Здравствуйте, ребята. Встали все красиво.

Кто не готов к уроку?
Молодцы, тихо садитесь.

Ученики встают из-за парт.

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

Регулятивные УУД

Умение включаться в учебную работу

Коммуникативные УУД

Умение воспринимать и понимать речь учителя.

2

Актуализация знаний

Цель:

- Повторение уже изученного материала, активизация знаний, мотивация к последующей работе.

- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- создание проблемной ситуации.  

15 мин

- Откройте свои тетради, запишите число, сегодня 4 декабря,  классная работа.

- вы можете рассказать о числе 19?

- Пропишите в тетради то число, которое следует за числом 4.

Математический диктант

- Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять математический диктант. В тетради записываем ответы через запятую.

1) Найти сумму чисел 23 и 32;

2) Первое слагаемое 57, второе слагаемое 37. Найти сумму.

3) Найти произведение чисел 12 и 7;

4) Делимое 84, делитель 7. Найти частное;

5) На сколько число 95 больше 63;

6) Какое число меньше 68 в 4 раза;

7) Запишите число, в котором 5 дес. и 7 ед.

- Давайте проверим диктант. Если записан правильный ответ, сверху ставим +, если неправильный – минус. По цепочке диктуем по одному ответу. Кто не согласен с ответом, поднимайте руки. Начинает Даниил.

- У кого все ответы правильные, поднимите руки. У кого 1 или 2 ошибки? У кого 3 ошибки? Спасибо.

Записывают число, классная работа.

Отвечают на вопросы учителя, что число 4 простое, чётное, состоит из  4 единиц.

Прописывают в тетради цифру 5.

Записывают в тетради ответы:

55, 94; 84; 12; 32; 17; 57.

Проверяют диктант по цепочке, ставят «+» и «-» над ответами.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и понимать речь других.
Познавательные: умение находить ответ на вопрос.

- Посмотрите на слайд. Слайд . Найдите в каждой строчке лишнее.

Кг, г, см.

м, км, т.

год, месяц, час.

- Какие ещё единицы времени вы знаете?

- Соотношение каких единиц времени равно 24?

- Соотношение каких единиц времени равно 60?

- Молодцы!

Мозговой штурм

- Посмотрите на слайд. Слайд

- Фрагмент из какой сказки мы сейчас посмотрели?

- А теперь вопрос для самых внимательных: сколько времени было на часах, когда дети бежали в школу?

- Вы наверное уже догадались, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте учебники на стр. 102. Прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

- Для чего нам это нужно? Где пригодится?

- Как вы думаете, нам помогут знания о времени в жизни?

Ситуация.

- Давайте все вместе разберём № 1 на стр. 102.

У Лены каждый день 5 уроков. Сколько времени в день она проводит на уроках, если урок длится 45 минут?

Сколько же это часов?

 

- Лишнее «см», т.к. «кг» и «г» это единицы массы, а «см» единица длины.

- Лишним является «т», т.к. это единица массы, а «м» и «км» единица длины.

- Это всё единицы времени.

Секунда, минута, неделя, сутки и т.д.

Между сутками и часами.

Между минутами и часом.

Смотрят фрагмент из мультфильма «Сказка о потерянном времени», где волшебники собираются под часами и проверяют время.

 На часах 8 часов 30 минут.

Предполагают, что на уроке пойдёт разговор о времени и его измерении.

Читают тему урока.

Предполагают, что цель урока научиться переводить временные единицы.

Это может пригодиться при сравнении единиц времени.

Читают задачу и её пояснение.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно 45 умножить на 5:

45*5=(40+5)*5=40*5+5*5=

=200+25=225 минут.

225 минут =(180+45)мин=

=3 ч 45мин.

3

Сообщение нового материала

Цель: научить детей переводить минуты в часы и наоборот.

10 мин

- Итак, ребята, важно нам научиться переводить минуты в часы?

- Действительно, умение быстро переводить минуты в часы и обратно, может пригодиться нам не только на уроках математики.

- Теперь давайте найдём №2. Прочитайте задание под буквой «а».  Что нас просят сделать?

- Читаем первое число.

- Рассуждаем вслух.

1ч =?

- Как найти, сколько минут в 2 часах?

- Итак, 2 часа у нас равно 120  минут, следовательно, 2 ч 40 минут равно?

- Выполняем дальше.

7 ч 35 мин = ?

10 ч =?

12 ч =?

Для удобства раскладываем число 12 на 6 и 6. Получаем…

- Теперь выполняем №2 под буквой «б».

- Что нас просят в нём сделать? Прочитайте задание.

Сейчас мы с вами будем выполнять только 1  столбик.

- Будем находить методом подбора.

- Первый пример выполняем все вместе.

180 мин = ? (На сколько нужно умножить 60, чтобы получилось 180?)

Следовательно, 180 мин = 3 ч

300 мин = ?

420 мин = ?

- Мы с вами хорошо потрудились, теперь давайте встанем и немного разомнёмся!

Отвечают на вопросы учителя.

Читают задание: «Потренируйся переводить часы в минуты и минуты в часы».

Нас просят перевести часы в минуты.

2 ч 40 минут

1 ч = 60 мин

Нужно 60*2=120 мин

2 ч 40 мин = 60*2+40=

= 120+40=160 мин;

7 ч 35 мин = (60*7) +35 = 420+35 = 455 мин;

10 ч = 60*10 мин =600 мин;

12 ч = 12 * 60 = (6+6) * 60 = 360+360=720 мин;

20 ч = 60*20 = мы знаем, что в 2 х часах 120 мин, следовательно в 20 ч = 120*10 = 1200 мин;

24 ч = 20 ч + 4 ч = 1200 + (60*4) = 1200 + 240 = 1440 мин.

Нас просят перевести минуты в часы.

На 3.

180 мин = 3 ч;

300 мин = 60*5 = 5 ч;

420 мин = 60*7 = 7 ч.

Коммуникативные: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные: формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение. 
Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии

4

Физ.минутка

2 мин

Музыкальная физ. минутка на слайде.

Встают, выполняют упражнение

5

Закрепление  изученного материала

Цель:

1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

13 мин

- Теперь давайте решим задачу №6.

Прочитайте её про «себя».

- Даша, прочитай нам её вслух, пожалуйста.

№6

«Четверть картинки Маша сложила за 35 минут. Сколько времени уйдёт у неё на то, чтобы сложить картинку целиком? Предполагается, что складывает она её с одинаковой скоростью».

- О чём идёт речь в задаче?

- Что нужно узнать? Какой вопрос задачи?

- Что обозначает число 35? Прочитайте.

- Значит сколько четвертинок в этой картинке? (Если сложила она 1 часть, а всего их 4).

- На одну четвертинку Маша затратила 35 минут. Картинка состоит из 4 частей.  Сколько она затратит на всю картинку целиком?  Как мы можем это найти?

- Записываем задачу в свои тетради.

- А теперь выразите 140 минут в часах и запишите ответ.

Если останется лишнее время

№3

- Прочитайте задачу.

- О чём идёт речь в задаче?

- Сколько в день разговаривает Лена? Как мы можем это записать?

- Сколько это минут? Как посчитать?

- Что мы знаем о Васе?

- Как узнать, сколько времени уходит на разговор у Васи?

- Как мы можем это найти?

- Сколько получилось в ответе?

- Как теперь узнаем, сколько времени уходит на разговор у Васи, если он разговаривает каждый час по 12 минут?

- Прочитайте вопрос. (Кто из них тратит за день на разговоры по телефону больше времени?).

- Как на него ответить?

- Как это записать?

- Как запишем ответ?

- А сколько минут каждый из них говорит в неделю?

- Сколько это в часах?

№5

Работа в парах

- Вам предлагается, работая в паре, определить,  кто больше времени проводит на уроках, на прогулке и т.д. Для этого:

1) договоритесь кто из вас будет за Машу, а кто за Колю;

2) определите, кто какую графу переводит или в какую единицу времени будите переводить;

3) совещайтесь и проверяйте друг друга.

Можете выполнять вместе все графы.

Прежде чем приступить к выполнению задания повторим правила работы в паре: не шуметь, дать слово и возможность высказаться товарищу, уметь выслушать.

Читают задачу про «себя».

Один ребёнок читает вслух.

Отвечают на вопросы учителя.

Маша собирает пазл.

Нужно узнать, за какое время она соберёт картинку целиком.

За 35 минут Маша сложила ¼ картинки.

4 четвертинки

Нужно 35 умножить на 4.

Условие:

¼ = 35 мин

Целиком = ? мин

  1. 35*4 = 140 (мин)

140 мин = 120 + 20 мин =

= 2 ч 20 мин

Ответ: 2 ч 20 мин затратит Маша на всю картинку.

Один ученик читает, остальные слушают.

О том, что Лена и Вася разговаривают по телефону.

Лена разговаривает полтора часа (1 ч 30 мин).

  1. 1 ч 30 мин = 60 мин+30 мин = 90 мин – разговаривает в день Лена.

Вася разговаривает по 12 минут каждый час с 14:00 до 22:00.

Нужно узнать, сколько часов с 14:00 до 22:00.

Нужно от большего отнять меньшее.

  1.   22:00-14:00 = 8 (ч)

Нужно 12 мин * 8.

  1.  12*8 = 96 (мин) – разговаривает в день Вася

Нужно сравнить 96 и 90.

96 мин>90 мин.

Ответ: Вася разговаривает по телефону больше, чем Лена.

Лена: 90*7 = 630 мин

Вася:  96*7 = 630 мин + (6*7) = 630+42 = 672 мин

672 мин = 60*10+72=10  ч 72 мин = 11 ч 12 мин

630 мин – 10 ч 30 мин

Выполняют задание в паре.

     

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

2 мин

- Какую тему мы изучали на уроке?

- Чему мы научились?

- На уроке хорошо работали…

- Вы все большие молодцы. Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

«Минуты в часы и обратно».

Переводить минуты в часы, часы в минуты.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные:установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

7

Домашнее задание

1 мин

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

№2 (в), №4, №6.

Записывают домашнее задание

                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический диктант 1) Найти сумму чисел 23 и 32; 2) Первое слагаемое 57, второе слагаемое 37. Найти сумму; 3) Найти произведение чисел 12 и 7; 4) Делимое 84, делитель 7. Найти частное; 5) На сколько число 95 больше 63? Какое число меньше 68 в 4 раза? Запишите число, в котором 5 дес . и 7 ед.

Слайд 2

Найдите в каждой строчке лишнее к г, г, см. м, км, т. г од, месяц, час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

Технологическая карта урока математики во 2 классе Тема урока: «Час. Минута. Определение времени по часам»

Технологическая карта урока математики во 2 классе Тема урока: «Час. Минута. Определение времени по часам»...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: "Задачи, обратной данной". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о задачах, обратной данной.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием «о...