Технологическая карта урока.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Лисина Ольга Александровна

Технологическая карта урока "Нахождение неизвестного числа", 3 класс, УМК "Планета Знаний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Предмет: математика

Класс: 3

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

УМК:   «Планета знаний», авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова

Технологическая карта

Тема

«Неизвестное число в равенстве»

Цель

Научиться находить неизвестное число в равенстве.

Задачи

Формирование умений находить неизвестный компонент сложения и вычитания.  

Развитие вычислительных навыков, интереса к получению новых знаний, умения работать в паре, группе, формулировать выводы, прогнозировать результат.

Воспитание осмысленного отношения к изучению математики, повышение интеллектуальной культуры школьников, навыков самостоятельной познавательной активности, развитие логического мышления.

Формируемые УУД

Личностные: формирование самоопределения, смыслообразования, нравственно - эстетической ориентации.

Регулятивные: формирование целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции , оценки и саморегуляции 

Познавательные: формирование общеучебных, логических действий, постановки и решения проблем.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка конфликтов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основные понятия

Равенство, неравенство, уменьшаемое, вычитаемое, разность, первое, второе слагаемое, сумма.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Презентация урока, карточки с заданиями.

Наглядный материал Светофор Светофорович, «Корзинка идей, предложений и т.п.», жетоны.

Организация пространства

Класс.    

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

1. Настроить детей на положительную работу .

2.Снять эмоциональное напряжение.

3.Ознакомить с правилами проведения урока :

-заполнение оценочного листа;

 -работа с «Корзиной идей, умозаключений, предложений» ;

- Составление плана урока

 

- Приготовиться к уроку.

- Прослушать правила проведения урока .

- Самостоятельное составление плана урока.

1.Для снятия эмоционального напряжения игра :«Ладошка к ладошке». Учащиеся должны «передать» положительную энергию от учителя соседям по парте .

2.Заполнение оценочного листа (Приложение 1) , в соответствие цвета настроения ( гость Светофор Светофорович) : красный цвет: настроении плохое, решение не верное; желтый цвет : настроение хорошее, над решение нужно подумать; зеленый цвет: настроение отличное, решение верное.

3.Каждый учение получает по 5 жетонов, которые они кладут в «Корзину  идей, умозаключений и т.п» за правильные ответ.

4.Для составления плана урока, учащиеся делятся на 4 группы, члены группы  должны выбрать из предложенных заданий по 1 заданию, из которых будет складываться план урока. Время – 1 минута.

1. Регулятивные:

- волевая саморегуляция ;

2.Личностные:

- смыслообразование ( я должен посмотреть…);

3.Коммуникативные: 

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со  сверстниками .

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Устный счет. Математическая эстафета «Кто быстрее,»

Ребята соревнуются в двух командах по решению цепочки примеров.

1 ряд – одна команда. Учащиеся по очереди должны решить цепочку примеров на сложение и вычитание (Приложение 2). Последний ученик записывает ответ на доске. ( Если ответы верны, то заполняется оценочный лист, если  разные, то проводится проверка ответов) .

1. Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности  ;

2.Логические :

- анализ, сравнение, синтез;

3.Регулятивные: 

- контроль и оценка прогнозирования.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

 1.Игра : «Занимательные ребусы»

2.Постановка проблемного вопроса: как решаются равенство с неизвестным числом?

3. Формулировка темы урока : «Неизвестное число в равенстве» .

Постановка цели:

Научиться находить неизвестное число в равенстве.

1.Работа в 4 группах.

2. Постановка цели урока детьми.

3. Постановка личной цели на урок.

1. Каждой группе выдаются : (Приложение 3,4) 1 карточка с ребусом, 12 карточек с записями выражений, равенств, неравенств . Разгадав ребус , учащиеся должны выбрать соответствующие карточки. Ребусы к словам: равенство, неравенство, выражение.

Примечание: у 4 группы имеется уравнение, которое не решается методом подбора, выявляется неизвестное число.

Работа с оценочным листом: правильное выполнение задания – зеленый цвет;, имеются ошибки – желтый, задание не выполнено – красный цвет.

1. Познавательные:

- умение структурировать знания постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания  ;

2.Общеучебные :

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

3.Регулятивные: 

- целеполагание, как постановка учебной задачи. планирование, прогнозирование  

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить нахождением неизвестного числа в равенстве по алгоритму

1.Проведение квеста

 « В поисках неизвестного» .

Алгоритм

НАЧАЛО

1.Прочитайте равенство.

2.Определите арифметическое действие. Запишите.

3. Запишите компоненты арифметического действия.

4.Определите, какой компонент неизвестен?

5.Сформулируйте правило нахождения неизвестного компонента.

КОНЕЦ

1.Работа в 4 группах , учащиеся по предложенному  алгоритму должный найти  неизвестное число в равенстве. Результат: формулировка правил нахождения неизвестного .

2. Защита выполнения задания у доски.

Каждой группе предлагается карточка с блок- схемой (Приложение 5), которую они должны заполнить согласно предложенному алгоритму.

  1. Группа «Нахождение 1 слагаемого»

□ +82 =233

  1. Группа «Нахождение уменьшаемого»

□ - 36 = 389

  1. Группа «Нахождение 2 слагаемого» 120 +□ =237
  2. Группа «Нахождение вычитаемого»

      359 - □ =193

Работа с оценочным листом: правильное выполнение задания – зеленый цвет;, имеются ошибки – желтый, задание не выполнено – красный цвет.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении неизвестного числа в равенстве.

Составление математического пазла.

Работа с карточками-частями пазла. Составление картинки .

Детям раздаются пронумерованные карточки  с равенствами (Приложение 6),  из которых они составляют картинку 4 х 4. Учащиеся по очереди выходят к доске :

первыми те, у которых в равенстве нужно найти уменьшаемое;

вторыми – вычитаемое;

третьими- первое слагаемое;

четвертыми – второе слагаемое .

Карточки выкладываются в порядке возрастания .

Если получается зеленый смайлик, то задание выполнено успешно.

Работа с оценочным листом: правильное выполнение задания – зеленый цвет;, имеются ошибки – желтый, задание не выполнено – красный цвет.

1. Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

2.Познавательные :

Поиск и выделение необходимой информации , смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении неизвестного числа в равенстве, самоконтроль усвоения знаний.

«Проверь себя»

Составить своё равенство на нахождение неизвестного числа.

Учащиеся на листочках самостоятельно записывают своё  равенство на нахождение неизвестного числа в равенстве.

1 ряд придумывает и записывает равенство на нахождение уменьшаемого.

2 ряд – на нахождение; 1 слагаемого

3 ряд – на нахождение вычитаемого

4 ряд - на нахождение 2 слагаемого

Работа с оценочным листом: правильное выполнение задания – зеленый цвет;, имеются ошибки – желтый, задание не выполнено – красный цвет.

1. Познавательные:

- умение осознано и произвольно строить высказывания ;

2.Регулятивные: 

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Решение задач в группах . «Веселый задачник»

Работа в группах. Учащиеся по условию задачи составляют равенства с неизвестным числом .

Каждой группе выдается карточка с задачей (Приложение 7),  к которой они должны составить запись решения с неизвестным числом. И применить соответствующее правило на  нахождение неизвестного .

Работа с оценочным листом: правильное выполнение задания – зеленый цвет;, имеются ошибки – желтый, задание не выполнено – красный цвет.

1. Познавательные:

- умение структурировать знания;

Оценка процессов и результатов деятельности;

2..Регулятивные: 

- волевая саморегуляция;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Итоговое заполнение оценочного листа. Бонусный цвет от учителя по количеству оставшихся жетонов за ответы. Если не осталось, или осталось 1- 2 жетона, учащиеся отмечают дополнительный зеленый цвет.

Создание психологической разрядки. Обсуждение пройденного урока в кругу.

Благодарность за урок.

Учащиеся заполняют оценочный лист на окончание занятия.

Учащиеся заполняют оценочный лист. Считают кружки какого цвета закрасили больше и выделяют этот цвет в оценочном листе, затем по очереди приклеивают свой цвет на соответствующий цвет Светофора Светофоровича.

Встают в круг и сообщают о достижение своей цели.

1.Коммуникативные :

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности .

IX. Д/з.

Выучить алгоритм нахождения неизвестного числа.



Предварительный просмотр:

Алгоритм нахождения неизвестного числа в равенстве

НАЧАЛО

1.Прочитайте равенство.

2.Определите арифметическое действие.

 

3. Назовите компоненты арифметического действия.

4.Определите, какой компонент неизвестен?

5.Сформулируйте правило нахождения неизвестного компонента.

КОНЕЦ

Алгоритм нахождения неизвестного числа в равенстве

НАЧАЛО

1.Прочитайте равенство.

2.Определите арифметическое действие.

 

3. Назовите компоненты арифметического действия.

4.Определите, какой компонент неизвестен?

5.Сформулируйте правило нахождения неизвестного компонента.

КОНЕЦ

Алгоритм нахождения неизвестного числа в равенстве

НАЧАЛО

1.Прочитайте равенство.

2.Определите арифметическое действие.

 

3. Назовите компоненты арифметического действия.

4.Определите, какой компонент неизвестен?

5.Сформулируйте правило нахождения неизвестного компонента.

КОНЕЦ

Алгоритм нахождения неизвестного числа в равенстве

НАЧАЛО

1.Прочитайте равенство.

2.Определите арифметическое действие.

 

3. Назовите компоненты арифметического действия.

4.Определите, какой компонент неизвестен?

5.Сформулируйте правило нахождения неизвестного компонента.

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

                               БЛОК – СХЕМА          Группа №1

  1. □ +82 =233

        3.        

                         - _______________

82   -    _______________

233 -    _______________

5. Чтобы найти ___________________, нужно

из ________________       ____________________

___________________________.

                               БЛОК – СХЕМА          Группа №3

  1. 120+ □ =237

        3.        

                120  - _______________

                       -    _______________

237 -    _______________

5. Чтобы найти ___________________, нужно

из ________________       ____________________

___________________________.

                               БЛОК – СХЕМА          Группа №4

  1. 359- □ =193

        3.        

                  359 - _______________

   -    _______________

193 -    _______________

5. Чтобы найти ___________________, нужно

из ________________       ____________________

___________________________.

                               БЛОК – СХЕМА          Группа №2

  1. □ - 36 = 389

        3.        

                         - ________________

36   -    _______________

389 -    _______________

5. Чтобы найти ___________________, нужно

к ________________       ____________________

___________________________.



Предварительный просмотр:

ВЕСЕЛЫЙ   ЗАДАЧНИК.

Задание.

  1. Составьте равенство к задаче с неизвестным числом.
  2. Объясните нахождение неизвестного числа с помощью алгоритма.

  На ели висели шишки . 274 шишки упали, осталось 125. Сколько шишек было на ели?

ВЕСЕЛЫЙ   ЗАДАЧНИК.

Задание.

  1. Составьте равенство к задаче с неизвестным числом.
  2. Объясните нахождение неизвестного числа с помощью алгоритма.

  На сосне 357 шишек . Часть шишек съела белка. Осталось 123 шишки. Сколько шишек съела белка ?

ВЕСЕЛЫЙ   ЗАДАЧНИК.

Задание.

  1. Составьте равенство к задаче с неизвестным числом.
  2. Объясните нахождение неизвестного числа с помощью алгоритма.

   За два дня стая птиц пролетела 487 км. В первый день 234 км . Сколько километров пролетели птицы во второй день?

ВЕСЕЛЫЙ   ЗАДАЧНИК.

Задание.

  1. Составьте равенство к задаче с неизвестным числом.
  2. Объясните нахождение неизвестного числа с помощью алгоритма.

     За два дня стая птиц пролетела 487 км. Во второй  день 253 км. Сколько километров пролетели птицы в  первый день?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...