Переместительный закон сложения
план-конспект урока по математике (1 класс)

Шафикова Светлана Аркадьевна

  Тема: Переместительный закон сложения

 

     Тип урока: Урок-mixt

 

    Зона актуального развития:

 

Учащиеся знают:

 - знакомы с понятием об отношении частей и целого.

 

 

Учащиеся умеют:

- изображать графически и описывать с помощью формул отношение частей и целого.

 

Учебная задача:

Знакомство с переместительным законом сложения.

 

Предполагается, что учащиеся:

  1. откроют переместительное свойство суммы величин;
  2. проведут самостоятельно исследование, применят переместительный закон сложения при составлении формул;
  3. приобретут опыт конструктивного содержательного взаимодействия через целенаправленно организованную учителем работу малых групп.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Переместительный закон сложения382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»

ПРОЕКТ УРОКА

(Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

Предмет: Математика

1 класс

Тема: Переместительный закон сложения

                                                                                                                                            Выполнила:                                                                                                                                                              Шафикова С.А.

учитель начальной школы

                                                                                                                                                               

Нижний Новгород

2017

  Тема: Переместительный закон сложения

     Тип урока: Урок-mixt

    Зона актуального развития:

Учащиеся знают:

 - знакомы с понятием об отношении частей и целого.

 

Учащиеся умеют:

- изображать графически и описывать с помощью формул отношение частей и целого.

Учебная задача:

Знакомство с переместительным законом сложения.

Предполагается, что учащиеся:

  1. откроют переместительное свойство суммы величин;
  2. проведут самостоятельно исследование, применят переместительный закон сложения при составлении формул;
  3. приобретут опыт конструктивного содержательного взаимодействия через целенаправленно организованную учителем работу малых групп.

Ход учебного занятия

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

  1. Мотивационно- ориентировочная часть

Основной целью мотивационно-ориентировочной части является осознание цели деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих задач:

1) выравнивание знаний всех учащихся, необходимых для УД (этап актуализации);

2) создание необходимой мотивационной основы УД (этап мотивации);

3) постановка УЗ в результате рассмотрения проблемной ситуации знания и незнания (этап постановки УЗ)

  1. Этап актуализации.

Этап предполагает создание «ситуации успеха» по результатам осмысления предыдущей деятельности. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон урока. Поэтому урок должен начинаться с решения конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт детей.

- Ребята, в замечательной сказке Носова «Приключения Незнайки и его друзей», говорится о малышках, которые что-то очень любили в своём Цветочном городе и гордились этим? Что любили малышки?

- Верно. Клумбы с цветами были в этом городе повсюду. И вот однажды они сажали цветы.

- Посмотрев на результат их работы, я записала формулу:

 А = В + С

- О каких величинах я могла рассказать в этой формуле?

-Каким могло быть задание, связанное с данной формулой?

- Начертите схему.

(Учитель проходит по рядам)

Учитель приглашает 3 детей начертить схему.

- Правильно ли построили схемы ребята?

(Проверка – с помощью знаков «+», «-»)

- А почему части выглядят по-разному?

- Цветы.

- об объёме воды для полива (Сколько всего воды понадобилось для полива?)

- о площади клумб (посадили на одной клумбе, затем на другой. Какую площадь клумб заняли под цветы?),

- о количестве цветов (красные + синие. Сколько всего?),

- о массе удобрений (массу одного и другого пакета объединили)

- Построить схему.

- Составить запись с «лучиками».

- Записать ещё формулы.

Дети чертят схему в тетрадях.

                А                                     А

           В        С          А             В        С

                                В         С

- Да.

- В формуле лишь сказано, что целое стоит из 2 частей, а какие из них больше, меньше или равны – неизвестно. Поэтому изобразить можно как угодно.

2. Этап мотивации.

На этапе мотивации происходит закрепление «ситуации успеха». Цель данного этапа: формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в УД, на овладение способами деятельности.

- Ребята, а в другом классе ученики строили схему по формуле: К = М + D + E

Один ученик выполнил это задание так:

- Рассуждал он так: в этой формуле 4 буквы, значит, надо чертить 4 части.

- Правильно ли выполнено задание? Почему?

-Как должна была выглядеть схема?

  • Покажите на схеме части и целое.

  • Сделайте запись с «лучиками».

  • Как можно быстро проверить?

- Нет. (объясняют)

У доски работают 2 ученика: один показывает величину в формуле, другой изображает на схеме, остальные чертят в тетрадях.

                             

                        К

                           

   

                  M         D              E

- Друг у друга. ( в парах)

3. Этап постановки учебной задачи.

Этап постановки УЗ является основным звеном мотивационно-ориентировочной части учебного занятия. Его цель – подведение ученика к овладению обобщёнными отношениями в рассматриваемой области знаний, к овладению новыми способами деятельности. Здесь на фоне «ситуации успеха» создаётся аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать нехватку собственных знаний и несовершенность ранее открытого способа решения УЗ.

 

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями.

На доске:

                    К                М 

- Составьте из фигур К и М новую фигуру и дайте ей название.

Сравните:  К+М     М+К.

- Почему? Сделайте вывод.

- Математики называют части слагаемыми, а целое – суммой.

- Как сформулировать вывод, сделанный вами, используя слова «слагаемые», «сумма».

- Вывод, который вы сделали, называется в математике переместительный закон сложения. Может ли он нам пригодиться?

- Какую УЗ мы поставим перед собой?

А                 А –целое, К и М –части.

К+М = М+К.

- От перемены мест частей целое не меняется. (Это та же формула, записана по–другому: части поменялись местами, но ни сами части, ни целое при этом не изменилось)

- От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

- Научиться применять переместительный закон сложения при составлении формул.

  1. Операционально-исполнительная часть

Операционально-исполнительная часть занятия посвящена решению УЗ. Её целью является отыскание обобщённого способа деятельности.

  1. Этап преобразования условия задачи.

На этапе преобразования условия задачи учащиеся осознают, при каком условии возможно решить ту или иную УЗ.

- Обратите внимание на первую формулу:

А = В + С

- Какие ещё формулы можно было записать?

Каким образом организовать работу?

Работа в парах.

- А можно ли записать ко второй схеме ещё формулы?

Работа в группах.

Проверка: представители от групп  выходят к доске, рассказывают о формулах, которые они составили, если у других есть такие же, ставят «+» рядом со своей формулой.

- Дети в другом классе дополнили схему ещё одной частью и сделали разные записи с лучиками. Какие записаны правильно?

В+С=А, А=С+В, С+В=А

- Да.

M+D+E=K,    М+Е+D=K,

D+M+E=K     D+E+M=K    

E+D+M=K     E+M+D=K

Дети отмечают целое и части на схеме.

- Правильные 1, 2 и 5. Обсуждают «за» и «против».

2. Этап построения модели.

Этап построения модели служит для изучения свойства всеобщего отношения, выраженного в объекте, в чистом виде. Модель служит ориентировочной основой данного вида учебной деятельности.

3. Тренинг.

- Какими формулами можно дополнить наш список формул?

Далее следует проверка.

  • А можно ли такую формулу ещё составить по данной схеме?

M + E + D = P + D

K=P+D   K=D+P

-Да. (Объясняют)

  1. Рефлексивно – оценочная часть.

В рефлексивно оценочной части урока дети должны отрефлексировать прошлые действия, оценить собственную УД, получить положительные эмоции от радости познания нового. Поэтому дети сами определяют критерии, по которым могут оценить свою деятельность, самостоятельно формулируют домашнее задание.

1. Этап рефлексии.

- Какую учебную задачу мы сформулировали в ходе урока?

- Сможете ли вы воспользоваться этим законом сложения? В каком случае?

- Как выдумаете, какую задачу мы поставим на следующем уроке?

- Научиться применять переместительный закон сложения при составлении формул.

- Сможем.

- Мы продолжим работу: будем учиться применять переместительный закон сложения при составлении формул.

2. Оценочный этап.

- Чью работу на уроке вы оценили бы особо?

- По каким критериям вы могли бы оценить свою работу.

Ученики предлагают оценить работу тех ребят, чьи ответы им понравились на уроке больше всего.

Дети предлагают критерии оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе и презентация "Переместительный закон сложения"

Знакомство с переместительным законом сложения в 1 классе по системе Л.В.Занкова....

Таблица сложения. Упрощение таблицы сложения на основе переместительного закона сложения.

Урок- сказка  в 1-ом классе. Учащиеся знакомятся с переместительным свойством сложения....

урок математики по теме "Переместительный закон сложения" 1 класс

Тема: Переместительный закон сложения.Т.Д.Ц. урока – применение переместительного закона  в практической деятельностиЗадачи:Образовательная задача – сформировать понятие о переместительном законеОтраб...

Урок математики в 1 классе по теме "Переместительный закон сложения". Система Л.В.Занкова

Материал содержит подробное описание урока по данной теме с психолого - педагогическим обоснованием и дидактическим комментарием каждого этапа урока. Урок формирует познавательную мотивацию через иссл...

Разработка урока по математике в 1 классе по теме "Переместительный закон сложения"

Тема:  Переместительный закон сложенияЦель:  способствовать выявлению и формулированию переместительного свойства сложения, применению этого свойства в случаях, когда второе слагаемое больше...

Математический конкурс.2 класс. Сочетательный и переместительный законы сложения.

Данная презентация содежит урок закрепления знаний по теме "Сочетательный и переместительный законы сложения. 2 класс". в формате Mimio Studio материал приобретет интерактивность....

Переместительный закон сложения.

Познакомить учащихся с переместительным законом сложения, учить прибавлять к большему числу меньшее, закреплять умение решать задачи....