Урок математики в 3 классе таблица Пифагора
план-конспект урока по математике (3 класс)

На уроке закрепляется таблица умножения до 4, происходит знакомство с великим ученым Пифогором и его универсальной таблицей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_3_klasse_tablitsa_pifagora.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Таблица Пифагора. Связь между компонентами умножения и деления»

Цель: способствовать развитию умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4, применять знание таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности 

Притча о цифрах.

- Послушайте притчу.

Жил на свете великий мастер по стрельбе из лука, у него обучалось много учеников. На одном из уроков, повесив мишень на дерево, он спросил у учеников: – Что Вы видите?

Первым последовал ответ: – Я вижу дерево, на котором висит мишень.
Затем он услышал: – Красивый ствол дерева, поющие птицы, которые летают около дерева, зеленая листва…..

Было много ответов, они походили один на другой. 

И вот учитель подошел к своему лучшему ученику и спросил:

- А что видишь Ты?

- Я вижу только мишень, так как это - моя цель! – ответил он.
Учитель медленно повернулся к остальным ученикам и сказал:

- Только такой человек сможет попадать в  цели.

- Для чего я вам прочитала притчу?  

(Чтобы были внимательными, собранными и сосредоточенными на своей цели)
- Я желаю вам дружной и интересной работы.

II. Актуализация знаний

1. Устный счёт.

– А сейчас, юные математики, проведём математическую разминку.

  • Верны ли  равенства?

8+8+8=8∙2                        3+3+3+3=3∙4                     6+6+7=6 * 3

  • Если любое число умножить на 1, то получится  ... (это же число)

Действие, обратное умножению…(деление)

  • Какое сейчас время года?  Чем прекрасна данная пора?
    -  И у нас в классе листопад!

Поиграем в игру «Лови ошибку»   (выражения  написаны на  листьях)

Дети выходят и убирают выражения с ошибками.

4∙5=20           16:2= 8             72:8=9               9:3=2                   
20:4=5           36:4=9              4∙7=27               27:3=6                 
20:5=4           3∙8=24              16:4=5               3∙6=17
5∙4=20           28:4=7

- Найдите выражения, которые показывают  взаимосвязь умножения и деления.

2. Постановка учебной проблемы.

- Верное ли  выражение 72:8=9?  

- Сможем мы сейчас ответить  на этот вопрос? Почему? Каких нам знаний не хватает?

- На этот вопрос в течение  урока найдем ответ.

2. Повторим и проверим  таблицу умножения необычным способом: 
- Перед вами таблица с пустыми ячейками. На первой строке  напишите  числа от 1 до 9.
- Умножьте каждое из этих чисел на 2 и произведение  запишите во второй строке.
- В третьей строке запишите произведение чисел первого ряда на 3.
- В четвертой строке – на 4.
- С какой целью мы выполняли это задание? 

Проверяем по учебнику с. 35. №1 

Взаимопроверка 

- Кто доволен своим результатом? Поднимите руки.

III.  Самоопределение к деятельности 

Целеполагание.

 - У нас получилась таблица умножения. Наверное, у этой таблицы должно быть название?
Какие будут предположения?
Проверим ваши предположения.

(Таблицу вывешиваю на доску)
ТАБЛИЦА     П И Ф А Г О Р А

- Как называется таблица?  Чему будет посвящен наш урок?
- Сформулируйте тему урока.
Таблица Пифагора (открывается название темы  на доске)
- Какая цель урока?

 IV. Изучение нового материала

  1. Рассказ о Пифагоре (фото)

Таблицу составил великий  учёный Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Известно, что родился Пифагор на греческом острове Самос, расположенном в Эгейском море.  Числам придавал очень большое значение. Числа казались ему чем-то таинственным. Именно Пифагор разделили все числа на чётные и нечётные.

Дополнительную интересующую вас  информацию о Пифагоре  и  тайнах таблицы вы можете найти на  сайте «Почемучка» 

Физкультминутка

«Чётные, нечётные числа»

2. Работа по таблице. 

Рассмотрим структуру таблицы. Какую закономерность вы наблюдаете в каждой строке? В каждом столбце? (каждое следующее число больше предыдущего на 2 ед., 3 ед., 4 ед.)
Где в таблице спрятались множители? 
(в первом столбце и в первой строке)
Выделите множители цветом.
Как найти произведение 3 и 7?
Выполните обратную операцию. (21:3, 21:7)

  1. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.  с.35, №2.  -  работа в парах

Работа по таблице 

- Сможем мы продолжить таблицу на 5 строку? Как?
Эту таблицу мы будем заполнять по мере изучения таблицы умножения.

- Эта таблица есть на форзаце нашего учебника. Найдите и рассмотрите.
- Назовите число самого большого  1(2) множителя.
- Найдите, чему равно произведение чисел 5 и 6, 8 и 3.
- Частное чисел 24 и 6, 49 и 7?
Что теперь вы скажите о выражении 72:8=9?

Игра «Попади в цель»

- Вспоминаем притчу. Что ученик видел перед собой? (только цель) 
Найдите значения выражений: 6∙6, 2∙2, 3∙2, 4∙4, 5∙5, 2∙3, 7∙7, 7∙5, 3∙3

Работа в парах.
(По диагонали таблицы появляется рисунок ключика.)

Этот ключик поможет открыть секрет таблицы Пифагора.

Вывод: Таблица Пифагора симметрична. Поэтому числа встречаются по 2, 3  и 4  раза. Для запоминания таблицы умножения удобна.

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Решение задачи №3, с. 35.
2.Самостоятельная работа. Решение примеров № 5, с. 35

VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности 

Вернемся к притче. К кому последнему обратился великий мастер по стрельбе из лука? Почему он был лучшим учеником?

- Оцените свою работу, используя подсказку:


-Что посоветуете ребятам, которые испытывали сегодня трудности?

VII. Домашнее задание. 

Раскрасить картинку с опорой на таблицу Пифагора.

Резерв:

  1. Бабушка испекла 30 пирожков. Каждый из трёх братьев взял по 4 пирожка. Сколько пирожков осталось?  (18)

2. Работа по карточкам

8∙3:4                   (48-16):8

3∙(8:2)           14+35:7

36:9∙7                   6∙(20-16)

                                       Сумма 48

        

19

23

   

17

28

13

20

   

16

17

                

        

 

    2          2см

                                      7 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 2 класс Таблица умножения до 20 УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

На данном уроке используются ноутбуки, тренажер "Табличное умножение"  (Каркулятор)...

Урок математики. 1 класс. Таблица сложения. УМК Занкова.

Урок математики в 1 классе.УМК Занкова Л. В. Тема: Таблица слоржения....

Конспект урока математики , 4 класс , "Таблица единиц площади"

Разработка урока для 4 класса по теме "Таблица единиц площади"...

Презентация к уроку математики 1 класс "Таблица сложения"

Цель: закреплять знание таблицы сложения чисел в пределах 20; развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение чисел с переходом чере...

Конспект урока математика 1 класс "Таблицы сложения и вычитания с числом 2".

Конспект урока по математике 1 класс по теме: "Таблицы сложения и вычитания  с числом 2". Составила: Яцуценко Ю.В., учитель нач.классов. Цели: опираясь на знания о связи между целым и частями цел...

Презентация к уроку математики 3 класс "Таблица умножения на 8"

Презентация к уроку математики 3 класс "Таблица умножения на 8" ( Моро М.И., С.И.Волкова)...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...