Урок-сказка (математика) в начальной школе
план-конспект урока по математике (2 класс)

Конспект урока математики в нетрадиционной форме урока-сказки во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе

Аннотация урока

Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-сказка). Использование данного метода делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по закреплению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции детей.

Тема: «Умножение. Закрепление».

Образовательная система: «Школа России»
Составитель: Жемчугина Е. М.

Класс: 2.

Вид: закрепление ранее полученных знаний.

Тип урока: урок-закрепление.

Формы организации: фронтальная, групповая.

Материалы и оборудование:

учебник «Математика. 2 класс»,

сказка «Петушок и бобовое зернышко»,

иллюстрации героев сказки «Петушок и бобовое зернышко»,

оформление доски в соответствии с сюжетом сказки «Петушок и бобовое зернышко»,

проектор,

презентация к уроку с таблицей множителей,

карточки с цифрами и буквами.

Цель – создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Умножение».

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к сказкам своего народа.
  2. Воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т.е. воспитание умения помогать тем, кто нуждается.
  3. Развивать навыки сотрудничества  со взрослыми и сверстниками  в разных социальных ситуациях,  умения не создавать конфликтов  и находить выходы из спорных  ситуаций;
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Закрепить навыки названия компонентов и результата умножения.
  6. Уметь решать задачи на нахождение произведения.
  7. Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений.
  8. Развивать умение анализа, синтеза, обобщения.
  9. Развивать внимание учащихся.
  10. Развивать математическую речь.
  11. Закрепить навык умножения.
  12. Закрепить умения составлять и решать задачи.
  13. Повторение навыка вычисления числовых выражений в пределах 100 с проверкой.
  14. Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 100 при решении числовых выражений и задач.

Формирование УУД

ПознавательныеУУД:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на нахождение произведения по приведенному примеру,  выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, умение строить логические цепи рассуждений..

Коммуникативные УУД:  работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли, проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: контролировать работу свою и своего товарища,  планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке,  воспитывать  умение преодолевать трудности, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  1. Желание читать сказки своего народа;
  2. Умение оказывать помощь ближнему;
  3. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  4. Умение находить выходы из спорных ситуаций.

1. Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;

2. Умение концентрировать внимание на различных объектах урока;

3. Умение правильно составлять высказывания.

1. Умение считать в пределах 100;

2. Умение составлять и решать задачи изученных видов;

3. Знание приёмов сложения и вычитания десятков и единиц;

4. Умение выполнять умножение.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

УУД, формирующиеся на данном этапе

Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний

Включение в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа

Физминутка.

Самостоятельная работа

Рефлексия учебной деятельности

Я посадил зерно в горшок.
Пшеничный вырос колосок,
И десять зернышек на нем,
На колосочке на моем!
Пусть невелик мой урожай,
Но вот попробуй, угадай:
Каким бы урожай мой был,
Когда б я десять посадил.

- Сегодня на уроке мы будем вспоминать одну очень известную сказку. В ней речь идет об одном зернышке. А главного героя вы узнаете, выполнив задание.

- Перед вами таблица множителей. Нужно выполнить умножение и назвать каждый компонент действия Умножение.

Множитель

2

3

3

3

3

3

4

Множитель

2

4

6

3

2

5

2

Произведение

- Какие числа у вас получились?

4, 6, 8, 9, 12, 15, 18.

 - Полученные числа расположите в порядке возрастания.

4 – п, 6 – е, 8 – т, 9 – у, 12 – ш, 15 – о, 18 – к.

Перевернув карточки, мы получим имя главного героя (Петушок).

- Как же называется сказка о зернышке и петушке? Я помогу вам: речь идет о бобовом зернышке («Сказка о петушке и бобовом зернышке»).

Название сказки узнали, главного героя тоже, а кто написал? (русский народ)

В сказке жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелится. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

- Помоги мне выполнить задание, а я тебе скажу, как маслице получить. Давайте поможем курочке справиться с заданием.

задание

В каждом столбике найди значение второго выражения, используя значение первого.

9*2=18        2*6=12       7*4=28

9*3=            2*7=            7*5=  

Вспомним названия компонентов действия умножения (первый множитель, второй множитель, произведение).

Прочитаем выражения.

Найдем значение выражений. Первый ряд находить значение первого выражения, второй ряд – второго выражения, третий ряд – третьего выражения. Запишем число и классная работа.

- Помогли мы курочке и ответили хозяйке, а та и говорит:

-    Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Побежала курочка к корове, и мы с вами немного разомнемся на физминутке.

Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Просит ее коровушка:

- Помоги мне, курочка, и я скажу тебе, что нужно тебе сделать будет. Хозяйка дала мне задачу сложную придумать по произведению, а я справиться не могу. Как решим ее вместе, да хозяину расскажем, так и принесет он мне свежей травы и дам я тебе молока. А произведение мне дали такое:

5*3= 15 (л).

Подумала курочка и спросила:

- А сколько раз в день хозяйка тебя доит?

Коровушка ответила:

- Три.

- Ребята, давайте поможем курочке составить условие задачи по ее решению.

Помогла курочка коровушке составить задачу, побежала к хозяину за свежей травой. А то косит траву на прямоугольном лугу, поделенном на квадраты. Смотрит на них и никак не поймет, сколько же ему квадратов косить придется? Послушал он курочку и сказал:

- Объясни мне, курочка, как узнать, на сколько клеток поделен прямоугольник. И с какой стороны начинать считать? И дам я тебе свежей травы. А прямоугольник у меня такой.

  1.   6+6+6+6=

 6*4=

  1.   4+4+4+4+4+4=

4*6=

- Ребята, давайте поможем курочке и хозяину вычислить выражения и посчитать на сколько клеток разбит прямоугольник. Решаем задание по вариантам. Первый будет вычислять значение первым способом, второй – вторым способом. Потом вы проверите друг друга. Расскажите, чем похожи и чем различаются полученные произведения.

Помогла курочка с вашей помощью, ребята, хозяину. Вычислила выражения и сказал ей хозяин:

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

А кузнец стоит и грустит:

- Не могу я, курочка, тебе помочь в этом. Задания у меня трудные: узнать мне надо значение выражений и проверить, правильно ли я посчитал. А как делать это – не знаю!

- Ребята, давайте поможем кузнецу вычислить значения выражений с проверкой.

72-18           78-12

35+44          57+28

- Вы посчитали значение выражений, выполнили проверку, помогли кузнецу и курочке. А они смогли помочь петушку. Вот что было дальше.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

— Ку-ка-реку!          

А вам за помощь спасибо. Хорошо закончилась наша сказка, мы помогли спасти петушка, а все задания выполнены.

Вы - молодцы!

- Молодцы, ребята! У какого героя было самое трудное задание?

- У какого героя было самое интересное задание?

Все ли задания и решения были вам понятны. Поднимите карточки, чтобы показать, насколько вам был понятен материал.

Скажите, пожалуйста, какое математическое действие мы активно использовали на уроке? (Ответы детей)

- Правильно, умножение!

Сел петух до зари

На высокий шест:

— Кукареку!..Дважды три,

Дважды три — шесть!

- А почему же случилась такая беда с петушком? (Ответы детей)

- Правильно, он начал торопиться и подавился зернышком. А в правилах поведения за столом сказано: Не торопись во время приема пищи, кушай спокойно и аккуратно!

Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки.

Выполняют задания на устный счет.

Читают выражения с названиями компонентов действий.

Называют полученные числа.

Дети отгадывают слово (петушок).

Поможем.

Учащиеся выполняют задание по рядам (каждый ряд одно выражение).

Дети называют компоненты вычислений и находят значение выражений.

записывают число, классная работа, пишут выражения и ответы в тетради.

Дети помогают курочке и коровушке и составляют задачу по ее решению. Записывают в тетрадь краткую запись и решение (Хозяйка доит корову 3 раза в день, корова за один раз дает 5 л молока. Сколько литров молока в день дает корова?).

Физминутка.

Дети выполняют задания по вариантам со взаимопроверкой (первый вариант решает первый пример, второй – второй пример) и вычисляют значение произведений.  Объясняют, чем похожи и чем различаются полученные произведения.

Два ученика производят вычисления у доски, остальные решают задания самостоятельно в тетрадях. Проверка ответов.

Дети делятся впечатлениями об уроке и оценивают свою работу цветными карточками (зеленый, желтый, красный)

Организационный момент, сообщение темы урока.

Повторение и закрепление действия умножения.

Повторение навыка упорядочивания цифр в порядке возрастания.

Повторение и закрепление действия умножения.

Работа в группах

Закрепление умения анализировать решение и составлять условие задачи.

Повторение и закрепление действия умножения.

Работа в группах

Закрепление навыка счета в пределах 100.

Закрепление навыка сложения и вычитания.

Работа учеников у доски.

Подведение итогов урока.

ПознавательныеУУД:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на нахождение произведения по приведенному примеру,  выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, умение строить логические цепи рассуждений..

Коммуникативные УУД:  работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли, проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: контролировать работу свою и своего товарища,  планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке,  воспитывать  умение преодолевать трудности, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Вид  презентации для счета.

Множитель

2

3

3

3

3

3

4

Множитель

2

4

6

3

2

5

2

Произведение

Карточки для учеников.

4

6

8

9

12

15

18

п

е

т

у

ш

о

к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка по математике в 1 классе. Тема урока: «Повторение пройденного материала. Сказка К.И. Чуковского «Тараканище»».

Урок - сказка по математике в 1 классе. Тема урока: "Повторение пройденного материала. Сказка К.  И. Чуковского "Тараканище"".Цели урока: повторить и систематизировать материал, изученный на пред...

Урок – сказка по математике в 1 классе (УМК «Школа России)

Технологигическая карта урока по математике 1 класса....

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)...

Урок-сказка по математике 2 класс по теме "Закрепление изученного" (УМК"Школа России")

Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100, решения задач в 2 действия. Урок построен в форме путешествия по сказке "Теремок"...

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...

Сценарий урока - сказки по математике для 1 класса по программе "Школа России".

Сценарий урока - сказки по математике для 1 класса попрограмме "Школа России"...