Урок "Предметы округлой формы"
план-конспект урока по математике

Дичманис Валентина Филипповна

Урок по предмету "математические представления и конструирование" для детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmety_krugloy_formy.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по предмету: «Математические представления и конструирование»

Тема: «Предметы круглой формы»

Учитель:7 «ж» класса

Дичманис В.Ф.

Санкт-Петербург

2017 г.

Фамилия, имя, отчество учителя должность

 Дичманис Валентина Филипповна, учитель

Наименование образовательного учреждения, город

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района

 г. Санкт-Петербурга.

Класс

7 «ж»

Предмет

Математические представления и конструирование

Тема урока

«Предметы круглой формы»

Форма урока (кол-во детей)

Фронтальный урок, 5 детей

Продолжительность по времени

35 минут

Тип урока

 комбинированный

Цель урока

Формировать представление о предмете круглой формы.

Задачи урока

1)образовательная

2)коррекционная

3)воспитательная

1)Закреплять знания о свойствах предмета круглой формы - мяч: круглый, катится.

2)Развивать зрительно-моторное восприятие на основе практических упражнений на сенсорное восприятие.

3) Воспитывать желание действовать совместно с воспитателем.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, практические.

Методическое и техническое обеспечение занятия

Технические средства: проигрыватель, музыкальные записи;

методические средства: коммуникативная доска, коммуникативные карты «Заниматься», мольберт, фотографии детей и учителя,  фотографии детей и учителя на коммуникаторе GoTalk 4+, мяч красного цвета, фотография мяча, маленький мяч красного цвета, фотография маленького мяча, детская игрушка «Башня», детская игрушка «Баскетбол», мягкая игрушка «волчонок», фотография игрушки «волчонка», рюкзак с мячами, контейнер с фасолью, влажные салфетки, детское ведро для использованных салфеток.  

Предварительная работа

Игры: «Чудесный мешочек», «Кати-лови», чтение р.н.сказки «Колобок».

Использованная литература

3. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999.

Ход урока

Название упражнения,

частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть

1.Организационный момент  - 3мин

Ритуал приветствия

Цель:

-Формировать  умение соотносить себя с фотографией

-Установить зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми

Работа с коммуникативной доской, с пиктограммами

- Кто здесь, кто с нами?

- Кто здесь, кто пришел?

- Это Али.

- Здравствуй, Али!

- Али!

(учитель указательным жестом показывает на ребенка затем на фотографию).

Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми.

- Кто здесь, кто с нами?

- Кто здесь, кто пришел?

- Валя.

Учитель показывает на себя,

затем на фотографию.

- Валя.

Учитель  снимает с  коммуникативной доски карточку-символ «Заниматься», демонстрирует её всем детям и говорит:

- Будем заниматься.

Дает каждому ребенку рассмотреть и потрогать карточку «Заниматься», повторяя - «Заниматься».

Показывает жест «Заниматься».

Дожидается реакции ребенка.

После этого карточка прикрепляется к мольберту.

Напротив коммуникативной доски дети в колясках ( Али, Саша) (Катя, Алина, Даня) и на стулья сидят полукругом.

Дети эмоционально реагируют на прикосновения.

Указывают жестом на себя, находят свою фотографию.

Смотрят на карточку-символ

«Заниматься». Указывают жестом на пиктограмму. Показывают жест «Заниматься» с помощью учителя.

  1. Мотивация образовательной деятельности - 2мин

Соотнесение предмета с его изображением на фотографии

Учитель перевозит коляски в центр класса.

-Дети,  к нам в гости пришел волчонок.

-Поздоровайтесь с волчонком.

- Привет!

- Это волчонок.

- Волчонок.

Учитель показывает фотографию волчонка.

Волчонок, у нас сейчас будет урок.

- Оставайся и посмотри как Саша, Али, Катя, Алина, Даня будут заниматься

За спиной у волчонка висит рюкзак.

- Дети,  у волчонка рюкзак.

- Посмотрите, потрогайте.

Дети здороваются с волчонком.

Указательным жестом с помощью учителя показывают на волчонка затем на фотографию.

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие - 4 мин

Игры с пальчиками с речевым сопровождением.

«Здравствуй мой любимый мячик!»

Задача: развитие мелкой моторики рук.

 - Волчонок принес вам что-то в рюкзаке.

- Посмотрим, что там.

Учитель достает из рюкзака мяч.

- Мяч!

Учитель показывает фотографию мяча.

-Мяч!

Мы сегодня будем играть на уроке с мячами.

- Волчонок будет смотреть, как вы играете!

- Али, (Саша, Катя, Алина Даня) опусти руку в рюкзак, достань из него мяч.

- Мяч!

-Здравствуй мой любимый мячик!- утром скажет каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Меж ладонями катает,

Никуда не выпускает,

Только брату отдает,

Брат у брата мяч берет.

-Волчонок сказал, что ему понравилась игра.

Вместе с учителем Али (Даня, Саша, Алина, Катя) достает мяч из рюкзака, катает мяч между ладоней, крепко его сжимает, перекладывает из руки в руку.

Дети указательным жестом показывают на мяч затем на фотографию мяча.

  1. Основная часть

4.Актуализация имеющихся знаний -  4мин

Игра «Найди мяч в фасоли»

Задача: формировать умение, находить предмет, вынимать его, развивать зрительно-моторное восприятие.

Учитель держит волчонка.

- Спасибо тебе, волчонок, за мячи.

- Мы играли с мячами, а они спрятались.

- Будем их искать.

- Смотри,волчонок, как дети ищут мячи.

Учитель ставит на стол перед ребенком контейнер с фасолью, где спрятаны мячи.

 -Саша, опусти руку в контейнер найди и достань мяч!

- Али, Даня, смотрите, как Саша ищет мяч.

Саша с помощью воспитателя достает мяч из контейнера.

- Молодец Саша, нашёл мяч.

- Смотри,  мяч круглый.

Учитель с ребенком обследуют поверхность мяча.

Али, Данил, Катя, Алина выполняют те же задания совместно с учителем.

- Молодцы, нашли мячи.

Саша  опускает руку в контейнер и с помощью учителя достает мячик.

Смотрит на него.

Дети складывают мячики на поднос.

Ребенок совместно с учителем обследует мяч.

  1. Изучение нового материала - 7 мин

Соотнесение предмета с его изображением на фотографии

Игра «Прокати мяч»

Задача: формировать представление о свойствах мяча: круглый,  катится.

Соотнесение предмета с его изображением на фотографии

Игра «Жёлоб»

Задача: формировать представление о свойствах мяча: круглый, катится.

- Посмотрим, что еще в рюкзаке.

Учитель достает из рюкзака мяч красного цвета.

- Смотрите - это мяч!

- Волчонок, мы тебе покажем, как еще можно играть с мячом.

- Мяч круглый.

Учитель обводит контур мяча рукой.

- Катя, (Даня, Али, Саша, Алина) возьми мяч. Он круглый.

Учитель дает мяч в руку ребенка и в совместных действиях помогает ему обследовать округлую поверхность мяча.

- Мяч.

Учитель  показывает фотографию мяча.

- Мяч круглый,  он катится.

- Волчонок, смотри, мы будем катать мяч.

Учитель прокатывает мяч по подносу.

- Мяч круглый, он катится.

Учитель прокатывает мяч по столу к Али.

- Лови мяч, Али. Мяч круглый, катится.

- Молодец Али!

- Али, кати мяч Саше.

- Лови мяч, Саша. Мяч круглый, катится.

-Молодец Саша!

- Саша, кати мяч Дане.

- Лови мяч, Даня. Мяч круглый, катится.

- Молодец  Даня!

- Даня, кати мяч по столу.

Даня, Али, Саша, Катя, Алина смотрите, мяч катится, он круглый.

Учитель ставит на стол пластмассовую башню (жёлоб) с отверстием наверху и поднос с мячом, показывает мяч и говорит:

- Это-мяч  маленький.

Учитель показывает фотографию мяча.

- Мяч.

- Будем катать мяч.

- Беру мяч, опускаю его в отверстие.

Мяч катится  сверху вниз.

Смотрите, мяч катится, он круглый.

-Али, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие.

- Смотри, мяч катится, он круглый.  

- Молодец, Али!

- Саша, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие.

- Смотри, мяч катится, он круглый.  

- Молодец, Саша!

- Даня, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие.

- Смотри, мяч катится, он круглый.  

- Молодец, Даня!

- Катя, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие.

- Смотри, мяч катится, он круглый.  

- Молодец, Катя!

- Алина, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие.

- Смотри, мяч катится, он круглый.  

- Молодец, Алина!

Дети указательным жестом показывают на  мяч затем на фотографию.

Дети с помощью учителя обводят рукой контур мяча.

Дети прокатывают мяч друг другу по поверхности стола.

Дети указательным жестом показывают на  мяч затем на фотографию.

Дети берут мяч в руку, опускают на жёлоб и смотрят, как мяч скатывается вниз.

  1. Физкультминутка  - 3мин

Упражнение«Думающий колпак»

Задача: Снять напряжение в мышцах головы, улучшить слуховое восприятие и внимание.

«Потряхивание»

Задача: расслабление мышц.

«Телесный контакт»

Звучит аудиозапись.

Хорошо потрудились, теперь отдохнем.

Учитель выполняет кинезиологические упражнения с детьми.

Учитель вытягивает правую руку ребенка вверх, удерживает за запястье и совершает потряхивающие движения в течение 10-15 секунд. Затем левой рукой.

Учитель накладывает свои ладони на части тела ребенка, удерживая свои руки несколько секунд.

Дети сидят в расслабленных позах.

  1. Первичная проверка понимания  - 5мин

Игра «Баскетбол»

Задача: закрепить знания о свойствах мяча: круглый, катится.

-Отдохнули, молодцы.

Покажем волчонку, как можно ещё играть с мячом.

Учитель ставит на стол игрушку «Баскетбол» с музыкальным и речевым сопровождением.

-Беру мяч, бросаю его в корзину.

Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Али, возьми мяч в руку, брось его в корзину.

-Саша, Катя, Алина и Даня смотрите, как Али бросает мяч в корзину

- Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Молодец, Али!

- Саша, возьми мяч в руку, брось его в корзину.

Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Молодец, Саша!

-Даня, возьми мяч в руку, брось его в корзину.  

Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Молодец, Даня!

-Катя, возьми мяч в руку, брось его в корзину.  

Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Молодец, Катя!

-Алина, возьми мяч в руку, брось его в корзину.  

Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Молодец, Алина!

- Волчонок, тебе понравилось наш урок. Теперь ты знаешь, как  можно играть с мячом.

Дети с помощью учителя

берут мяч в руку, бросают его в корзину, смотрят, как мяч падает на стол и катится по столу. Эмоционально реагируют на речевое и музыкальное сопровождение.

  1. Заключительная часть
  1. Подведение итогов - 2 мин

Ритуал завершения занятия

Работа с коммуникатором GoTalk 4+

Работа с коммуникативной картой «Заниматься».

-Кто сегодня занимался?

- Али (Даня, Саша, Катя, Алина).

Учитель указательным жестом показывает на ребенка, затем на фотографию

-Дети, мы с вами сегодня на уроке играли с мячом.

Мяч круглый, мяч  катится.

Вы хорошо занимались. Молодцы!

- Данила хорошо прокатывал мяч по столу.

- Саша и Катя, вы отлично бросали мяч в корзину.

- Али и Алина хорошо искали мяч в фасоли

 - Молодцы! Волчонку очень понравилось с вами играть, он  останется с нами в классе.

Учитель снимает карточку «Заниматься» с мольберта и говорит:

- Заниматься - все.

Показывает жест «Все».

Убирает карточку-символ «Заниматься»

 

Дети с помощью учителя находят свою фотографию на коммуникаторе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"

Конспект урока  русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"   по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...

Урок по предмету "Графика и письмо" на тему: Рисование округлых линий с элементами дорисовки (2 класс VIII вида "особый ребёнок")

Предмет: Графика и письмо.Тема: Рисование округлых линий с элементами дорисовки.Класс: 2 «Г» «особый ребёнок» (F -72).Тип урока: комбинированный.Цель:  1. Учить детей  рисовать мелком округл...

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы  предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...

Штриховка округлых предметов

Конспект урока по предмету Математические представления на тему "Штриховка округлых форм" 1 класс школы для обучающихся по адаптированным образовательным программам...