Конспект урока математики по теме "Цепочки"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Галимова Гульнара Дамировна

Урок математики по теме "Цепочки" по ОС "школа 2100" Л.Г. Петерсон 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок математики171 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Цепочки».

Основные цели:

1) Сформировать представление о «цепочке», о переборе вариантов для соединения цепочек.

2) Тренировать умение раскладывать по составу числа от 2 до 10, умение устанавливать взаимосвязь между частью и целым, решать задачи на нахождение целого.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:   

1) «подсказки», чтобы помочь детям вспомнить, чему они научились:

     

2) карточка с изображением цепочки:

   

3) картинки и изображением двух девочек;

4) карточки по 4 штуки каждой:

           

Раздаточный материал:

1) карточки по 5 штук каждой у каждой группы учащихся:

         

2) карточки с заданием для с.р.:

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

Цель:

1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) определить содержательные рамки урока: поиск закономерностей.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Чему был посвящён предыдущий урок? (Мы повторяли некоторые темы, изученные в 1 классе.)

Открыть карточки-«подсказки» на доске.

        

        

– Посмотрите на карточки на доске. Какие из видов заданий вы повторяли на предыдущем уроке? (Решали задачи, продолжали закономерности. Повторяли сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.)

– Как вы справлялись с этими заданиями? (…)

– Расскажите, какие еще задания вы видите на карточках? (Неравенства, а что написано на последней карточке нам неизвестно.)

– Это тоже из математики. Но чтобы научиться понимать эту (да и многие другие) запись, вам надо многое узнать и многому научиться. Хотите? (Конечно, хотим.)

– А как вы будете учиться? Что вам предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое? (Сначала повторим то, что необходимо, потом вы дадите нам задание, в котором будет что-то новое, мы попробуем его выполнить и, скорее всего, у нас не получится. Нам нужно будет понять, чего мы не знаем, и построить способ…)

– Чтобы узнать, чему будет посвящён сегодняшний урок, найдите две карточки, которые можно назвать одним словом. (Карточки с изображением закономерностей.)

– Значит, чему будет посвящён сегодняшний урок? (Поиску закономерностей.)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: 

1) тренировать умение выявлять сходства выражений через применение переместительного свойства сложения и выявлять различия, закрепить представление о «цепочке»;

2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия;

3) актуализировать норму пробного действия;

4) организовать выполнение индивидуального задания для пробного действия;

5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Поиск закономерностей. Состав числа 5.

– С чего начнём? (С повторения необходимых нам знаний.)

– Посмотрите на доску.

Открыть на доске записанные выражения: 1 + 4

 2 + 3

 3 + 2

 4 + 1

– Сравните выражения. Что интересного вы заметили? (Сумма всех чисел равна 5, первое слагаемое увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1; это состав числа 5.)

Если учащиеся не предлагают вариантов, помочь им наводящими вопросами типа: «Чему равна сумма всех чисел?» и т.п.

– Назовите выражения, составленные из одинаковых чисел. (1 + 4 и 4 + 1; 2 + 3 и 3 + 2.)

– Какой закон сложения вы наблюдаете в этих парах выражений? (Переместительный.)

2) Представление о цепочке.

– Посмотрите на следующие записи.

Открыть на доске записи: … + 5 – 5 + 5 – 5 + 5 …

         … + 3 – 3 + 3 – 3 + 3 …

         … + 8 – 8 + 8 – 8 + 8 …

         … + 1 – 1 + 1 – 1 + 1 …

– Что вы можете сказать о них? (Эти записи можно продолжить в обе стороны, в каждой строчке использовано только одно число, в записи есть закономерность: сначала прибавляем число, а потом его вычитаем и т.д.)

– Как продолжить запись вправо, сохраняя закономерность? (Устно.)

– Можно ли назвать эту запись цепочкой? (Да, потому что числа, как в цепочке, идут одно за другим и соединяются знаками «+» или «–».)

– Из чего еще может состоять цепочка? (Из геометрических фигур, из бусинок и т.д.)

– Составьте одну цепочку из геометрических фигур, заменив ею все цепочки, составленные из чисел и знаков, так, чтобы сохранился ритм. Зарисуйте ее в тетради.

– Расскажите, что вы заменили. (…)

Повесить на доску карточку с изображением цепочки.

– Посмотрите, как это же задание выполнила я? Объясните, права ли я. (Вы правы, т.к. числа со знаком «+» вы заменили зелёным кружком, а числа со знаком «–» – жёлтым кружком.)

3) Перемещение цепочек.

– К нам на урок пришли две девочки – Катя и Оксана. Они просят вас помочь им разрешить их спор.

Открыть на доске изображение двух девочек, расположив их по бокам цепочки.

– Изменится ли цепочка, если ее перевернуть? (Нет, это та же самая цепочка.)

Если дети затрудняются ответить, попросить их назвать бусинки по порядку слева направо и справа налево.

– Итак, что я выбрала для повторения? (Переместительное свойство сложения, продолжение закономерностей. Мы узнали, что закономерность можно назвать «цепочкой»…)

4) Варианты соединения цепочек. Задание для пробного действия.

– Что дальше? (Вы дадите нам задание, в котором будет что-то новое.)

Прикрепить на доску две цепочки:

– Верно. Только знаете, что интересно? Это не придуманное задание, а случай из жизни Кати и Оксаны. С другой маминой цепочкой случилась неприятность: она порвалась. Помогите Кате и Оксане соединить ее.

– Сколько существует способов соединения двух цепочек так, чтобы получились разные цепочки?

– Давайте разберёмся, что в этом задании для вас ново. Чем оно отличается от тех, которые мы выполняли раньше? (Раньше мы продолжали закономерности чисел, фигур, … Здесь нужно найти все варианты соединения двух цепочек.)

– Что же вы будете делать? (Попробуем выполнить это задание.)

– Итак, нужно посчитать количество вариантов соединения двух цепочек и записать ответ в виде числа в тетрадь. Пробуйте.

– Покажите пальчиками, какое число вы записали.

– Посмотрите друг на друга.

Учитель записывает на доске все варианты ответов.

– Что вы видите? (Мнения разделились.)

– В чём затруднение? Чего вы не можете сделать? (Мы не можем посчитать количество вариантов соединения двух цепочек так, чтобы получились разные цепочки.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Какое было задание? (Посчитать количество вариантов соединения двух цепочек.)

– Что в этом задании было для вас новым? (Мы никогда не находили все варианты соединения двух цепочек.)

– Расскажите, как вы действовали, выполняя это задание? (…)

– Когда, в какой момент, на каком шаге ваших рассуждений возникло затруднение? (…)

– Почему же получились разные мнения? (Нам неизвестен способ нахождения всех вариантов соединения двух цепочек.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

1) сформулировать цель учебной деятельности и согласовать тему урока;

2) выбрать способ и средства для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Поставьте перед собой цель. (Найти способ нахождения всех вариантов соединения двух цепочек.)

– Попробуйте сформулировать тему урока. (Цепочки. Способы соединения двух цепочек. …)

Открыть тему на доске, после согласования ее с детьми.

– Как предлагаете действовать, чтобы посчитать количество всех вариантов соединения цепочек? (Цепочки надо поменять местами, перевернуть, …)

– Что вам необходимо, чтобы продумать и проверить способ нахождения всех вариантов соединения двух цепочек и посчитать количество вариантов? (Модели цепочек, чтобы с ними можно было подействовать.)

– Я заготовила для вас по несколько наборов моделей цепочек. Скажите, зачем несколько наборов? (Чтобы выложить все варианты соединения и посмотреть, нет ли повторяющихся, …)

– Расскажите план своих действий. (Мы будем соединять цепочки, чтобы посчитать количество вариантов соединения, а потом выведем общее правило.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 

1) организовать построение детьми нового способа действий, устраняющего причину затруднения с использованием предметных действий с моделями цепочек;

2) применить новый способ действий для выполнения задания, вызвавшего затруднение;

3) зафиксировать в речи новый способ действий;

4) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Работать вы будете по группам.

Распределить детей на группы по 4–5 человек.

Раздать группам по 5 наборов карточек:

– Проговорите в группах план своих действий и действуйте по этому плану.

После окончания работы групп:

– Сколько же вариантов соединения двух цепочек у вас получилось? (4.)

Организовать согласование мнения групп.

– Какими способами вы это выяснили? (Мы переставляли цепочки и переворачивали их.)

Представитель одной из групп демонстрирует способы с применением системного перебора вариантов. Остальные работают в режиме согласования.

– Катя и Оксана говорят вам большое спасибо. А вам есть, за что поблагодарить девочек? (Да. Они помогли нам узнать новое.)

– Какие же способы применяют при нахождении всех вариантов соединения двух цепочек? (Цепочки переставляют и переворачивают в определённой последовательности, чтобы избежать повторов.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Как вы считаете, чем вам необходимо заняться дальше? (Потренироваться.)

 2, стр. 1.  

– Откройте в учебнике   2, стр. 1.  Прочитайте задание.

По одному с места с объяснением.

– Сколько способов соединения этих цепочек («сын» и «очек») существует? (Один.)

– Какими способами вы проверяли свой ответ? (Пробовали переставлять и переворачивать.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на изученный способ перебора соединения двух цепочек;

2) организовать самопроверку умения применять изученные способы перебора соединения цепочек на основе сопоставления своего решения с образцом;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Теперь вы можете сказать, что поняли новый способ? (Нет, нам необходимо поработать самостоятельно.)

– Хотите попробовать сами собрать разные цепочки?

Раздать детям карточки с заданием для самостоятельной работы.

– Посмотрите на лист с заданием и скажите, что нужно сделать? (Составить разные цепочки.)

– Выполняйте.

– Проверьте.

Открыть на доске образец.

– Как вы действовали, составляя цепочки? (Мы переставляли и переворачивали.)

– Какие трудности возникли при выполнении? (Не смогли найти все варианты соединения двух цепочек, есть повторяющиеся варианты, …)

– Как исправить ошибки? (Надо попробовать последовательно переставлять и переворачивать цепочки, чтобы получить все варианты соединения.)

– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

1) организовать повторение составных задач на нахождение целого;

2) повторить счёт в пределах 10 и взаимосвязь «часть-целое».

Организация учебного процесса на этапе 8:

1)  7, стр. 1.

– А теперь повторим то, что вызывало в прошлом году у вас наибольшие трудности. Что будем повторять? (Задачи.)

– Сколько заданий к этим задачам? (3.)

– Читаем первое задание. (Прочитай задачи.)

– Выполняем.

– Читаем второе задание. (Чем они похожи и чем отличаются?)

– Ответьте на этот вопрос. (В обоих случаях говорится о том, что Катя осенью засушила кленовые и дубовые листья, и в одной, и в другой задачах ищем целое, дано одинаковое число кленовых листьев – 11. А вот число дубовых листьев разное: в первой задаче их всего 4, а во второй – на 4 больше, чем кленовых листьев.)

– Читаем третье задание. (Составь схемы…)

– Мы не успеем решить обе задачи, поэтому решите между собой, какую задачу вы хотите решить и почему?

Учитель даёт установку на самостоятельный анализ задачи. У доски работает один ученик.

При необходимости учитель задаёт наводящие вопросы, например:

– Что известно в задаче? Что надо узнать? (Известно, что Катя засушила 11 кленовых листьев, а дубовых листьев – на 4 больше. Надо узнать, сколько всего листьев засушила Катя.)

– Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Надо сложить количество всех кленовых и дубовых листьев – ищем целое.)

– Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

– Почему? (Так как не знаем, сколько дубовых листьев Катя засушила.)

– А это можем узнать? Как? (Это мы узнать можем. Надо к количеству кленовых листьев прибавить 4, так как ищем большее число.)

– Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем, сколько дубовых листьев засушила Катя, затем ответим на вопрос задачи.)

2)  4, стр. 1.

По рядам по 2 столбика – самостоятельно.

– Что интересного вы заметили в примерах каждого столбика? (Одинаковые целое и части.)

Если дети не смогли ответить на этот вопрос, конкретизировать его, например: «Отметьте в примерах первого столбика целое и части. Назовите целое и части: 2, 5 – части; 7 – целое. Что замечаете?»

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности на уроке;

2) зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

5) определить задания для самоподготовки.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Какая цель вами была поставлена сегодня на уроке? (Найти способы нахождения всех вариантов соединения двух цепочек.)

– Достигли вы цели? Докажите. (Да, так как узнали способы нахождения всех вариантов соединения двух цепочек.)

– Назовите эти способы. (Поменять местами, перевернуть.)

– Оцените, удалось ли сегодня каждому из вас по-настоящему учиться? Обоснуйте.

– Чем ещё для вас был полезен урок? (Повторили решение задач, …)

– Какие затруднения на конец урока остались?

– Как их вам преодолеть? (Поработать дома самостоятельно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...