Математика 1 класс УМК "Школа России" урок на тему: "Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине""
план-конспект урока по математике (1 класс)

Порошина Жанна Владимировна

На данном уроке дети вместе с Ёжиком познакомятся с понятиями «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Вместе с нашим героем дети научатся измерять отрезки сравнивать их по длине на глаз и с помощью наложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока556.22 КБ

Предварительный просмотр:

Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине".

Урок: математика

Дата: 26.09.2018

Школа: МОБУ  СОШ № 1

Класс: 1 Б

УМК «Школа России»

Учитель: Порошина Ж.В.

Тема урока: Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Цель урока

В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами.

Задачи:

- Уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»;

- Развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся;

- Развивать навык счёта.

- Воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать ответы товарищей и дополнить по необходимости;

- Воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.

Ожидаемые результаты:

-Учащиеся научатся сравнивать объекты по длине на глаз и с помощью наложения;

-Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;

-Работать в паре, оценивать товарища;

-Слушать собеседника и вести диалог;

-Оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Методы работы:

- деятельный (процесс познания идет от учеников),

- проблемный (создание проблемной ситуации, которые помогли детям в открытии новых знаний).

- наглядно – демонстративный,

- частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),

- практический.

Формы работы:

обще классная, индивидуальная, работа в парах, группах, фронтальная.

Ресурсы:

- основные: М.И.Моро, С.И.Волкова Математика 1 класс часть 1

- дополнительные: мультимедиапроектор, экран, компьютер, электронная физминутка.

Приложение: презентация, ленточки разного цвета и разной длины, наборы полосок разной длины (для работы в парах).

Ход урока

I.

Организационный момент.

Слайд 1

Приветствие.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём.

Наш урок сейчас начнем.

- Начинаем урок математики.

- Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики? Улыбнитесь друг другу. Молодцы.

 Слайд 2

- Итак, начинаем урок.

Дети настраиваются на учебную деятельность, проверяют готовность к уроку.

II.

Актуализация знаний

  1. Устный счёт

А) Счёт от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

Б) Назовите:

- соседей числа 5;

- число, следующее за числом 6;

- число предыдущее 4;

- число, которое стоит между числами 7 и 9

В) Игра «Покажи, сколько». НА  доске зайчики, ласточки, белочки,  котята…

На слайде появляются группы предметов, учитель спрашивает:

- Сколько? (2-3 группы)

Что лишнее? Почему?

В) Слайд 4

-ОТГАДАЙТЕ,  КТО К НАМ В ГОСТИ ПРИШЁЛ?

Из иголок колобок.

Кто свернулся здесь в клубок?

Не поймёшь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.

В общем, сразу не поймёшь.

Кто же это всё же?

C:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\279b7fbe-4a41-11e5-9289-002618dccdfd.jpeg

 - Посмотрите на доску (иллюстрация из учебника с.33 «Яблоки на траве» и «Ежик унес 1 яблоко») и составьте математический рассказ по рисунку  См. Приложение 1.1

- Составьте к этому рассказу числовое выражение

- Как можно прочитать разными способами?

- Уберите карточки в коробочку

C:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\2 - копия - копия.pngC:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\2 - копия.pngC:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\2.png

C:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\3.pngC:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\4 - копия.pngC:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\4.png

  1. Работа по теме урока

-  Ёжик понёс к себе в норку на зиму припасы, а корзинку оставил. Смотрите, что здесь лежит…. Посмотрите два ремешка, – синий и красный. Ежик наверно мешки с яблоками завязывал ими.

(Учитель показывает две ленточки разного цвета и разной длины (длина лент не должна сильно отличаться.)

- Который  из ремешков длиннее? Почему?            

-  Как можно проверить, правильно ли вы ответили?  (Нужно приложить , наложить одну веревочку к другой)

 - Наложение, совмещение.

 (Учитель прикладывает ленточки друг к другу не совмещая края ).

- Какая ленточка длиннее?

Учащиеся путём рассуждений должны прийти к выводу, что учитель неправильно приложил ленточки друг к другу. Надо совместить один конец ленточки с концом второй ленточки .

К доске выходит ученик и сравнивает ленточки выявленным способом (путём наложения)

Учитель прикладывает ленточки друг к другу, совмещая края.

- Длиннее та ленточка, конец которой остался длиннее.

- Теперь мы можем ответить на вопрос - какой ремешок длиннее? Ка называется способ определения длины? Способ НАЛОЖЕНИЕ          C:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\наложение.png

- А теперь посмотрите на эти ремешки  (учитель показывает другие два  одинаковые по цвету и длине).

- Помогите мне сравнить их по длине.

- Что вы скажете о длине этих ленточек? Одинаковые по длине

- Какие слова мы использовали при сравнении длины ленточек? 

-"длиннее", "короче", "одинаковые по длине"

- Эти слова будут сегодня главными на урокеСлайд 5

- Какова тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить?         

- Чему мы должны научиться на уроке?

- Чтобы узнать еще больше нового и интересного, нам понадобятся силы, давайте немного отдохнём.

3. Физкультминутка

- Как живёшь?

- Вот так!

- Как встаёшь?

- Как идёшь?

- Как бежишь?

- Как даёшь?

- Как берёшь?

- Как стоишь?

- Как сидишь?

- Откройте учебники стр. 32. Уточним нашу цель.

(Читает хорошо читающий ученик

- Какой способ мы уже рассмотрели? НАЛОЖЕНИЕ                              C:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\наложение.png

 C:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\ruler-png-transparent-images-free-download-clip-art-free-clip-inside-ruler-clipart-png-hd.png

Рассмотрите рисунок. Что делают ребята? - Выгуливают собак. Дрессируют их на площадке.

- Давайте по рисунку выполним задания.

Вас просят авторы учебника сравнить «на глаз»,  какой поводок длиннее, какой короче; чей хвост длиннее; чьи уши короче; какая лавочка длиннее.

- Но сначала скажите, как вы понимаете, что значит «сравнить на глаз»? - Сравнить, не измеряя, не накладывая. Визуально ничего не измеряя

- А когда мы можем сравнить легко на глаз?

- Когда явно видно, что длиннее, что короче.

- Какой поводок длиннее, какой короче?

- Чей хвост длиннее?

- Какая лавочка короче? 

- Как мы сравнивали длину этих предметов? «На глаз» C:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\498315147-1024x1024.jpg

- Рассмотрите следующий рисунок.

- Как сравнивали длину ремней? (Приложили один к другому)

- Сравните ремни по длине. Какой ремень длиннее? Какой короче?

 - Сравните ремни по ширине. Какой ремень шире, какой уже?

- Какие способы сравнения длины вы выяснили?

C:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\наложение.pngC:\Users\Владелец\Desktop\1 класс 2018г\1 Поурочные планы\2 Математика\Уроки\15 урок 26.09 Длиннее, короче. Одинаковые по длине\498315147-1024x1024.jpg

- Сколько ремешков у  меня в руках? Как можно получить число 3 разными способами?

1+2=3   2+1=3

-А теперь сколько у меня ремешков? Как можно получить число 4 разными способами?

1+3=4   2+2=4    3+1=4

- А если я от 4-1 сколько получится? Покажите используя числовой веер

- А если я от 3-1 сколько получится?

- А если я от 2-1 сколько получится

Практическая работа в парах:

У каждого ученика имеются на столах четыре полоски бумаги белого цвета (две из них одинаковой длины)

Учащиеся в парах выполняют задания учителя.

- У вас на партах лежит набор полосок. Задание, которое я вам предложу, вы будете выполнять в парах.

- Сравните полоски бумаги одним из изученных нами способов. А какие мы способы сравнения узнали с вами.

– наложением или «на глаз».

- Раскрасьте самую длинную полоску красным цветом;  самую короткую – синим цветом; если есть полоски одинаковой длины, раскрасьте их зелёным цветом.

- Каким способом сравнения длины вы воспользовались для определения самой длинной и самой короткой полосок? Почему?

- Какие полоски вы могли сравнить только путём наложения?

- Те, которые одинаковые по длине

- А теперь вы покажите, что поняли. Мы будем работать по верхнему рисунку на стр. 33.

- А теперь давайте проверим ваши ответы.

- назовите самую длинную полоску.

- самую короткую полоску.

- продолжите по одному предложению.

                                                       Слайд 13Физминутка для глаз

2.Работа в тетради.

- Откройте тетрадь. на стр. 12 (1и2)

Подведение итогов

урока

- Какие понятия вспомнили на уроке?

Посмотрите вокруг. Что у нас в классе имеет отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

- Длиннее, короче, одинаковой длины.

Учащиеся находят в классе предметы, находящиеся в отношениях «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Рефлексия

Слайд 14

- Ребята, вы работали на уроке очень хорошо: рассуждали, отстаивали свою точку зрения, помогали друг другу, я думаю, освоили способ действий при сравнении предметов разной длины.

А как вы оцениваете свою работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проек урока математики в 1 классе по теме "Длиннее, короче, одинаковой длины"

Программа "Школа России", урок составлен с указанием УУД на всех этапах урока....

Технологическая карта по теме "Длиннее. Короче. Одинаковые по длине"

Технологическая карта разработана с требованями ФГОС. УМК "Школа России", Математика 1 класс...

Конспект урока по математике в 1 «А» классе (I отделение) на тему: «Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»»

Конспект урока разработан для учащихся 1-х классов с нарушением слуха (1 отделение)...

Конспект урока по математике 1 класс, школа россии, «Длиннее, короче, одинаковые по длине»

конспект урока по математике 1 класс, школа россии, «Длиннее, короче, одинаковые по длине»...

Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» для детей с ЗПР....

Сценарий внеурочного занятия. Направление: общеинтеллектуальное "Длиннее. Короче. Одинаковые по длине"

Познавательная деятельность как средство воспитания младшего школьникаВикторина«Длиннее. Короче. Одинаковые по длине»...

Технологическая карта. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Технологическая карта  к уроку Математики в 1 классе. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»....