Мастер - класс "Использование технолигий критического мышления на уроках математики"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Мастер - класс "Использование технолигий критического мышления на уроках математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Применение технологии критического мышления

на уроках математики»

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ  Ново-Украинской  ООШ №14

Тахмезова Н.В.

Мастер-класс по теме

«Применение технологии критического мышления

на уроках математики»

Цель мастер-класса:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока, систематизация знаний учащихся  о единицах времени.

Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с текстом, умения анализировать

Воспитательный аспект: воспитывать умение работать в группе

План мастер-класса:

1. Оргмомент

2. Стадия вызова – игра «Верю- не верю»

3. Стадия осмысления – работа с текстом, составление таблицы с вопросами

4. Стадия рефлексии, решение задач

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые зрители.  Я предлагаю вам  принять участие в занятии мастер-класса по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики».

Представьте: вы – ученики четвертого класса, а я ваш учитель.

 Предмет нашего разговора на уроке  необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его  нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:K:\Новая папка\время2\470dd2f2437c51d093d7f932b99[1].jpg

                   Без ног и без крыльев оно,  

 Быстро летит, не догонишь его. (Время) 

 

Какие единицы времени вы знаете?  

                  Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 17 марта, вторник , ещё весна, 2020 год, ХХI век, 11 часов.

 Молодцы!  Вы очень способные дети.  И я с удовольствием  поиграю с вами в игру «Верю – не верю».  Будьте внимательны, громко и дружно отвечайте хором на мои вопросы – если верите мне, то говорите «да», если не верите, то говорите  «нет».

  • Верите ли вы, что в сутках 24 часа?
  • Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?
  • Верите ли вы, что олимпиада   - это единица времени?
  • Верите ли вы, что 19+23 = 18?
  • Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?
  • Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца  справляют юбилей?

А почему вы мне не верите?  

Внимание на экран.  Перед вами текст.  Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени?

 Посмотрите,  первое предложение текста отвечает на вопрос: что  .…что такое время? Вы это знали?    …

Читаем дальше и узнаем, зачем …  зачем нужно измерять время? Это тоже все хорошо понимают.

Что сообщается в следующем фрагменте текста? Какие … слушаю вас, …  верно, какие единицы измерения времени  существуют? Перечитайте ещё раз внимательно текст и скажите, есть ли здесь новая для вас информация?  Что именно? ….

Читаем следующий фрагмент.      Он отвечает на вопрос:  сколько …сколько дней в году (обычном и високосном), сколько часов в сутках. Вы это знали раньше?  Что-то новое  здесь есть? Что именно? …  Хорошо.

Я нисколько не сомневаюсь, что вы умеете определять время по часам и все-таки прочтите следующий текст об этом.  ….. А теперь поднимите руку те, кого  заинтересовала эта информация.   … Замечательно.

Какую информацию дает следующий фрагмент?    Что здесь объясняется? … И почему?  ….    Вы это знали? ….  Молодцы!

Читаем последний фрагмент и  ставим вопрос: где ….  Верно.  А узнать точное время вы можете по эталонным часам Государственной службы времени, которые можно увидеть на сайте главного метрологического центра России. Вы знали это раньше? ….

Посмотрите на таблицу. Знаком плюс отмечены  вопросы, по которым ваши  знания  увеличились.

Текст «Время» для урока математики

         Что такое время?  Время - это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.  

Зачем нужно знать время?  Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.  

Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы,  как  тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.  Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада - единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней.

Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум)  равно 1000 годам.  Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI  век.   1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц -  из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит  по орбите вокруг Солнца  29 785,9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд.  Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других — из 365 дней.

Как определяют время? Определяют текущее время  по часам.    

Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются  по радио.  В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды.   1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды.

Молодцы! А теперь пришло время  снова сыграть в игру «Верю – не верю» и сравнить результаты двух игр.

  • Верите ли вы, что в сутках 24 часа?  …. Ставим плюс
  • Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?

Вы сомневались в ответе, давайте проверим. Посмотрите, оказывается 2020 лет умножить на 365 дней получится 737 300 дней, что меньше миллиона.

  • Верите ли вы, что олимпиада   - это единица времени?  … Ставим плюс
  • Верите ли вы, что 19+23 = 18?   Это равенство верное, если выполнять сложение  «на языке» часов. 7 часов + 11 часов = 18 часов
  • Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?

Из текста вы узнали, что это возможно, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов.  Расстояние составляет 9000 км. Значит скорость самолета должна быть равна  1000 км/ч. В современных условиях это вполне достижимая скорость.

 Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца  справляют юбилей?

Рассмотрим решение следующей задачи:

Какие юбилеи справляли баба Катя и её правнучка Катенька. Когда первой исполнилось 83 года и 4 месяца, а второй 8 лет и 4 месяца?

Оказывается, прабабушка прожила 1000 месяцев, а правнучка 100 месяцев. Круглые даты, значит юбилей. А вы не верили.

Существует очень много интересных математических задач по теме «Время». Я предлагаю вам в качестве домашнего задания самим составить задачи по теме «Школьное время». У школьного времени свои единицы измерения. Для кого-то школьный урок  тянется как  вечность, для меня наш урок пролетел как мгновение. Вы – замечательные ученики! Спасибо вам.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики."

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках  математики...

Использование приемов технологии критического мышления на уроках математики

Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информац...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики/

Умственная деятельность является особенностью современного этапа развития образования. Важнейшей задачей сегодня является наделение учащихся умениями, позволяющими  им самостоятельно получать инф...

Мастер - класс «Технология критического мышления на уроках в начальной школе.»

Данный мастер класс раскрывает сущность технологии критического мышления....

Системно – деятельностный подход при освоении новых знаний через технологию Критического мышления на уроках математики.

              Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.     Дети «отк...

Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

В статье рассмотрены приемы технологии развития критического мышления на уроках  математики...