конспект урока по математике
методическая разработка по математике

Куцуева Ирина Константиновна

конспект урока по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike.doc34.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Конспект метапредметного урока».

1.Выполнила: Куцуева Ирина Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.

2.Сценарий урока:

Направление: начальная школа

Характеристика класса: В классе 26 учащихся: 12 девочек и 14 мальчиков. Из них – 1 отличница, 18 хорошистов (то есть 73% учащихся усваивают программный материал на достаточном и высоком уровне). В классе есть победители всероссийских олимпиад по математике., окружающему миру.

У ребят класса  сформирована учебная мотивация, учебные способности учащихся – выше среднего. Судя по результатам диагностики и наблюдений, учебные интересы детей осознанны и разнообразны. Необходимо отметить высокую познавательную активность большинства учащихся, способность к самостоятельной творческой деятельности.

С целью изучения взаимоотношений в классе была проведена диагностика, которая помогла выявить уровень межличностной коммуникации. Среди мальчиков можно выделить 2 микрогруппы, основанные на игровых и коммуникативных интересах.  Группа, в которую входят мальчики, легко усваивающие учебный материал, проявляет лидерские качества: активность, ловкость, быстроту, самостоятельность.  Вторая группа мальчиков не проявляет активности в учебном и внеучебном процессе. У девочек общение строится   на основе своих интересов: любимые книги, домашние животные, внеучебные занятия и т.д.   Между ребятами нет конфликтов, раздоров, они общаются между собой спокойно.  В классе не выделяются явные лидеры. Между собой дети очень дружные, готовые в любой момент оказать помощь друг другу.

Направление: начальная школа

Тема урока, класс, дата проведения.

«Построение диаграммы, графиков», 4 класс, ноябрь

Программа, УМК

«Начальная школа 21 века»

Тип урока

Закрепление полученных знаний

Цели урока:

    1.Цель, направленная  на достижение предметных результатов:

умение анализировать полученную информацию и преобразовывать её в диаграмму;

умение составлять и работать по алгоритму;

   2.Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД):

Познавательные:

-использовать полученные знания и умения в практической деятельностии повседневной жизни для ориентировки в   окружающем пространстве (планирование и построения маршрутного листа, выбор пути передвижения, использование умения построения диаграммы, таблицы на уроках математики, окружающего мира, технологии);

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры и уметь воспроизводить в виде таблица, графика, данные учителем, при освоении данного учебного материала;  адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

     3.Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД):

прививать интерес к познавательной деятельности; создавать позитивное эмоциональное отношение к уроку и предмету; формировать интерес к изучению предмета;

        

Метапредметные связи

Математика: Умение искать и преобразовывать полученную информацию в диаграмму;

Окружающий мир: Умение использовать полученные знания в повседневной жизни и на уроках окружающего мира, технологии;

Оборудование и материалы к уроку.

Оборудование:Интерактивная доска, компьютер;

Дидактический материал к уроку: мультимедийная презентация к уроку; раздаточный материал для работы в группах; карточки  с заданиями, ватманы, фломастеры.

Фундаментальные образовательные объекты (направленные на метапредметный результат)

«Диаграмма», «столбчатая», графики.

Главная проблема урока. Суть урока.

Организовать деятельность учащихся по закреплению теоретических знаний по теме и умение использовать их на практике при построении диаграмм , графиков.

Технология, формы работы на уроке, обоснование целесообразности

Ведущая технология: технология деятельностного метода, ТРКМ

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная

Этапы и виды деятельности учеников (к каким УУД они относятся?).

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Личностные УУД: создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

  1. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
  2. Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Личностные УУД: формировать интерес к изучению темы.

Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, устанавливать сходства и различия, группировать; систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
  2. тренировку соответствующих мыслительных операций;
  3. мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу») и его самостоятельное осуществление;
  4.  фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
  1. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные УУД: фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

  1. выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
  2. учащиеся в группе соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
  1. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.

Познавательные УУД: владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД: представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить (работа в группе)

  1. Реализация построенного проекта.

Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: представлять результат своей деятельности и деятельности группы; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Познавательные УУД: работать с разными по уровню заданиями.

Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Регулятивные УУД: самостоятельно решать предложенные учебные задачи

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.

9) Рефлексия учебной деятельности. (итог).

На данном этапе фиксируется  содержание, закрепленное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:

Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель:

Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок?

Дети:

Учиться думать, рассуждать, решать.

Учитель:

Итак, сегодня мы продолжаем  с вами  путешествие по Стране Математике

Устный счет. Актуализация знаний учащихся.

Найдите значение выражения, но не изменяя числа и знаков действий, измените выражение так, чтобы его значение стало меньше

(21:3+18:9)*8=72                                            21:3+18:9*8=23

-Как вы изменили данное выражение?  (убрали скобки)      

Найдите значение сложного выражения, составьте его, соблюдая порядок действий.

8*3       6*8       24+48        72:9                     (8*3+6*8):9=8

-Молодцы! На что нужно было обратить внимание при составлении выражения?

-Нужны ли скобки при составлении сложного выражения? (Нужны. Иначе порядок действия не соблюдается.

Арифметический диктант:

Миша тратит на дорогу в школу 5 минут. Сколько минут он тратит на эту дорогу вдвоем с мамой? (5)

В комнате 4 угла. В каждом углу сидит котенок. Напротив каждого котенка три котенка? Сколько котят в комнате? (4)

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

Сколько ушей у пяти мышей? (10)

Сколько богатырей у батьки Черномора? (33)

Сколько граммов в одном килограмме? (1000)

Ребята! Каждой  цифре соответствует своя буква. Запишите числа в порядке убывания.

и

м

а

г

р

м

д

а

а

72

5

33

23

10

4

1000

8

2

д

и

а

г

р

а

м

м

а

1000

72

33

23

10

8

5

4

2

-вы представили информацию в таблице.

-А теперь представьте полученную информацию на координатной плоскости.

 -Расположите на оси ординат полученные буквы.

Работа по карточкам. ( в парах)

Построение графика.

-В виде чего изобразили полученные данные? (график)

3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель:

-Скажите, что вы видите на слайде?

Дети:

-Диаграммы, графики.

Учитель:

-Что такое диаграмма?

Дети:

-Это чертеж, который показывает соотношение между различными величинами.

Сформулируйте тему нашего урока. (Продолжим работу с разновидностью диаграмм, графиков  и их построение ).

-Существует разные виды диаграмм: Круговые, Линейные, Столбчатые

(рассмотреть разные виды диаграмм на слайде)

1.На линейной диаграмме представлено изменение массы ребенка от его рождения через каждые две недели.

Ребята? Кто такие астрономы?

Астроном –занимается изучением планет солнечной системы, представляет сведения о размере планет, о температуре на той или иной планете.

2.На круговой диаграмме представлена информация об увеличении планет в их диаметре.

Вспомнить, что такое диаметр? А влияет ли диаметр планеты на расположение и удаление их от солнца? (нет)

Меркурий-4865 км

Венера- 12105

Земля -12756

Марс – 6800

Юпитер- 141700

Сатурн – 120200

Уран – 50700

Нептун -49500

-Какая планета с самым большим диаметром? (Юпитер)А с маленьким?(Меркурий).

-Какие планеты больше земли, а какие меньше?

3. Столбчатые диаграммы.

Соотношение величин по площади  изученных вами континентов. (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида)

-Какой континент занимает по площади первое место? Какое государство расположено на континенте Евразия?

-Какой континент занимает наименьшую площадь?

Физминутка:

Нам пора передохнуть

Потянуться и вздохнуть.

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать.

Встали ровно. Наклонились.

Раз-вперед, а два-назад.

Повторяем все подряд.

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем,

Наши ноги упражняем.

Работа в группах (4 группы). Построение столбчатых диаграмм.

-Вы провели социологический опрос в начальной школе. Каждый попробовал себя в роли социолога.

-Кто такой социолог? (работа с толковым словарем).

Социолог- составляет программы, проводит исследования, анализирует их: обрабатывает информацию, обобщает данные, и может дать рекомендации.

-У каждой группы было свое задание для исследования.

1 группа- любимый вид спортивных занятий (5видов)

2 группа- любимый школьный предмет (5 предметов)

3 группа- любимый фрукт (5предметов)

4 группа- любимый мультфильм (5 предметов)

-После сбора информации консультант каждой группы ее обработал.

Сейчас необходимо построить диаграмму исследования.

Повторить алгоритм построения диаграмм.

1 группа

2 группа      построить столбчатую диаграмму

3группа

4группа      

4.Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.

Выступление групп:

Затем дети выбирают капитана группы и делают анализ.

-Почему диаграмму называют столбчатой?

5.Реализация построенного проекта.

Тест для повторения

1.Диаграмма-это  

а) картинка         в) краткая запись

б) чертеж            г)иллюстрация

2.Какие бывают виды диаграмм?

а) овальная, круговая, треугольная

б) цифровая, линейная, симметричная

в)кривая, столбчатая, волнистая

г)линейная, круговая, столбчатая

3.Определите вид диаграммы

а)столбчатая

б)круговая

в)линейная

в)конусная     (на слайде «Круговая диаграмма)

-Для чего нам нужно уметь строить разные виды диаграмм? Где это можно использовать?

 Некоторую информацию мы можем представит в виде диаграммы, используя при этом разные ее виды. Использовать умение строить диаграммы понадобиться в разных профессиях.

Фронтальная работа. Построение графика «Зайчик» (работа у доски).

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Составьте синквейн   слова «Диаграмма», «График».

(Повторить алгоритм составления синквейна.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности. (итог).

У меня получилось…

Я научился

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…

За урок я…

-Для чего нужны диаграммы в жизни? (Приведите примеры)

-Какой вид диаграммы показался вам наиболее удобный?

-С какими профессиями вы познакомились на уроке?

Ребята! На партах у вас лежат флажки.(красные, желтые, зеленые).

-Если работа вам показалась интересной, и в построении диаграмм  и графиков не было трудностей, прикрепите на доску зеленый флажок.

-Если работа вам показалась интересной, но в построении диаграмм  и графиков были некоторые трудности, то желтый флажок.

-Если работа вам показалась интересной, но диаграмма и график у вас не получилась, то красный флажок.

Посмотрите на доску. Флажки прикреплялись к доске вертикально. И в результате получилась  диаграмма.

-На какой вид диаграммы она похожа? (столбчатая)

Домашнее задание:

Составить диаграмму или график  своего режима дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...