Конспект урока по математике по теме "Дециметр".
план-конспект урока по математике (1 класс)

Дербилова Наталья Павловна

Урок введения нового знания по математике в 1 классе по программе "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dm.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по образовательной программе «Школа России».

Тема: дециметр.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели: ученики получат возможность познакомиться с единицей измерения длины дециметр, через практическую деятельность.

Задачи:

  1. учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша;
  2. переводить единицы измерения длины (см в дм)
  3. повторить нумерацию, развивать умение решать примеры и задачи изученных видов.

Планируемые результаты:

Метапредметные: учиться работать по инструкции, делать выводы; формировать умение работать в паре.

Личностные УУД: развивать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

                                                          Ход урока.

Организационный момент.       (Слайд 1)

  1. Актуализация знаний.                                                      

             1)Устный счёт.

- Посчитайте от 10 до 20. (хором). От 20 до 12.

- Представьте числа в виде разрядных слагаемых. 15 (15 это 10+5), 18, 19

- Назовите какие разряды есть в числе 12 (1 дес. и 2 ед.), 13, 20

- Назовите соседей числа 15
- Назовите предыдущее число 17

- Увеличьте 15 на 2

- Какое число идёт при счёте за числом 19?

- Уменьшите 17 на 2

- Найдите сумму чисел 10 и 8

- Назовите число в котором 1дес. 6 ед. ; 1 дес. 1 ед.

- В ведро входит 10 л воды. Сколько литров воды можно долить в ведро,

 если в нём 6 л воды?

- Масса кошки 4 кг, а собаки 9кг. На сколько кг собака тяжелее кошки?

2)Игра «День-ночь».

-Ночь. (Закрыли глаза). 6+3-4=? День.5

-Ночь. 10-6+5+1=? День. 10

-Ночь. 8+2-7+2+4=? День. 9

  1.  Работа в тетрадях.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

   Оформление тетрадей.              ___марта.     (Слайд 2.)

(Слайд 3)

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка,

 Чертили чёрными чернилами чертёж.

-Прочитайте.

- Что записано?

- Прочитаем хором. Давайте попробуем сказать побыстрее.

- Пропишем ту цифру, которую встретили в скороговорке. (4)

-Приготовили ручку. Повторяем в воздухе. (Слайд 4)

-Пишем в тетрадке.

(Слайд 5)

3. Самоопределение к деятельности.

-Посмотрите на левую часть доски.

-Какое слово лишнее? (Квадрат. Почему?  Это предмет,

 а остальные слова обозначают свойства предмета)          /убрать квадрат/

- Я читаю предложение, а вы назовите свойство, о котором шла речь.

- Стол прямоугольный, а зеркало круглое.  (форма)

- У папы глаза голубые, а у мамы зеленые. (цвет)

-А теперь усложняю задание, добавляйте сами

противоположное по значению слово.

- Лимон кислый, а яблоко … сладкое. (вкус)

- Если папа старше мамы, то мама…..младше папы  (возраст)

- В аквариуме воды больше, а в банке …..меньше. (объём)

- Медведь тяжелый, а заяц …легкий.   (масса)

- Если река длиннее ручья, то ручей …короче. (длина)

- Какие из этих свойств можно измерять? (длину, массу, объём)

- Как назовём их одним словом? (величины)

- В чём научились измерять массу? (в килограммах)

- В каких единицах измеряют объём? (в литрах)

- В чём измеряется длина? (в сантиметрах)

Дополни предложения словами:

- Ученик шёл в школу с портфелем, масса которого 3… (килограмма)

- В ведро вмещается 7….(литров) воды

-Ученик начертил в тетрадке отрезок длиной 10… (сантиметров)

-Назовите единицу измерения длины. (сантиметр)

У вас на парте желтая мерка.

- Приложите её к линейке. Чему она равна? (1 см)

- Попробуйте, прикладывая эту мерку измерить длину парты.

- Можно измерить? (да)

-Быстро получится?  Удобно? (Нет)

- А что можно изменить в этой мерке, чтобы было быстрее и удобнее?

- Значит… -существуют другие единицы измерения длины…

_Сформулируйте тему урока.

Тема: Новая единица измерения длины.

Задачи:  1) Познакомиться с новой единицей измерения длины

                2) Научиться её обозначать, записывать, применять.

4. Работа по теме урока.

1) Практическая работа.        

Приготовили желтую мерку Чему она равна?(1см)

Приготовили синюю полоску.

Задание: Вам нужно посчитать, сколько раз маленькая мерка = 1 см,

 поместится в большой синей мерке.  (Слайд 6)

Учитель показывает: 1 рукой держите синюю полоску, а второй рукой.

от начала, прикладываете жёлтую мерку к началу синей.

Прочертили линию. Приложили ещё раз… (показать).

 Продолжаем см работать.

- Сколько раз вместилась желтая мерка? Посчитали.  (10 раз.)

Значит, длина большой мерки= 10 см.

 Эта единица измерения длины называется     дециметр. (хором).

Приставка деци (от латинского слова обозначает десять)

1 дм = 10 см

2) Работа в тетрадях. (Слайд 7)

- Начертим в тетради отрезок 10 см.

Повторим алгоритм построения отрезков.

1) Поставлю точку.

2) Приложу линейку так, чтобы данная точка совпадала с цифрой нуль.

3) Необходимую длину найду на линейке, намечу точкой.

4) Соединяю точки.

- Какой длины отрезок вы начертили? (10 см)

Подписали отрезок /______-10 см________/

- Как по-другому можно сказать?  10 см ИЛИ (1 дм)   

Сокращенно дециметр записываем дм/__10 см=1дм____/

Приложите синюю мерку к вашему отрезку. Совпадает? (да)

 Значит, длина этой мерки равна… 1 дм.

3) Работа по учебнику       (Слайд 8)

Откройте учебник на странице 51.

-Прочитайте хором тему урока. Децимерт. 

- Кто запомнил что обозначает часть слова ДЕЦИ? (10)

- Чему равен 1 дм? Читаем правило. (Хором)

Работа в парах.  Вспомним правила работы в парах (Слайд 9)

Помним правила работы (говорим шепотом, работаем вместе,

 договариваемся, когда закончили работать поднимаем руки)

4) Практическая работа.        Работа в парах.

. взяли в руки цветную ниточку.

. взяли в руки синюю мерку.  –Чему она равна? (1дм)

- Посчитайте сколько раз эта мерка укладывается в вашей ниточке.

1в. держит ниточку ровно

. прикладывает мерку столько раз, сколько она вместится

- Поднимите руки у кого зеленая ниточка? (Слайд 10)

- Сколько раз вы приложили мерку=1 дм? (3 раза)

- Делаем вывод…, длина зелёной ниточки равна 3 дециметрам.

- У кого красная нить, поднимите руки.

- Сколько раз приложили мерку=1 дм? (2 раза)

- Делаем вывод… длина красной ниточки равна 2 дециметрам.

- Поднимите руки у кого синяя ниточка.

- Сколько раз вы приложили мерку=1 дм? (4 раза)

- Делаем вывод… длина синей ниточки равна 4 дециметрам.

Мы сейчас будем соревноваться, чья пара более точно и тихо

измерит длину своей парты в дециметрах.

Измерять точно!

Сколько раз ваша синяя мерка равная 1 дм вместится в длину парты.

. взяли в руки синюю мерку=1 дм

. будет ставить пальчик, где закончится мерка.

Работаем парой! (считаем вместе шепотом)

- Кто закончит работу, сядет ровно и поднимет руку.

- Приготовились. Начали.

-Длина парты равна?   20 дм.

5. Физкультминутка. 

-Ребята, когда мы изучали единицу длины сантиметр, мы выучили

старинные единицы длины. Давайте их покажем    (Слайд 11-17)             

6. Закрепление изученного материала. (Слайд 18)

 Работа в тетрадях.

- Начертите отрезок длиной 12 см

_________12 см___________- А как по другому записать?

12 см = 1 дм 2 см

2 клеточки вниз.

- Начертите отрезок в котором 1дм 1 см

- Это сколько см? (11см)     Почему? (1дм=10 см и 1 см)

_________1дм 1 см__________  Можно подписать так.
- А как по-другому? (11 см).

           

7. Повторение изученного.

  - На парте у вас карточки.

-Взяли их и приготовились к решению.

-Что нужно сделать? (уменьшить на 1.  –какое действие? -)

                                    (увеличит на 1   - какое действие? +).

- Считайте и записывайте ответы.

-Поменялись с соседом. Взаимопроверка.  

-Решаем задачи № 3. (устно)

-Решаем примеры №5.

3 ряд друг за другом у доски решат, все записывают в тетрадь

-Как по другому прочитать пример?

8. Рефлексия.

- Что общего на этом слайде? (линии)   (Слайд 19)

- Какие линии?  (замкнутые и не замкнутые, прямые и кривые)

- Длину какой фигуры мы можем измерить? (отрезка)

- В каких единицах измерения мы можем её измерить? (см, дм)

- С какой новой единицей измерения длины мы познакомились? (дм)

- Чему равен 1 дм?

-Кому было трудно на уроке поднимите руку?             (Слайд 20)     

- Кому было всё понятно и легко, поднимите руку.

-Кто хорошо работал и всё запомнил? Похлопайте себе в ладоши!

Молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...