Урок математике . Тема: Корень уравнения
план-конспект урока по математике (3 класс)
Тема способствует формированию умения решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания;
- создавать условия для знакомства с понятием «корень» уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.docx | 66.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Корень уравнения
Цель: - способствовать формированию умения решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания;
- создать условия для знакомства с понятием «корень» уравнения.
Задачи:
Предметные: формировать представление о понятии «корень уравнения». Учить использовать термины «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения» в математической речи, решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
Личностные: содействовать проявлению положительного отношения к школе и учебной деятельности, в частности, к математике.
Метапредметные:
Регулятивные: формируют умения принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: делают выводы на основе сравнения, рассуждают по аналогии, используют общие правила нахождения корней простейших уравнений при решении конкретных уравнений (дедуктивные рассуждения).
Коммуникативные: принимают участие в работе парами, группами, используя речевые коммуникативные средства, умеют договариваться и приходить к общему решению.
Ход урока:
I . Организационный момент.
- Сегодня на уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Давайте расшифруем слово «труд» и проверим готовность к уроку. (по слайдам)
1: Т – тетрадь
2: Р – ручка
3: У – учебник
4: Д – дневник
- Кто готов работать, садитесь.
II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
- - Что вы видите ? ( 30+20=50)
+Равенство
- А теперь? ( + 20 = 50)
+Равенство с окошком, с неизвестным числом .
- А если мы заменим «окошко» буквой латинского алфавита, что получится?
( Х + 20 = 50)
+Уравнение .
- А что такое уравнение?
+ Это равенство с неизвестным числом (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число, обозначенное буквой латинского алфавита.)
- – Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
+Об уравнениях.
- Действительно, сегодня на уроке мы будем работать с уравнениями. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке, используя уравнения? (вывешиваю слова на доску)
НАХОДИТЬ уравнения (№ 101)
РЕШАТЬ уравнения (работа в парах)
СОСТАВЛЯТЬ уравнения к задаче (№ 100)
СРАВНИВАТЬ уравнения (№ 102)
- А еще ОПРЕДЕЛЯТЬ (в группах) неизвестные компоненты в уравнениях. В этом нам поможет № … и т.д. (учитель подписывает номера и вид работы к словам)
III. Этап актуализации знаний.
- Работа в группах.
- Определите, каким компонентом является неизвестное число в уравнении и приклейте в нужную ячейку. Не забывайте о правилах работы в группе, ведь от этого зависит успех всей группы. (Работы групп вывешиваются)
Неизвестное слагаемое | Неизвестное уменьшаемое | Неизвестное вычитаемое |
10 + х = 17 | у – 7 = 3 | 12 – z = 8 |
*Проверка сигнальными карточками. -Все ли уравнения правильно распределены?
*С помощью веера цифр определите:
- Чему равно неизвестное слагаемое? (7)
- Чему равно неизвестное уменьшаемое? (10)
- Чему равно неизвестное вычитаемое? (4)
Оцените свою работу на полях
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
- Составление кластера. (в парах на партах)
- Давайте обобщим наши знания и сделаем вывод: (выбирают и составляют пары)
Чтобы найти неизвестное |
Из значения суммы вычесть известное слагаемое |
Сложить вычитаемое и значение разности |
Из уменьшаемого вычесть значение разности |
Слагаемое |
Уменьшаемое |
Вычитаемое |
*Проверка по готовому кластеру (за отворотом доски)
- Поднимите руки, кто составил правильно.
- Работа по учебнику № 102
- Используя эти правила, решите по заданию уравнение из № 102 (по рядам)
1 ряд – с неизвестным уменьшаемым (а – 6 = 14)
2 ряд – с неизвестным вычитаемым (27 – в = 3)
3 ряд – с неизвестным слагаемым (у +2 = 24 или 12 + с = 19)
*Самопроверка .
- У кого правильно, поставьте +
1 ряд а – 6 = 14 а = 6 + 14 а = 20 20 – 6 = 14 14 = 14 | 2 ряд 27 – в = 3 в = 27 – 3 в = 24 27 – 24 = 3 3 = 3 | 3 ряд у + 2 = 24 12 + с = 19 у = 24 – 2 с = 19 – 12 у = 22 с = 7 22 + 2 = 24 12 + 7 = 19 24 = 24 19 = 19 |
Оцените свою работу по листу самооценки
Физминутка
V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации.
1) Знакомство с понятием «корень» уравнения.
- Отгадайте загадку:
В высоту, к теплу и свету,
Без усилий лезут ветки,
И настойчивей, упорней
Прорастают в землю … корни)
- Предположите, у какое число можно назвать «корнем » в уравнении?
- Найденное вами неизвестное число в уравнении называется корнем уравнения, оно превращает уравнение в верное равенство.
2) Работа в парах.
- Выберите на нашем дереве уравнение по своему вкусу и найдите его корень. Верните решенное уравнение на своем место.
15-п=6 9+р=11 х+7=13 е-7=8 | у+10=18 7+х=9 10-с=10 в-4=5 | 5+у=8 х+3=11 19-z=9 а-6=13 |
*Проверка по рядам сигнальными карточками.
-Все ли корни найдены верно?
1 ряд – проверяет левую сторону дерева
2 ряд – проверяет центральную часть дерева
3 ряд – проверяет правую сторону дерева
Оцените свою работу по листам самооценки
- Работа по учебнику № 100. Решение задачи с помощью уравнения.
- Так что же значит «решить уравнение»?
+Найти его корень.
- Прочитайте текст задачи № 100.
- У нас в классе висят 4 уравнения, составленные к этой задаче. Подойдите к тому уравнению, которое считаете верным и объясните свой выбор. (37-х=5, х-37=5, 37-5=х, 5 + х = 37 )
- Почему именно это?
+Неизвестно, сколько Миша потратил, а это вычитаемое.
+Если сложить все деньги, которые Миша потратил и сколько у него осталось, то и получится, что у него было 37 руб.
Оцените свою работу по листу самооценки
- Самостоятельная работа (с доски)
- – Из чисел 10, х, 17 составьте уравнение и найдите его корень, используя действие:
Мальчики – сложение, девочки – вычитание
*Проверка (на доске: девочки записывают свои уравнения, мальчики - свои)
- Какие уравнение составили? Чему равен корень уравнения? (хором)
Мальчики: 10+х=37 х=27, х+10=37 х=27
Девочки: 37-х=10 х=27, х-10=37 х=47, х-37=10 х=47
VI. Этап информации о домашнем задании.
- Дома вы найдете среди предложенных выражений уравнения, выпишите их и найдете корни уравнений из № 101 (п.1).
VII. Этап подведения итогов урока.
- Подведем итог нашего урока. Закончите предложение:
Уравнение – это равенство, содержащее … (неизвестное число)
Неизвестное число в уравнении называется … (корнем уравнения)
Корень уравнения превращает уравнение в верное… (равенство)
VIII. Этап рефлексии.
- Наш урок подошел к концу, давайте вернемся к началу урока и вспомним, над чем мы планировали поработать, используя уравнения. Проанализируйте, что получилось хорошо, а над чем еще предстоит поработать, в этом вам поможет лист самооценки, колонка, где больше всего «минусов».
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Лист самооценки
Вид работы | Справляюсь со всеми заданиями и могу помочь другу. | Понимаю и справляюсь сам | Справляюсь, но нужна помощь | Не справляюсь, нужна помощь |
Работа в группе | ||||
№ 102 | ||||
Работа в паре | ||||
№ 100 |
У р о к 18.
РАЗЛИЧЕНИЕ ТЕКСТОВ СО СХОДНОЙ ТЕМАТИКОЙ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗНЫМ ЖАНРАМ.
Н. ОРЛОВА «САМОЛЕТ»,
К. АРОН, С. САХАРНОВ «ВОЗДУШНЫЙ БОГАТЫРЬ»
Цели: формировать умение различать тексты, относящиеся к разным жанрам, но на одну тематику; воспитание внимательного отношения к слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Введение в тему урока.
– На ком или на чем совершили необыкновенное путешествие:
1) В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен? (На ядре.)
2) На юг лягушка-квакушка? (На прутике, который держали две утки.)
3) На Луну Незнайка и Пончик? (На ракете.)
4) В Африку доктор Айболит и его друзья? (На корабле.)
5) По сказочной стране Митя и Баба Яга из повести-сказки Э. Успенского? (В избушке на курьих ножках.)
– Вы уже догадались, детективы, что сегодня мы продолжаем разговор о летательных аппаратах.
Н а д о с к е:
Г. Корнилова. «Вертолет».
Н. Орлова. «Самолет».
К. Арон, С. Сахарнов. «Воздушный богатырь».
– Сегодня мы определим жанр этих произведений, но сначала воспользуйтесь монастырским кодом и расшифруйте названия литературных жанров.
б | в | г | д | ж | з | к | л | м | н |
щ | ш | ч | ц | х | ф | т | с | р | п |
1. Лтафта. (Сказка.)
2. Лкижокшомепие. (Стихотворение.)
3. Паугпо-нонусямпый маллтаф. (Научно-популярный рассказ.)
IV. Работа по теме урока.
1. Ч т е н и е у ч а щ и м и с я стихотворения Н. Орловой «Самолет».
– Кого напоминает вам этот самолет? (Ребенка.)
– Какие слова помогают представить самолет как живое существо?
2. Р а б о т а с т е к с т о м К. Арона, С. Сахарнова «Воздушный богатырь».
– Произведение называется «Воздушный богатырь». По заголовку можем ли мы предположить, о чем оно? (Предположения детей.)
– Прочитайте текст самостоятельно.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
– Детективы, найдите в тексте и впишите недостающие сведения.
1) Самолет ТУ назван в честь его русского конструктора … (А. Н. Туполева), ИЛ … (С. В. Ильюшин), Як … (А. С. Яковлев).
2) Самолет «Илья Муромец» был построен в … году (1913 г.).
3) «Илья Муромец» мог поднять в воздух сразу пятнадцать … (пассажиров).
4. О б о б щ а ю щ а я б е с е д а.
– В каком прозаическом тексте про летательные аппараты есть сюжет? (В тексте «Вертолет».)
– В каком тексте употребляются сравнения, олицетворения? (Г. Корнилова «Вертолет».)
– Найдите и докажите строчками текста. («Вертолет был похож на прекрасную розу». Защитный цвет сравнивается с верхушками деревьев, желтый, песочный цвет – с дюнами, серый – с пасмурным небом.)
– В тексте «Самолет» употребляется олицетворение.
– В каком тексте присутствует фантазия автора? (В текстах «Самолет» и «Вертолет».)
– Вот мы и подошли к главному вопросу, детективы, выберите подходящий подзаголовок к каждому тексту: сказка, стихотворение, научно-популярный рассказ. («Самолет» – сказка, «Вертолет» – научно-популярный рассказ, «Воздушный богатырь» – стихотворение.)
V. Итог урока.
– Чем отличаются произведения, с которыми познакомились на уроке? (Разные по жанру. Авторы используют разные приемы.)
– Какое произведение дало вам новые сведения о самолетах? Какое из них затронуло ваши чувства?
Домашнее задание: чтение текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике 2 класс по системе Занкова по теме "Корень уравнения"
Урок математики 2 класса "Корень уравнения" по системе Занкова разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения...
Урок математики 2 класс по теме "Корень уравнения" система Занкова
Урок математики во 2 классе по системе Занкова "Корень уравнения" разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...
Конспект урока математики. Тема: "Составление уравнений по условию, по схеме" Программа "Гармония" Н.Б. Истомина
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения....
Урок математики. Тема: Решение уравнений.
Урок математики в 3 классе.Тема: Решение уравненийТип: Закрепление.Вид: Урок - путешествие.Цель: Совершенствовать навык решения уравнений; развивать вычислительный навык.Развивать: познавательные проц...
Конспект урока математики. Тема: "Решение уравнений и составных задач" 4 класс. (УМК Перспектива)
Тема урока: Решение уравнений и составных задачЦель: Познакомить с понятием «оценка произведения»...
Конспект урока математики. Тема: "Решение уравнений и составных задач" 4 класс. (УМК Перспектива)
Тема урока: Решение уравнений и составных задачЦель: Познакомить с понятием «оценка произведения»...
Конспект урока математики. Тема: "Решение уравнений и задач"
Цель урока: закрепление умений решать уравнения и задачи разных видов.Планируемые результаты: предметные:знать: - алгоритмы устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел, аналогичных...