Урок математике . Тема: Корень уравнения
план-конспект урока по математике (3 класс)

Тема способствует  формированию умения решать уравнения на нахождение    неизвестных компонентов сложения и вычитания;

          - создавать условия для знакомства с понятием «корень» уравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx66.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень уравнения

Цель: - способствовать формированию умения решать уравнения на нахождение    неизвестных компонентов сложения и вычитания;

          - создать условия для знакомства с понятием «корень» уравнения.

Задачи:

Предметные: формировать представление о понятии «корень уравнения». Учить использовать термины «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения» в математической речи, решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

Личностные: содействовать проявлению  положительного отношения к школе и учебной деятельности, в частности, к математике.

Метапредметные:

Регулятивные: формируют умения принимать учебную задачу и следовать  инструкциям учителя, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: делают выводы на основе сравнения, рассуждают по аналогии, используют общие правила нахождения корней простейших уравнений при решении конкретных уравнений (дедуктивные рассуждения).

Коммуникативные: принимают участие в работе парами, группами, используя речевые коммуникативные средства, умеют договариваться и приходить к общему решению.

Ход урока:

 

I . Организационный момент.

- Сегодня на уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Давайте расшифруем слово «труд» и проверим готовность к уроку. (по слайдам)

1: Т – тетрадь

 2: Р – ручка

 3: У – учебник

 4: Д – дневник

- Кто готов работать, садитесь.

II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

  1. - Что вы видите ? ( 30+20=50)

+Равенство

- А теперь? (                    + 20 = 50)

+Равенство с окошком, с неизвестным числом .

- А если мы заменим «окошко» буквой латинского алфавита, что получится?

( Х + 20 = 50)

+Уравнение .

- А что такое уравнение?

+ Это равенство с неизвестным числом (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число, обозначенное буквой латинского алфавита.)

  1. – Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

+Об уравнениях.

- Действительно, сегодня на уроке мы будем работать с уравнениями. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке, используя уравнения? (вывешиваю слова на доску)

НАХОДИТЬ уравнения (№ 101)

РЕШАТЬ уравнения (работа в парах)

СОСТАВЛЯТЬ уравнения к задаче (№ 100)

СРАВНИВАТЬ уравнения (№ 102)

- А еще ОПРЕДЕЛЯТЬ (в группах) неизвестные компоненты в уравнениях. В этом нам поможет № … и т.д. (учитель подписывает номера и вид работы к словам)

III. Этап актуализации знаний.

  1. Работа в группах.

- Определите, каким компонентом является неизвестное число в уравнении и приклейте в нужную ячейку. Не забывайте о правилах работы в группе, ведь от этого зависит успех всей группы. (Работы групп вывешиваются)

Неизвестное слагаемое

Неизвестное уменьшаемое

Неизвестное вычитаемое

10 + х = 17

у – 7 = 3

12 – z = 8

*Проверка сигнальными карточками. -Все ли уравнения правильно распределены?

*С помощью веера цифр определите:

- Чему равно неизвестное слагаемое? (7)

- Чему равно неизвестное уменьшаемое? (10)

- Чему равно неизвестное вычитаемое? (4)

Оцените свою работу на полях

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

  1. Составление кластера. (в парах на партах)

- Давайте обобщим наши знания и сделаем вывод: (выбирают и составляют пары)

Чтобы найти неизвестное

Из значения суммы вычесть известное слагаемое

Сложить вычитаемое и значение разности

Из уменьшаемого вычесть значение разности

Слагаемое

Уменьшаемое

Вычитаемое

*Проверка по готовому кластеру (за отворотом доски)

- Поднимите руки, кто составил правильно.

  1. Работа по учебнику № 102

- Используя эти правила, решите по заданию уравнение из № 102 (по рядам)

1 ряд – с неизвестным уменьшаемым (а – 6 = 14)

2 ряд – с неизвестным вычитаемым (27 – в = 3)

3 ряд – с неизвестным слагаемым (у +2 = 24 или 12 + с = 19)

*Самопроверка .

- У кого правильно, поставьте +

1 ряд

а – 6 = 14

а = 6 + 14

а = 20

20 – 6 = 14

      14 = 14

2 ряд

27 – в = 3

в = 27 – 3

в = 24

27 – 24 = 3

          3 = 3

3 ряд

у + 2 = 24                  12 + с = 19

у = 24 – 2                   с = 19 – 12

у = 22                         с = 7

22 + 2 = 24                 12 + 7 = 19

      24 = 24                       19 = 19

Оцените свою работу по листу самооценки

Физминутка

V. Этап применения знаний и умений в новой ситуации.

1) Знакомство с понятием «корень» уравнения.

- Отгадайте загадку:

В высоту, к теплу и свету,

Без усилий лезут ветки,

И настойчивей, упорней

Прорастают в землю корни)

- Предположите, у какое число можно назвать «корнем » в уравнении?

- Найденное вами неизвестное число в уравнении называется корнем уравнения, оно превращает уравнение в верное равенство.

2) Работа в парах.

- Выберите на нашем дереве уравнение по своему вкусу и найдите его корень. Верните решенное уравнение на своем место.

15-п=6

9+р=11

х+7=13

е-7=8

у+10=18        7+х=9

10-с=10         в-4=5

5+у=8

х+3=11

19-z=9

а-6=13

C:\Users\Лариса\Downloads\raskraski-dlya-malyshey--derevya--06.jpg

*Проверка по рядам сигнальными карточками.

-Все ли корни найдены верно?

1 ряд – проверяет левую сторону дерева

2 ряд – проверяет центральную часть дерева

3 ряд – проверяет правую сторону дерева

Оцените свою работу по листам самооценки

  1. Работа по учебнику № 100. Решение задачи с помощью уравнения.

- Так что же значит «решить уравнение»?

+Найти его корень.

- Прочитайте текст задачи № 100.

- У нас в классе висят 4 уравнения, составленные к этой задаче. Подойдите к тому уравнению, которое считаете верным и объясните свой выбор. (37-х=5, х-37=5, 37-5=х, 5 + х = 37 )

- Почему именно это?

+Неизвестно, сколько Миша потратил, а это вычитаемое.

+Если сложить все деньги, которые Миша потратил и сколько у него осталось, то и получится, что у него было 37 руб.

Оцените свою работу по листу самооценки

  1. Самостоятельная работа (с доски)
  2. – Из чисел 10, х, 17 составьте уравнение и найдите его корень, используя действие:

Мальчики – сложение, девочки – вычитание

*Проверка (на доске: девочки записывают свои уравнения, мальчики - свои)

- Какие уравнение составили? Чему равен корень уравнения? (хором)

Мальчики: 10+х=37   х=27, х+10=37   х=27

Девочки: 37-х=10   х=27, х-10=37   х=47, х-37=10    х=47

VI. Этап информации о домашнем задании.

- Дома вы найдете среди предложенных выражений уравнения, выпишите их и найдете корни уравнений из № 101 (п.1).

VII. Этап подведения итогов урока.

- Подведем итог нашего урока. Закончите предложение:

Уравнение – это равенство, содержащее … (неизвестное число)

Неизвестное число в уравнении называется … (корнем уравнения)

Корень уравнения превращает уравнение в верное… (равенство)

VIII. Этап рефлексии.

- Наш урок подошел к концу, давайте вернемся к началу урока и вспомним, над чем мы планировали поработать, используя уравнения. Проанализируйте, что получилось хорошо, а над чем еще предстоит поработать, в этом вам поможет лист самооценки, колонка, где больше всего «минусов».

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Лист самооценки

Вид работы

Справляюсь со всеми заданиями и могу помочь другу.

Понимаю и справляюсь сам

Справляюсь, но нужна помощь

Не справляюсь, нужна помощь

Работа в группе

№ 102

Работа в паре

№ 100

У р о к  18.
РАЗЛИЧЕНИЕ ТЕКСТОВ СО СХОДНОЙ ТЕМАТИКОЙ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗНЫМ ЖАНРАМ.
Н. ОРЛОВА «САМОЛЕТ»,
К. АРОН, С. САХАРНОВ «ВОЗДУШНЫЙ БОГАТЫРЬ»

Цели: формировать умение различать тексты, относящиеся к разным жанрам,  но  на  одну  тематику;  воспитание  внимательного  отношения к слову.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Введение в тему урока.

– На ком или на чем совершили необыкновенное путешествие:

1) В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен? (На ядре.)

2) На юг лягушка-квакушка? (На прутике, который держали две утки.)

3) На Луну Незнайка и Пончик? (На ракете.)

4) В Африку доктор Айболит и его друзья? (На корабле.)

5) По сказочной стране Митя и Баба Яга из повести-сказки Э. Успенского? (В избушке на курьих ножках.)

– Вы уже догадались, детективы, что сегодня мы продолжаем разговор о летательных аппаратах.

Н а   д о с к е:

Г. Корнилова. «Вертолет».

Н. Орлова. «Самолет».

К. Арон, С. Сахарнов. «Воздушный богатырь».

– Сегодня  мы  определим  жанр  этих  произведений,  но  сначала  воспользуйтесь монастырским кодом и расшифруйте названия литературных жанров.

б

в

г

д

ж

з

к

л

м

н

щ

ш

ч

ц

х

ф

т

с

р

п

1. Лтафта. (Сказка.)

2. Лкижокшомепие. (Стихотворение.)

3. Паугпо-нонусямпый маллтаф. (Научно-популярный рассказ.)

IV. Работа по теме урока.

1. Ч т е н и е   у ч а щ и м и с я  стихотворения Н. Орловой «Самолет».

– Кого напоминает вам этот самолет? (Ребенка.)

– Какие слова помогают представить самолет как живое существо?


2. Р а б о т а   с   т е к с т о м   К. Арона,  С. Сахарнова  «Воздушный богатырь».

– Произведение называется «Воздушный богатырь». По заголовку можем ли мы предположить, о чем оно? (Предположения детей.)

– Прочитайте текст самостоятельно.

3. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а.

– Детективы, найдите в тексте и впишите недостающие сведения.

1) Самолет ТУ назван в честь его русского конструктора … (А. Н. Туполева), ИЛ … (С. В. Ильюшин), Як … (А. С. Яковлев).

2) Самолет «Илья Муромец» был построен в … году (1913 г.).

3) «Илья  Муромец»  мог  поднять  в  воздух  сразу  пятнадцать … (пассажиров).

4. О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а.

– В каком прозаическом тексте про летательные аппараты есть сюжет? (В тексте «Вертолет».)

– В каком тексте употребляются сравнения, олицетворения? (Г. Корнилова «Вертолет».)

– Найдите и докажите строчками текста. («Вертолет был похож на прекрасную розу». Защитный цвет сравнивается с верхушками деревьев, желтый, песочный цвет  с дюнами, серый  с пасмурным небом.)

– В тексте «Самолет» употребляется олицетворение.

– В каком тексте присутствует фантазия автора? (В текстах «Самолет» и «Вертолет».)

– Вот мы и подошли к главному вопросу, детективы, выберите подходящий подзаголовок к каждому тексту: сказка, стихотворение, научно-популярный рассказ. («Самолет»  сказка, «Вертолет»  научно-популярный рассказ, «Воздушный богатырь»  стихотворение.)

V. Итог урока.

– Чем отличаются произведения, с которыми познакомились на уроке? (Разные по жанру. Авторы используют разные приемы.)

– Какое произведение дало вам новые сведения о самолетах? Какое из них затронуло ваши чувства?

Домашнее задание: чтение текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике 2 класс по системе Занкова по теме "Корень уравнения"

Урок математики 2 класса "Корень уравнения" по системе Занкова разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения...

Урок математики 2 класс по теме "Корень уравнения" система Занкова

Урок математики во 2 классе по системе Занкова "Корень уравнения" разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Урок математики. Тема: Решение уравнений.

Урок математики в 3 классе.Тема: Решение уравненийТип: Закрепление.Вид: Урок - путешествие.Цель: Совершенствовать навык решения уравнений; развивать вычислительный навык.Развивать: познавательные проц...

Конспект урока математики. Тема: "Решение уравнений и составных задач" 4 класс. (УМК Перспектива)

Тема урока: Решение уравнений и составных задачЦель:       Познакомить с понятием «оценка произведения»...

Конспект урока математики. Тема: "Решение уравнений и составных задач" 4 класс. (УМК Перспектива)

Тема урока: Решение уравнений и составных задачЦель:       Познакомить с понятием «оценка произведения»...

Конспект урока математики. Тема: "Решение уравнений и задач"

Цель урока: закрепление умений решать уравнения и задачи разных видов.Планируемые результаты: предметные:знать: - алгоритмы устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел, аналогичных...