Рабочая программа по математике в 3 классе
рабочая программа по математике (3 класс)

Шпакова Елена Александровна
Программа разработана на основе авторской программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. (Сборник рабочих программ «Школа России 1-4 кл. – М.:Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_matematike_3_kl.docx79.78 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО учителей начальных классов

Протокол № 1

От 29.08.2017 г.

Руководитель МО

………….(Н.А.Калинина)

«Согласовано» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2017 г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ № 196 о/д от 31.08. 2017г.

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая  программа

по математике

в 3 классе

Шпаковой Е.А.

(первая категория)

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа разработана на основе авторской программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. (Сборник рабочих программ «Школа России 1-4 кл. – М.:Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России». Рабочая программа составлена  в соответствии со следующими нормативными документами:

1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г.

2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)

4.Конституцией РФ

5.Конвенцией о правах ребёнка

6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

7.учебным планом школы на 2017-2018 учебный год

8.календарным учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.

           Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 3 класса с ЗПР.  Настоящая программа составлена для 3 класса ЗПР СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат» в соответствии с учебным планом данного учебного заведения.

В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям  по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.  

  Рабочая программа рассчитана на 136 часов согласно учебному плану  по 4 урока в неделю (34 учебных недели), в том числе  контрольных работ – 12.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.  Учебник  М.И. Моро, М.А. Бантова и др. «Математика. 3 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2012г.  

2. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2008 Моро М. И., Бантова, М. А. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А.

3.О.А.Мокрушина. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс.-2-е изд.,   М.: ВАКО, 2007.

4.Контрольно-измерительные материалы. Математика:3 класс/ Сост. Т.Н. Ситникова. -М.: ВАКО, 2012.

Цели и задачи курса

      Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

    Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

    Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действии необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

 Характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

—формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач.

При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

         Основу курса математики в 3 классе составляет изучение нумерации чисел  в пределах 1000.  Вместе с тем программа предполагает прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

        Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой  «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения  и работой над их усвоением.

       В программе предусматривается ознакомление учащихся с записью сложения и вычитания «столбиком» при рассмотрении более сложных случаев сложения и вычитания в пределах 1000.

       Особое внимание в программе заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. В 3 классе вводятся действия «умножение», «деление», влияющие на изменение порядка выполнения действий. Умение применять эти правила в практике вычислений внесено в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

       Дети продолжают учиться анализировать содержание задач, объясняя, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи, обосновать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения.

       Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширить кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

      Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить,  выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности.

     К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 КЛАСС (136 ч)

Числа от 1 до 100 (продолжение)

Повторение (12 часов)

Табличное умножение и деление (56 часов)

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).

Решение уравнений вида 58 – х = 27, х - 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Решение подбором уравнений вида х •3 = 21, х:4 = 9, 27: х = 9.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.

Площадь прямоугольника, квадрата.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Внетабличное умножение и деление (25 часов)

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

Устные приемы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида а + б, а - б, а • б, с : б; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Уравнения вида х • 6 =72, х: 8 = 12, 64: х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Числа от 1 до 1000.

Нумерация (8 часов)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Арифметические действия (31 час)

Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Единица массы: грамм, килограмм. Соотношение грамма и килограмма.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные, равносторонние; прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1 - 3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

Итоговое повторение (4 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Элементы содержания

Результат

Контроль

ЧИСЛА ОТ 1 ДО  100

Повторение (12 ч)

- Сложение и вычитание двузначных чисел.

 знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до  100;
  • названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
  • названия и обозначение действий умножения и деления.

уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах  100;
  • находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных — письменно;
  • находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
  • решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
  • чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
  • находить длину ломаной, состоящей из 3—4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

Контрольные работы

Тестовая работа

Проверочная работа

- Выражения с переменной.

- Решение уравнений.

- Умножение и деление. Связь между компонентами и результатом умножения.

Контрольные работы        

1

Табличное умножение и деление (56 ч)

-Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

знать:

- названия компонентов и результатов умножения и деления;

- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);

- связи между величинами: цена, количество, стоимость;

- правила умножения и деления с 1 и 0

- единицы площади, времени и соотношения между ними.

уметь: 

- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);

- решать задачи в 1-2 действия;

- находить   периметр   многоугольника   и   в том   числе   прямоугольника (квадрата);

- записывать и вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях;

- решать уравнения подбором и на основе взаимосвязи   между компонентами   и   результатами действий;

- находить число, которое в несколько раз больше или меньше данного;

- сравнивать числа с помощью деления;

- находить долю числа и число по его доле;

- сравнивать доли;

- обозначать геометрические фигуры буквами;

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

Иметь представление о названиях геометрических фигур: угол, круг, окружность, центр, радиус.

Контрольные работы

Контрольный устный счет

Тестовые работы

Проверочные работы

- Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

- Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

- Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).

- Решение подбором уравнений вида х*3 = 21, х:4 = 9, 27:х=9.

- Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.

- Площадь прямоугольника (квадрата).

- Обозначение геометрических фигур буквами.

- Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

- Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

- Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Контрольные работы

4

Внетабличное умножение и деление (25 ч)

- Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

знать:

- различные способы умножения и деления суммы на число;

- устные приемы внетабличного умножения и деления;

уметь: 

- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;

- выполнять проверку вычислений;

- решать задачи в 1-3 действия; решать уравнения на основе взаимосвязи   между компонентами   и   результатами  действий;

- делить числа с остатком;

- решать уравнения на основе взаимосвязи   между компонентами   и   результатами действий;

- находить значения выражения при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Контрольные работы

Тестовые работы

Проверочные работы

- Устные приемы внетабличного умножения и деления.

- Деление с остатком.

- Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

- Выражения с двумя переменными вида а+b, а-b, a*b, c:d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

- Уравнения вида х*6=72, х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Контрольные работы

2

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

Нумерация (8 ч)

- Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

знать:

- названия и последовательность чисел до 1000;

- десятичный состав трехзначных чисел.

уметь:

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;

- представлять трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

-увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10, 100 раз.

Контрольные работы

Контрольный устный счет

- Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

- Сравнение чисел.

- Увеличение и уменьшение числа в 10,  100 раз.

Контрольные работы

1

Арифметические действия (31 ч)

- Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

знать:

- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);

- единицы массы соотношения между ними;

- виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).

уметь:

- выполнять устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

- выполнять письменные приемы сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах  1000;

- выполнять письменные приемы умножения и деления на однозначное число;

- выполнять проверку вычислений;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);

- решать задачи в 1-3 действия.

Контрольные работы

Тестовая работа

Проверочная работа

- Письменные приемы сложения и вычитания.

- Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

- Единица  массы:  грамм. Соотношение грамма  и килограмма.

- Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).

- Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

Контрольные работы

3

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (8ч)

Итоговое повторение

Контрольный устный счет

Контроль знаний:

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Повторение.

12

Арифметический диктант, тест.

К / р № 1.

2.

Табличное умножение и деление.

56

Арифметический диктант, тест.

К / р № 2, 3, 4, 5.

3.

Внетабличное умножение и деление.

25

Арифметический диктант, тест.

К / р № 6, 7.

4.

Нумерация.

8

Арифметический диктант, тест.

К / р № 8.

5.

Арифметические действия.

31

Арифметический диктант, тест.

К / р № 9, 10, 11.

6.

Итоговое повторение.

4

К /р № 12.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

- интерактивные технологии

-метод сотрудничества

-методики проектирования

- дифференцированный подход

- деятельностный подход

- работа по алгоритму и др.

       Личностные результаты:

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

        Метапредметные результаты:

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

        Предметные результаты:

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы: 

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  • [1]** понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • **знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • * начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • * уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • фиксировать  математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;
  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск  необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

получит возможность научиться:

  • Обучающийся умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •  понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  • ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся  научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать  заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2,  1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и  упорядочивать объекты по массе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям  (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях  и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Обучающийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а,  0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Обучающийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать  задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные  предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству  и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Обучающийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ  ВЕЛИЧИНЫ

Обучающийся  научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять  площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Обучающийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их  для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в третьем классе ученик научится

 называть:

- последовательность чисел до 1000;

- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;

- единицы длины, площади, массы;

- названия компонентов и результатов умножения и деления;

- виды треугольников;

- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);

- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

- понятие «доля»;

- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;

- чётные и нечётные числа;

- определение квадратного дециметра;

- определение квадратного метра;

- правило умножения числа на 1;

- правило умножения числа на 0;

- правило деления нуля на число;

сравнивать:

- числа в пределах 1000;

- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);

- длины отрезков;

- площади фигур;

 различать:

- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;

- компоненты арифметических действий;

- числовое выражение и его значение;

читать:

- числа в пределах 1000, записанные цифрами;

воспроизводить:

- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;

- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;  приводить примеры:

- двузначных, трёхзначных чисел;

- числовых выражений;

 моделировать:

- десятичный состав трёхзначного числа;

- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;

- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:

- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения;

анализировать:

- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;

- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;

классифицировать:

- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);

конструировать:

- тексты несложных арифметических задач;

- алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать:

- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

оценивать:

- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

- решать учебные и практические задачи:

     - записывать цифрами трёхзначные числа;

- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных  комбинациях;

- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;

- вычислять значения простых и составных числовых выражений;

- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);

- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи.

К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:

- выполнять проверку вычислений;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);

- решать задачи в 1-3 действия;

- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре

арифметических действия в пределах 100;

-  выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;

- классифицировать треугольники;

- умножать и делить разными способами;

- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;

- сравнивать выражения;

- решать уравнения;

- строить геометрические фигуры;

- выполнять внетабличное деление с остатком;

- использовать алгоритм деления с остатком;

- выполнять проверку деления с остатком;

- находить значения выражений с переменной;

- писать римские цифры, сравнивать их;

- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;

- сравнивать доли;

- строить окружности;

- составлять равенства и неравенства.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоение программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность  эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-поз-тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Нормы оценок по математике

Работа, состоящая из примеров:

Работа, состоящая из задач.

Комбинированная работа

Контрольный устный счет.

«5» - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«4» -1 грубая и 1 -2 негрубые ошибки.

«4» - 1-2 негрубых ошибки.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых   ошибок   не   должно быть в задаче.

«4»- 1-2 ошибки.

«3»-2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки

«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые    ошибки,     при этом ход решения задачи должен быть верным.

«3» - 3-4 ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

«2» - 4 грубые ошибки.


[1] 

Календарно-тематическое планирование по математике

Дата

   по плану

№ урока

По фак-      ту

Тема урока

Элементы содержания

(характеристика  деятельности)

Стр.

учебника

Тип урока

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Числа от 1 до 100   (92ч)

 

Обучающиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                                    

    - названия компонентов и результатов умножения и деления;                                                                                                                                                                     -  таблицу умножения однозначных чисел  и составляющие случаи  деления;                                                                                                                                                             -   правила порядка выполнения действий  в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них).                                                                                                   Обучающиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                                                  -  выполнять устно четыре арифметических действия  в пределах 100;                                                                                                                                                    -  выполнять проверку вычислений;                                                                                                                                                                                                                                    -  вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками или без них);                                                                                    

                    -  решать задачи в 1-3 действия;                                                                                                                                                                                                                      -  находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата)

1

 Сложение и вычитание.

Работа над повторением названия, последовательности и записи цифрами натуральных чисел от 1 до 100; разряды чисел; повторение математических терминов (слагаемые, сумма, разность и др.)

С.4

Урок повторения

2

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Отработка приёмов сложения и вычитания с переходом через разряд; приём «дополнения до круглого десятка»; переместительное свойство сложения; письменные приёмы (решение «в столбик»)

С.5

Урок повторения

3

Выражение с переменной.

Повторение латинских букв в выражениях с переменной; подготовительная работа к повторению уравнений; письменные приёмы сложения и вычитания; работа с геометрическими фигурами, вычисление периметра

С.6

Урок изучения нового материала

4

Решение уравнений.

Обобщение знаний об уравнении; сравнение уравнений и выражений с переменной; решение текстовых и логических задач

С.7

Урок изучения нового материала

5,6

Решение уравнений  

 Знакомство с новым способом решения уравнений; повторение единиц длины и их соотношений; задания на развитие глазомера

С.8

Урок изучения нового материала

7

Обозначение геометрических фигур буквами.

Знакомство с заглавными латинскими буквами; правильный способ прочтения буквенного обозначения фигуры; сравнение предметов по размерам; работа с чертёжно - измерительными инструментами

С.10

Урок изучения нового материала

8

Решение задач.

Анализ работ (коллективная и инд.работа над ошибками); отработка разных способов решения уравнений; решение задач разными способами

С.12-13

Урок закрепления

9

Закрепление вычислительных навыков

 Устные и письменные приёмы сложения и вычитания; пространственные отношения; работа над усвоением математической терминологии; решение задач разных видов

С.11

Урок закрепления

10

 Контрольная работа №1

 по теме « Сложение и вычитание»

 

 

Урок контроля

11

Умножение. Задачи на умножение.

Повторить конкретный смысл умножения, взаимосвязь умножения и сложения; разграничение суммы одинаковых слагаемых и разных; составление задач по кратким записям

С.16

Урок повторения

12

.

Связь между компонентами и результатом действия умножения.

Установление взаимосвязи между результатом компонентами умножения; составление карточек – схем; отработка чтения матем.выражений;

С.17

Урок повторения

13

.

Чётные и нечётные числа.  

Знакомство с понятиями «чётные» и «нечётные» числа; проверка владения математической терминологией и выч.навыками; работа над разными видами текстовых и логических задач; составление программы решения задачи; задания на развитие творческого нестандартного мышления

С.18

Урок изучения нового материала

14

 Таблица умножения и деления на 3.

Повторение в разных игровых формах таблицы на 3; работа с программами решения задач; нахождение периметра фигуры; порядок действий

С.19

Урок повторения

15

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.

Знакомство с новым типом задач; работа над понятиями «цена», «количество», «стоимость»; вариативность записи условия; отработка вычислительных навыков

С.20

Урок изучения нового материала

16

  Решение задач с величинами.

Анализ ошибок в ходе работы; работа над задачами с величинами: масса1,кол-во,масса всех; сопоставление с др.задачами с величинами

С.21

Урок изучения нового материала

17

Порядок выполнения действий.  

Расширение знаний о порядке выполнения действий; отработка приёмов; составление карточек-схем; решение уравнений; математические ребусы

С.22-23

Урок изучения нового материала

18

Порядок выполнения действий.  

Отработка вычислительных навыков; геометрические фигуры, их буквенные обозначения, нахождение периметра; практический способ нахождения решения логических задач

С.24

Урок изучения нового материала

19

 Порядок действий

Отработка взаимосвязи между результатом и компонентами действий; сравнение именованных чисел; решение текстовых задач и составление обратных к ним

С.25

Урок закрепления

20

Решение задач

Решение текстовых задач и составление обратных к ним

С.26-28

Урок закрепления

21

Закрепление вычислительных навыков

Отработка взаимосвязи между результатом и компонентами действий; сравнение именованных чисел; решение текстовых задач и составление обратных к ним

С.26-28

Урок закрепления

22

 Контрольная работа №2по теме «Порядок действий»

 

 

Урок контроля

23

Умножение числа 4 и на 4, соответствующие случаи деления.

Составление таблицы умножения 4 и на 4; решение уравнений; составление задач по заданному типу

С.30

Урок изучения нового материала

 24

Закрепление таблицы умножения на 4

Закрепление таблицы; решение задач.

С.31

Урок закрепления

25

 Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Работа над задачами нового типа; повторение буквенных выражений и уравнений; составление обратных задач

С.32

 Урок изучения нового материала

26

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Закрепление умения решать задачи нового типа; знакомство с вариантами краткой записи (схематический рисунок и чертёж); практическая работа с геометрическим материалом

С.33

Урок изучения нового материала

27-28

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

 Организация учебного диалога в ходе изучения материала. Знакомство с задачами нового типа; соотнесение с задачей на увеличение числа в несколько раз; работа с неравенствами; решение уравнений

С.34-35

Урок изучения нового материала

29

Умножение числа 5 и на 5, соответствующие случаи деления.

Работа над составлением таблицы умножения числа5; решение задач; работа с буквенными выражениями

С.36

Урок изучения нового материала

30

Задачи на кратное сравнение.

Знакомство с задачами нового типа; работа с геометрическим материалом; обучение доказательству

С.37

Урок изучения нового материала

31-32

Задачи на кратное сравнение.

Отработка способа решения задач на кратное сравнение;   правило нахождения неизвестного числа;

С.38-39

Урок   закрепления

33

Умножение числа 6 и на 6, соответствующие случаи деления.

 Составление и заучивание таблицы умножения числа 6; работа с буквенными выражениями; нахождение и исправление ошибок в ходе решения уравнений

С.40

Урок изучения нового материала

34

Решение составных задач.

Игра «Молчанка» (с тройками цифр), работа с Танграмом; решение составных задач; отработка вычислительных навыков

С.41

Урок закрепления

35

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

Урок контроля

36

Решение составных задач.

Сравнение решений задач; составление задач по программам; решение уравнений; подготовительная работа к изучению площади фигуры

С.43, 48

Урок закрепления

37

Умножение числа 7 и на 7, соответствующие случаи деления.

Составление и заучивание таблицы; решение уравнений способом подбора; изменение длины отрезков в соответствии с условием задания

С.44

Урок изучения нового материала

38

 Решение задач.

Решение задач изученных видов; порядок действий в выражениях со скобками; самостоятельная работа в форме теста

С.45-47

Урок закрепления

39

Контрольная работа №3по теме «табличное умножение на 4, 5, 6, 7»

Урок контроля

        ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

40

Площадь. Единицы площади.

Знакомство с понятием «площадь» (на основе  наложения ); определение площади разных фигур; решение уравнений; отработка вычислительных навыков

С.50-51

Урок изучения нового материала

41

Единица измерения площади - квадратный сантиметр.

Знакомство с новой единицей измерения при помощи мерок; нахождение площади при помощи мерок; игра «Математическое солнышко»; решение задач

С.52-53

Урок изучения нового материала

42

Площадь прямоугольника.

Знакомство с правилом нахождения площади прямоугольника ( на практической основе); выполнение чертежей фигур заданных размеров, высчитывание площади; игра «Угадалочка»

С.54-55

Урок изучения нового материала

43

 Умножение числа 8 и на 8, соответствующие случаи деления.

 Составление таблицы умножения числа 8; решение задач; решение уравнений

С.56

Урок изучения нового материала

44

Решение задач.

Нахождение множителей по произведению; отработка решения составных задач; решение разными способами; задачи с недостающими данными; программа решения задачи

С57-58

Урок закрепления

45

Умножение числа 9 и на 9, соответствующие случаи деления.

Составление и заучивание таблицы; объяснение значения выражений в контексте задачи; работа с единицами длины

С.59

Урок изучения нового материала

46

  Квадратный дециметр.

Знакомство с новой единицей измерения; соотношение единиц; нахождение площади объектов в классе; решение текстовых и геометрических задач

С.60-61

 Урок изучения нового материала

47

Закрепление таблицы умножения.

Работа с карточками на знание табличных произведений; отработка отношений «больше в», «во сколько раз больше» в ходе решения текстовых задач

С.62

Урок закрепления

 48

Решение задач.

Решение текстовых задач; выполнение действий в выражениях со скобками и без

С63

Урок закрепления

49

 Квадратный метр.

Практическое знакомство с кв.метром; решение геометрических задач; работа с таблицей Пифагора; задания на конструирование

С.64

Урок изучения нового материала

50-52

 Решение задач

Включение новой изученной информации в общую структуру путём выполнения действий с величинами, решения текстовых и геометрических задач. Решение уравнений методом подбора и с помощью правила; составление равенств и неравенств;

С.66-70

Урок закрепления

53

Контрольная работа №6 по теме «Табличное умножение на 8, 9. Площадь.»

Урок контроля

54

Умножение на 1.

Знакомство с правилом умножения на 1; решение задач; определение длин сторон по данному периметру

С.72

Урок изучения нового материала

55

Умножение на 0.

Знакомство с правилом умножения на 0; решение уравнений; работа с Танграмом; решение задач

С.73

Урок изучения нового материала

56

Случаи деления вида 6:6,6:1.

Знакомство с частными случаями деления на основе взаимосвязи умножения и деления; работа с площадью фигур

С.74

Урок изучения нового материала

57

Деление нуля на число.

Знакомство с правилом деления нуля на число; решение выражений на порядок действий; составление равенств

С.75

Урок изучения нового материала

58

Решение   задач.

Составление выражений к задачам в 3 действия; работа с дополнением равенств и неравенств; нахождение площади фигуры

С.76-77

Урок изучения нового материала

59

  Доли.

  Знакомство с понятием «доли»; соотношение долей на наглядной основе; решение уравнений

С.80-81

Урок изучения нового материала

60

Круг. Окружность. Диаметр окружности.

Знакомство с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; построение окружности (безопасная работа с циркулем); нахождение долей. Знакомство с понятием «диаметр»; нахождение радиусов и диаметра круга; решение простых задач на нахождение части числа.

С.82-84

Урок изучения нового материала

61

 Решение задач на нахождение числа по доле и доли по числу.

Знакомство с понятием «диаметр»; нахождение радиусов и диаметра круга; решение простых задач на нахождение части числа

С.84-85

Урок изучения нового материала

62

Итоговая контрольная работа за 2 четверть.

Урок контроля

63

Единицы времени. Год, месяц.

Расширение знаний о единицах времени; работа с календарём; решение текстовых задач

С.86-87

Урок изучения нового материала

64

 Решение задач.

Решение задач с единицами времени; сравнение единиц времени; умножение 1 и 0. Отработка вычислительных навыков; составление равенств и неравенств из данных выражений; нахождение периметра и площади фигуры

С.88-90

Урок закрепления

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕТЬ

65

Умножение и деление круглых чисел.

Знакомство с приёмом умножения; подготовительная работа к делению с остатком; порядок действий в выражениях

С.4

Урок изучения нового материала

66

Случаи деления вида 80:20.

Соотнесение примеров с ответами; знакомство с новым приёмом деления поисковым методом; решение текстовых задач

С.5

Урок изучения нового материала

67

Контрольная работа №5 по теме «Площадь. Единицы площади».

Урок контроля

68

Умножение суммы на число.

Изучение различных способов умножения суммы на число (практическая работа); нахождение периметра прямоугольника

С.6

Урок изучения нового материала

69

Умножение двузначного числа на однозначное.

Повторение переместительного свойства умножения и свойства умножения суммы на число; работа с алгоритмом умножения; работа с логическими задачами

С.8

Урок изучения нового материала

70

Умножение двузначного числа на однозначное.

Отработка алгоритма умножения; составление задачи по таблице и плана решения; решение уравнений с одинаковыми числами

С.9

Урок изучения нового материала

71

Решение задач на приведение к единице пропорционального.

Знакомство с новым типом задачи, составление плана и программы решения; умножение 1 и 0; нахождение периметра

С.10

Урок изучения нового материала

72

 Решение задач.

Решение задач изученных видов; выражения с переменной; работа над развитием математического языка

С.11

Урок закрепления

73

  Деление суммы на число.

 Знакомство с приёмом деления суммы на число; решение задач разными способами; составление задачи по выражению

С.13

Урок изучения нового материала

74

Деление суммы на число.

Составление выражений; решение текстовых задач; отработка вычислительных навыков

С.14

Урок изучения нового материала

75

Деление двузначного числа на однозначное.

Замена чисел суммой разрядных слагаемых; работа над алгоритмом деления; подбор недостающих данных в задаче

С.15

Урок изучения нового материала

76

Делимое.Делитель.  

Взаимосвязь умножения и деления; деление двузначного числа на однозначное с опорой на алгоритм; решение текстовых и логических задач

С.16

Урок изучения нового материала

77

Проверка   деления.

Взаимосвязь умножения и деления; решение уравнений; нахождение площади фигуры; подготовительная работа к изучению деления с остатком

С.17

Урок изучения нового материала

78

Деление вида 87:29

Нахождение частного способом подбора; решение уравнений; работа над нестандартными математическими задачами

С.18

Урок изучения нового материала

79

Проверка умножения.

Взаимосвязь умножения и деления; работа с отрезками; дополнение недостающих данных в задаче и её решение

С.19

Урок изучения нового материала

80

 Решение уравнений.

 Решение уравнений разных видов; составление задачи по выражению

С.20

Урок изучения нового материала

1  81

 Решение уравнений

Отбор и решение уравнений по заданию; исправление ошибок в вычислениях; оперирование математическим языком в ходе организации игры

С.21

Урок изучения нового материала

882

Решение задач

Решение задач изученных видов; работа над развитием математического языка

С.22-23

Урок закрепления

 83

 Контрольная работа №7 по теме «решение уравнений»

 

Урок контроля

84

  Делением с остатком.

Знакомство с конкретным смыслом деления с остатком; выполнение деления на основе изображений; площадь и доли фигуры

С.24

Урок изучения нового материала

85

Деление с остатком.  

Наблюдение над соотношением остатка и делителя; решение текстовых задач на нахождение долей; работа над вариантами решения нестандартных задач

С.25

Урок изучения нового материала

86

 Деление с остатком.

Организация работы исследовательской лаборатории (выявление необходимости прочного знания таблицы умножения); решение задач; работа по нахождению долей отрезка

С.26

Урок изучения нового материала

87

Деление с остатком методом подбора.

Знакомство с методом подбора при выполнении деления с остатком; решение и составление задач, обратных данной

С.27

Урок изучения нового материала

88

Задачи на деление с остатком.

Обобщение известных способов деления; решение задач на деление с остатком; игра в «четвертинки», «половинки»

С.28

Урок изучения нового материала

89

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

Разбор частных случае деления с остатком; решение задач; выражения с переменной; решение уравнений

С.29

Урок изучения нового материала

90

 

Проверка деления с остатком.

Отработка двухступенчатой проверки деления с остатком; решение задач геометрического содержания; работа над нестандартными задачами

С.30-33

Урок изучения нового материала

91

Решение задач

Отработка  взаимосвязи остатка и делителя; разные виды деления; решение текстовых и логических задач

С.31-34

Урок закрепления

92

Контрольная работа № 8 по теме «Деление с остатком»

Урок контроля

Числа от 1 до 1000. (36 ч)

       Обучающиеся должны  знать:                                                                                                                                                                                                                  

      -      названия и последовательность чисел  до 1000 .                                                                                                  

Обучающиеся должны уметь:                                                                                                                                                            

   -  читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;                                                                                                                                    

   -   выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и  трехзначных чисел   в пределах 1000;                                              

 -  выполнять проверку вычислений.                                                                                                                                                                                                                                        

93

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

Числа натурального ряда от 100 до 1000; деление с остатком; решение текстовых задач

С.36

Урок изучения нового материала

94-95

Устная нумерация чисел в пределах 1000.

Десятичный состав трёхзначных чисел; работа на счётах; составление и решение уравнений

С.37-39

Урок изучения нового материала

96

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

Работа над чтением и записью трёхзначного числа; десятичный состав чисел; составление задачи по выражению; сравнение площадей и периметров квадратов

С.40

Урок изучения нового материала

97

Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз.

Приём увеличения, уменьшения числа в 10, 100 раз; арифметический диктант; решение уравнений; изменение вопроса задачи в соответствии с изменением способа решения

С.41

Урок изучения нового материала

 98-100

 Письменная нумерация в пределах 1000.

Замена числа суммой разрядных слагаемых; обучение доказательству разных способов решения задачи; устные вычисления, основанные на разрядном составе чисел. Способы сравнения чисел; отработка устных приёмов вычислений; решение уравнений разных видов; выражения с переменной

С.42-45

Урок закрепления

101

Римские цифры.

Урок-презентация; знакомство с историей возникновения цифр; знакомство с римскими цифрами; образование римских чисел

С.46-47

Урок изучения нового материала

102

Решение задач

Решение текстовых и геометрических задач; преобразование величин; нахождение долей

С.51-52

Урок закрепления

103

Контрольная работа №9 по теме «Решение задач»

Урок контроля

104

Работа над ошибками. Решение задач.

Анализ контр.работы; решение текстовых и геометрических задач; преобразование величин; нахождение долей

Урок закрепления

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

105

Единицы массы. Грамм.

 

Знакомство с новой единицей массы; практическая работа по определению массы предметов; отработка вычислительных навыков

С.48

Урок изучения нового материала

106-107

Приёмы устных вычислений.

Разрядный состав чисел; перенос известного материала на новый; соотношения величин; выбор уравнений по действию

С.54

Урок изучения нового материала

108

Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000

Свойства сложения; вычисление значений выражений удобным способом; деление с остатком; решение текстовых задач по составленной программе

С.56

Урок изучения нового материала

109

Приёмы письменных вычислений.

 Организация учебного диалога в ходе изучения нового материала; наблюдение над способом письменных вычислений знакомого материала и нового; геометрические задачи

С.58

Урок изучения нового материала

110

Письменное сложение трёхзначных чисел.

Урок самостоятельной работы с новым материалом; составление и решение задач, обратных данной

С.59-60

Урок изучения нового материала

111

Приемы письменного вычитания в пределах 1000

Урок самостоятельной работы с новым материалом; сравнение чисел; подбор пропущенных данных в уравнение

С.61-62

Урок изучения нового материала

112

Виды треугольников  

Практическая работа по складыванию треугольников из полос бумаги; работа над понятиями «равносторонний», «разносторонний», «равнобедренный» треугольники

С.63-64

Урок изучения нового материала

113

Решение задач

Работа над математическим языком; нахождение доли числа; копирование геометрических фигур, нахождение их площади

С.66

Урок закрепления

114

Контрольная работа №10 по теме «Приемы письменных вычислений»

Урок контроля

115-116

 Приёмы устного умножения в пределах 1000.

Организация учебного диалога в ходе изучения нового материала; решение текстовых задач; нахождение и определение видов треугольников

С.68-69

Урок изучения нового материала

117-118

Приёмы устного   умножения в пределах 1000.

Взаимосвязь умножения и деления; исправление неверного решения уравнений; сравнение долей именованных чисел

С.70-72

Урок закрепления

119-121

 Приёмы письменного деления    в пределах 1000

Работа над алгоритмом     деления; решение текстовых задач; нахождение целого по его части

С.74-76

Урок изучения нового материала

122

 Закрепление вычислительных навыков

Обобщение способов устных и письменных приёмов умножения; разные способы краткой записи условия задачи; решение нестандартных задач; деление с остатком

С.77

Урок закрепления

123-124

Приёмы письменного деления в пределах 1000.

Работа над алгоритмом деления; работа над преобразованием задачи и её решение; решение уравнений

С.78-80

Урок изучения нового материала

125

Проверка деления.

Взаимосвязь деления и умножения; классификация уравнений по группам; решение текстовых задач

С.81-83

Урок изучения нового материала

126

Решение задач

 Отработка навыков письменных вычислений; выражения с переменной и уравнения (сопоставление)

С.82-86

Урок закрепления

127

Решение уравнений

 Вычислительные приёмы в пределах 1000; соотношения именованных чисел; решение уравнений разными способами

С.83-86

Урок изучения нового материала

128

 Контрольная работа №11 по теме «Вычисления в пределах 1000»

Урок контроля

129

Нумерация чисел в пределах 1000

Обобщение знаний о числах натурального ряда от 100 до 1000; решение текстовых задач

С.49-52, 88

Урок повторения

130

Сложение и вычитание в пределах 1000

Обобщение способов устных и письменных приёмов сложения и вычитания.

С.63-66, 88-89

Урок повторения

131

Умножение и деление в пределах 1000

Обобщение способов устных и письменных приёмов умножения и деления.

С.83-86, 90-91

Урок повторения

132

Решение задач

Обобщение способов устных и письменных приёмов умножения; разные способы краткой записи условия задачи; решение нестандартных задач; деление с остатком

С.92-93

Урок повторения

133

Итоговая контрольная работа №12

Урок контроля

134

Решение уравнений

Взаимосвязь деления и умножения; классификация уравнений по группам;

С.88-91

Урок повторения

135

Геометрические фигуры и величины

Обобщение знаний о геометрических фигурах.   Различение фигур; нахождение периметра и площади.

С.94

Урок повторения

136

Решение задач

Обобщение способов устных и письменных приёмов умножения; разные способы краткой записи условия задачи; решение нестандартных задач; деление с остатком

С.95

Урок повторения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" (учебник Л.Г. Петерсон "Математика 2 класс")

Урок - сказка поможет активизировать обучающихся, сделать изучение сложного матеиала доступным и интересным. Дети в игровой форме закрепят умение складывать и вычитать трёхзначные числа....

Урок математики "Счастливый случай. Закрепление. Письменные приёмы умножения и деления. Решение задач". Образовательная система "Школа 2100",3 класс (2 четверть), учебник "Математика 3 класс", Петерсон Л.Г.

Форма проведения  нестандартная урок-игра. Дети работают группами-командами. Выполняют предложенные задания и по итогам игры награждаются....

Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...