Урок математики 2 класс по теме "Квадрат"
методическая разработка по математике (2 класс)

Татьяна Владимировна Валова

Урок математики 2 класс по теме "Квадрат"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики  во 2 классе

по теме «Квадрат» УМК «Школа России»

Урок  в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», учебник математики  для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 2.М.И. Моро,  М.А. Бантова,  Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.) в разделе №2 «Сложение и вычитание, письменные вычисления».

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель  данного урока: создать  условия для формирования понятия о квадрате и его свойствах.

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить с основными свойствами квадрата, с решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата; показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата; формировать умение находить периметр квадрата; учить различать фигуры.

Развивающие: развивать пространственные навыки, логическое мышление, внимание, память, развивать логические  действия, систематизацию и структурирование знаний, моделирование.

Воспитательные: воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни, воспитывать интерес к предмету.

В процессе обучения формирую следующие УУД

Личностные УУД:

- соотносить геометрические фигуры;

- уметь чертить с помощью линейки;

-распознавать изученные геометрические фигуры;

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- умение пользоваться математической терминологией.

Предметные УУД:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;

- поиск анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

- устанавливать причинно- следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте: его строении, свойствах и связях;

- учится соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами;

- ввести определение «квадрата»

-выполнять чертёж квадрата;

-выполнять задания творческого и поискового характера;

- правильно употреблять в речи математические понятия и термины.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- получить возможность сформировать свою собственную позицию на уровне необходимости знаний;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

В начале урока настрой на урок и в  конце урока рефлексиюприменила в виде сигнальных карточек.

Метапредметные  УУД:

- умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы.

- умения использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы.

I Организационный момент.  Приветствие, знакомство.

- Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Встаньте ровно не ленитесь

Все мне дружно улыбнитесь

-Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра….. улыбнитесь.

-Проверьте свои рабочие места, все ли на месте.

- Спасибо. Присаживайтесь.

И ещё убедительная просьба: ответить хочешь не шуми, а только руку подними.

II Мотивационный момент.  Психологический настрой.

-Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по математическому океану.Сегодня Я ваш капитан - вы мои матросы.  Постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, самое главное, дружно! Это поможет вам во время путешествия  сделать удивительные открытия!

-Путешествовать будем на корабле.(слайд      корабль)

- Все моряки ведут бортовые журналы. Журналом  у вас будет ваша тетрадка. Где вы сделаете все необходимые записи.  Постарайтесь их делать четкими, чистыми, понятными.

- Сейчас запишете  в свои  бортовые журналы дату нашего путешествия.

(Запись обучающимися числа в тетради).

-Во время путешествия будете самостоятельно оценивать свою работу смайликами в бортовых журналах, которые потом превратятся в отметку. Настрой на работу.

-При помощи цветовых сигналов покажите с каким настроением вы пришли на урок?

-Как всегда мы будем работать по плану урока, который обычно составляем

(составляют план в группе , вспомнить правила работы в группе)

План :

ВСПОМИНАЕМ

УЗНАЕМ

ИССЛЕДУЕМ

ЧИТАЕМ

ПИШЕМ

ЗАКРЕПЛЯЕМ

Объяснение составленного плана.

III Устный счет

- Приглашаю подняться на борт корабля. Для этого необходимо прочитать числа на ступеньках трапа  и назвать их разрядный состав. Разрешите мне первой проверить трап.(слайд трап с числами)  82, 53, 60,49

Число 82 состоит из 8 десятков и 2 единиц.

- Кто следующий?

- Вот мы на палубе.

 Перед нами каюты с номерами 11, 9, 17, 20. ( Слайд      каюты)

Наша задача из четырех занять только три. Определив лишнее число. Какое число лишнее и почему?

(Лишнее 9.т.к.оно однозначное)

- Что еще можно сказать? (  оно самое большое из однозначных)

-Увеличим лишнее число на 10. Какое получим число? Увеличим на 20, 30.

-Посмотрите, ребята, вдали виднеется таинственный остров? (Слайд остров).

Таинственный – значит, хранит в себе какие – то тайны. А вам нравится открывать тайны? Здорово! Не случайно повстречался нам этот остров. Его жители помогут вам открыть что-то новое и важное, без чего образованные люди обойтись в повседневной жизни не могут. Нам необходимо доплыть до него. А чтобы туда попасть попробуем расшифровать  послание.

Поставьте числа в порядке убывания  ( слайд   93, 61, 52, 50, 45, 39, 34, 22, 8)

93, 39, 52, 50, 61, 34, 22, 45, 8

93

39

52

50

61

34

22

8

45

г

т

о

м

е

р

и

я

е

( групповая работа у доски)

Получаем слово    ( слайд геометрия)

Мы попали на остров Геометрия.  Геометрия – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, геометрические фигуры.

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. 

Оцените свою работу за устный счет смайликом в бортовом журнале на полях.

IV. Актуализация знаний

-Мы спускаемся на берег, чтобы совершить исследование данного острова. Впереди нас ждет покорение высокой горы.(слайд      гора)

Учитель: Чтобы покорить гору, нам необходимо подумать какая фигура здесь лишняя? Почему?( слайд   )

 (Лишний круг) так как эта фигура не имеет углов

(Треугольник)так как у этой фигуры 3 угла

Учитель: Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались. (2 квадрата и прямоугольник)Чем они похожи?

Какая фигура называется прямоугольником? Расскажите, что вы о ней знаете?

Убери лишнюю из оставшихся фигур.

рямоугольник)

Остался квадрат.

V. Определение темы и цели урока.

Сформулируйте тему урока.

На доске открывается запись:КВАДРАТ

Определите цель и задачи урока, используя тему и опорную запись.

-Хочу узнать что такое …КВАДРАТ

- установить отличия  …от  …;КВАДРАТА  от  ПРЯМОУГОЛЬНИКА

- научиться строить…,  используя … … и ….      КВАДРАТ, ЛИНЕЙКУ  и МОДЕЛЬ ПРЯМОГО УГЛА    (слайд  )

-Цель вы поставили, давайте над ней работать.

Учитель: Замечательно. Давайте попробуем узнать всё то, что вы перечислили. Я с удовольствием буду с вами сотрудничать.

VI. Практическая работа

Понаблюдаем за оставшейся фигурой.

На столах лежат квадраты.

- Что бы вы могли сказать о квадрате ? (4 угла, 4 стороны, стороны одинаковой длины).

Как это проверить. Сложим пополам квадрат, а потом по диагонали!

 Вывод. Все углы и стороны равны.

- Можно сказать, что квадрат это прямоугольник? Да

-Как это проверить? При помощи линейки  или модели прямого угла.

Сделаем вывод, что такое КВАДРАТ-…

( Это прямоугольник,  у которого все стороны равны.)

VII. Работа с учебником

- Давайте посмотрим, как об этом сказано в учебнике. Стр. 34правило

- Давайте сравним прямоугольник и квадрат выделив у них общие и отличительные признаки .

-Что такое прямоугольник и квадрат? (геометрические фигуры)

- Можно назвать эти фигуры многоугольниками? (да)

Можно сказать, что эти фигуры четырехугольники? (да)

Какие углы у квадрата и у прямоугольника? (прямые).

Это мы назвали общие признаки.

-Чем отличаются

—у прямоугольника равны только противоположные стороны, а  у квадрата все стороны равны.

- Какие предметы в классе квадратной формы?

- А вот в каких предметах увидел квадрат один мальчик.

Пришел из школы старший брат,

Из спичек выложил квадрат.

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил- квадрат.

И стол – квадрат, и стул – квадрат,

 И на стене плакат – квадрат.

Доска, где шахматы  стоят,

И клетка каждая – квадрат,

Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.

КВАДРАТ – четыре стороны,

 Все стороны равны,

И все углы прямые.

Оцените свою работу за исследование смайликом в бортовом журнале на полях.

VIII. Этап открытия новых знаний.

Учитель: (ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА) Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью?

(Ответы детей).

Обратите внимание на экран.ролик

Не случайно четырёх музыкантов вступающих на сцене называют квартет.

Квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.

Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах.

Квартал – часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года (три месяца).

Вы видите одно из семи чудес света – пирамид Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды – квадрат. Вы узнаете о ней много интересного на уроках истории в старших классах.

ФИЗМИНУТКА

- Матросы, пришло время отдыха (физминутка Мадагаскар )

- Пока мы отдыхали, дошли до реки, (слайд  река)

чтобы переправиться через неё нужно выполнить задание. Выписать  в бортовые журналы номера только квадратов.

Рамиль1 задание

Андрей  2 задание

Катя  3 задание

Проверим. Кто выполнил все правильно.Оцените свою  смайликом в бортовом журнале на полях.     (самопроверка слайд)

- Оказывается , на острове Геометрия совсем порвался флаг.

- Его необходимо починить. Для этого выполним задание №3 в учебнике и обязательно все внесем вбортовые журналы.

-Какие инструменты понадобятся, чтобы начертить квадрат? ( Линейка, карандаш)

-Обратите внимание, на чертеже указана длина одной стороны  квадрата. Почему?

(Стороны квадрата одинаковы).

Что такое периметр?

-Как найти периметр этого квадрата?

(Периметр – это сумма длин всех сторон.

Поэтому, чтоб найти периметр этого квадрата, мы должны сложить длины четырёх сторон: 4+4+4+4=12 см.)

- Поменяйтесь тетрадками,проверьте работу своего соседа .(Слайд)

Оцените свою работу смайликом в бортовом журнале на полях.

Отлично мы починили флаг!

Жители острова приготовил вам интересное задание .Откройте конверты. Перед вами геометрические фигуры. Составьте из геометрических фигур  квадрат.(танграм слайд образец)

-Получилось !Оцените свою работу смайликом в бортовом журнале на полях.

Моряки мои! Все ли в море спокойно?

-Что это там показалось впереди!

-Да, это же пиратский корабль!(слад пиратский корабль)

-Ребята, пираты хотят напасть на остров . Не позволим!

Для этого нам необходимо выполнить задание в рабочих тетрадях  

- Что это за задание?   (ЗАДАЧА) дети после разбора решают задачу.

(один ребенок решает у доски)

Оцените свою работу смайликом в бортовом журнале на полях.

Х. Проверка знаний

- Вы настоящие путешественники, смелые, сообразительные. Успешно достигли места, где спрятаны сокровища.

Осталось только их найти.

-Для этого нужно определить верное это высказывание или неверное при помощи сигналов.

( верно зеленый, неверно красный)

Квадрат – это геометрическая фигура. (Верно)

У квадрата все углы острые. (Неверное)

 Квадрат имеет четыре стороны (Верно)

У квадрата все углы прямые (Верное)

Квадрат это фигура, у которой все стороны разные (Неверно)

Квадрат это фигура, у которой все стороны равны. (Верное)

-Кто ни разу не ошибся,Оцените свою работу смайликом в бортовом журнале на полях. Посчитайте все свои смайлики за урок.

Мы нашли клад! В нем золотые монеты!  Получите свою награду!

За каждый смайлик, вы получаете одну золотую монетку.

- А теперь давайте посчитаем монетки. У кого 6-7 монет  ВЫ ПОТРУДИЛИСЬ НА Славу. За работу  на уроке вы получаете отметку 5.

У кого 4-5 монет Ваша оценка 4.

Кому не хватило монет не расстраивайтесь, в следующий раз будьте более активны.

ХI. Рефлексия.  

По плану, составленному в начале урока.

На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли домашнее задание с.34 №4, задание под чертой

Кому было интересно работать сегодня на уроке? Ответить на этот вопрос вы сможете при помощи наших цветовых сигналов. Выберите сигнал, поднимите над головой

На уроке вы все были внимательны, активны. Молодцы! Сегодня у нас был необычный урок . Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всём на свете, и тогда каждый урок будет для вас занимательным и не скучным.

Наш урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...