Технологическая карта урока математики по теме "Луч"
методическая разработка по математике (1 класс)

Математика 1 класс. УМК "Гармония".

Тема урока. Луч.

Тип урока -  урок открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мангушева Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СШ №4 г. Нижний Ломов»

Технологическая карта урока

Подготовила

Мангушева  Ольга  Владимировна,                                                                                                                     учитель начальных классов МБОУ «СШ №4 г. Нижний Ломов»  

Предмет

Математика

УМК

«Гармония»

Класс

1

Тема урока

Луч

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создание условий для формирования понятия «луч».

Задачи

1.  Образовательные:

  • создавать условия для  формирования представлений о луче;
  • способствовать развитию умения   отличать луч от других геометрических фигур, изображать его с помощью линейки.

2.  Развивающие:

  • организовывать работу по  развитию речевой и мыслительной активности учащихся;
  •  помогать развивать  внимание, аккуратность, создавать условия для развития интереса к занятиям математикой.

3. Воспитательные:

  • создавать условия для выработки коммуникативных навыков, умения слушать и слышать своих одноклассников, умения работать в паре;
  • способствовать воспитанию  трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели, самостоятельности и активности.

Основное содержание

  1. Самоопределение к деятельности  
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи  
  4. Открытие нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону
  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
  8. Итог урока.  Рефлексия деятельности  

                                     

Планируемый

результат

Предметные умения

УУД

 распознавать, называть лучи, выполнять построение луча с помощью линейки, соотносить реальные предметы с моделями луча

Личностные: осознание ценности полученных знаний, формирование потребности в занятиях математикой, установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: развитие умения определять и формулировать учебные задачи урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.                    

Познавательные:  умение находить ответы на вопросы, возникающие в процессе работы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.                                          

Коммуникативные: выполнение принятых правил речевого поведения, участие в диалоге с учителем и одноклассниками, умение слушать, делать выводы

Технологии, применяемые на уроке:

  • Технология сотрудничества
  • Игровые технологии
  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ

Формы работы

Парная, индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

Интерактивный комплекс, материалы презентации, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, учебник «Математика» для 1 класса, тетради, линейка, карандаш, ластик.

Место проведения

Кабинет с интерактивным комплексом

План урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

 1. Самоопределение к деятельности                                             Цель: создание положительного  эмоционального настроя.

Учитель предлагает начать урок с игры «Подари улыбку».

-Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.

-Ребята, перед вами плакат. (Слайд)  Подумайте, о каких правилах он нам напоминает.                                                                                     Учитель беседует с детьми  о правилах поведения на уроке, во время письма.

Вместе с учителем играют в игру «Подари улыбку».

Организуют рабочее место.

Отвечают на вопросы учителя,  повторяют правила поведения на уроке и во время письма.

Личностные: самоопределение к деятельности.

Познавательные:            ориентирование в своей системе знаний.  Коммуникативные: взаимодействие с учителем  во фронтальном режиме; оформление своих ответов в виде монологического высказывания.

2.  Актуализация знаний                                                                 Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности. 

Создает условия для развития интереса к математике.

-Сегодня мы с вами отправимся в удивительную, волшебную страну под названием Геометрия. (Слайд)

 -Посмотрите, путь закрыт, чтобы попасть в страну Геометрия, нужно выполнить задание.  

В игровой форме учитель  организует  повторение правил счета, счет предметов.                                                                                                                                                                      - Сколько букв в слове «ГЕОМЕТРИЯ»?

 - Как проверить?

 -Назовите правила счета.

-  Сколько  звуков?  Почему?  

Учитель предлагает поупражняться в счете   (счет прямой и обратный.)     

             

  -Давайте пофантазируем. Закройте глаза и представьте себе, что мы в стране Геометрия.  Читает стихотворение.                                                                              Здесь всё устроено из фигур,
Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля…
И в целом вся  страна – Геометрия.
   

- Откройте глазки. Мы попали в страну Геометрия. Такой ли вы ее себе представляли?  Здесь действительно все устроено из  геометрических фигур. (Слайд)


-Посмотрите, нас встречают линейка, карандаш, ластик.

-Подумайте, какое задание они могут нам предложить выполнить?

Но прежде чем выполнить их задание, давайте проведем разминку пальчиков.                                                                                         Учитель   проводит разминку пальчиков рук.

Предлагает выполнить задание, в ходе которого   вспомнить изученные геометрические фигуры, рассказать о них, изобразить их в тетрадях.                                                                                                       -  Карандаш наступил на лист бумаги и поставил …

-Поставьте точку.

-Разгулялся карандаш и изобразил над точками …

- Как  называется эта фигура? Расскажите о ней.

- Как ее начертить? Изобразите над точками незамкнутую  кривую линию.

-За карандашом  пришла линейка, с ее помощью карандаш   через 2 точки провел линию. Как  называется эта фигура? Расскажите о ней. -Как ее начертить?  

-Начертите прямую линию.

Отвечают на вопросы учителя:

-9

-Посчитать.

Учащиеся повторяют правила счета.

-10, потому что буква я обозначает два звука     [й, а].  

Выполняют прямой и обратный счет букв, звуков  в слове «геометрия».

С закрытыми глазами фантазируют, представляя себе жителей страны Геометрия.

Открывают глаза. Сравнивают свои фантазии с тем, что увидели.

Предполагают, что начертить что-то.

Выполняют вместе с учителем упражнения: «скалка», «игра на пианино», «пугливые пальчики».

 Слушают, следят за действиями учителя, отвечают на вопросы.      -Точку.

Выполняют.

-Незамкнутая кривая линия, она не имеет ни начала, ни конца.

- Без помощи линейки.

Выполняют.

- Это прямая линия, она не имеет ни начала, ни конца.

-С помощью линейки.

Чертят прямую линию.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний, развитие умения анализировать ответы учащихся.

  Коммуникативные: умение  высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать других.

Регулятивные:  умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей

       

3. Постановка учебной задачи                                     Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием проблемной ситуации, обсуждение затруднений.                               

Учитель предлагает детям решить проблемную ситуацию. Создает условия для обсуждения затруднений,  используя диалог.

-Прибежала резинка. Она бегала от точки до точки и стерла часть прямой линии.

 И вдруг исчезла прямая линия и на ее месте появились две  геометрические фигуры. Как  называются эти фигуры? Расскажите о них. Как их начертить?

-Почему возникли затруднения?  Так на   какие вопросы нам предстоит ответить?  Какие задачи поставим перед собой?

-Итак, наши задачи: познакомиться с новой геометрической фигурой (именно о ней пойдет сегодня на уроке), узнать как она называется, научиться  ее чертить.

Выполняют задание.

Учащиеся затрудняются с ответом.

Разбираются все предлагаемые варианты.

Ученики не знают ответа.

Под руководством учителя дети формулируют тему и  задачи урока.

Личностные: формирование потребности в  открытии новых знаний. Регулятивные:  развитие умения определять и формулировать учебные задачи

4. «Открытие нового знания»                                                          Цель: решение задачи и обсуждение проекта её решения.

Создает условия  для  формирования представлений о луче; способствует  развитию умения   отличать луч от других геометрических фигур, изображать его с помощью линейки.

-Что нам поможет решить поставленные задачи?                      Учитель организует работу с учебником.                                                 - Прочитайте, как называется  новая геометрическая  фигура?              - На что похож «луч»?                                                                                            

Организует работу по учебнику  (№134 на стр. 63).  

                                                                                                                                                                                                        - Что мы видим на рисунке слева?

Сравните нашу новую фигуру – луч и лучи солнышка.              

 Физкультминутка «Солнышко лучистое»                                                                            Цель:  снять эмоциональную и физическую усталость, настроить детей на дальнейшую плодотворную работу.

 

- Чем похожи и чем отличаются рисунки слева и справа?

 

                                                             

-Итак, мы выяснили, что луч имеет начало.

Учитель предлагает выполнить задание на стр. 63 № 135                      

-Как называются фигуры на рисунке слева?

- Справа?

- Сравните их.  

Учитель обобщает ответы детей.

Итак, мы выяснили, что прямая не имеет ни начала, ни конца, а луч – это  часть прямой линии, ограниченная с одной стороны, у него есть начало, но нет конца, его можно продлить только в ту сторону, в какую он направлен;  лучу дают название, поставив букву рядом с точкой.                                              

Отвечают на вопросы учителя.

-Материал учебника.

-Луч.

- На луч солнца.

Работают в парах.

- Солнышко.

Сравнивают, анализируют, делают выводы:  новая геометрическая фигура «луч» похожа на луч солнца.

Выполняют действия вместе с учителем под музыку песни «Солнышко лучистое».

Продолжают выполнять задания в парах. Сравнивают рисунки, приходят к выводу, что на рисунках слева и справа лучи, но на левом рисунке их 9, а на правом – 7. Узнают, что точка – это начало луча.        

Дети работают в парах        

- Прямые линии.

-Лучи.

Дети сравнивают,  делают  выводы

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, возникающие в процессе работы Коммуникативные: участие в диалоге с учителем и одноклассниками Регулятивные:  правильно выполнять математические  действия Личностные: осознание ценности полученных знаний,  установка на здоровый образ жизни.

5. Первичное закрепление                                                               Цель: проговаривание нового знания

Предлагает выполнить практическую работу.                                              -Попробуем начертить луч. Как будем чертить?

                                                                                     

Учитель  предлагает выполнить  продуктивные задания, в ходе которых   учащиеся проговаривают новое знание, учатся отличать луч от других геометрических фигур, упражняются в счете фигур.

Среди геометрических фигур нужно выбрать жителей  для

  1. улицы прямых линий
  2. кривых
  3. лучей

Посчитать их. Представителям улиц рассказать о себе.

Физкультминутка                                                                             Цель:  снять эмоциональную и физическую усталость, настроить детей на дальнейшую плодотворную работу.

Работали дружно мы,

Очень устали,

Хотим отдохнуть?

Тогда быстренько встали.

Наклон головою и влево, и вправо,

Вперёд, и назад.  (4 раза)

Теперь потянулись,

До солнца достали,

Ему мы все вместе помашем руками.

Вдохнём глубоко,

Улыбнёмся друг другу

И с нашим лучом продолжаем работу.

С помощью линейки, потому что луч – часть прямой линии, а прямую линию мы чертили по линейке.          Выполняют задание (ставят точку, обозначают ее буквой, проводят из этой точки линию, пользуясь линейкой).    

Работая в группах, выполняют задания

Познавательные: проговаривание нового знания; выделение существенных признаков, выводы. Коммуникативные: участие в диалоге с учителем и одноклассниками Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; осуществляют взаимоконтроль. Личностные: осознание ценности полученных знаний, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

6. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону         Цель: выяснить  вместе с детьми уровень усвоения ими нового знания, определив тех, кому нужна будет помощь на следующем этапе.

Учитель организует  самостоятельную работу (по карточкам) с самопроверкой по эталону.

Работают самостоятельно по карточкам, проверяют и оценивают свою работу.

Регулятивные:

самоконтроль, внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Личностные:  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение Организует выполнение заданий, которые содержат  новое понятие, выполнение упражнений, в которых новое знание о луче используется вместе с ранее изученными. Слайд.

 

-Вспомните, что мы увидели, когда попали в страну Геометрия,  назовите геометрические фигуры. Как найти среди них луч? Сколько лучей на рисунке?  Как изобразить луч?

-Выполните построение лучей с помощью линейки (начертите лучи для солнышка)

Выполняют задания учителя.

Отвечают на вопросы учителя

 

Выполняют задание, используя раздаточный материал.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, возникающие в процессе работы Коммуникативные: участвуют в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; строят понятное для слушателей высказывание. Регулятивные:  правильно выполнять математические  действия Личностные: осознание ценности полученных знаний

8. Итог урока.  Рефлексия деятельности                                      Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса                                                               

 -Какие задачи ставили перед собой? Удалось ли нам решить поставленные задачи?  Что мы узнали о луче, расскажите. Как его изобразить?

-Оцените свою работу на уроке, изобразив на солнышках кривые или прямые линии (раздаточный материал), поднимите солнышко вверх.

Учитель организует игру «Живые цифры», в ходе которой оценивает  деятельность детей.

-Ребята, любите ли вы разгадывать  тайны?  Перед вами лабиринт.

Учитель зачитывает сказку – изобреталку от кота Потряскина «Лабиринт» и предлагает подумать, как найти выход из лабиринта.

-Найти выход из лабиринта нам поможет… (учитель показывает клубок шерстяных  ниток).

- На какую геометрическую фигуру похож клубок ниток?

- Хотите узнать как?  Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Отвечают на вопросы учителя, обобщают новые знания.

Оценивают свою работу на уроке

Дети получают карточки  с цифрами. Под музыку «живые цифры» танцуют,  как только музыка закончится, цифры  выстраиваются в порядке возрастания.   Дети  переворачивают цифры и прочитывают слово «молодцы.

Выясняют значение слова «лабиринт» с помощью словаря.

Дети высказывают свои предположения.

Луч.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: выполняют принятые правила речевого поведения, строят понятное для слушателей высказывание,  формулируют простые выводы.           Регулятивные:        анализируют и оценивают  результаты своей деятельности. Личностные: умение оценивать свою работу, осознание ценности полученных знаний

Список использованной литературы

  1. Н.Б.Истомина. Математика,  1 класс - учебник. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  2. Н.Б.Истомина. Уроки математики: 1 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей. -  Смоленск, Ассоциация XXI век, 2011.                                                                                              
  3. О.В.Узорова «Занимательная геометрия»- М., АСТ: Апрель, 2016.
  4. Математика: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1./ Н.Б.Истомина. – 11-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – 64 с. 
  5.  З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Москва «Просвещение», 2000. 
  6. Н.Б. Истомина. Программно- методические материалы. Математика. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2011.
  7. А.А.  Гин. Сказки – изобреталки от кота Потряскина. Москва «Вита-ПРЕСС», 2012.
  8. А.А. Гин. Приёмы педагогической техники. Москва «Вита-ПРЕСС», 2013.
  9. Infourok.ru Физкультминутки для школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Луч 1 класс выполнила учитель начальных классов МБОУ «СШ №4 г. Нижний Ломов» Мангушева О.В.

Слайд 9

) ) /



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

 Лабиринт

http://zankovci.ucoz.ru/_si/0/19259663.jpg

Давным-давно греческий город Афины платил дань ужасному чудовищу по имени Минотавр, великану с головой быка. Каждый год отдавали горожане самых красивых юношей и девушек Минотавру на съедение. Домом Минотавру служила хитрая ловушка - Лабиринт. Кто входил в Лабиринт - уже не мог найти выход наружу. Когда пришла пора Афинам платить дань, жребий пал на смелого богатыря Тезея. Решил Тезей сразиться с Минотавром и убить его. Но что делать герою, даже если он победит чудовище? Ведь всё равно из запутанного Лабиринта никто ещё не смог найти выход...

Подсказка. Вот бы отметить путь героя к Минотавру, тогда и назад дорожка была бы проложена.

                               

      http://zankovci.ucoz.ru/zadacha_1-3.jpg             -  А этот Минотавр мышей не боится? А то б я его так напугал, что он бы сам из Лабиринта выскочил!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...