Рабочая программа 4 класс Математика
методическая разработка по математике (4 класс)

Нелюбова Ирина Анатольевна

Цель курса «Математика» в начальной школе - ввести ребенка в мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств, предложить учащемуся соответствующие способы познания окружающей действительности, формирование представления о многообразии и  увлекательности  художественного творчества во всех уголках земли, у каждого народа, своеобразие национальных культур и их взаимосвязь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4v_matematika.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего

образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича

Черняховского»

образовательная область «Математика и информатика»

предмет «Математика»

4 класс

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Нелюбова И.А.,

 учитель начальных классов

                               

город Черняховск

2020 год

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 4 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского», на основе:

-        Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№373;

-        Примерной образовательной программы по учебному курсу «Математика»;

-        Авторской программы В. Н. Рудницкой в соответствии с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки №373 от 06.10.2009г.)

-        Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №5 им. И. Д. Черняховского»;

-        Учебного плана МАОУ «СОШ №5 им. И. Д. Черняховского» на 2020-2021 учебный год;

-        Годового учебного календарного графика на 2020-2021 учебный год;

-        учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века»;

-        Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта 2014 г. №253;

-        санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с последующими изменениями.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения математики в начальной школе:

- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;

- результат и формулировать выводы;

- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

- уметь искать и находить компромиссы.

Метапредметные результаты обучения:

В области познавательных УУД:

- школьник научится или получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

- выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;

- выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

- проводить сравнение, классификации, выбирать наиболее эффективный способ решения или верное решение;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- использовать (строить) таблицы, проверять данные по таблице;

- выполнять действия по заданному алгоритму;

- строить логическую цепь рассуждений;

В области коммуникативных УУД:

- школьник научится взаимодействовать (сотрудничать с соседом по парте, в группе).

В области регулятивных УУД:

- школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.

В области личностных УУД:

- школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся

называть:

- классы и разряды многозначных чисел;

сравнивать:

- многозначные числа;

- сложения и вычитания);

- соотношения между единицами массы: 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц;

применять:

- правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;

- правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчетов с многозначными числами;

- знание зависимости между скоростью, путем и временем движения для решения арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

- читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

- выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;

- выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);

- решать арифметические текстовые задачи разных видов.

Обучающиеся  получат возможность:

-  проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности;

- выполнять измерения в учебных и житейских ситуациях, устанавливать изменения, происходящие с математическими объектами, обнаруживать и исправлять ошибки;

- осуществлять поиск необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.

Содержание учебного предмета, курса

Элементы арифметики

Множество целых неотрицательных чисел

Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.

Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, С, D, М; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами. Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами.

Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения

Свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами

Сложение и вычитание

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора)

Умножение и деление

Несложные устные вычисления с многозначными числами.

Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.

Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора)

Свойства арифметических действий

Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв)

Числовые выражения

Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них).

Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями

Равенства с буквой

Равенство, содержащее букву.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х + 5 = 7,

х • 5 = 15,  х – 5 = 7,  х : 5 = 15, 8 + х = 16,

8 • х = 16, 8 – х = 2,  8 : х = 2.

Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.

Составление буквенных равенств.  

Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные. Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и на трехзначное число. Простейшие устные вычисления.

Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.

Величины и их измерение

Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движении.

Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Измерения с указанной точностью

Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком).

Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см,

t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч).  

Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью

Масштаб. План

Масштабы географических карт. Решение задач

Алгебраическая пропедевтика

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.

Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Логические понятия

Высказывания

Высказывание и его значения (истина, ложь).

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность.

Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов

Геометрические понятия

Геометрические фигуры

Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины).  

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины).    

Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки

Пространственные фигуры

Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани.

Прямоугольный параллелепипед.

Куб как прямоугольный параллелепипед.

Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда.

Пирамида, цилиндр, конус.

Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.).

Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.

Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса.

Изображение пространственных фигур на чертежах. Виды углов.

Виды треугольников в зависимости от вида углов [остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).

Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.

Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач»

          Содержание  программы  соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность  работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Реализация этой программы является и стремление развить у учащихся умения работать самостоятельно, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому  варианту решения текстовых задач.

Простые и составные задачи с одной величиной на сложение, вычитание, умножение и деление. Простые и составные задачи на процессы.  Простые задачи с дробями (к условию ставится три вопроса). Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению.

Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «больше на  (меньше на)», «столько же». Составные задачи на движение. Задачи на взвешивание. Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях. Решение логических задач. Задачи на движение в одном направлении. Задачи с дробными отношениями.

Составные задачи с геометрическим содержанием. Решение задач составлением уравнения. Составные задачи повышенной сложности с сюжетом «было – изменение – стало».   Решение логических задач Задачи с дробными отношениями. Задачи, в условии которых комбинируются разные сюжетные линии. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Задачи с дробными отношениями повышенной сложности. Задачи на планирование действий. Задачи с геометрическим содержанием повышенной сложности. Решение нестандартных задач. Задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях, на движение в одном направлении повышенной сложности.

Форма промежуточной аттестации по математике – административная контрольная работа (итоговая).

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1. Множество целых неотрицательных чисел

12

часов

1

Десятичная система счисления. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

2

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел

1

3

Разряды и классы многозначных чисел в пределах миллиарда

1

4

Чтение и  запись многозначных чисел в пределах миллиарда

1

5

Чтение и  запись многозначных чисел в пределах миллиарда

1

6-8

Поразрядное сравнение многозначных чисел

3

9

Входная контрольная работа

1

10

Работа над ошибками

Запись результатов сравнения с помощью знаков «<»или «>»

1

11

Запись результатов сравнения с помощью знаков «<»или «>»

1

12

Проверочная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел»

1

Раздел 2. Арифметические действия с многозначными числами

8 часов

13

Работа над ошибками

Письменный приём сложения многозначных чисел (поразрядное сложение)

1

14

Письменные приёмы сложения многозначных чисел.

1

15

Алгоритм и отработка умений письменного приёма сложения многозначных чисел

1

16

Письменный приём вычитания многозначных чисел (поразрядное вычитание)

1

17

Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел

1

18

Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел

1

19

Закрепление умений письменного вычитания и сложения  многозначных чисел

1

20

Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел»

1

Раздел 3. Геометрические понятия

1 час

21

Работа над ошибками. Построение многоугольников

1

Раздел 4. Величины и их измерение

10 часов

22

Понятие скорости. Единицы измерения скорости

1

23

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

1

24

Нахождение скорости

1

25

Упражнение в решении задач на нахождение скорости

2

26-27

Задачи   на движение

2

28-29

Задачи   на движение. Нахождение расстояния

1

30-31

Упражнения в решении задач на движение

1

Раздел 5. Алгебраическая пропедевтика

2 часа

32

Координатный угол, координаты точки

1

33

Графики. Диаграммы. Таблицы

1

Раздел 6. Арифметические действия с многозначными числами

4 часа

34

Переместительное свойство сложения  

1

35

Переместительное свойство умножения  

1

36

Сочетательное свойство сложения и умножения

1

37

Сочетательное свойство сложения и умножения

1

Раздел 7. Геометрические понятия

4 часа

38

План и масштаб

1

39

Многогранник

1

40

Конус

1

41

Конус. Вершина, основание и боковая поверхность конуса

1

42

Административная работа за I полугодие

1

Раздел 8. Арифметические действия с многозначными числами

5 часов

43

Распределительное свойство умножения относительно сложения

1

44

Распределительное свойство умножения относительно вычитания

1

45

Умножение на 1000, 10 000, 100 000

1

46-47

Упражнения в умножении на 1000, 10 000, 100 00

1

Раздел 9. Величины и их измерение

12 часов

48

Единицы массы: тонна, центнер, их обозначение: т, ц

1

49

Соотношение единиц массы

1

50

Решение задач с использованием единиц массы

1

51

Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки

1

52

Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек

1

53

Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях

1

54

 Упражнение в решении задач на движение

1

55

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях

1

56

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях

1

57

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях

1

58

Проверочная работа по теме: «Решение задач на движение»

1

Раздел 10. Арифметические действия

10 часов

59

Умножение многозначного числа на однозначное

1

60

Умножение вида 1258 х 7, 4040 х 9

1

61

Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное число

1

62

Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число. Умножение вида:516 х52; 407х25

1

63

Умножение вида 358х90

1

64

Упражнение в умножении многозначного числа на двузначное

1

65

Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное

1

66

Умножение многозначного числа на трёхзначное вида 207x503

1

67

Развёрнутые и упрощённые записи умножения

1

68

Упражнение в умножении многозначного числа на трехзначное. Решение задач

1

Раздел 11. Задачи на движение в одном направлении

30 часов

69

Задачи на движение в одном направлении

1

70

Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из одной точки

1

71

Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из двух точек

1

72

Проверочная работа  по теме «Письменные приёмы умножения чисел»

1

73

Работа над ошибками  по теме контрольной работы

1

74

Знакомство с задачами на перебор вариантов

1

75

Составление таблицы возможностей

1

76

Практическое решение задач способом перебора вариантов

1

77

Деление суммы на число

1

78

Решение задач с применением правила  деления суммы на число

1

79

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

1

80

Работа над ошибками  по теме контрольной работы

1

81

Свойство деления. Деление на 1000,10000

1

82

Сокращение частного

1

83

Деление на однозначное число. Алгоритм деления

1

84

Закрепление навыка деления на однозначное число

1

85

Проверочная  работа  по теме: «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10,100,1000…»

1

86

Работа над ошибками по теме контрольной работы. Цилиндр

1

87

Деление на двузначное число. Алгоритм деления

1

88

Упражнение в делении на двузначное число

1

89

Автоматизация навыка деления многозначного числа на двузначное

1

90

Проверочная работа по теме: «Деление на двузначное число»

1

91

Деление не трёхзначное число. Алгоритм деления

1

92

Порядок действий. Деление на трёхзначное число

1

93

Автоматизация навыка деления на трёхзначное число

1

94

Закрепление навыка  деления  на трёхзначное число

1

95

Проверочная  работа по теме: «Деление на трёхзначное число»

96-97

Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки

2

98

Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две части

1

Раздел 12. Алгебраическая пропедевтика

11

часов

99

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Х+5=7 Хх5=15

1

100-101

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: Х-5=7 Х:5= 15  Решение задач с помощью равенств

2

102

Нахождение  неизвестного числа в равенствах вида:8+Х= 16; 8хХ=16

1

103

Нахождение  неизвестного числа в равенствах вида:8- Х=2; 8:Х=2

1

104

Всероссийская проверочная работа по математике

1

105

Работа над ошибками. Виды треугольников

1

106

Определение вида  треугольника

1

107

Точное и приближённое значение величины. Приближённое значение величины

1

108

Решение задач на нахождение приближённой величины

1

109

Построение отрезка равного данному, с помощью циркуля и линейки

Повторение пройденного материала

1

Итого

109

Тематическое планирование модуля «Решение текстовых задач»

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

1

Простые и составные задачи с одной величиной на сложение, вычитание, умножение и деление.

1

2

Простые и составные задачи на процессы.  

1

3

Простые задачи с дробями (к условию ставится три вопроса).

1

4

Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению.

1

5

Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «больше на  (меньше на)», «столько же».

1

6

Составные задачи на движение.

1

7

Задачи на взвешивание.

1

8

Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.

1

9

Решение логических задач.

1

10

Задачи на движение в одном направлении.

1

11-12

Задачи с дробными отношениями.

2

13

Составные задачи с геометрическим содержанием.

1

14

Решение задач составлением уравнения.

1

15

Составные задачи повышенной сложности с сюжетом «было – изменение – стало».  

1

16

Решение логических задач

1

17-19

Задачи с дробными отношениями.

3

20-21

Задачи, в условии которых комбинируются разные сюжетные линии.

2

22

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

1

23

Задачи с дробными отношениями повышенной сложности.

1

24

Задачи на планирование действий.

1

25

Задачи с геометрическим содержанием повышенной сложности.

1

26

Решение нестандартных задач.

1

27

Задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях, на движение в одном направлении повышенной сложности.

1

Итого

27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...