Конспект по математике "Вычитание числа 1"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Шубина Светлана Сергеевна

Конспект урока математики. Тема "Вычитание числа 1". УМК ПНШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика 1 класс (ПНШ)

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 1

Цель: создать условия для ознакомления со случаем вычитания вида  – 1.

Задачи: - закреплять знание компонентов вычитания;

- совершенствовать умения составлять разности и находить их значения;

- развивать внимание и умение сравнивать, обобщать, делать вывод и других учебных навыков;

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам и природе.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):

Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; знать моральные нормы и уметь выделять нравственный аспект поведения.

Оборудование:

Для детей: линейка, веер с цифрами, фишки, учебник, тетради, ручка, карандаши  простой и зелёный, стёрка.

 

Для учителя: касса цифр, предметные картинки с изображением Незнайки, 2 куриц, 10 цыплят, линейка, таблицы с суммами и разностями, жетоны «рыбки», пластмассовые контейнеры  с заданием-сюрпризом ( по количеству обучающихся ).

Ход урока.

I.Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку обучающихся.)

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

II.Устный счёт.

Начнём с устного счёта.

 

  1. Задание для Незнайки.    

(На доске Таблица с изображением Незнайки и цифры из кассы от 1 до 9 перевёрнутые и хаотично расположенные). Слайд 1

Из кувшина вдруг возник

Удивительный старик.

Джин Незнайке подмигнул

Цифры все перевернул.

- Помогите Незнайке расставить числа в порядке возрастания.

Расставьте их в порядке возрастания. (ученик работает у доски)

- Какое число следует за числом: 5, 3, 8, 6, 4, 1 ?

- Какое число предшествует числу: 3, 7, 6, 10, 8, 5, 2 ?  

- Счёт до 10 и обратно (дети считают хором).

  1. Вычислить. Слайд 2

Посмотрите на доску. Я буду задавать вопросы.

За правильные ответы вы будете получать жетоны-рыбки. Если сосчитали правильно – поймали рыбку, если неправильно – рыбка сорвалась.

- Как называются записи на доске в первом столбце? (суммы)

6+1     7+1    8+1    9+1

- Какое число получится, если к числу прибавить 1 ( правило )? (следующее за ним при счёте)

- Как называют компоненты сложения?

- Найдите значения сумм.

- Как называются записи во втором столбце? (разности)

6-1    7-1    8-1    9-1

- Прочитать называя компоненты вычитания.

- Сравните данные разности. Чем они похожи? (В этих разностях вычитаемое – число 1.)

Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке вы научитесь вычитать число 1, т.е. будете находить значения разностей, в которых вычитаемое 1. Слайд 3

III. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 14).

Задание № 1.

– Прочитайте математические записи.

– Как они называются?

– Как называются числа при вычитании?

– Выберите (подчеркните) разности, у которых вычитаемое равно 1. Сколько их? (6)

– Вычислите значения этих разностей (устно).

– Запишите разности с их значениями, расположив по порядку от меньшего значения к большему (в порядке возрастания).

Запись:          1 – 1 = 0

                        2 – 1 = 1

                        3 – 1 = 2

                        4 – 1 = 3

                        5 – 1 = 4

                        6 – 1 = 5

– В каждой разности подчеркните ее значение зелёным карандашом.

- Уменьшаемое в каждой разности обведите кружком.

– Сравните значение разности с уменьшаемым.

– Какой вывод вы можете сделать?

Учитель может продемонстрировать натуральный ряд чисел (или линейку).

Вывод: результатом вычитания числа 1 из данного числа будет число, которое предшествует данному.

Прочитайте правило вычитания числа 1 из данного в учебнике жирным шрифтом.

Задание № 2.

При выполнении этого задания учащиеся знакомятся со смыслом понятия «уменьшить на некоторое число» на примере «уменьшения данного числа на 1».

– Рассмотрите первый рисунок. Что здесь изображено?

– Как вы понимаете задание: «Уменьши данное число на 1»?

– На каком рисунке показано уменьшение числа предметов на 1? (На первом рисунке.)

– Сколько было сначала морковок?

– Сколько заяц съел морковок?

– Выполните  к  данному  рисунку  соответствующую  запись.(6 – 1 = 5.)

– Как называется данная запись?

– На сколько вы уменьшили число 6?

- Подчеркните разность простым, а значение разности зелёным карандашом.

Физкультминутка (слайд 4)

Головой весь день крутил. Озорной цыплёнок жил.

Влево, вправо повернул.

Ножку левую согнул. Потом правую поднял. И на обе снова встал.

Начал крыльями махать, Поднимать и опускать.

Повернулся влево, вправо- Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошёл - Червячка себе нашёл!

IV. Работа в тетради с печатной основой № 2 (с. 18–19, № 1–5).

(слайд 5, 6, 7)

Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

с. 18 р.т.

№1, №2

- Выполнить вычитание с помощью схем и записать значения разностей.

- Выполнить вычитание и записать значения разностей.

Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой).

- Поменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте правильность выполнения задания, оцените работу.

Ученик озвучивает правильные ответы.

№ 3 С устным объяснением учащегося под запись.

V. Закрепление. (слайды 8-18)

А теперь мы с вами отправляемся на птичий двор. Там цыплята помогут нам закрепить наши знания. В гости с пустыми руками идти неприлично. Поэтому чтобы угостить кур и цыплят мы наловили рыбок. Рыбку они любят не меньше чем кошки. За верные ответы вы будите получать жетоны-рыбки.

 

«Путешествие на птичий двор».

Учитель рассказывает и  иллюстрирует с помощью предметных картинок считалку А.Л. Барто.

Дети по ходу объяснения делают записи примеров на доске. (два ученика)

 (На доске изображение курицы Пеструшки).

-Отправляемся в гости.

 Это курица Пеструшка, у неё ответственное дело, она высиживает птенцов.  

Вдруг  под курицей яйцо – «крак»!

Словно из пелёночек, выскочил цыплёночек.

Сидит один, озирается, других дожидается.

Тут второе яйцо треснуло.

Из домика тёмного ещё один цыплёнок – «цвок»!                                       1+1=2

Один да один, стало их ….(двое). (Дети отвечают хором)

Сидят вдвоём, озираются. других дожидаются.

Из третьего яичка вышла сестричка.

Два да один, стало их ….(трое).                                                                    2+1=3

Сидят втроём, озираются, других дожидаются.

Ещё яйцо «кок», ещё один цыплёнок – скок!

Три да один, стало их….(четверо).                                                               3+1=4

Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются.

А из последнего яичка опять сестричка.    
Четыре да один….(пять).                                                                              
4+1=5

Попробуйте сосчитать!

                                                          Слайд №8

Стала Пеструшка по улице ходить.  

Стала цыплят своих водить.

Ходит, не зевает, им корм добывает.

(На доске изображение курицы  Хохлатки и 5 её цыплят).

А на соседнем дворе у курицы Хохлатки

Тоже вывелись цыплятки.

Из пяти яичек пять пушистых птичек.

Стала Хохлатка тоже ходить,

Стала цыплят своих по улице водить.

Только  зевает она по сторонам: то тут постоит, то там,

То назад побежит, то вперёд, а цыплята у неё вразброд.

Вот и случилась у неё беда: пропал цыплёнок без следа.

1, 2, 3, 4….А было пять! Нет одного, где искать?

5 – 1 = 4 (дети записывают в тетради)

                                                                            Слайд № 9

А Пеструшка то удивляется, что у неё семья прибавляется

Пять да один ….(шесть). Наперебой просят есть.

5 + 1 = 6 (дети записывают в тетради)

                                                                              Слайд № 10

Пока искала Хохлатка сыночка, пропала у неё и дочка.

4 – 1 = 3 (дети записывают в тетради)

                                                                               Слайд № 11

Теперь сколько ни смотри, осталось их….(три).

А у Пеструшки между тем стало их….(семь).

6 + 1 = 7 (дети записывают в тетради)

                                                                                Слайд № 12

Какая же Хохлатка зевака, закружилась у неё голова, однако!

Осталось цыплят только….(двое).

3 – 1 = 2 (дети записывают в тетради)  

Один да один, дочка и сын.

                                                                                Слайд № 13

А сколько у Пеструшки, спросим?

Семь да один -….(восемь).

7 + 1 = 8 (дети записывают в тетради)

                                                                               Слайд № 14

Сбежала у Хохлатки и дочка.

2 – 1 = 1 (дети записывают в тетради)

                                                                               Слайд № 15

Не прозевать бы сыночка.

Сидит один, озирается, видно, тоже удрать собирается.

А у Пеструшки цыплят – целый отряд.

Восемь да один….(девять), да это ещё не всё ведь!

8+ 1 = 9 (дети записывают в тетради) 

                                                                               Слайд № 16

 Плохо Хохлаткино дело:

 И последнего она проглядела.                      

То тут пошарит, то там,

А всё зевает по сторонам.

И последний цыплёнок

К Пеструшке перешёл.

Видно у неё хорошо!

1-1=0 (дети записывают в тетради)                  Слайд № 17

Собралось цыпляток ровно (дети отвечают хором)… десяток.                       9+1=10     Слайд № 18

- Какое получится число, если из данного числа вычесть 1, сделайте вывод.

Вывод: Результатом вычитания числа 1 из данного числа будет число, которое предшествует данному при счёте.

VI. Подведение итогов.

- Чему научились на уроке?

- Расскажите правило вычитания числа1 из любого числа.

- Покажите сколько рыбок вы сегодня наловили.

Учитель оценивает работу на уроке  каждого, дети угощают рыбкой кур и цыплят, прощаются с ними.

- Обитатели птичьего двора благодарны вам и приготовили сюрприз. Они вам дарят необычные яйца.

VII. Рефлексия. (слайд 19)

Каждый получает карточку с изображением лица ребёнка без ротика, его нужно нарисовать.

           - на уроке было интересно, новое правило запомнил.

      

           - на уроке было интересно, но правило ещё не запомнил, выучу дома.

          

           - на уроке было не интересно, правило не запомнил.

Использовано стихотворение А.Л. Барто «Считалка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

6 + 1 7 + 1 8 + 1 9 + 1 6 – 1 7 – 1 8 – 1 9 – 1

Слайд 3

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 1

Слайд 4

Головой весь день крутил. Озорной цыплёнок жил. Влево, вправо повернул. Ножку левую согнул. Потом правую поднял И на обе снова встал. Начал крыльями махать, Поднимать и опускать. Повернулся влево, вправо- Хорошо на свете, право! А потом гулять пошёл - Червячка себе нашёл!

Слайд 6

УВЕРЕН В СЕБЕ СОМНЕВАЮСЬ НЕ УВЕРЕН

Слайд 7

МОЛОДЕЦ БУДУ СТАРАТЬСЯ 8 6 4 7 3 2 5

Слайд 9

5 – 1 = 4

Слайд 10

5 + 1 = 6

Слайд 11

4 – 1 = 3

Слайд 12

6 + 1 = 7

Слайд 13

3 – 1 = 2

Слайд 14

7 + 1 = 8

Слайд 15

2 – 1 = 1

Слайд 16

8 + 1 = 9

Слайд 17

1 – 1 = 0

Слайд 18

9 + 1 = 10

Слайд 19

СПАСИБО ЗА РАБОТУ н а уроке было интересно, новое правило запомнил н а уроке было интересно, но правило ещё не запомнил, выучу дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики: Числа 1-8.( 1 класс)

План-конспект  урока  по  математике.  Тема : Числа  1-8 ( второй  урок  по  данной  теме )   Автор : Л.Г.Петерсон , 2 часть, 1 класс, II  четвер...

Конспект урока математики "Число 10. Состав числа 10".

Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа 2100"...

План-конспект урока "Умножение числа на нуль и нуля на число".

Урок разработан с учётом требований ФГОС....

Конспект урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа 2 класс

Тема урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числаТип урока: постановка и решение учебной задачи.Цель урока: создать условия для составления таблицы умножения 9 и на 9;Задачи:1....

Конспект урока математики "Число 10. Запись числа 10"

Матариал содержит конспект урока и презентацию....