Главные вкладки

    Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе "Деньги любят счет"
    план-конспект урока по математике (3 класс)

    Рачия Закировна Ишмухаметова

    -

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл технологическая карта39.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта интегрированного урока окружающего мира и математики

    Предметы

    Окружающий мир, математика

    Класс

    3 класс

    Программа

    Школа России

    Ресурсы

    1. Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, математика  М.Н.Моро
    2. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир и математика
    3. Детская энциклопедия
    4. Интернет-ресурсы

    5.         Мультфильм «Муха –цокотуха»

    Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    Тема урока

    Деньги любят счёт

    Цель урока

    Создать  на уроке условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.

    Планируемые результаты

    Личностные УУД: 

    - формировать умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

    - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    Регулятивные УУД:

    - определять  и формулировать  цели деятельности на уроке с  помощью учителя;

    - учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;

    - учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

    Познавательные УУД:

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

     -познакомиться с понятиями «БАРТЕР», «КУПЛЯ – ПРОДАЖА», решать задачи изученных видов, выполнять деление и умножение с числами 1 и 0.

    Коммуникативные УУД:

    - учиться работать в парах и в группе, приходить к общему решению в совместной деятельности; 

    - слушать и понимать речь других.

    Тип урока

    Урок изучения нового материала.

    Формы организации урока:

    Индивидуальная, в парах, в группе

    Автор  урока

    Учитель начальных классов Ишмухаметова Рачия Закировна

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Самоопределение к деятельности.

    -Выбираем жетон и садимся по цвету карточки.

    - Доброе утро, ребята и уважаемые гости!

    Пожалуйста, садитесь! Проверим вашу готовность к уроку.

    Руки на месте. Ноги на месте, локти у края, спина прямая!

    -Ребята, на столах у вас лежат «МОНЕТКИ настроения».  С каким настроением сегодня Вы пришли на урок? Мы начинаем урок.  Я желаю вам хорошо  потрудиться на уроке.

    Общий настрой класса на учебную работу.

    Коммуникативные:

    -  уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

    Мотивационный этап

    - РЕБЯТА, ВЫ ЛЮБИТЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ? Предлагаю Просмотреть сюжет.(1,5мин)

    - Каким образом Муха приобрела самовар?  (Она его купила )

    - Как купила?  (Заплатила деньги)

    - Смогла бы она совершить покупку без денег?(Нет)

    - О чём пойдёт речь на уроке?         (О деньгах)

    -Догадайтесь о теме урока. Какая есть поговорка про деньги?Что любят деньги, ребята

    -Значит, тема урока...?    Тема урока: «Деньги любят счёт».(слайд 1)

    -Раз деньги любят счет, чем ещё будем заниматься на уроке? (считать деньги, решать задачи и примеры.

    -А какие бывают деньги? (железные монеты и бумажные купюры)(слайд 2)

    -А Муха-цокотуха какую монету нашла? (1 рубль)

    -Реально ли ей на эти деньги что-нибудь купить?(нет)Раньше, ребята, в конце20 века на рубль можно было купить 6 булок хлеба или 8 шоколадных конфет гулливеров.

    По секрету скажу, что Муха решила собрать друзей и устроить день рождения. Она пришла из сказки К.И.Чуковского к нам в современный мир и хочет пойти искать денег в чистое поле.Она не знает как появились деньги. Расскажем ей историю появления денег?

    -Всегда ли возможно найти деньги на поле? Да, деньги на дороге не валяются…

    -Откуда деньги берутся? ( их зарабатывают)

    -Поможем мухе- цокотухе устроить праздник?

    -А как поможем?(можно заработать)

    -Какие, ребята, цели перед собой поставим?слайд 3)

    -Расскажем об истории появления первых денег.

     -Заработаем денег и поможем мухе на эти деньги устроить день рождения.

    Фронтальная работа

    Определяют тему урока.

    Высказывают предположения.

    Знакомятся с планом работы.

    Регулятивные:

    -учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;

    Регулятивные:

    - уметь определять и

    формулировать цель на уроке с помощью учителя

    - уметь выполнять работу в соответствии с намеченным планом.

    Устный счёт.

    Чтобы заработать деньги потренируемся в счёте. Таблица умножения.

    1)Считаем монетами 5рублей,2 рубля

    2)Во сколько раз 35больше чем7

       Во сколько раз 45 больше чем9

       Во сколько раз 30 больше чем6

       Во сколько раз 16 больше чем 8

       Во сколько раз 18 больше чем 9

       Во сколько раз 14 больше чем 7

    Фронтальная работа

    Регулятивные: контроль, коррекция

    III.Введение  в тему урока.

    1.- Теперья предлагаю  исследовать историю возникновения денег.

    Для этого нам понадобятся конверты с заданиями, где прописан алгоритм вашей работы и палитра знаний-кошелёк.

    -Рассмотрим палитру. Вы сегодня будете зарабатывать денежки. При условии: как только вы чему-нибудь научитесь или узнаете что-то новое, вы будете брать монетку и приклеивать в кошелёк. Он у нас у всех круглый,но разного цвета. Кошелёк разделили на части. Думаете для чего? У каждого будет своё место в кошельке. В конце урока мы посчитаем, у кого сколько монеток получилось. Таким образом, вы сможете оценить свои достижения на уроке.

    2.Ребята, мы будем работать в группах.

    -Какие правила работы в группе знаете?(Работать дружно, внимательно прочитать задания, распределять обязанности в группе, выбрать спикера…)

    Работать в группе нужно определённое количество времени. Когда время работы пройдёт, я скажу «Стоп». Свои работы размещаем на доске. А 2 ученика, которых назначили в группе будут защищать свою работу.

    Слушают учителя.

    Познавательные:

    поиск необходимой информации,

    умение осознанно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли

    IV.  Работа в группах, выступление детей.

    -  Внимание на слайд.

     – Кто перед нами?Первобытные люди(слайд4)

    –  Как вы думаете, у них были деньги?  Конечно, нет.

     – Вы хотите узнать как появились первые деньги? (Да, хотим)

    СТАВЛЮ НА СТОЛ НАЗВАНИЕ ГРУППЫ:

    1 группа: - вы будете историками.

    2 группа: - вы будете торговцами

    3 группа: - вы будете нумизматами  

    • Группа «Историки» - вам необходимо прочитать текст, ответить на вопросы. Соотнести иллюстрацию с вопросом. Приготовить рассказ о возникновении первых денег.
    • Группа «Торговцы» - вам необходимо прочитать текст, ответить на вопросы. Рассказать о городе Обдорске.
    • Группа «Нумизматы» должны узнать происхождение слов рубль, копейка.

    - Приступайте к выполнению задания. На выполнение работы в группе вам дается 5 - 7 минут.

    По истечении отведенного времени  приступаем к обсуждению.

    - Стоп. Ну что ж, время истекло, вы изучили материал, теперь пора поделиться своими знаниями.

    - Предлагаю начать с группы «Историков»....

    (Докладчик выходит с ватманом, выступает с кратким сообщением о возникновении первых денег)

    ИСТОРИКИ

    Задача:

            1. Прочитайте текст

            2. Отвечая на вопросы,  наклейте  подходящие иллюстрации.

            3. Приготовьте рассказ по картинкам.

            Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

             Прошли годы,  люди  научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю.         

            Чтобы сделать работу качественно,  каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо. Потом каждый мог обменять продукт своего труда на необходимый ему товар у другого человека.  

    НАЙДИТЕ В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА БАРТЕР

    БАРТЕР - ЭТО ... ___________________________________________________________

            Чтобы приобрести необходимый товар первобытные люди  обменивали товар на товар. Обмен одной вещи на другую называется бартер. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру.         Но просто обмениваться вещами стало трудно, люди придумали использовать для покупок более ценные и необходимые предметы: соль, зерно, рис, чай,  мех, ракушки, лен, полотно изо льна.

    1.Где жили первобытные люди?  Во что одевались, чем питались?

    2 .Почему люди разделили работу?

    3. Что такое БАРТЕР?

    4.Какие предметы были ценными при обмене?

    - Ребята, что вы узнали из выступления ребят первой группы?

    - Так сколько способов обмена существует? Какие это способы? (Бартер, Купля-продажа)

            Появились ли у вас знания после выступления 1 группы?Приклейте  себе монеты в кошелёк.

            - Ребята, а вы подготавливая сообщение о возникновении первых денег, получили новые знания? Насколько вопросов вы получили ответы, добывая себе знания?  Приклейте монеты в кошелёк.

    - Ребята второй группы узнавали  о торговле в  старинном городе Обдорске. Чем он знаменит вам расскажут ребята этой группы.

    ТОРГОВЦЫ

    Задача:отвечая на вопросы подготовить сообщение о ярмарке.

    1 -ученик читает вопросы,    2 ученик  - отвечает и прикрепляет карточку-ответ на доску.

            Настоящую славу Обдорску (сегодня г. Салехард) принесла зимняя ярмарка. Это было место, где торговали  шкурками пушных зверей. На ярмарку приезжали  купцы, казаки, не только из близлежащих городов.

            Торговля постепенно набирала обороты. Благодаря этому село развивалось.

            Долгое время торговля была безденежная, то есть товарообмен - БАРТЕР

            В конце XIX века начали использовать деньги. Торговали  мехом, мороженой рыбой, пухом, пером, маслом, чаем, табаком, тканями и многим другим.

            Начали использовать обмен КУПЛЯ-ПРОДАЖА. Покупали и продавали за деньги.

            Значит товар могли приобрести двумя способами: используя деньги совершать куплю-продажу или пользуясь обменом, совершать бартер.

            

    Вопросы:

    1. Как сейчас называется бывший город Обдорск? (Салехард)(презентация 5)

    2. Что принесло славу Обдорску? (Ярмарка)

    3. Кто вел торговлю? (Купцы, казаки)

    4. Какими способами торговцы приобретали товар? (Бартером, куплей -  продажей)

                    - Ребята, смогли ли вы получить новые знания от ребят второй группы? Приклейте себе рубль в кармашек.

            - Ребята, а вы подготавливая выступление, сообщение об Обдорске , получили новые знания?  На какие вопросы получили ответы? Приклейте себе рубль в кошелёк.

            

    Выступление третьей группы:

    - Третья группа: «Нумизматы». Почему они так называются и что они узнали.сейчас они  нам расскажут.

    (У ребят есть пластилин, катают брусок, отрубают стекой часть - получают рубль)

    Цель: выяснить откуда пришло название рубль, копейка.

    Задача:

    1 -ученик читает вопросы2 ученик  - отвечает используя текст..

    НУМИЗМАТЫ

            Прошло  много тысяч лет, когда древние люди придумали слитки серебра (от слова слитые) .  А слитые - потому что жидкое серебро лили в формочку и оно там застывало, становилось твердым). Слитки были разных размеров от маленького до большого

            Например, кусок пластилина. Представьте что это слиток. Приходил человек на базар, хотел что-то купить, если не очень дорогое – от-рубливали  небольшой кусочек серебра, а если что- то дорогое хотели купить – от-рубливали большой кусок и отдавали продавцу. Отсюда пошло название «рубль»- рубить, отрубить, от – рубливали

    (Ученик  берет стеку и показывает -  от куска пластилина отрубливает кусочек).

            Монеты делали кузнецы, которые работали с тяжелыми молотами и металлом. Они клали кусочек серебра на наковальню и ударяли молоточком с рисунком - чеканом.

    (ученик стучит молоточком по кругу - пластилиновой монетке)                

            Был такой царь – Иван Грозный. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне, с копьем в руках, и люди стали называть такие монеты - копейки. То есть копье – копейка.

            Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей.

    Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы.            

    Вопросы:

    1. Как появилось название рубль? (слайд 6)

    2. Как появилось название копейка?(слайд 7)

    3. Кто такие нумизматы?

    - Ребята, смогли ли вы получить новые знания от ребят 3группы? Приклейте себе рубль в кармашек.

    Дети самостоятельно работают с информацией

    Делают выводы

    Составляют рассказ

    Выбирают нужные иллюстрации и приклеивают

    Познавательные:

    Учатся находить необходимую информацию

    -учатся перерабатывать полученную информацию,

    делать выводы в результате совместной работы;

    Коммуникативные:

    - учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности

    Физминутка

    Столько раз ногами топнем 12:3

    Столько раз в ладони хлопнем 28:7

    Столько раз мы повернёмся 16:4

    И подпрыгнем ровно столько 36:6

    Ай да счёт! Игра и только!

    V. Решение задач.

    -Давайте подумаем, что нужно  купить или испечь для любого дня рождения?(нужен торт, конфеты, соки, салаты приготовить, необходимо оформить зал, где проводят праздник…

    -Если мы купим продукты для торта, можно его  испечь А какие продукты нужны? (масло, сметана, мука, сахар). У любой хозяйки дома найдется мука и сахар, наверняка. Нужно купить масло и сметану.

    1 группа сосчитаете, сколько денег на это понадобится.

    2 группа – наверное, нужно купить разных конфет. Сколько это будет стоить?  Вместо сока можно предложить клюквенный морс.

    3 группа – нужно оформить зал. А чем можно? Шарами будет красиво.Сколько это будет стоить?  

    Задание 1 группе

    1.Прочитайте задачу.

    2. Заполните таблицу.

    3.Запишите решение  и ответ.

    4.Обсудите ваши  решения в группе.

    Название

    покупки

    Цена

    Количество

    Стоимость

    Решение:

    Ответ:

         Муха-цокотуха купила 4 пачки масла по 9рублей и 3стакана сметаны по 8 рублей. Сколько стоит  вся покупка?

    Задание 2 группе

    1.Прочитайте задачу.

    2. Заполните таблицу.

    3.Запишите решение  и ответ.

    4.Обсудите ваши  решения в группе.

    Название

    покупки

    Количество

    Цена

    Стоимость

    Решение:

    Ответ:

    Муха-цокотухакупила 6 разных видов  шоколадных конфет, по 8 рублей каждый вид,

    и 5 разных видов карамелей по 9 рублей каждый вид. Сколько рублей стоила вся покупка?

    Задание 3группе

    1.Прочитайте.

    2. Заполните таблицу.

    3.Запишите решение  и ответ.

    4.Обсудите ваши  решения в группе.

    Название

    покупки

    Количество

    Цена

    Стоимость

    Решение:

    Ответ:

         Муха-цокотуха для оформления зала купила 6 красных шаров по 5 рублей,  5 синих шаров, по 4 рубля и 8 зелёных шаров по 4 рубля.Сколько рублей стоила вся покупка?

    -Решения задач запишем на доске.

    -Сосчитаем, сколько рублей всё это стоит?

    1 группа- 60 рублей

    2 группа – 93 рубля

    3 группа – 62 рубля=215 рублей. Сможем ли мы столько заработать?

    Работа в паре и в группах

    Познавательные:

    Учатся находить необходимую информацию

    -учатся перерабатывать полученную информацию,

    делать выводы в результате совместной работы;

    Коммуникативные:

    - учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности

    VI.Практическая работа

    Помимо бумажных денег в России существуют и металлические монеты.

    Сейчас я предлагаю вам практическую работу в парах.

    ( На столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль)

    - Рассмотрите внимательно современные российские монеты рубль и копейку.

    -Какую информацию мы можем прочитать на монетах?

    -Можем ли мы определить, в каком государстве выпущена эта монета? (Да, есть надпись - банк России)

    -Что ещё указано на монетах? (Год выпуска)

    -Что изображено на монетах? (Герб)

    -Кто из вас знает, как называется сторона монеты, на которой изображён герб? ( Лицевая, или «Орёл»)

    -Кто знает, как называется обратная сторона монеты? (Оборотная, или «Решка»)

    -Кто догадался, что такое номинал монеты? (достоинство монеты-5 рублей,10 копеек..)

    Надпись на монете,  которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета называется «Легенда».

    Я предлагаю вам выполнить следующее задание:

    У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками  название частей монеты. Проверка.(слайд )

    Практическая работа

    В парах.

    Исследуют монеты

    Познавательные:

    находить ответы на вопросы, используя полученные знания

    VII.Первичное закрепление.

    А теперь я предлагаю проверить, насколько хорошо вы усвоили тему урока. А поможет мне в этом тест.

    Тест.

    1. Что использовали раньше в качестве денег?

    А) телевизоры и чайники

    Б) морские раковины и шкурки пушных зверей

    В)рисунки на бумаге

    2.Как называется прямой обмен одних товаров на другие?

    А) бартер

    Б) купля-продажа

    В) замена

    3.Как называется денежная единица России?

    А)рубль

    Б) доллар

    В)евро

    4.Как называется сторона монеты, на которой изброжён герб?

    А) лицевая

    Б) оборотная

    В) номинал

    5)  Где появились первые бумажные деньги?

    А) в России

    Б) в Китае

    В) в Америке(презентация 9)

    Решают тесты индивидуально

    Проверка: передаём соседу по левому плечу

    Проверка: по слайду

    Познавательные:

    находить ответы на вопросы, используя полученные знания

    Итоги урока.

    -Итак,  все пункты нашего плана  мы выполнили, осталось только подвести итог урока.

    -Напомните мне ,пожалуйста, какова была тема урока?

    -Давайте вернёмся к  нашим целям, всё ли мы выполнили?

    -Сколько всего заработали? Кто больше всех заработал? Какую отметку себе поставите?Если заработали больше 15 монет, ставьте «5»,  10-15-«4», до 10 – «3»

    -Останутся ли у Мухи-цокотухи деньги?

    - Оченьчастолюдиоткладывают, берегутденьгинабудущее.

    - Какможноназватьэтиденьги? (СБЕРЕЖЕНИЯ)

    - Гдеможнохранитьих? (Вбанке)

    Фиксация неразрешённых затруднений

      Рефлексия

    На уроке я  узнал(а)…...

    -Мне было интересно…..

    -Я могу похвалить себя за….

    -Я могу похвалить одноклассника за….

    -Моё настроение в конце урока..

    Высказываются о своих результатах

    Личностные:

    -уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

    Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность.

    Домашнее задание

    1. Придумать и нарисовать деньги будущего.

    2)Найти и записать пословицы и поговорки о деньгах

    30Подготовить сообщение о нумизматах.

                       Итог.

    - Деньги очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены!  Здоровье, счастье, любовь, улыбку близких людей  нельзя купить за деньги.  Далеко не все продается и покупается. Самое дорогое в нашей жизни - бесценно, и не имеет никакого отношения к деньгам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

    Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

    Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики

          Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли».    При подготовке к конферен...

    интегрированный урок окружающего мира и математики 2 кл Московский Кремль

    Тип урока: виртуальная экскурсияЦель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля,    формирование умения работать с планом местности. Закрепить  знания случаев...

    Презентация к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

    Презентация предназначена для интегрированного урока по окружающему миру и мтематике в 3 классе."Охрана животных"....

    Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

    Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Охрана животных" проведен в 3 классепо УМК "Школа России"....

    Интегрированный урок окружающего мира и математики. Путешествие по поясам освещённости героев м/ф "Маша и Медведь"

    Урок проведён в форме путешествия героев м/ф "Маша и Медведь" по поясам освещённости. Параллельно учащиеся осваивали нумерацию чисел в пределах 100. Презентация выполнена на mimiostudio, которую можно...

    Интегрированный урок окружающего мира и математики "Планета заболела"

    На уроке формируются представления о Земле как общечеловеческом доме; показывается важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; закрепляется табличное умноже...