Конспект по математике "Диаграммы"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Гусельникова Юлия Николаевна

4 класс

Тема занятия: «Диаграммы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx62.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: математика

Дата проведения: 17.09.2020

Школа: МАОУ СОШ № 4

Класс:  4 «Б»

Тема занятия: «Диаграммы»

Тип занятия:  изучение нового материала.

Цель занятия: знакомство учащихся со столбчатой диаграммой, формирование умение читать  диаграммы и перевода их в таблицу.

Планируемые результаты занятия:

Предметные:

  • развивать умение находить, анализировать и сравнивать информацию, представленную на диаграмме, делать выводы;
  • учащиеся научатся читать диаграммы;
  • развивать умение строить диаграммы на основе имеющейся информации.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Познавательные:

  • поиск  и выделение необходимой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
  • установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

  • развивать умение представлять информацию в виде моделей;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками.
  • ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Основные понятия: диаграмма

Ресурсы занятия: учебник «Математика» 4 класс часть 1 страница 16-18, ИКТ (презентация), раздаточный и наглядный материал.

г. Черепаново

2020-2021 учебный год

Ход занятия

Структура учебного занятия

Содержание

Формы и методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-

ционный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Николаевна. Я проведу у вас занятие по математике.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

- Давайте мысленно пожелаем, друг другу удачи, чтобы урок прошёл замечательно. Проверти, чтобы у каждого на парте был учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Приветствуют учителя.

Выполняют указания учителя.

Проверяют, есть ли на парте учебник, тетрадь, ручка и карандаш.

Фронтальная форма

Гимнастика для глаз

Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глаз, изображая мигание светофора.

Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век.

Смотреть верх - вниз, влево - вправо.

Пальчиковая гимнастика 

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем.
(как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом,
(кpуговые движения ладошками друг об друга)
А верхушку — сладким кpемом
(круговые движения ладошками друг об друга вверху)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко
(сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай!
(одна рука пожимает другую)

Выполняют гимнастику для глаз

Выполняют гимнастику для пальцев

Словесный и наглядный метод

Минутка чистописания

Я тетрадь свою открою
И с наклонном положу.
Я друзья от вас не скрою -
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- По середине записываем число.

17 сентября

Классная работа

- Ребята, что вы можете рассказать о числе?

- Чётное или нечётное число? (нечётное)

- Назовите соседей числа. (50 и 52)

- Какое это число однозначное или двузначное? (двузначное)

- Сколько десятков и единиц в числе? (5 десяток 1 единица и 51 единица)

- Напишите каллиграфически правильно число 51 в строчку через клетку. Самое верно написанное число подчеркните.

- Где в жизни вы встречаетесь с таким числом? (магазине, бабушке 51 год, килограмм, километр…)

Вывод. Мы повторили с вами написание цифры 5 и 1 и готовы работать дальше.

Выполняют действия по стихотворению

17 сентября

Классная работа

Рассказывают о числе: нечётное, соседи числа 50 и 52, двузначное,  5 десятков и 1 единица и 51 единица.

Подчёркивают самое правильно написанное число

Словесный метод

Наглядный метод

Рассказ с элементами беседы

2.Актуализа-ция знаний и постановка цели занятия

Устный счёт. Математический диктант

- Если вы согласны с высказыванием ставите «+», если нет «-»

  1. Если 90 разделить на 3, получится 30(+)
  2. Произведение чисел 120 и 2 равно 240(+)
  3. Если 300 увеличить в 3 раза, то получится 600(-)
  4. 520 больше чем 120 на 400(+)
  5. Частное чисел 420 и 2 равно 220(-)
  6. Разность чисел 500 и 230 равна 270(+)
  7. Сумма чисел 450 и 70 равна 530(-)

Ответы: 1)+; 2)+; 3)-; 4)+; 5)-; 6+; 7)-.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и будем проверять.

Вывод. Что мы с вами сделали? Итак, мы с вами повторили действия с числами.

Читают устно и ставят в тетради, если согласны  «+», если нет «-».

Ответы: +, +, -, +, -, +, -.

Проверяют ответы сосоеда

Фронтальная форма

Диктант

Логические задачи

 - Сколько треугольников на рисунке? (3)

Какие ещё фигуры вы видите? (2 четырёхугольника, 1 пятиугольник)

- Двое детей играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из них? (2)

Ответ: так как в шашки играет сразу 2 ребёнка.

Задача

- Переставьте одну палочку так, чтобы равенства стали верными.

Вывод. Итак, мы с вами тренировались в решении логических задач.

Считают фигуры

3

2 четырёхугольника, 1 пятиугольник

2 часа

Решают логические задачи

Фронтальная форма

Словесный метод

- Как вы думаете, какие же знания мы откроем сегодня на занятии?

Для этого сначала найдём значения выражений.

946-46+82=982(А)

26∙3-18=60(Г)

4+96:2=52(А)

80:16∙9=45(И)

260+70=330(М)

482-60=422(М)

560:7∙4=320(А)

8∙8-6∙7=22(Д)

210:7:6+69=74(Р)

- На какие группы мы можем разделить полученные значения выражений? (на двухзначные и трёхзначные). Назовите.

- Расположите в тетрадях в порядке возрастания полученные результаты и прочтите слово, которое у вас получится.

- Кто сможет назвать тему нашего занятия? («Диаграммы»)

- Верно, тема занятия «Диаграммы».

- Кто попробует назвать цель занятия?

- Правильно, цель занятия знакомство учащихся с диаграммой, формирование умение читать  диаграммы и перевода их в таблицы.

Считают устно

Называют двухзначные и трёхзначные числа

Располагают числа в порядке возрастания  и читают слово

Определяют тему и цель занятия

Фронтальная форма

Словесный метод

3.Открытие нового знания

Правило

- Ребята, может, кто из вас знает, что такое диаграмма? Сейчас проверим, правильно ли это или нет.

- Откройте учебники на стр.16 и прочитайте текст рядом с красной чертой. Прочитаем вслух.

Диаграмма – это рисунки или чертежи, на которых числа или значения величин изображены отрезками, полосками (столбиками), частями круга или другими фигурами. Для изображения чисел (значений величин) на диаграммах задают масштаб, используя который и строят диаграммы.

Видео и вопросы

Понятие

- Что такое диаграмма?  

- Какие бывают диаграммы? (линейные, круговые, столбчатые)

- Сегодня мы будем говорить о столбчатых диаграммах, будем учиться их читать.  Примеры диаграмм.

Диаграмма

- Посмотрим на диаграмму и попробуем сравнить массы животных.  На рисунке изображена столбчатая диаграмма.

- Как вы думаете, масса какого животного самая большая, самая маленькая?

- Как вы это узнали? (Чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше)

- Чему равна масса утки?(3 кг) Как узнали?

- Как это показано на диаграмме? (По масштабу 1 клетка-1 кг)

- Чему равна масса щенка?(8 кг) Как узнали? Как это показано на диаграмме?

- Чему равна масса зайца? (4кг) Как узнали? Как это показано на диаграмме?

Вывод. Итак, мы с вами попробовали прочитать диаграмму.

№81

- Кто прочитает задание?

Посмотрите на диаграмму и скажите, в каком классе больше всего детей?(во 2)

- В каком классе меньше всего детей?(в 4)

-Что можно сказать о количестве детей в 1 и 3 классах?( их поровну, т. к. высота столбиков одинаковая)

- Начертите таблицу в тетрадь.

- Назовите масштаб рисунка.(1клетка-4 человека)

- Как узнать сколько детей учатся в 1 классе?(24) Как узнали? (Высота столбика 6 клеток, каждая клетка обозначает 4 человека, 4*6=24)

- Сколько человек во 2 классе?(4*7=28)

- Сколько в 3? Посмотрите, есть ли столбит такой  же высоты? Сколько было человек в этом классе? (24 человека.)

- Сколько в 4? (4*5=20)

- Сколько человек с 1по 4 класс? (24+28+24+20=96)

Вывод. Что можно узнать по диаграмме? ( Количество человек в каждом классе, на сколько в одном классе учеников больше, чем в другом).

с. 18 Задача № 9

- Кто прочитает задачу?

На поездку в магазин и обратно мальчик затратил 1 ч 10 мин. Туда он ехал на велосипеде25 мин, в магазине пробыл 15 мин. Сколько минут мальчик ехал обратно?

  1. О чём задача? (о мальчике)
  2. Что делал мальчик? (ездил в магазин и обратно на велосипеде)
  3. Сколько времени затратил мальчик на поездку? (1ч 10 мин.)
  4. 1 ч 10 мин – это сколько минут? (70 мин)
  5. Сколько минут он ехал туда? (25 мин)
  6. Сколько  мальчик пробыл в магазине? (15 минут)
  7. Что нужно найти в задаче? (сколько минут ехал обратно)
  8. Что нужно будет сделать, чтобы ответить на главный вопрос задачи - сколько мальчик ехал обратно. (От всего затраченного времени нужно отнять путь в магазин и время, которое был в магазине, то есть 70-25-15=30 мин)
  9. Задача простая или составная? Почему? (Простая, так как можно сразу ответить на главный вопрос задачи)

- Теперь попробуем составить временной отрезок вместо условия задачи.

70 -25 -15=30 (мин) ехал обратно

     Ответ: 30 минут

Вывод. Итак, мы с вами нашли время, затраченное на обратный путь. Где в жизни вы можете встретиться с такой задачей. (пошел в магазин, школу…)

Отвечают на вопросы по правилу

Слушают

Смотрят видео и отвечают на вопросы

Рассматривают диаграмму и отвечают на вопросы

Чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше

1•3=3 кг

1•8=8 кг

1•4=4

Во 2

В 4

Поровну

Чертят таблицу в тетрадь

1клетка-4 человека

Класс

Кол-во учащихся

1

24

2

28

3

24

4

20

1-4

96

Читают задачу

о мальчике

ездил в магазин и обратно на велосипеде

1ч 10 мин.     70 мин

25 мин

15 минут

сколько минут ехал обратно

70-25-15=30 мин

Простая, так как можно сразу ответить на главный вопрос задачи

Составляют временной отрезок

Записывают решение в тетрадь

Фронтальная форма

Словесный метод

Практичес-кий метод

Словесный и практичес-кий метод

Физминутка

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо (ходьба на месте).

Выполняют физминутку

Фронтальная форма

4.Закрепле-ние нового знания

№ 83

- Кто прочитает задание?

- Посмотрите на диаграмму.

- Чему равен масштаб? Как вы узнали ? (2 клетки-20см, значит, 1 клетка – 10 см)

- Ответьте на вопросы. 1) Олег. 2) Рома взял высоту 110 см, а Юра – 100 см. 3) Олег прыгнул на 30 см выше Гены.

Вывод. Итак, мы с вами закрепили умение работать с таблицей. 

№82

- Кто прочитает задание?

- Посмотрите на диаграмму.

- Чему равен масштаб? (1 клетка – 3 ученика)

- Как вы определили? (12:4=3)

- Сколько всего учеников? (15+18+21+12=66)

- Начертите таблицу и заполните её.

Итак, мы заполнили таблицу, опираясь на данные диаграммы.

Читают задание

2 клетки-20см, значит, 1 кл. – 10 см

Отвечают на вопросы

Класс

Количество учащихся

1

15

2

18

3

21

4

12

Всего

66

Фронтальная форма

Словесный  и практический метод

5. Итог урока

- С каким новым понятием мы сегодня познакомились? Верно, диаграмма. А что это?

- Что нового вы узнали на занятии? Какие бывают диаграммы.

- Какое задание вам показалось трудным?

- Для чего нужны диаграммы?

Отвечают на вопросы

Фронтальная форма

6.Рефлексия

 - Ребята, помните, есть ещё круговая диаграмма. Она лежит у вас на столе. Вам нужно закрасить одну часть круга и объясните. Поднимают по очереди.

Продолжите фразу

Сегодня я узнал…                    Было интересно…

Было трудно…                         У меня получилось …

Я хочу похвалить за хорошую работу на занятии …

Закрашивают часть круга

Беседа

7. Домашнее задание

Открывайте дневники и записывайте домашнее задание с. 17  № 82, с. 18 №7

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...