Технологическая карта по математике в 1 классе "Связь между суммой и слагаемым"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ермолаева Анастасия Анатольевна

Технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_1_klass_svyaz_mezhdu_summoy_i_slagaemym.docx200.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента

Ермолаева Анастасия Анатольевна

Школа, класс

МБОУ СОШ № 101, 1

Тема урока

Связь между суммой и слагаемым  

Место урока в разделе

1

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цели урока

Ознакомление с взаимосвязью суммы и слагаемых, вывести правило

Задачи урока

  1. Учить применять правило перестановки слагаемых;
  2. Развивать логическое мышление, познавательную активность, память;
  3. Воспитывать  интерес к урокам математики и математике ка науке.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

  Ученик научится:

Понимать взаимосвязь сложения и вычитания, формулировать правило нахождения неизвестного слагаемого; совершенствовать вычислительные навыки.

Ученик получит возможность научиться:

Познавательные УУД

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; элементарным навыкам самоконтроля результатов своей учебной деятельности

Коммуникативные УУД

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Ученик получит возможность:

Повысить мотивацию  учения и формировать личностного смысла учения; понимать необходимость осознанного выполнения правил и норм школьной жизни.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Моро М.И. «Математика», 1 класс, 2 часть.

 Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике 1 класс

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Межпредметные связи

окружающий мир

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Организационный этап

Поприветствовать учащихся; проверить готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку (тетради, учебник, пенал)

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с необходимыми предметами на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выражать в речи свои результаты и действия.

Актуализация знаний

Вспомнить материал предыдущих уроков

- Начнём наш урок с зарядки для ума.

 - Разберем 2 цепочки, а 3 вы постараетесь сделать самостоятельно.

- Посмотрите, в данной цепочке у нас есть начальное число и есть действия, которые нужно совершить: вычесть 3, прибавить 2, вычесть 4 и прибавить 1, и получится ответ. Попробуем решить данную цепочку

10-3=7+2=9-4=5+1=6

- Дальше, у нас даны числа вместо геометрических фигур и дан ответ. Как вы думаете, то нужно сделать в данной цепочке?

- Верно, нужно поставить знаки действия, чтобы прийти от исходного числа к исходному результату – 4.

- Какие действия нам нужно поставить?

7+3=10; 10-5=5; 5-1=4

- В 3 цепочке попробуйте самостоятельно поставить числа и знаки действия. Исходное число 6, а должно получиться 10.

- Решим примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

6+2   5+4   4-3  8-2  4-2  3+3  7-2  5-4

- Решите задачу.

Мама купила в магазине 5 пирожков. Папа тоже купил пирожки, но на 3 штуки больше, чем мама. Сколько пирожков купил папа?

- О чем идет речь в задаче?

- Сколько пирожков купила мама?

- Нам известно, сколько пирожков купил папа?

- А что значит на 3 пирожка больше?

- Как решить эту задачу? – Что значит число 8?

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с доской

Слушают объяснение

Решают 1 цепочку:

10-3=7+2=9-4=5+1=6

- В этой цепочке нам нужно поставить знаки действия

Расставляют знаки действия.

6-3=3; 3+2=5; 5+5=10

6+3=9; 9-2=7; 7+3=10

6+1=7; 7-5=2; 2+8=10

6-5=1; 1+8=9; 9+1=10 и тд

6+2=8   5+4=9  4-3=1  8-2=6  4-2=2  3+3=6  7-2=5  5-4=1

- Речь идет о пирожках.

- 5         

- Нет, но сказано, что на 3 пирожка больше, чем мама

- Значит столько же, да ещё 3

- 5+3=8

- 8 – количество пирожков, которые купил папа

Актуализация знаний раннее изученным темам

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Физ.мин.

Определить тему, цель и задачи урока.

- Вспомним, как называются компоненты при сложении

- Решим задачу.

На поляне было 4 серых зайчика и 2 белых. Сколько всего было зайчиков? Каким действием мы находим?

- На полянке было 6 зайчиков. 4 серых зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось?

- Каким действием это находим?

- На полянке снова 4 серых и 2 белых зайчика. Белые убежали, сколько осталось зайчиков на полянке? Каким действием узнавали?

- Попробуем записать это математически при помощи чисел и знаков

Сначала мы находили, сколько всего было зайчиков  4+2=6

Когда серые зайчики ушли, то остались одни белые 6-4=2

Затем белые зайчики ускакали, а остались серые 6-2=4

- Посмотрите. У меня исходное выражение 4+2=6

4 – первое слагаемое. 2 – второе слагаемое. 6 – сумма

6-4=2. Здесь я из суммы вычитаю первое слагаемое и получаю второе.

6-2=4 Здесь  я из суммы вычитаю 2 слагаемое и получаю первое

- Мы установили связь между суммой и слагаемыми

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с задачами

- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

        

- Находим действием сложения. 4+2=6. Получаем 6 зайчиков

- Осталось 2 белых зайчика

- Вычитанием

- 4 осталось. Узнавали вычитаем

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач.

Первичное усвоение новых знаний

Сформулировать правило  

- Сформулируем правило:

Если из

вычесть

получится

- Это правило нужно выучить. Еще раз прочитаем: Если из суммы выесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.

- Разберем на практических примерах

- Нам дана сумма: 4+5=9

4 – первое слагаемое, 5 – второе, 9 – сумма

если мы из суммы 9 вычитаем первое слагаемое 4, то получим второе слагаемое 5.

9-4=5

Я могу из суммы вычесть второе слагаемое, тогда я получу первое слагаемое, т.е. 9-5=4

- Разбираем второй столбик: 1+7=8. Какие 2 примера на вычитание я могу составить используя правило: если из суммы выесть одно слагаемое, получится другое слагаемое?

- Слагаемое, слагаемое, сумма. Составляем примеры на вычитание.

- 3 и 4 столбики решите самостоятельно.

Проверяем

- Сумма трех и семи равна десяти. Составляю 2 примера на вычитание используя правило. 10-3=7, 10-7=3

- Первое слагаемое 2, второе – 5, сумма 7. Составляю 2 примера на вычитание:

Вычту первое слагаемое из суммы 7. Получаю 7-2=5    

Вычту 2 слагаемое: 7-5=2

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с доской

- Если из суммы выесть одно слагаемое, получится другое слагаемое

Разбирают примеры

8-1=7; 8-7=1

3+7=10   10-3=7  10-7=3

2+5=7  7-2=5  7-5=2

Формулирование правила  

Первичная проверка понимания

Решение задач  

- Откройте учебник на странице 26.

- посмотрите как в учебнике представлено данное правило

- Сумма чисел трех и одного равна четырем. Три розовых кружочка и 1 синий. Вместе всего 4. Какие же 2 примера на вычитание я могу составить используя правило, используя связь между суммой и слагаемым. Если я из 4 вычту 3, получится 1, если из 4 1, то получится 3

- 2 пример. 3+4=7 Что мы делаем дальше?

- 3 столбик.   Сумма 5 и 4 равна 9. Как будем действовать?

№3 Закончи предложение:

Если 6+3=9, то 9-6 будет равно 3. Потому что мы из суммы вычли первое слагаемое, и получили 2 слагаемое.

- Если 7+2=9, то 9-7=

- Если 8+2=10, то 10-8=

№4 Задачи

- Всего в коробке было 10 ложек. 4 ложки убрали. Сколько ложек осталось?

- О чем идет речь в задачи?

- Сколько было ложек в коробке?

- Что потом произошло?

- Раз взяли, ложек стало больше или меньше?

- Каким действием будем решать задачу?

10-4=6 (л.)

Ответ: 6 ложек

- Всего на блюде было 8 чашек. 2 чашки забрали. Сколько чашек теперь?

- О чем идет речь в задачи?

- Сколько было чашек?

- Если чашки взяли, их стало больше или меньше?

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с учебником

Открывают учебник

- Дальше из суммы 7, вычитаем первое слагаемое 3, получаем второе  слагаемое 4. Из суммы 7 вычитаем второе слагаемое 4 и получаем первое слагаемое 3.

- Из 9 вычесть 5. Получится 4. Из 9 вычесть 4, получится 5.

- 2. Мы из суммы 9 вычли 1 первое слагаемое 7  и получили второе слагаемое 2

- 2. Из суммы 10, вычли первое слагаемое 8, получили второе слагаемое 2.

- В задачи говориться о ложках

- 10

- Взяли 4 ложки

- Стало меньше

- Будем решать действием вычитания

- Речь идет о чашках

- 8 было, 2 забрали

- Чашек стало меньше, значит задачу решаем действием вычитания.

8-2=6 (ч.) Ответ: 6 чашек

 Решить задачи      

Первичное закрепление

 Проверка усвоения темы

- Сыграем в игру «Верно-неверно». Если утверждение верно, рисуете треугольник, если неверно – ставить черточку внизу.

        

  1. Если из числа 8 вычесть 3, то получится 5
  2. Сумма чисел 4 и 3 равна 1
  3. Если 1 увеличить на 6, то получится 7.
  4. Если к 3 прибавить столько же, то получится 8.
  5. Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Сумма 4.
  6. Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое.

- Какой рисунок у вас получился?

- Проверяем. 8-3=5. Это верно?

- Сумма 4 и 3 равна 1. Сумма – это какое действие?

4+3=1? Неверно

0 Если 1 увеличить на 6, то получим 7. 1+6=7. Верно

- Если к 3 прибавить столько же. Значит прибавить 3, о получим 8. Разве 3+3=8?

- Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Сумма 4. Первое слагаемое, второе, сумма – это компоненты сложения. Значит 6+2=4. Верно?

- Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое. Это наше сегодняшнее правило. Это верное утверждение

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: работа с доской

- Да

- Сложение, +, нет

        

- Нет. 3+3=6

- Неверно. 6+2=8

Обобщение по изученной теме

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Обсудить и записать домашнее задание.

- Дома вам нужно будет выучить сегодняшнее правило. А так же придумать 4 примера на это правило.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Записывают домашнее задание

Грамотная запись домашнего задания в дневник.

Рефлексия

Уметь оценивать себя на уроке.

- На уроке мы познакомились со связью между суммой и слагаемым. Вспомним еще раз эту связь

- Оцените вашу работу на уроке.

Подумайте, хорошо ли вы трудились на уроке. Если да, то поднимите солнышко, нет- тучку.

- Благодарю за урок! До свидания!

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

- Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится второе слагаемое.

Оценивают свою работу и знания на уроке.

 

Адекватно оценивать себя, свою работу и знания по пройденной теме.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Математическая связь между суммой и слагаемыми" 1 класс

Урок- путешествие  по математике "Остров сокровищ" на тему: "Математическая связь между суммой и слагаемыми" . Конспект урока разработан для УМК "Школа России".   Путевой лист. Раскраск...

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение суммы на число" (УМК "Школа России", 3 класс)

Учащиеся научатся моделировать приёмы умножения суммы на число с помощью схематических рисунков; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов...

Технологическая карта урока математики по теме «Умножение суммы на число»

Технологическая карта урока математики. Тема урока: Умножение суммы на число    Предмет: математика           Возраст : 3 кла...

Технологическая карта урока математики «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого» 2 класса УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: научить решать задачи на нахождение третьего слагаемого, познакомить с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемого.Планируемые результатыПредметные:  Зна...

Технологическая карта урока математики "Умножение числа на сумму и на разность"(закрепление)

Методическая разработка создана к уроку математики по УМК "Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" для обучающихся 3 класса. Данный урок входит в тему "Умножение числа...

Технологическая карта урока математики «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о способе решения зада...

Технологическая карта урока математики. Тема: "Взаимосвязь между компонентами и результатом умножениях" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: определение связей между компонентами и результатом умножения.Задача урока по практической части ВКР: формирование интереса младших школ...