Технологическая карта урока по математике
план-конспект урока по математике (4 класс)

Дармаева Сэсэг Цыреновна

Технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_matematike.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

УМК  «Школа России», учебник  М. И. Моро  «Математика» 4 класс

Тема: «Решение задач»

Дата проведения: 14 апреля 2015г.

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

1) закреплять умения решать задачи на движение;  2) совершенствовать вычислительные навыки; 3) развивать логическое мышление; 4)  воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

Тип урока

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):

научатся: решать задачи на движение; читать равенства, используя математическую терминологию; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Метапредметные  (компоненты  культурно-компетентностного опыта, приобретённая  компетентность):

Познавательные – моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости, планировать ход решения задачи; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – контролировать свою деятельность, находить способ решения учебной задачи  и выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Образовательные ресурсы

Учебник М.И. Моро  «Математика» 4 класс

 Интерактивная доска, презентация, памятки.

Сценарий урока

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Оргмомент.

Мотивация.

Постановка цели.

Организация начала урока.

Приветствие учащихся.

Дети! Сегодня начнем наш урок с графического диктанта. Будьте внимательны!

Начинаем писать:

поставили точку, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1клетку вниз, 2 клетки влево, 1 клетку вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх,  2 клетки влево, 1 – вверх,  2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.

- Что у вас получилось?

- Я вам всем желаю получить 5.

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

Определяет уровень готовности (настроены ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Погружаются в рабочую атмосферу.

Дети выполняют задания графического диктанта в тетрадях, сравнение своих результатов с тем, что должны были получить.

КУУД:

- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

ЛУУД:

- понимают и принимают значение знаний для человека;

- проявляют интерес к изучаемому предмету;

2

Актуализация знаний.

Устный счет.

Геометрический материал.

Решение задач.

Задание 1. (Слайд 1)

- Разбейте уравнения на 2 группы и объясните свой выбор:

           х : 7=90

          6400 : х=8

          640 : х=8

           х : 6=400 : 10

           х : 11=77

           120 : х=40

(Слайд 2)

 х : 7=90                 6400 : х=8                

 х : 6=400 : 10        640 : х=8

 х : 11=77               120 : х=40

 

- Как вы это сделали?

- Как найти неизвестное делимое?

- Как найти неизвестный делитель?

Задание 2. (Слайд 3)

 В каждой строчке найдите лишнюю величину:

1) 7м5см, 750см, 75дм, 7м50см;

2) 2741км, 3047дм, 7408ц, 1800м;

3) 1000см, 100см, 10дм, 1м.

Меняются слайды 4, 5, 6, на которых отмечены лишние величины.

Задание 3. (Слайд 7)

Как из показанных 4-х квадратов получить 5, переставив всего 2 палочки?

(Слайд 8)

-Что же называется квадратом?

Задание 5. (Слайд 9)

По схематическому рисунку составляют и решают задачу.

«Из одного пункта одновременно в разных направлениях вышли 2 велосипедиста. Первый шел со скоростью 9 км в час и должен был пройти до дома 27 км, а второй шел со скоростью 15 км в час и должен был пройти 30 км. Кто из велосипедистов быстрее доберется до дома?»

-Как вы узнали?

Организует деятельность по повторению пройденного материала.

Работа организуется по слайдам, используется интерактивная доска.

Учащиеся погружаются в работу.

Разбивают уравнения на 2 группы и объясняют свой выбор.

- В одной группе будут уравнения с неизвестным делимым,

а в другой – с неизвестным делителем.

Учащиеся вспоминают нахождение неизвестных компонентов деления.

-В 1-й строчке лишней будет запись 7м5см, т.к. остальные величины равны между собой;

- во 2-й строчке – 7408ц. Это единица измерения массы, все остальные величины являются единицами измерения длины;

- в 3-й строчке лишним будет 1000см, т.к. остальные единицы измерения длины равны между собой. 

Учащиеся предлагают варианты выполнения задания, дают определение квадрату.

- Мы найдем сначала время 1 велосипедиста, разделив расстояние на скорость, затем найдем время 2 велосипедиста и сравним их, используя действие вычитания.

РУУД:

- принимать и сохранять организационные задачи;

- ученик научится проявлять познавательную активность;

ПУУД логические

- анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия;

- построение логической цепи рассуждения;

- развитие пространственного мышления;  

- выведение следствий;

КУУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

 

3

Самоопределение к деятельности.

Постановка проблемы урока.

- Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Интересная наука –

Эта математика.

       Эти слова были сказаны великим математиком – Архимедом, еще жившим до нашей эры.  

- Чем мы занимаемся на уроках математики?

- А вот чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке и какова тема урока вы определите,  послушав стихотворение.

- Раз, два, три, четыре, пять,

Можно все пересчитать,

сосчитать, измерить, взвесить.

   Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

Сколько лодок на реке,

Сколько елок на горе,

Сколько ног у 2-х коней,

Сколько во дворе детей.

   Сколько литров молока,

Сколько метров полотна,

Сколько хлеба на весах

И времени на часах.

-Сформулируйте тему урока.

- Из каких этапов состоит задача?

Создаёт проблемную ситуацию.

Конкретизирует и подводит итог в определении темы и задач на урок.

На доске появляется тема урока и этапы задач.

Учащиеся формулируют тему урока и ставят  задачи на урок.

-На уроках математики мы учимся решать разные примеры, уравнения, задачи. Мы их сравниваем, выводим новые формулы, познаем математические свойства, работаем с именованными числами.

РУУД:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

КУУД:

- умение формулировать тему и задачи урока;

умение выражать свои мысли полно и точно;

4

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Мы сегодня с вами порешаем разные задачи. Будем работать вместе, в парах и самостоятельно.

- Прочитайте задачи № 227.

- Сравните задачи.

- Как удобнее записать эти задачи кратко?

- Составьте таблицы и решите задачи по вариантам.

( 2 ученика работают у доски, заполняют таблицы.)

- Как звучит вопрос в задачах?

- Как находим расстояние?

- Что нам уже известно для нахождения расстояний  за 1-й и за 2-й день?

- Что нужно найти?

- Как вы это сделаете?

- Запишите решение.

( Слабым учащимся раздается карточки-помощницы)

Создаёт условия для организации деятельности по планированию.

Организует работу для сильных и для слабых учащихся.

Учащиеся записывают задачу кратко в таблицу по вариантам, участвуют в разборе задачи; вспоминают способы краткой записи задач, самостоятельно решают задачу своего варианта, проводят самопроверку с решением у доски.

Слабые учащиеся используют карточки – помощницы.  

  Для 1-варианта:

1. Общее время в пути.

2. Скорость теплохода.

3. Прошел в первый день.

4. Прошел во второй день.

  Для 2-варианта:

1. На сколько часов больше  был в пути в 1-й день.

2. Скорость теплохода.

3. Прошел в первый день.

4. Прошел во второй день.

ПУУД:

- осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- использовать математические символы;

- анализировать, находить общее и различия, делать выводы;

- применение методов информационного поиска;  

КУУД:

- понимать различные позиции в подходе  

РУУД:

- осуществлять контроль по результату;

5

Работа в парах.

Выполнение задания № 230.

- Предлагаю поработать в парах.

 Обсуждайте, посовещайтесь в паре, как выполнить задание.

(Длина прямоугольника 8см, периметр 24см. Начерти такой прямоугольник, раздели его на 2 равных треугольника. Найди площадь каждого треугольника.)  

 

-Какая пара готова выступить с объяснением порядка выполнения своей работы?

Создаёт условия для организации работы в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся.

Организует проверку работ в парах.

 Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром, совместно разбирают задачу, анализируют, находят решение.  

- Надо вначале начертить заданный прямоугольник. Найдем ширину,  для этого

24 : 2 – 8 = 3(см).

Начертим прямоугольник со сторонами 8 и 3см, разделим на 2 равных прямоугольных треугольника.

Чтобы найти площадь треугольника, необходимо найти площадь прямоугольника и разделить на 2:

(8* 3) : 2 = 12(кв. см)  

 

КУУД:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение договариваться, находить общее решение;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

РУУД:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

КУУД:

- формулировать свое мнение и позицию, строить монологические высказывания;

6

Самостоятельная работа

Учащиеся получают карточки с 2-мя задачами разного уровня сложности  (базовый и повышенный),  

 выбирают задачу самостоятельно на свое усмотрение и решают.

Создает условия для самостоятельной работы, возможность выбора задания по своим способностям.

Дети получают на отдельных листках задачи.

Учащиеся погружаются в самостоятельную работу.

Дети делают выбор задачи, учатся оценивать свои возможности и самостоятельно решают выбранную задачу.

РУУД:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- согласовывать усилия по решению учебной задачи;

7

Итог урока.

Рефлексия.  

 

- Предлагаю вам посмотреть на листочки 2 на ваших партах.

- Что вы там видите?

- Что нужно сделать?

- Выполните.

Соединить тексты задач с их решениями.

(1.  Марина прочитала  в 1-й день 14 страниц книги, во 2-й день – 12 страниц, а в 3-й прочитала в 2 раза меньше, чем в первый и второй дни вместе. Сколько страниц книги прочитала Марина в 3-й день?

2. Найдите Р прямоугольника со сторонами 14 см и 12 см.

3. Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков. Скорость одного лыжника 14 км в час, а другого 12 км в час. Найдите расстояние между поселками, если лыжники встретились через 2 часа.

Решения:

1. (14 +12) *2

2. (14 – 12) * 2

3. (14 + 12 ) : 2

4. (14 + 12) – 2 )

- Какие виды задач мы решали на уроке?

- Как связаны величины: скорость, время, расстояние?

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

- За свою работу на уроке нарисуйте себе смайлик.

- Объясните свой выбор.

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Организует  закрепление  решения задач в форме игры  

по листочкам «Найди пару».  

Учащиеся соотносят тексты задач с их решениями, делают выбор, соединяют стрелками.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.

ПУУД

- осуществлять анализ с целью нахождения связи между текстами задач и их решениями;

- рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

ЛУУД:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

8

Задание на дом.

Дается домашнее задание.

Проговаривает домашнее задание, дает сопутствующие комментарии.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

РУУД:

- принимают учебную задачу, планируют ее выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике "Числа от 0 до 10" (урок-закрепление)

Данный конспект "Числа от 0 до 10" для 1 класса. Проводится в виде игры-путешествия....

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике по теме «Число 8. Цифра 8».Урок открытия новых знаний

Класс:    1УМК: Образовательная система Школа 2100; Учебник «Моя математика»ДемидоваУчебный предмет: математика            Тема ур...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Технологическая карта урока по математике. Тема урока Прямой угол.

         Технологическая  карта урока по математике....

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...