Урок математики в 4 классе по теме: "Прямоугольный параллелепипед. Куб".
план-конспект урока по математике (4 класс)

Мишина Юлия Олеговна

Технологическая карта и конспект урока математики  в 4 классе, тема: "Прямоугольный параллелепипед. Куб". Цель урока: формирование представления о прямоугольном параллелепипеде и его частном виде - кубе. Осноные ресурсы: программа "Математика" автор Н.Ф. Рудницкая; учебник "Математика" 4 класс, автор Н.Ф. Рудницкая (УМК "Начальная школа 21 века"). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Урок математики в 4 классе по теме:

«Прямоугольный параллелепипед. Куб»

Технологическая карта урока

Учитель: Мишина Юлия Олеговна

Предмет: математика

Класс: 4

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Тема урока

«Прямоугольный параллелепипед. Куб».

Цель урока

Формирование представления о прямоугольном параллелепипеде и его частном виде – кубе.

Задачи урока

1) дать представление  о прямоугольном параллелепипеде и кубе, опираясь на модели;

2) ввести понятия: грань, ребро, вершина, развертка;

3) научиться изготавливать фигуры, используя развертку;

4) продолжить развитие пространственного мышления, исследовательских навыков,  познавательного интереса;

5) воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Решаемые проблемы

Как отличить прямоугольный параллелепипед и куб от других пространственных фигур?

Ресурсы

Программа «Начальная школа XXI века»;

Учебник «Математика» 1 часть;  

Дидактические материалы;

Интерактивный комплекс;

Презентация к уроку.

Формы организации обучения

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Технологии:

деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, уровневая дифференциация,  информационно – коммуникационные,  игровые, проектные, здоровьесберегающие,  личностно-ориентированные

Основные понятия

прямоугольный параллелепипед, куб, грань, ребро, вершина, развертка, поверхность фигур

Планируемые результаты

Личностные: умение высказывать, отстаивать и корректировать свое мнение; расширение  словарного запаса; выполнение самооценки на основе критерия успешности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

 Метапредметные:

   Регулятивные: умение ставить учебную задачу; вести учебный диалог с целью решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем и  классом находить разные способы решения учебной задачи;   оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей.

   Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации;  умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

   Коммуникативные: умение работать в парах, группах; умение договариваться, строить речевые высказывания,  вести диалог.

Предметные:  научатся распознавать  прямоугольный параллелепипед (куб) среди других пространственных фигур; называть  фигуры по пространственным моделям; характеризовать прямоугольный параллелепипед и куб: называть число вершин, ребер, граней;  научатся изготавливать фигуры, используя развертку;

Девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»

( слайд  1 )

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок – начинаем наш урок  математики.

Приветствие гостей.

Девиз урока (хором)

-Что означает?

  1. Актуализация знаний.       

- Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в страну Геометрии и побывать в гостях у различных геометрических фигур. А вот к каким именно геометрическим фигурам мы отправимся в гости, вы узнаете тогда, когда примите участие в игре и угадаете зашифрованное слово.

( слайд    2  )

-Карточка №1

Работа  в парах. Двое ребят будут выполнять тоже задание  на интерактивной доске.  ______________________________________________________________________

Игра «Угадай зашифрованное слово»

200 : 5 * 4

Г

15 * 3 : 5

М

845-315

А

20 * 8 : 40

Н

1000 :100 * 3

И

900 : 100 * 4

О

(80 – 50) : 2

Р

(17 + 13) * 30

К

9

4

36

160

36

160

15

530

4

4

30

900

_________________________________________________________________

-  Кто справился?          

Сверка ответов, исправление ошибок.

- С какими геометрическими фигурами мы сегодня будем работать?

                  (с многогранниками)

- Вспомните, что  вы знаете о  многогранниках.

- Из каких элементов состоит любой многогранник?

- Зачем вспоминали?

Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)

  1. Введение новых знаний.
  1. Показать детям модели прямоугольного параллелепипеда и куба.

- Кто знает, как называются эти фигуры?

Дети назвали тему нашего урока

Чтение  по слогам . Проговаривают друг другу несколько раз.

- Какую учебную цель вы поставите себе на урок?

            (хотим познакомиться с новыми фигурами)

- Что значит познакомиться?  Определите задачи урока, чему хотите научиться, что узнать?

     1)  Узнать, что это за  фигуры - параллелепипед и куб.

     2) Выяснить, из каких элементов они состоят.

     3) Научиться чертить данные фигуры  или  изготавливать их.

-Посмотрите, какие задачи я поставила вам на урок, чему я хотела вас научить:

(повесить на доску

  1. Узнать, какие фигуры называют  прямоугольным параллелепипедом и кубом.
  1. Выяснить, из каких элементов они состоят.
  1. Научиться изготавливать фигуры, используя развертку.

  1. Практическая работа №1 с моделями фигур  в группах.

 Раздать 1-3 группам параллелепипед,

               4-6 группам – куб

- Вспомним правила работы в группах:

- Карточка №2 . Выполняйте задания по алгоритму.

______________________________________________________________________

Алгоритм работы в группах:

  1. Цель работы: узнать, какие фигуры называют  параллелепипедом и кубом;

                           выяснить, из каких элементов они состоят.

Чтобы достичь цели, необходимо рассмотреть модели параллелепипеда и куба и выполнить следующие действия:

  1. Откройте учебник на странице 117. Найдите №3. Выполните задания. Результаты своих наблюдений запишите в таблицу:

 

Название фигуры

Количество граней

Форма грани

Есть ли равные грани?

Как расположены?

Количество ребер

Есть ли равные ребра?

Как расположены?

Количество вершин

Сколько ребер выходит из каждой вершины?

Эти ребра равные или нет?

  1. Показывая на моделях, подготовьте выступление (у каждой группы - свое  выступление)

______________________________________________________________________

Выступают по 1 человеку от группы.  Остальные сверяют, вносят необходимые изменения и дополнения. 

-Сделаем совместный вывод:

- Чем похожи и чем различаются эти две фигуры?

- Можно ли сказать, что куб – это параллелепипед?  

- Противоположные грани и ребра пр. параллелепипеда равны. 

Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)

- Вернемся к  задачам урока. Справились с 1 задачей?  ( магнит)

-Со 2 задачей?  (магнит)

  1. Какая задача осталась не выполненной?

Послушайте мой рассказ:

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

     Возьмем модель прямоугольного параллелепипеда. Разрежем аккуратно поверхность вдоль нескольких ребер. Теперь  поверхность легко раскрывается и  превращается в плоский листок бумаги. Мы как бы развернули поверхность прямоугольного параллелепипеда. Это изображение  называется разверткой прямоугольного параллелепипеда.

     Если теперь обратно сложить по сгибам, а затем проклеить ребра, по которым производились разрезы, то из плоского листа бумаги мы снова получим модель прямоугольного параллелепипеда.

- Что вы сейчас будете делать?

Практическая работа №2.

Склеивают любую развертку. Берут нужные инструменты.

          http://i010.radikal.ru/1011/d4/d4cd40113b17.jpg            C:\Users\Кристина\Downloads\kak_sdelat_parallelepiped_iz_bumagi_1 — копия.jpg

Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)

- Выполнили  3 задачу?   (магнит)

- Мы с вами открыли новые знания. Какой следующий этап урока?

          (будем закреплять наши знания)

ФИЗ. МИНУТКА.

  1. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

(слайд  3 тот же  )

  1. Вспоминаем, какую фигуру мы называем прямоугольным параллелепипедом и кубом, и назовем их особенности.

- Следующий шаг на уроке – самостоятельная работа.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Карточка №3 . Самостоятельная работа представлена  в трех вариантах  разного уровня сложности: два варианта в печатном виде, третий – в виде теста на нетбуках.

Выбирают тот, с которым справятся.

Самостоятельная работа.

1 вариант.

№1.

     На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите  буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного параллелепипеда.C:\Users\Кристина\Desktop\Новый точечный рисунок (2).bmp

Ответ: _______________________

№2.

     Выделите красным цветом вершины куба, а зеленым – его ребра.

2 вариант.

№1.

На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите  буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного параллелепипеда.

C:\Users\Кристина\Documents\Безымянный.png

Ответ: _______________________

№2.

Подпишите  на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы.

3 вариант.    Тест на не6тбуках.

  1. Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни:

а)  цилиндр                            б)  куб                        в)  шар

г)  прямоугольный параллелепипед                      д)  конус

  1. Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни:

                 а)  да                  б)  нет

3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни:

             а)  12                  б)  8                   в)  6

4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни:

             а)  квадрат                   б)  прямоугольник

5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни:

              а)   у параллелепипеда            б)   у квадрата              в)   у куба

(слайд   4  )

Сверка  с образцом на интер. доске

Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)

  1. Включение в систему знаний.

- Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.

- Где вы сможете применить полученные сегодня знания?

- На каких  еще уроках    можно   применить полученные  знания?        

- Людям каких профессий нужны  эти знания?  

- Сможете ли вы в нашем классе найти  предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба?

- Сможете ли вы вспомнить, какие предметы из окружающего вас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда и куба?

(слайд   5, 6 )

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

- Какую учебную цель вы ставили перед собой на данном уроке?

- Вам удалось достичь этой цели?

- Теперь возьмите лист самооценки  «Моя работа на уроке»  и посчитайте общее кол-во баллов.

Лист самооценки  «Моя работа на уроке»

Вид деятельности

Критерии оценивания

Баллы

Мои баллы

  1. Игра «Угадай зашифрованное слово»

правильно считал и угадал слово

2 балла

делал ошибки в счете, но правильно угадал слово

1 балл

делал ошибки  в счете и неправильно угадал слово

0 баллов

  1. Практическая работа в группе с моделями фигур

принимал активное участие, делал выводы

2 балла

принимал участие

1 балл

не принимал участие

0 баллов

  1. Изготовление фигуры по развертке

выполнил аккуратно и правильно

2 балла

выполнил аккуратно, но неправильно    или

правильно, но неаккуратно

1 балл

выполнил неправильно и неаккуратно

0 баллов

  1. Самостоятельная работа

нет ошибок в работе

2 балла

сделал 1 – 2 ошибки

1 балл

сделал  более 3 ошибок

 0 баллов

ИТОГО   БАЛЛОВ:

*

- Покажите с помощью геометрических фигур  на какой ступеньке  «лестницы успеха» вы  находитесь к концу урока:

(слайд   7  )

     Если вам было легко, вы справились со всей работой без ошибок и набрали 7 – 8 баллов - поставьте себя на верхнюю ступеньку. Выходят

     Если вам было пока трудно, были ошибки в работе и набрали 5 – 6 баллов – поставьте себя на среднюю ступеньку. Выходят

     Если вы считаете, что нужно еще раз повторить материал и  вы набрали  меньше 5 баллов - поставьте себя на нижнюю ступеньку.  Выходят

- Посмотрите, как  я оценила вашу работу на уроке:   Вы -   ….(слайд    8  )

(слайд    9  )

Домашнее задание:

дифференцированное

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к уроку математики 4 класс на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Презентация составлена по новой теме " Объем прямоугольного параллелепипеда" с использованием формул и обобщением материла...

Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Прямоугольный параллепипед"

Презентация разработана для урока математики по теме: "Прямоугольный параллепипед"...

Технологическая карта урока математики по теме «Рёбра и вершины параллелепипеда» - 2 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: закрепление знаний обучающихся о рёбрах и вершинах параллелепипеда. Задачи урока: Дидактические: 1) закрепить и системат...

Технологическая карта урока "Математика" - 3 класс . Тема : "Умножение числа на разность" (УМК: «Математика», 3 класс «Система развивающего обучения» Эльконин.Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение и повторение знаний по работе с агоритмом при умножении числа на разность.Задачи урока:Дидактические:1....