Технологическая карта урока по математике для 4 класса "Окружность и круг"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Кондауров Денис Геннадьевич

Вложение демонстрирует собой технологическую карту урока по математике для 4 класса по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondaurov_urok_po_matematike_praktika.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике для 4 класса гимназии №2

Тема урока

Окружность. Круг.

Место урока в разделе

9 урок в разделе «Числа от 100 до 1000. Приёмы рациональных вычислений».

Тип урока

Комбинированный урок.

Цели урока

Создание условий для ознакомления с понятиями «окружность» и «круг».

Задачи урока

- Формировать у обучающихся понятие об окружности и круге, как геометрических фигурах;

- Развивать логическое мышление, наглядно-образное представление о математических понятиях;

- Продолжать формировать эстетическое отношение к предмету.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Сформировать первоначальное представление об окружности;
  • Познакомиться с новым чертёжным инструментом – циркулем;
  • Развивать умение строить окружность.

 Познавательные УУД

 Ориентироваться в своей системе знаний;

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов.

Регулятивные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Прогнозировать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД

Высказывать и доказывать свою точку зрения.

  •  Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Осознание собственной успешности в изучении новой темы.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Учебник по математике для 4 класса 1 часть Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, УМК «Перспектива».

Методическое пособие с поурочными разработками Т.Н. Ситникова; методическое пособие с поурочными разработками И.Ф. Яценко; смайлики настроения.

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку по теме: «Окружность. Круг».

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, физкультура, изобразительное искусство.

Организация пространства

Классическая расстановка столов.

Этапы урока

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный момент

Создание благожелательной атмосферы.

Приветствует обучающихся.

Встаньте ровненько у своего рабочего места, проверьте, всё ли у вас лежит на парте для нашего урока. Сейчас тихо садятся девочки. А теперь ещё тише садятся мальчики (процедура может повторяться до тех пор, пока не настанет идеальная тишина).

Сейчас я покажу вам смайлик с весёлым настроением. Поднимите руку те ребята, у кого такое же хорошее настроение.

Приветствуют учителя.

Проверяют своё рабочее место и готовность к уроку.

Поднимают руки по своему настроению.

Благожелательная атмосфера в классе и подготовленное рабочее место.

2

Актуализация опорных знаний

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Для того чтобы сегодня у нас с вами продуктивно прошла работа, предлагаю сначала провести устный счёт.

Возьмите половину тетрадного листа и напишите в правом верхнем углу свою фамилию и имя.

  1. Сумма двух чисел 28, первое слагаемое 7. На сколько единиц сумма больше этого слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы?
  2. Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 литра в каждый, в нём осталось 9 литров молока. Сколько литров молока было в бидоне?
  3. Упражнение на устный счёт. Назовите примеры с ответов 56.

Д! 52+4  53+2  65-9  78-2     26+20  47+9  67-9  86-30.

М.: проблемно-поисковый;

Ф.: беседа, самостоятельная работа;

П.: способ-повторение.

Берут половину тетрадного листа. Подписывают его.

  1. Для того, чтобы узнать на сколько единиц сумма больше первого слагаемого, необходимо из суммы вычесть это слагаемое. Значит, 28-7=21.

Получается, что сумма больше слагаемого на 21 единицу.

Для того, чтобы узнать во сколько раз слагаемое меньше суммы, необходимо сумму разделить на первое слагаемое. Значит, 28:7=4.

Получается, что сумма больше слагаемого в 4 раза.

  1. Для того, чтобы узнать, сколько литров молока было в бидоне, необходимо к оставшемуся количеству молока прибавить молоко, разлитое в 5 кувшинов.

Чтобы узнать, сколько литров молока было в 5 кувшинах, нужно 2*5=10 литров.

Чтобы узнать, сколько всего было молока, нужно 10+9=19 литров.

  1. 52+4  47+9  65-9  86-30.

Вспомнить тему предыдущего урока.

Систематическое выполнение домашнего задания.

Умение общаться и излагать свою мысль.

3

Самоопределение к деятельности

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Сегодня Знайка – верный друг –

Расскажет про окружность нам и круг.

Есть у него помощник лихой,

Он чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Зацепился и ни шагу.

Что за друг у Знайки,

Подумай, отгадай-ка.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

М.: проблемно-поисковый;

Ф.: беседа;

П.: устный опрос.

Это циркуль.

Нам кажется, что сегодня на уроке мы будем говорить об окружности и круге, и как пользоваться циркулем.

Или же: циркуль - это лишь инструмент, и наш помощник в чертеже. А что мы с помощью него можем начертить? Окружность.

Понятие новой темы.

Уметь выбирать в тексте основную мысль.

Уметь прогнозировать результаты.

Иметь представление об окружности, круге и работе с циркулем.

4

Работа по теме урока

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Ребята, скажите, какие окружающие нас предметы имеют форму круга?

Как можно изобразить круг на бумаге?

Но удобнее всего воспользоваться циркулем. Вот он Знайкин помощник.

Циркуль имеет 2 ножки. Одна нужна для устойчивости, он зацепляется ею за бумагу, а вторая работает – чертит.

Обратите внимание! Циркуль – это опасный инструмент, с ним нужно быть аккуратным!

Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите окружность.

Что получилось сейчас?

Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните мне, как она называется.

Чем круг отличается от окружности?

Отметьте простым карандашом точку, которая осталась после иголочки. Это центр круга.

А сейчас найдите границу круга. Что это? Граница круга – это окружность.

Начертите рядом окружность. Выделите точку, оставленную иголочкой. Обозначьте центр окружности буквой О.

Возьмите линейку и соедините центр с любой точкой окружности. Это радиус. Радиус – это «шаг циркуля». Радиус у каждой окружности будет свой. Для этого начертите рядом окружность с радиусом 3 см.

А сейчас проведите отрезок через центр окружности так, чтобы его концы лежали на окружности. Это диаметр окружности.

Ответы детей (тарелка, монетка, колесо, мяч и т.д).

Обвести чашку, тарелку, монетку.

Ученики выполняют работу на альбомных листах. Учитель контролирует работу детей.

Закрашивают фигуру. Это фигура называется круг.

Отмечают простым карандашом точку от иголочки.

Граница круга – это линия, которую оставил грифель циркуля.

Изображают окружность в тетради. Выделяют точку, оставленную иголочкой. Отмечают центр окружности.

Радиус – расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем.

Изображают диаметр окружности.

Иметь представления об окружающем мире.

Знание способов изображение окружности.

Знание элементов окружности.

5

Физкультминутка

Проведение

физкультминутки «Соку-соку, бачи-бачи, соку-соку, вира-вира».

Сейчас тихо садятся мальчики, ещё тише садятся девочки.

Проведение физкультминутки.

6

Закрепление изученного материала.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Откройте учебник на странице 47 №1. Необходимо изобразить 2 точки О и А, как показано на рисунке. Начертите с помощью циркуля окружность с центром в точке О и радиусом ОА.

Проведите диаметр этой окружности, измерьте его длину. Во сколько раз диаметр больше радиуса.

Ребята, а с какими единицами измерения мы с вами сегодня работали?

А какие единицы измерения ещё существуют?

Предлагаю выполнить маленькое задание на единицы измерения.

4 кг 30 г =…г

735 г = … кг

1,5 т = … кг

68 см = … м

0,4 км = … см.

Выполняем задание №3 стр. 47. Прочитайте задание. Как будем выполнять? Запишите ответ.

Выполняем задание №6 стр.47. Прочитайте задание. Как будем выполнять. Первые 3 человека, которые решат задачу, могут подойти ко мне на проверку и получить оценку (выставление оценок).

М.: практический;

Ф.: самостоятельная работа;

П.: письменный контроль.

Работают с учебником.

Изображают окружность, проводят радиус и диаметр. Измеряют диаметр и отвечают на поставленный вопрос.

Диаметр равен 4 см, а радиус равен 2 см. Откуда делается вывод, что диаметр всегда больше радиуса в 2 раза, так как радиус это половина диаметра.

Записываем ответ.

См, мм. Кг, м, т, граммы.

Выполняют задания на перевод.

Масса ящика с апельсинами 10 кг, а масса пустого ящика в 5 раз меньше. Сколько килограммов апельсинов в этом ящике? Сколько ящиков нужно для того, чтобы разложить в них 120 кг апельсинов?

Для того, чтобы узнать сколько кг апельсинов в ящике, необходимо из общей массы вычесть массу ящика. Найдём массу ящика: 10:5=2 кг.

10-2=8 кг – это масса апельсинов в ящике.

Для того, чтобы узнать, сколько ящиков потребуется, чтобы разложить 120 кг апельсинов, необходимо вес апельсинов разделить на вес апельсинов  в одном ящике, значит:

120:8=15 ящиков.

Записываем ответ.

Периметр треугольника 12 см, а периметр квадрата в 3 раза больше. Найдите площадь квадрата.

Так как периметр квадрата в 3 раза больше периметра треугольника, значит: 12*3=36 см.

Так как квадрат имеет равные стороны, то одна сторона будет находиться по формуле: 36:4=9 см.

Площадь квадрата, это сторона, умноженная на себя, значит 9*9=81 см2.

Записываем ответ.

Выполнение упражнения по эталону.

Умение общаться и излагать свою точку зрения.

Уметь находить нужную информацию в тексте учебника.

7

Рефлексия

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Ребята, ещё раз вспомним, чем занимались сегодня на занятии.

Предлагаю узнать, изменилось ли у кого-нибудь настроение за урок.

Я снова подниму весёлый смайлик, и если ваше настроение соответствует этому смайлику, то поднимите руки.

За урок я ставлю оценки…

М.: словесный, практический;

Ф.: беседа, групповая работа, самостоятельная работа;

П.: устный опрос.

Сегодня на занятии мы изучили понятие круга и окружности, научились пользоваться циркулем, решали задачи по сегодняшней теме и повторили предыдущие темы.

Поднимают руки те, у кого настроение совпадает со смайликом.

Сохранение учебной задачи.

Уметь оценить собственные достижения.

Оценка своих одноклассников.

8

Подведение итогов урока

Подведение итогов и уборка рабочего места и запись домашнего задания.

Запишите домашнее задание в дневник:

Учебник: стр. 47 №4.

Также, вам необходимо нарисовать рисунки из окружностей разного диаметра.

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

М.: словесный;

Ф.: беседа;

П.: устный опрос.

Записывают в дневники домашнее задание.

При наличии вопросов по домашней работе, задают их.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике "Числа от 0 до 10" (урок-закрепление)

Данный конспект "Числа от 0 до 10" для 1 класса. Проводится в виде игры-путешествия....

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике на тему: "Круг и окружность"

Данный конспект сделан по ФГОСУМК: Переспективная начальная школа Тема: Круг и окружностьКласс: 2...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Технологическая карта урока по математике "Круг.Окружность" (3класс) УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятиях «круг, окружность, центр окружности, радиус». Задачи урока  Планируемые результаты Дидактические: 1)...

Блок технологических карт уроков по математике для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств на уроках математики, УМК "Школа России", 2 класс

В блок собрано 8 технологических карт уроков математики для развития познавательных УУД у младших школьников с помощью наглядных средств....