Конспект урока по математике "Деление" 2 класс
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Быкова Наталья Константиновна

Предмет: математика

Тип урока: Урок открытия нового знания

Класс/курс: 2

Тема: Деление

Основные цели:

  1. сформировать представление о действии деления, раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием умножения;
  2. познакомить с соответствующей терминологией и символикой;
  3. овладеть устной и письменной математической речью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bykova_n.k._delenie.docx300.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Тип урока: Урок открытия нового знания

Класс/курс: 2

Тема: Деление

Основные цели: 

  1. сформировать представление о действии деления, раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием умножения;
  2. познакомить с соответствующей терминологией и символикой;
  3. овладеть устной и письменной математической речью.

Дидактические материалы:

  • Л. Г. Петерсон.  Математика.  2  класс.  Учебник-тетрадь  в  3-х  частях, М.: Издательство  «Бином»,  2016 г.;
  • Л.Г. Петерсон.   Методические  рекомендации  к  учебнику  математика.  2  класс,  М.: Издательство  «Ювента», 2016 г.

Краткая аннотация к работе: урок разработан в структуре ОНЗ в соответствии с технологией деятельностного метода Л.Г.Петерсон с соблюдением всех требований, предъявляемых  к данному типу урока. Новое знание, предназначенное для открытия,  четко определено. Во время урока четко прослеживается использование учащимися  умения  выполнять работу в паре, группе.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Начинается урок –

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны раскрывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

- Каким бы вы хотели увидеть наш урок? Что нам поможет? Какие качества? Какими видами деятельности вы хотите заниматься на уроке?(Слушаем ответы детей).

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Индивидуальные задания

- Слайд 2. У учащихся на партах лежит карточка с заданием –  «Решите задачу: В парке посадили  2 ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 2 ряда клёнов по 8 деревьев в ряду. Сколько всего деревьев посадили? На сколько клёнов больше, чем лип?» (Учащиеся выполняют задания на карточках самостоятельно, затем задача проверяется

  1. 5 · 2 = 10 (шт) – лип
  2. 8 · 2 = 16 (шт) – клёнов
  3. 10 + 16 = 26 (шт) – всего
  4. 16 – 10 = 6 (шт)

Ответ: 26 деревьев всего, клёнов на 6 шт. больше, чем лип).

Фронтальная работа

- Слайд 3. Вычисли удобным способом:

583 – (383 + 94) =

82 + (13 + 118) + 87 =

50 + 50 – 25 – 55 – 20 =

44 + 23 + 22 – 56 – 30 – 3  =

100 – 20 – 4 – 25 +9 + 40 =

(Слушаем устные объяснения детей)

- Слайд 4. Запись на доске:

          +7                      - 9                     +36

?

15

?

7

?

60

- Что общего в записях? (Неизвестен объект операции).

- Как найти неизвестный объект операции? (Надо выполнить обратную операцию).

- Назовите операции, обратные данным. (- 7, + 9, - 36).

- Какая операция обратна сложению? (Вычитание).

- А вычитанию? (Сложение).

- Найдите неизвестные числа. (8, 16, 24).

- Что интересного заметили? (Счёт увеличивается на 8, счёт через 8).

- Посчитайте хором до 80 через 8. (8; 16; 24; 32; 40; 48; 56; 64; 72; 80).

- Слайд 5. Теперь придумайте задачу по рисунку:

school0573school0573school0573

(Ученики составляют задачу: «В трёх одинаковых коробках по 8 карандашей. Сколько всего карандашей в 3-х коробках?»)

- Решите задачу. (8 · 3 = 24 (карандаша)).

- Что значит – 8 умножить на 3? (Это значит найти сумму 3-х слагаемых, каждое из которых равно 8).

8

3

?

- Расставьте по схеме карточки

(Учащиеся составляют схему:         · 3

8

               

?

 8 · 3 = 24 (карандаша)    

- Учитель переворачивает карточку –  на схеме 

                    · 3

?

24

- А теперь составьте и решите обратную задачу. («В трёх одинаковых коробках 24 карандаша. Сколько карандашей в одной коробке?»).

  1. Выявление места и причины затруднения

- Какая операция обратна умножению? (Раскладывание поровну, деление).

- Кто знает, как записать действие деления? (               · 3

8

24

                                                                                          : 3                

8 · 3 = 24 (карандаша)  

24 : 3 = 8 (карандашей)    

- Молодцы!

- Показываю (учитель записывает на доске) – так выглядит знак деления - :)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Определите тему нашего урока. (Ученики формулируют тему (Деление).

- А вам часто приходилось в жизни выполнять деление поровну? Приведите примеры (Дети приводят примеры (3-4 ученика).

Задание – ученики получают листочки на которых изображены 32 ириски и схема:

http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg

http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg

http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg

http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg

(У каждого ученика на парте есть лист с заданием).

- Разделите 32 ириски на 4 равных части и покажите линиями эти части на рисунке, а потом запишите выполненную операцию на схеме. (Возникают затруднения).

- Почему не смогли разделить? (Не знаем, по сколько ирисок надо обвести).

- А можно провести линии «как-нибудь» - например, в одной группе обвести 5 ирисок, в другой 10 и т.д.? (Нет, тогда их не будет поровну).

- А как надо?  (Поровну).

- Что же нам нужно научиться делать сегодня? (Подбирать число предметов в каждой из равных частей).

- Молодцы!

- Какую учебную задачу мы поставили сегодня на уроке? (Научиться выполнять деление на равные части. Усвоить смысл деления: разделить – это значит найти число предметов в каждой из равных частей).

5. Реализация построенного проекта

- Давайте попробуем на пуговицах. (На столе у учеников заранее приготовлены баночки с пуговицами).

- Как вы предлагаете разделить 32 пуговицы на четверых? (Раскладывать предметы в 4 кучки  по одной;  воспользоваться таблицей умножения).

- Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Повторим основные правила работы в группах. (Вспоминают правила работы в группе:

1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

2. Выслушать мнение каждого.

3. Найти общее решение.

Учащиеся устанавливают, что в каждой части получилось по 8 предметов. Поэтому они обводят на рисунке по 8  ирисок и вставляют числа в схему ).

http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg

http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg

http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg

http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg http://ykf.uniconf.ru/image/site_pics/3883.jpg

                 : 4

32

8

                   4

     32 : 4 = 8

- Удобно ли каждый раз при делении раскладывать предметы? (Нет).

- Почему? (Это долго, предметов может быть много, они могут быть большими и т.д.).

- Может быть, свести деление к какому-нибудь известному действию? Посмотрите на картинку – какое действие оно вам напоминает? (Умножение).

- Какое равенство можно составить по этой картинке? (8 · 4 = 32).

- Покажите на схеме, что можно сказать о действиях умножение и деление? (Умножение обратно делению, а деление – умножению.

32 : 4 = 8  

8 · 4 = 32

Один ученик записывает действия на доске).

- Молодцы! Значит, для деления можно воспользоваться уже известной нам таблицей умножения. Покажите, как это сделать.

- Слайд 6.

таблица

- Для этого выделяем строчку множителя 4, находим строчку 32 и смотрим соответствующее число в верхней строчке – 8. (Дети по таблице умножения должны найти число, которое при умножении на 4 дает 32. Работа с таблицей умножения на магнитной доске).

- Сделайте вывод, используя буквенную символику. (- Разделить а на в – это значит подобрать такое число с, которое при умножении на в даёт а).                 : в

а

в

                                                              

                                                                                               

 Кто знает, что обозначает символ         ?     (а : в = с          с · в = а Слушаем предположения учеников).

- Это символ, который используется в математике вместо слова «значит».

6. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с учебником

- Открываем учебник, стр. 90, №1

а) 2 · 4 = 8,

б) устанавливаем взаимосвязь между умножением и делением 8 : 4 = 2.

Открываем учебник, стр.90, №2. (Выполняется задание по учебнику: Дети объясняют, комментируют:

а) при делении 6 на 2 получается число 3, которое при умножении на 2 даёт 6.

б) при делении 10 на 2 получается число 5, которое при умножении на 2 даёт 10).

7. Музыкальная физкультминутка. Волшебники двора «Бибика»

8. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с учебником

Читаем правило в учебнике.

- Совпало ли оно с нашим выводом? (Да).

Выполняем задание №4 с подробным обоснование в громкой речи. (4 : 2 = 2, так как 2 · 2 = 4

6 : 2 = 3, так как 3 · 2 = 6 (по цепочке).

- Самостоятельно выполняйте задание №3 – вставьте пропуски в равенствах.

9. Рефлексия деятельности на уроке

- Как вы охарактеризовали операцию деления? (Операция, обратная операции умножения).

 - Чему научились на уроке? (Делить на равные части).

 - Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? (Научиться выполнять деление на равные части. Усвоить смысл деления: разделить – это значит найти число предметов в каждой из равных частей).

- Мы достигли цели? С кем было приятно работать? Почему?( Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки).

- Мне тоже было приятно работать с вами.

- Вы видите у себя карточку «Лестница успеха». Оцените себя на стороне «Знаю».

Слайд 8.

- Я отлично работал, всё понял, могу объяснить другому. Я знаю, что такое деление, усвоил смысл деления. Нарисую себя на 4-й ступени.

- Я хорошо работал и всё понял. И я тоже знаю, что такое деление, усвоил смысл деления. Нарисую себя на 3-й ступени.

- Я хорошо работал, но у меня остались вопросы. Нарисую себя на 2-й ступени.

- На 1-й ступени – я ничего не понял, не знаю, что такое деление, не усвоил смысла деления.

- Спасибо за работу.

 

 Домашнее задание:

- Дома закрепить знания, полученные на уроке учебник, стр.92 – задания №№ 9, 10, 11, 12.

В копилку запишите формулу.

Комментарий к сценарию: 

Уровень образования школьников: 2 класс.

Место темы: первый урок по теме «Деление».

Продолжительность урока: 40 минут.

Использованная  литература:

1). Л. Г. Петерсон.  Математика.  2  класс.  Учебник-тетрадь  в  3-х  частях, М.: Издательство  «Бином»,  2016 г.;

2). Л.Г. Петерсон.   Методические  рекомендации  к  учебнику  математика.  2  класс,  М.: Издательство  «Ювента», 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...