«Устный счёт на уроках математики как средство повышения качества оценки знаний обучающихся»
статья по математике (3 класс)

Ефимова Татьяна Васильевна

             Каждый учитель знает, что усвоение математических знаний, умений и навыков зависит как от содержания используемых упражнений, так и от их количества. Но если учащиеся выполняют каждое упражнение письменно, то на это уходит много времени, т.к. дети медленно пишут, и интенсивность урока снижается. Кроме того, возрастает нагрузка на зрение, что отрицательно отражается на здоровье учащихся.

      Поэтому на своих уроках математики во всех классах,  необходимо увеличивать количество устных упражнений, используя их для повторения и закрепления материала, для формирования прочных умений и навыков, для подготовки к изучению нового материала, т.е. практически на всех этапах урока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_schyot_na_ur_mat_kak_sredstvo_povysheniya.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимова Т.В.

Тема: «Устный счёт на уроках математики как средство повышения качества оценки знаний обучающихся»

Цель: создать условия:

для повторения учащимися изученного материала по данной теме; эмоциональный настрой на работу на уроке; работать фронтально и самостоятельно;

 побуждать учащихся к активному включению в различные виды деятельности;

развивать логическое мышление;  вычислительные навыки;

поддерживать интерес учащихся к предмету.

Средства обучения:

-компьютер и проекционная аппаратура,

-файлы с таблицами, рисунками,

-карточки с цифрами,

-тетради, учебники.

Методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); иллюстративный (компьютер, карточки); практический (решение задач, уравнений, выражений, неравенств).

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение

             Каждый учитель знает, что усвоение математических знаний, умений и навыков зависит как от содержания используемых упражнений, так и от их количества. Но если учащиеся выполняют каждое упражнение письменно, то на это уходит много времени, т.к. дети медленно пишут, и интенсивность урока снижается. Кроме того, возрастает нагрузка на зрение, что отрицательно отражается на здоровье учащихся.

      Поэтому на своих уроках математики во всех классах,  необходимо увеличивать количество устных упражнений, используя их для повторения и закрепления материала, для формирования прочных умений и навыков, для подготовки к изучению нового материала, т.е. практически на всех этапах урока

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТНОГО СЧЕТА

      Овладение навыками устных вычислений в начальных классах имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение.

      Устные вычисления содействуют развитию мышления учащихся, их сообразительности, внимания, памяти, находчивости. Устный счет способствует математическому развитию детей. Оперируя при устных вычислениях небольшими числами, учащиеся яснее представляют себе состав чисел, быстрее схватывают зависимость между компонентами и результатами действий.

      Устные вычисления помогают лучшему усвоению приемов письменных вычислений, т.к. письменные вычисления включают в себя элементы устных вычислений. Практическое значение умения считать устно состоит в том, что быстрота и правильность вычислений очень часто необходима в жизни.    

 Устным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке. Необязательно фиксировать его в определенный, конкретный момент урока, т.е. в зависимости от цели урока упражнения по устному счету могут проводиться в начале, середине или конце урока.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УСТНОГО СЧЕТА

И   ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПРОВЕДЕНИЮ

  1.  Воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснений учителя;
  2.  Контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
  3.  Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

  Эти задачи и определяют подготовку и проведение устного счета.

  Рационально подобранное содержание, умелый отбор соответствующих методов, форм организации и средств обучения позволит успешно решить основные дидактические задачи, стоящие перед учителем.

  Рационально подобрать содержание – это значит выполнить следующие требования:

  1. Объем предполагаемых заданий должен быть необходимым и достаточным для дальнейшей работы на уроке.
  2. В системе заданий должно быть четко определено место каждого из них.
  3. Отбор материала должен быть осуществлен с учетом преемственности и перспективности в изучении материала.

      Формы, методы, средства обучения должны быть полностью подчинены дидактическим целям, которые стоят перед учителем.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО СЧЕТА

Устный счет может проводиться на урок в разной форме:

  • Беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом карточек-ответов или устным ответом;
  • Зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами;
  • Комбинированная форма счета, т.е. запись результатов устных вычислений;
  • Устное решение задач с записью либо ответа, либо знака действия.

Во время занятий устным счетом задания ученикам чаще всего предлагаются в устной форме. Эта форма организации занятий является наиболее ценной, т.к. она развивает внимание и память учащихся, а главное, подготавливает их к жизни, где часто приходится выполнять устно действия над числами, воспринимаемыми на слух (например, действия с деньгами).

Нельзя чрезмерно злоупотреблять этой формой, т.к. она требует от детей большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро их утомляет. Такого рода задания представляют особые затруднения для учащихся, у которых преобладает зрительная память, и поэтому они плохо воспринимают числовые данные на слух.

Чтобы свести к минимуму пассивность таких учеников, необходимо, наряду с чисто слуховыми упражнениями, практиковать упражнения, которые рассчитаны на зрительное восприятие учащихся. Но количество таких упражнений должно быть ограничено, т.к. привыкнув, дети могут встретить затруднения при решении примеров, воспринимаемых на слух.

Слуховой формой задания следует пользоваться при закреплении освоенных приемов, а также при решении примеров, нетрудных для запоминания. Зрительную форму задания полезно применять тогда, когда изученный прием еще недостаточно усвоен учениками, а также когда задание содержит числа, которые трудно удержать в памяти.

Устный счет можно проводить и с индивидуальными заданиями (раздаточным материалом), и с фронтальными. В практике учителей чаще используется фронтальный опрос. Его можно организовать с использованием разного рода "сигналов", позволяющих учителю проследить за правильностью выполнения задания каждым учеником.

С этой целью широко используются такие приемы: показ учениками ответа или знака действия, которое нужно выполнить для решения предложенной задачи (числовым веером, блок-сигналом или числовой линеечкой с бегунком); сигнал "светофор", с помощью которого дети показывают, согласны ли они с ответом отвечающего ученика.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения детьми разнообразных упражнений. Рассмотрим их основные виды.

ОСНОВНЫЕ   ВИДЫ   УСТНЫХ   УПРАЖНЕНИЙ

  1. Нахождение значений математических выражений.                

Имеется множество различных вариантов выполнения этих упражнений.

  1. Сравнение математических выражений.                                    

Назначение таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах,  равенствах и неравенствах; выработке вычислительных навыков.

  1. Решение уравнений.                                                                    

Назначение таких упражнений – выработать умения решать уравнения, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

  1. Решение задач.  
  2. Работа с числами(характеристика чисел по плану).
  3. Работа с геометрическим материалом.
  4. Выполнение заданий творческого характера.                                                                                    

Эти упражнения помогают развивать логику при выборе действия задачи, усвоить теоретические знания и выработать вычислительные навыки.

Комбинированный устный счёт

  1. Работа с числами

Даны числа: 9, 2, 7, 3, 6, 15, 4

  • назовите числа в порядке возрастания, убывания;
  • Назовите «лишнее» число;
  • Дайте характеристику этому числу по плану:

               -какое это число(однозначное, двузначное);

  • «соседи» этого числа;
  • что означает каждая цифра в этом числе;
  • чему равна сумма цифр этого числа;
  • состав этого числа.
  • Назовите самое большое однозначное число;
  • вспомните состав этого числа;
  • назовите число, которое обозначает количество дней в неделе;
  • вспомните поговорки, пословицы, названия сказок с этим числом;
  • 2) Составление числовых выражений:
  • составьте равенства с этими числами(9-2=7, 3+6=9);
  • как называются числа при сложении, вычитании;

     -    Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое?

   3)   Составление задач по кратким записям с данными числами:

  • Используя эти числа, составьте задачи по кратким записям:

Было-                                                 Катя-

Подарил-                                           Лена-             ?  

Осталось-

  1. Составление уравнений с данными числами
  • Составьте уравнения с этими числами.
  • Что такое уравнение?
  • Как называются числа при сложении?

-Как найти неизвестное слагаемое

5) Работа с геометрическим материалом:

  •     Какие геометрические фигуры у вас

             ассоциируются с числами:3,4,2? Выложите

              эти фигуры, используя счётные палочки

  • Найдите сумму длин сторон квадрата, если сторона его равна 2см, 3 см,5см.
  • Замените одним словом: сумма длин всех сторон-это… .

Физкультминутка

  • 1,2,3,4-кошки математику учили,
  • Не читать, не писать,
  • А за мышками скакать.
  • Какие числа из нашего устного счёта есть в этой физкультминутке?(2,3,4)

(Повторяем состав этих чисел.)

Рефлексия

           Закончите предложения:

    Мне было интересно …

            Мне было трудно…

Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Устный счёт. На уроках математики для 2 класса

Такие таблички распечатываются для каждого ученика отдельно.На уроке математики на устном счёте дети по очереди читают выражения и дают ответ....

Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"

В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но...

«Вотум как средство повышения качества контроля знаний»

«Вотум как средство повышения качества контроля  знаний» ...

Организация самостоятельной деятельности на уроках как эффективное средство повышения качества знаний

В данной презентации предоставлена методическая работа по организации самостоятельной деятельности на уроках....

Презентация "Вотум-средство повышения качества проверки знаний"

Компьютерная тестовая технология проверки знаний учащихся с быстрым получением результата тестирования....