Тема урока: Доли.
методическая разработка по математике (3 класс)

Тема урока: Доли.

Тип и вид урока: урок открытия новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Доли.

Тип и вид урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

• Образовательные: познакомить с познакомить с понятием «доли»; закреплять знание таблицы умножения;

• Развивающие: продолжить развивать математическую речь, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы;

• Воспитательные: воспитать уважительное отношение к окружающим людям и умение договариваться при работе в группах и парах;

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур,

• учить называть, записывать доли,

• учить сравнивать доли одного и того же предмета,

• воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений.

Личностные:

• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках математики, могут быть полезны в жизни;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия

• развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности,

• обобщение жизненного опыта учеников.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока;

• планировать своё высказывание;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

• высказывать мотивированное суждение по теме;

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм).

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

• называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета;

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

Организационный этап

Здравствуйте, друзья. Сегодня  у нас будет необычный урок математики. Мы будем праздновать день рождение Совы из сказки про Винни-Пуха.

 Я - очень мудрая Сова:
Все буквы, цифры знаю я.
Решать задачи, писать слова
Всегда зовут меня друзья.
Сегодня на уроке мы будем учиться делить целое на равные части. Узнаем, что такое доли, научимся их  записывать и сравнивать.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Ребята, давайте отправимся в гости  к имениннице Сове и её друзьям. Но вначале давайте узнаем, сколько же гостей будет у Совы на празднике.

Устный счёт

Задание 1

Славный мишка Винни-Пух,

Для Совы  - хороший друг,

Ослик, Пятачок и Кролик,

Были дружные соседи,

И на торт пришли с медведем.

Вы, ребята, не зевайте:

Сколько всех зверей, считайте.

Четверо друзей: Ослик, Пятачок, Кролик и медведь.

Задание 2

Три ромашки – желтоглазки,

Два весёлых василька,

И четыре незабудки

Подарили Сове с прибауткой.

Сколько цветов подарили гости?

Подарили 9 цветов. 

Задание 3

Сова гостям приготовила конфеты. Посчитайте сколько?

 5 конфет и 3 конфеты,
Что-то маловато это,
Мы возьмем еще штук 6 -
Всех конфет не перечесть.

Сова приготовила 14 конфет

Задание 4

Сова  приготовила гостям пирог.

В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре, сколько дырок?   8 дырок.
 

Этап усвоения новых знаний

Сегодня у Совы много гостей. Гостей на дне рождения по традиции угощают пирогом.

Задачу нам предстоит трудную решить, как именинный пирог на доли поделить?

Сова

Разрезала пирог на две равные части или пополам

А записывают это так:  http://festival.1september.ru/articles/532105/img1.gif. Число под чертой говорит, на сколько частей разделили пирог, а над чертой – сколько таких частей взяли.

ЗАПОМНИТЕ! Доля – это часть целого.

В нижней части числа записывают, на сколько частей разделили.

Пирог разделили на 2 части.
В верхней части числа пишется, сколько частей взяли.

Взяли одну часть.
Мы получили  одну вторую часть от целого.

Делим пирог дальше, ведь гостей много.

Каждую часть разделим ещё раз пополам. На сколько частей разделили?

Пирог разделили на 4 части.

Какую долю торта мы получили?

(одну четвёртую)

Говорят так: одна вторая доля, одна четвёртая доля.

Сейчас каждому из гостей достанется вот такой кусочек пирога, помните гостей четверо.

А теперь представьте, что гостей стало в 2 раза больше.

Сколько гостей стало?

Стало 8 гостей.

Пирог разделили на 8 частей.

Одна часть пирога – это одна восьмая.

- В каком случае кусок торта больше?
 больше чем  

Запомните, чем больше частей, тем доля меньше.

Этап закрепления новых знаний

Задание 1

 Решила гостей Сова угостить шоколадкой.

 На сколько частей нужно разделить шоколадку? На три части.

 Какую долю получит каждый гость?  (1/3)

 Запишите дробь.

 Проверьте себя.

1/3 – одну третью часть получит каждый гость.

 К Сове пришли ещё  гости. Их тоже нужно  угостить шоколадкой.

 На сколько частей надо разделить шоколадку?

6 гостей, значит нужно разделить на 6 частей.

 Какую долю получит каждый гость?  (1/6)

Получит одну шестую долю.

 Запишите дробь.

Давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения.

Какой знак вы поставили?  

1/3 больше, чем 1/6

1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше доля. 

Вывод: чем больше делим мы частей, тем меньше доля. 

И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.  

Задание 2

Делить на части или доли можно также и величины, например, расстояние.

От домика Винни-Пуха до домика Совы 100м. Винни-Пух прошёл половину пути или одну вторую часть. Сколько это метров? Сделайте чертёж.

 Запишите решение.

Проверьте себя.

100:2=50 м

Ответ: 50 метров.

Задание 3

В тетради начертите квадрат со стороной 2см. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте 2 части.

 Проверьте себя. Так ли у вас получилось.

 2 части – это

Этап подведения итогов

1. Что такое доля?

Доля – это часть целого

2. Закончите предложение:

Чем больше частей целого, тем доля…

Рефлексия

Ребята, посмотрите на наших героев, у каждого из них есть высказывание, выберите то, которое на ваш взгляд наиболее вам подходит, напишите имя героя в тетради.

Сова: «Урок для меня прошёл с пользой!»

Винни-Пух: «Я понял, что такое доли и могу объяснить другим!»

Пятачок: «Урок для меня прошёл с пользой, но тема доли для меня недостаточно понятна!»

Ослик: «Мне было трудно на уроке!»

Вы хорошо потрудились.        Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Доли» Класс – 3 Дата проведения: 15 декабря 2011 года УМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.

Тема урока:   «Доли» Класс – 3Дата проведения:  15 декабря 2011 годаУМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., 3 класс (в 2-х ч...

презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Нахождение доли числа и числа по доле"

данная презентация помогает провести урок математики по теме "Нахождение доли числа и числа по доле" в 3 классе...

Школа 2100. Технологическая карта урока математики в 3 классе. Тема урока "Доли"

На уроке учащиеся узнают, что такое доля, как делить целое на доли. Научатся определять, называть и записывать доли целого....

Математика 3 класс Школа 2100 Тема урока "Доли"

Ученики оалвдевают знаниями о целом числе, доле числа. Применяют правила делового сотрудничества, проявляют познавательный интерес к учебной мотивации....

Разработка урока по математике 4 класс по теме:«Нахождение доли от её величины и величины по её доле»

Цели урока: Научиться находить доли от её величины и величины от её доли.Планируемые результаты:Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая инф...

Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей». Математика 3 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Обучающиеся знакомятся с понятием «доли»; дается  первоначальное представление о доле числа.Учатся  определять долю числа, читат...