Разработка урока по математике 4 класс по теме:«Нахождение доли от её величины и величины по её доле»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Марина Леонидовна Тупицына

Цели урока: Научиться находить доли от её величины и величины от её доли.

Планируемые результаты:

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.  Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.   В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_17.02_.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тупицына Марина Леонидовна

Преподаватель начальных классов

Коммунаровская СОШ филиал

МАОУ Шороховской СОШ

п. Коммунар, Тюменской области

Тема урока: «Нахождение доли от её величины и величины по её доле» (ПНШ) 4 класс.

Цели урока: Научиться находить доли от её величины и величины от её доли.

Планируемые результаты:

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.  Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.   В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели деятельности.

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

Практический: показывают настроение на начало урока

1-2

мин

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

-Показывают свое настроение  к началу урока,  с помощью цветных кружочков.

Л: Внутренняя позиция  школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Мотивационный

Словесный: отвечают на вопросы, размышляют.

3-5

мин

– Сейчас мы посмотрим мультфильм, чтобы узнать тему нашего урока.

(Просмотр мультфильма)

–  Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)

– Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)

– Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока?

– Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли, научимся находить доли от величины и величины по его доле.

-Отвечают на вопросы

К: Сроят устные речевые высказывания.

Актуализация знаний.

Практический: Работа в группах

Практический: Самостоятельная работа.

Практический:

Работа в группах

5-6 мин

7 мин

– Приглашаю вас на чай. (Слайд 1)

 А у нас будет необычное математическое чаепитие. К чаю принято подавать угощения. Ой, к нам пришли гости. У нас есть шоколадка. Давайте  их угостим шоколадкой. Нам её нужно разделить на равные части. В математике равные части

называются  долями. 

– На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части).

– Какую долю получит каждый гость? (третью)

– А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой.

 На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей)

– Какую долю получит каждый гость? (шестую)

(Слайд 2)

– А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

– А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части)

(Слайд 3)

– К нам пришли в гости мыши. Они не едят торт. Они любят сыр.

– Сколько мышей? (2)

(Слайд 4)

– Если разделить сыр, какую долю получит каждая мышь? (вторую)

– К ним пришли подружки, какую долю получит каждая? (четвёртую)

– Ой, на запах сыра прибежали еще мыши, придется для них еще головку сыра достать.

(Слайд 5)

– На сколько частей надо поделить сыр? (на 8)

– Какую часть получит каждая мышь?

– А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам еще одна головка сыра. Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее в парах. Подготовьтесь для объяснения.

(Слайд 6)

-Выполняют задание в группах, высказывают свою точку зрения.

Работа по учебнику в парах

К: Донести свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Продолжение 3 этапа

Практический:

Самостоятельная работа,

взаимопроверка

11 мин

а) Нахождение доли от величины (Учебник стр.28)

 

1) №88

– Скажите, какую долю составляет закрашенная часть полоски от всей полоски. Сделай это для каждой из трёх полосок. Используй следующие названия: половина, треть, четверть.

На какое число нужно разделить величину, чтобы найти её половину? А для того, чтобы найти её треть? Её четверть?

 

  2) №89

 – Начертите квадрат с длиной стороны 4 см. Вычисли площадь этого квадрата.

    Раздели квадрат на 4 равные части. Вычисли площадь четверти, или одной четвёртой части, этого квадрата.

    Раздели квадрат на 8 равных частей. Вычисли площадь восьмой доли, или одной восьмой части, этого квадрата.

S = 4*4 =16 кв.см.

16/4 = 4 кв.см.

16/8 = 4 кв.см.

 

 

3) Задача 90. Туристам нужно преодолеть расстояние 75 км. В первый день они преодолели треть намеченного пути. Какое расстояние туристы преодолели за первый день?

75/3 = 25 км.

 

4) Работа в тетради на печатной основе №38(1)

(Работа в парах)

 

Вывод: – Каким действием находим долю от величины? (Делением)

             – Как это сделать? (Нужно разделить данную величину на соответствующее число.)

 

 б) Нахождение величины по её доле

 

1) №91

– Во сколько раз нужно увеличить треть данной величины, чтобы получить всю величину?

Вычисли длину отрезка, если треть этого отрезка имеет длину 5 см.

 

2) №92

– Торт разделили на 8 равных частей. Одна такая часть имеет массу 125 г. Какую массу имеет весь торт.

 

3) Сколько стоит батон колбасы, если его пятая часть стоит 32 руб?

 

4) Работа в тетради на печатной основе №39 (1)

(Работа в парах)

 

Вывод: – Каким действием находим величину по его доле? (Умножением)

             – Как это сделать? (Нужно долю умножить на соответствующее число.)

 

в) Решение задания №96

 

г) Дифференцированный подход

 

– Выберите задачу и решите её

(Задачи на разных карточках: на красной – трудная, на зелёной – средняя, на жёлтой –  лёгкая.)

 

  В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Сколько тонн картофеля собрали в хозяйстве?

 

Решение: 300*4 = 1200 (т)

 

   В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Во второе хранилище привезли треть всего собранного картофеля. Сколько тонн картофеля привезли во второе хранилище?

 

Решение: (300*4)/3 = 400 (т)

 

В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Во второе хранилище привезли треть всего собранного картофеля. А оставшийся картофель отвезли в третье хранилище. Сколько тонн картофеля привезли в третье хранилище?

Решение: (300*4)/3 =400 (т)

                 1200-300-400 = 500 (т)

Самостоятельная работа, в тетрадях, взаимопроверка.

Формулируют правило

П: Ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация, для решения учебной задачи.

К:Слушают и понимают речь других.

Закрепление

– Каким действием находим долю от величины? (Делением)

–  Как это сделать? (Нужно разделить данную величину на соответствующее число.)

– Каким действием находим величину по его доле? (Умножением)

– Как это сделать? (Нужно долю умножить на соответствующее число.)

Итог урока.

Словесный:

Отвечают на вопросы

3 мин

-Ребята, какова была тема нашего урока?

-какие задачи мы ставили с вами на сегодняшний урок?

-как найти долю, и величину?

-мы достигли решения этих задач?

-кто может сказать, что может решить подобные задачи?

Отвечают на вопросы учителя

К: Строят устные речевые высказывания

Рефлексия

Практический:

Показывают настроение к концу урока.

5 мин

Ребята, в начале урока вы показали свое настроение, теперь ваша задача таким же образом показать настроение к концу урока.

-Показывают свое настроение к концу урока, с помощью кружков.

Л: воспроизводят самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Нахождение доли числа и числа по доле"

данная презентация помогает провести урок математики по теме "Нахождение доли числа и числа по доле" в 3 классе...

Конспект урока по математике. 4 класс ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.

ТЕМА: НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО, НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.ЦЕЛИ: Образовательные: познакомить  с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженн...

Конспект к уроку математики «Нахождение доли от величины и величины по её доле».

Конспект урока по математике на тему:«Нахождение доли от величины и величины по её доле».Цели деятельности учителя: Создать условия для формирования умений  находить долю от величины и велич...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема: Нахождение части от величины. УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить части от величин; развитие умения анализировать и обобщать.Планируемые результаты:Предметные:знать, как найти часть от величины;уметь ...

Конспект урока по "Математике", 4 класс, тема: Нахождение нескольких долей целого

Класс: 4ВУМК: Школа РоссииТема: Нахождение нескольких долей целогоТип урока: открытие новых знанийЦель урока: формирование умения обучающихся решать задачи на нахождение нескольких долей целого.Задачи...