Внеурочная деятельность по математике
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Мир занимательной математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_matematika_331_gruppa_hudoeva_kseniya.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия по математике по теме: « Мир  занимательной математики ».

Предмет

Математика

Учитель

Худоева Ксения Андреевна

Класс

2

Тема занятия

Мир занимательных задач

Цель

Познакомить учащихся с различными видами задач: шарады, мегаграммы, задачи в стихах, олимпиадные задачи.

Задачи занятия

Предметные: организовать деятельность учащихся по решению занимательных заданий по математике.
Метапредметные:
Познавательные 
– развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения заданий операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;
Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы;
Коммуникативные – уметь слушать и слышать друг друга, сотрудничать со сверстниками и преподавателем;
Личностные: создать условия для развития интереса к занятиям по математике.

Методы проведения занятия

Интеллектуальная игра

Формы работы

Групповая

Технологии

Игровая

Оборудование и материалы

Мультимедийная презентация, вагоны и поезд распечатки, жетончики жёлтые и синие, жетончики (система оценивания).

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

Вступают  в диалог, выслушивают разные точки зрения, отстаивают своё мнение, приводя аргументы.

Метапредметные

Регулятивные: Умеют ставить перед собой цели, планировать  выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

Познавательные: Умеют ставить и формулировать проблемы, выполнять операцию сравнения, делать выводы и четко излагать их.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками и с преподавателем.

Предметные:

Знают разные виды занимательных задач  без труда  решают их.

Организационная структура урока

Этапы занятия

Деятельность учителя,

задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся .

Планируемые результаты

Организационный этап:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут, Ксения Андреевна,   и я буду проводить у вас занятие по математике. На партах вам понадобятся ручка и черновик, остальные принадлежности вы можете убрать в портфель. Сегодня наше занятие будет очень непростое, нам предстоит выполнить много интересных заданий, но прежде чем мы приступим, отгадайте-ка загадку:

У неё нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

- Вы догадались, какой ответ загадки?

-Верно. А как вы считаете, важно ли знать, что такое задача и как ее решать? - Или это надо знать только математикам?

- Слушают.

- Задача

- Да/нет, делятся мнением

Мотивация и настрой учащихся на занятие.

Основная часть:

Сегодня на занятии я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Мир занимательных задач». (Включает проектор, первый слайд). Но прежде чем начать игру, нам необходимо поделиться на две команды. (У каждого на парте лежит жетончик определённого цвета. Желтые – это первая команда, синие  – вторая).

- Что должно быть у каждой команды?

- Давайте придумаем названия команд и выберем командира, который будет озвучивать ответы команд.

- Ребята, давайте вспомним правила работы в команде.

- Я очень надеюсь, что вы будете работать по командам, соблюдая, все то, что мы с вами сейчас перечислили, но если правила будут нарушаться, то у команды будут отбираться жетончики.

Игра будет проходить в несколько раундов. Каждый раунд будет содержать разные виды задач. За каждую правильно решённую задачу, команда будет получать пять жетончиков. (Раунды представлены на слайде, задания так же выводятся на экран). А кто будет первым отвечать, определим с помощью приёма «Угадай-ка», ребята первой и второй команды отгадывают, в какой руке спрятан мел или первой отвечает команда с меньшим количеством игроков.

- Итак, а мы начинаем.

Первый раунд «Задачи-шутки»:

1. На дереве сидело 10 птиц. Охотник одну подстрелил, сколько птиц осталось на дереве?

2. Когда чёрной кошке лучше всего пробраться в дом?

3. На дереве сидели 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве?

4. Петух, стоя, на одной ноге весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя, на двух ногах?

- Молодцы, ребята, первый раунд мы закончили со счетом… (Получают жетончики)

-Как вы поняли, что такое задачи -  шутки? Мы их решаем так же как другие задачи по действиям?

- Хорошо, ну а мы приступаем ко второму раунду.

Второй раунд «Шарады»:

1. Начните с «П» - и буду я деталь велосипеда, а с буквой «М» - дают меня спортсменам за победу.

2. Первое – нота, второе – тоже, а целое на боб похожа.

3. Начало - голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда.

4. Число и нота рядом с ним, да букву припиши согласную, а в целом – мастер есть один, он мебель делает прекрасную.

- Итак, как вы поняли, что такое шарады?

- Вам было сложно разгадывать шарады? В чем заключалась сложность?

- Ну а мы переходим к третьему раунду.

Третий раунд – задачи в стихах


Стихотворная задача №1:
Подарили Пете книжку о ракете. Прочитал Петя, подарил Свете.
Света – Ване, Ваня – Тане, Таня – маленькой Марьяне.
Сколько детей прочитали книгу?


Стихотворная задача №2 :
У меня в одной коробке 3 жука,

А в другой имею я 3 паука.

В уголке шуршат бумагой 2 ежа,

А в двух клетках распевают 2 чижа.

Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,

Сколько вместе все они имеют ног?


Стихотворная задача №3:


Чип и Дейл на помощь кому-то спешили,

100 км на лодке проплыли,

Меньше в 2 раза прошагали пешком,

Ещё 25 – на верблюде верхом

Спасли кого нужно, устали чуть-чуть

Скажите, какой же они проделали путь?

Стихотворная задача № 4:

4 подружки, зелёные лягушки,

На болоте жили, комаров ловили.

Каждая поймала 6 и готовилась

Их съесть.

Сосчитайте – ка, ребята!

Сколько комаров поймали лягушата?


- Ребята, вам понравились задачи в стихах? Раньше вы уже работали с таким видом задач?

- Ну а мы переходим к следующему раунду, постарайтесь, осталось совсем чуть-чуть.

Раунд четвёртный – олимпиадные задачи

- Решали ли вы когда – нибудь олимпиады? В олимпиадах по математике есть такие задачи, которые решаются сложнее, чем другие задачи.

Для решения таких задач вам необходимо включить смекалку и быть очень внимательными.

Олимпиадные задачи №1:

Три ученика делают 3 самолетика за 3 минуты. Сколько учеников сделают 9 самолетиков за 9 минут?

Пояснение:
Один ученик за 3 минуты делает 1 самолёт:

 3:3=1
Три самолёта сделает 1 ученик за 9 минут:

9:3=3
1*3=3 ученика
Они за каждые 3 минуты делают 3 самолётика.
за 6 минут-6 самолётиков, за 9 мин-9 самолётиков  и т.д.
 

2. Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.



3. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя, Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Какое платье носит каждая из этих девочек?

Пояснение:

1) Девочка в зелёном платье (не Аня и не Валя) стоит между Надей и девочкой в голубом платье.
Галя в зелёном, Валя в голубом;
2) Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. 
Надя в розовом, Аня в белом.

4. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на 3 части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали? 

1) 15-9=6 листов увеличение количества листов бумаги
рассуждаем и получаем, что 6 неразрезанных листов составляют 2 части разрезанных, решаем:
2) 6:2=3 листа делили на 3 части
 Проверка: 
1) 9-3=6 листов не делили
2) 3*3 = 9 листов стало после разделения 3 листов  на 3 части
3) 6+9=15 листов бумаги стало. 

- Вот мы и закончили четвёртый раунд. Как вы поняли, какая особенность в олимпиадных задачах?

- Следующий раунд, который нам необходимо пройти называется «Метаграммы»

Раунд пятый  – метаграммы

- Знаете ли вы, что такое метаграммы?

В метаграмме зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.
1) Что это такое?
С «Д» - ветвистый,
С «З» - костистый,
С «К» - ребристый?


2) С «Д» - давно я мерой стала,
С «Т» уж нет и выше балла.


3) Когда я – месяц, то, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь,
Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь.

4) Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» -
Будет круглое число.

-Ребята, какие задачи очень похожи на метаграммы? У вас вызвало интерес решать метаграммы?

- А мы переходим к заключительному раунду, который называется логогрифы.

Раунд шестой  – логогрифы

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится сначала. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово. На этом этапе у нас всего три задачи, поэтому ответ на последнюю задачу принимаю по поднятой руке, кто быстрее поднимет, тот и даёт ответ.

1) В планету поместите меру,
И ветер всколыхнет всю атмосферу –
Такой, которого сильнее не найти:
Он все сметает на пути.

2) Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа,
Но если внутрь меня поставить «Е»,
То – среди женского я рода.

3) Я – цифра – меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец и ты, и дедушка, и мать.


- Ребята, кто может сделать вывод, что же такое логорифмы? Вам удалось их решить?

- Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии?

- Ответы принимаю полным ответом.

- Сколько всего было раундов?

- С какими задачами мы работали в каждом раунде?

- Внимательно слушают.

- Название и командир

- Делятся на две команды. Рассаживаются по цветам.

1. Уметь слушать друг друга.

2. Не перебивать.

3. Не мешать другой команде работать.

4. Не отвлекать одноклассников.

5. Не выкрикивать и др.

Отгадывают.

Первая команда: нисколько, остальные разлетелись.

Вторая команда: Когда дверь открыта.

- 2 сороки

- 2 кг

- Это задачи, которые не надо решать математическим способом, а необходимо думать логически.

Ответ: Педаль – медаль

Ответ: Фасоль

Ответ: картина 

Ответ: столяр

- Это разновидность загадок. Шарада – это разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова.

- Да\нет, поясняют.

Ответ: 5

Ответ: 3*6+3*8+2*4+2*2=18+24+8+4=54 ноги
у жука 6 ног , а у трёх жуков 3*6=18
у паука 8 ног , а у трёх 3*8=24
у ежа 4 ножки , а у двух 4*2=8
у чижа 2 ноги, а у двух 2*2=4
Ответ:54 

Ответ: 100+100:2+25=175(километров)

Ответ:

6*4=24 комара

- да /нет, пояснение

-да/нет

Ответ: Ответ: 3 ученика

Ответ: 58

Ответ: 

Аня         Валя       Галя       Надя
бел.          гол.         зел.         роз.

 

Ответ: При разрезании каждого листа на 3 части число листов увеличивается на 2. Добавилось: 15 – 9 = 6 (листов). Значит, 6 : 2 = 3 (листа) бумаги разрезали.

- Они сложнее, чем другие задачи, необходимо думать логически и подключать смекалку.

Ответ: дуб – зуб – куб.

Ответ: пядь – пять.

Ответ: март – марш.

Ответ: сурок – сорок.

- Шарады

- Да/нет, делятся мнением

Ответ: уран – ураган.

Ответ: два – дева.

Ответ: семь – семья.

- Делятся мнением.

- Мы играли в игру «Мир занимательных задач»

- 6

- Шарады, логорифмы, задачи – шутки, метаграммы, олимпиадные задачи, задачи в стихах.

Р: Умеют ставить перед собой цели, планировать  выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

П: Умеют ставить и формулировать проблемы, выполнять операцию сравнения, делать выводы и четко излагать их.

К: Умеют слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками и с преподавателем.

Заключительный этап:

-А теперь, давайте подсчитаем количество жетончиков в каждой команде. Подводим итог. Давайте поаплодируем команде, набравшей большее количество, а в нашей игре побеждает дружба.

- Сейчас я предлагаю вам поделиться своим  впечатлением, как вам игра, что было легко решать, что сложно, что было интересно, что не понравилось. Каждый из вас получил вагончик, вам необходимо его подписать, и поделиться впечатлением. Затем мы все эти вагончики  соединим к одному большому поезду, который едет добывать знания.

- На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

 Пишут впечатление, затем выходят к доске и зачитывают перед классом. Приклеивают к поезду.

Знают разные виды занимательных задач и способы их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....