Технологическая карта урока математики 2 класс "Буквенные выражения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Староверова Элла Николаевна

Технологическая карта урока математики "Буквенные выражения" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Староверова Элла Николаевна

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Математика, 2 класс

Тема

«Буквенные выражения»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Информационно-методическое обеспечение (образовательные ресурсы)

УМК «Школа России», Учебник Математика 2 класс 2 часть (Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В.)

  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Цель

знакомство с понятием  «буквенное выражение»

Задачи

- учить читать буквенные выражения, находить их значения;

- совершенствовать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами изученных видов;

- развивать   математическую речь, оперативную память, логическое мышление;

- формировать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Формы и методы обучения

Метод: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Что называется буквенным выражением, что значит найти значение буквенного выражения.

Оборудование

 учебник, мультимедийная презентация, компьютер, проектор

Планируемые результаты обучения

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

I.Эмоциональный настрой. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня урок математики мы проведем необычно. У нас на уроке присутствуют гости, которые будут смотреть, чему мы с вами уже научились и чему сможем научиться на уроке.

- Прежде чем начать, урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.

- Это еще не все гости, к нам еще кто-то пришел. Отгадайте загадку:

Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь -
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку.

               - Кто это?

Чебура́шка — персонаж книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

-  И        сегодня на уроке мы будем учиться математике вместе с героями любимых мультфильмов.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Оценка своего эмоционального состояния учащимися.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

(Дети открывают тетради, проверяют правильность посадки, записывают число, классная работа)

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД: установка на целенаправленную деятельность.

ΙI. Актуализация знаний.

1. Проверка д/з

- Прочитайте выражения, в которых получились круглые числа?

- В каких выражениях получились одинаковые ответы?

- Выбери верное решение задачи. Объясни свой выбор.

20+(20-10)      20+(20+10)

2. Поработаем устно:

1 задание от почтальона Печкина.  Помогите Печкину разобраться, Сколько почтовых отправлений ему нужно доставить адресатам? Если известно, что

-  В сумке почтальона Печкина 11 писем и 9 открыток. (11+9=20)

- Составьте обратные задачи.

2 Следующее задание тоже от Печкина:

 - Почтальону надо разнести 14 газет, а журналов  меньше. Сколько журналов надо разнести?

     На вопрос задачи ответить нельзя, так как эта задача с недостающим данным.

   -  Хорошо я предлагаю  выбрать недостающее данное из предложенных на экране:

а) на 14 меньше

б) на 8 меньше

в) на 17 меньше

- Почему выбрали вариант б)?

- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

3 задание от Шарика:

- Какие фигуры изображены?

- Давайте вспомним, что такое периметр. Найдите периметр треугольника.

- Длина ломаной состоящей из 2 звеньев равна 16 см.  Какой длины могут быть звенья этой ломаной?

- Какие ещё единицы измерения длины вы знаете?

4. Помогите крокодилу Гене вставить в выражения пропущенные числа           

*+2=30         (28+2=30)

60-*=40       (60-20=40)

*-8=50         (58-8=50)

40+*=60      (40+20=60)

-  Что записано на доске? (числовые выражения.)

-  На какие группы можно разделить эти выражения? По какому признаку?

- Какая закономерность прослеживается, если мы посмотрим на значения этих выражений?

- С каким значением будет следующее выражение?

- Составьте своё числовое выражение с ответом 70.

 

Учащиеся класса проверяют правильность выполненной работы

Дети дают возможные варианты ответов,

вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД: умение структурировать знания

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Предметные УУД: 

 закрепить вычислительные навыки.

Познавательные УУД: 

овладение логическими операциями анализа и сопоставления.

III. Открытие нового знания.

 Формулирование темы и цели урока.

   Сейчас чебурашка предлагает поработать самостоятельно, найти значения выражений, записанных на экране:

34+20=54             46-3=43         60+8=68

62+8=70               93-3=90          11+а=

https://auho.ru/sites/default/files/chebyrashka-raskraski-3.jpg

  34+20=           46-3=        60+8=

   62+8=             93-3=        11+а=

Проверяем (взаимопроверка)

- Почему не нашли значение последнего выражения?

- Как бы вы назвали это выражение?

- Кто мне подскажет, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какие цели поставим перед собой?

- Сегодня мы узнаем, как называются такие выражения, будем учиться читать и записывать такие выражения, находить их значения.

Проверим своё предположение с помощью учебника.

Выполняют арифметические действия. Записывают результаты вычислений.

Выделяют и осознают то, что предстоит усвоить.

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные УУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия; рефлексия чужой и своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.

Познавательные УУД:  умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание

Физминутка

Музыкальная разминка

Учащиеся выполняют разминку

IV. Первичное закрепление и самостоятельная работа.

1. - Рассмотрите рисунок на с.76. Какое выражение стоит на пеньке? (2+__)

- Подставьте в окошко число, которое держит ежик.

- Прочитайте выражение и вычислите его значение. (2+5=7)

- Какое выражение получится, если подставим число, которое держит зайчик? Вычислите. (2+3=5)

- Подставьте число, которое держит лисичка, белка. (2+6=8; 2+4=6)

- Что можно сказать о выражении с окошком? ( На место окошка можно подставить любое число и вычислить значение выражения.)

2. - Галчонок предлагает выполнить следующее задание. Прочитайте внимательно задание под номером 1. Что нужно сделать? Выполним это задание устно.

- Почему в последнее выражение нельзя подставить числа 7,8, 9? (Они больше 6, вычитать нельзя.)

- Давайте прочитаем текст рядом с красной чертой на стр. 76.

- Чем в математике заменяют окошки? (Маленькими латинскими буквами.)

- Прочитаем некоторые из них, вместе с нашими сказочными героями.

- Замените в примерах из №1 окошки на буквы.

- Как называются выражения, состоящие из чисел? ( Числовые.)

- Как называются выражения, в записи которых есть буквы? (Буквенные.)

-Как читаются буквенные выражения? (так же как и числовые). Прочитаем на стр. 77.

   

 3. Упражнения в чтении и записи буквенных выражений

Работа в парах. У каждой пары листок с заданием: вставить вместо «окошка»  букву латинского алфавита, прочитать.

- Читать буквенные выражения научились.

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-kot-matroskin45.jpg

15 +   …             …       - 6

9  - …                   …       + 20

12 – (5 +  ...)          30 – 10 + …

Участвуют в обсуждении,  подставляют числа и вычисляют значения выражений.

Знакомятся с буквами латинского алфавита в учебнике

а – «а»

b – «бэ» …

 

Работают в парах; осуществляют проверку выполненного задания с образцом на экране.

Познавательные УУД:  умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание

V. Систематизация и повторение.

1.

- Как вы думаете, как можно найти значение буквенных выражений?

- Почтальон Печкин нам предлагает составить алгоритм решения буквенных выражений.

Работа в группе. Составление и презентация алгоритма.

- Прочитайте внимательно задание №2.

- Выполним это задание, используя алгоритм, который мы составили.

Работа с комментированием у доски.

К+7

Если К=10, то 10+7=17

     Если к=7, то 7+7=14

2. Задача № 3.

Прочитайте внимательно задачу.

- Что известно в задаче? Что нужно узнать?

-Запишем краткую запись.

-Какие опорные слова выберем для краткой записи?

Было-  50р. и  10р.

Заплатила - 30р.

Осталось-?

-Найдите разные способы решения задачи.

Проверка.

1 способ: (50+10)-30=30(р.)

2 способ: (50-30)+10=30(р.)

- Вернёмся к условию задачи.

- Какую сумму могла заплатить мама? (20р., 40р. и т.д.)

- Как я могу отобразить это в условии задачи?

(-Заплатила с рублей.)

-Запишите выражения, являющиеся решением задачи.

Дети записывают на доске:

(50+10)-с

(50-с)+10

Обучающиеся анализируют задание.

Дети предлагают свой алгоритм, а потом сравнивают с образцом и делают выводы.

Учащиеся практикуются в чтении буквенных и числовых выражений. Находят значение буквенных выражений, логически рассуждают, используют алгоритм.

Дети выбирают слова для краткой записи

На доске и в тетради записывают краткую запись.

Дети решают задачу самостоятельно.

Проверка.

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.

Познавательные УУД: умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание

VI. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока      

(Узнать, что такое буквенное выражение и  научиться вычислять  его значение)

                                                                            

- Достигли мы этой цели?

- Предлагаю подчеркнуть на карточке буквенные выражения.

- На солнышке покажите настроение от урока.

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-kot-matroskin5.jpg

25 + 8            (32 +с) – 12        b – 5

а – 7               70 + k                14 – 5

Ответы обучающихся.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.

Познавательные УУД:  умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

-Какие бывают выражения?

- Что такое буквенное выражение?

- Как вычислить его значение?

(- Буквенные и числовые.

- Выражение, содержащее и числа и буквы.

- Подставить значение буквы в выражение. Вычислить)

Домашнее задание (на выбор):

1. Стр. 77, № 4,5.

2. Сделать карточки с буквенными выражениями

для устного счета.

Ответы обучающихся.

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему,

 умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.

Познавательные УУД:  умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Познавательные УУД:  умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики во 2 классе "Выражение со скобками"

Данный материал представляет собой технологическую карту урока математики во 2 классе "Выражение со скобками".Урок разработан по системе Л.В. Занкова.Урок составлен в форме игры.Среди материалов ...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Технологическая карта урока математики во 2 классе на тему: "Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки"

Урок разработан в соответствии ФГОС, используется занимательный материал, математические игры, ссылки на задания образовательной платформы Учи.ру....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема урока: «Закрепление. Решение задачи и выражений. Распознавание треугольников.» Тип урока: Закрепление и рефлексия. Класс: «3б»

Цель урока: Закрепить умения и навыки решать задачи разными способами.Ф.И.О. студента: Родионова Полина АлександровнаЗадачи урока:Дидактические:- отрабатывать умение решать задачи;- учить находить на ...

Технологическая карта урока математики "Буквенные выражения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: общеметодологическийЦель урока: обобщение знаний обучающихся о буквенных выражениях....