07. Урок математики ко Дню Космонавтики "Нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление".
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ефремова Ирина Михайловна

Урок математики связан с днем космонавтики. Цель урока: познакомить учащихся с советскими космонавтами, их вкладом в развитие космоса; с помощью загадок и стихов, рисунков закрепить нумерацию чисел в пределах 1000, действия с числами; умение выражать величины; воспитывать чувство долга и преданности  Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Нумерация чисел в пределах тысячи. Закрепление.

Цели: закрепить знания детей о нумерации чисел в пределах 1000; расширить представления детей о космосе.

Задачи:

Обучающие: закреплять знания о 3-значных числах, умение записывать числа в пределах 1000, навыки счета в пределах 1000; углублять знания детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы.

Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление, математическую речь, умение пользоваться математической терминологией.

Воспитательные: воспитывать гордость за свою страну, граждан России, уважительное отношение к партнерам; развивать умение работать в команде, ответственность, самостоятельность.

Ход урока

I. Повторение

  • -Назовите сегодняшнюю дату? (11 апреля)
  • А кто знает, чем отмечен день 12 апреля?
  • Давайте обратимся к календарю? (День космонавтики).
  • Что обозначает слово космонавтика?
  • Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)
  • С того памятного полета 1961 года в космосе побывало 436 человек. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

Проверка

- Какое число вы записали? (3-значное)

- Что вы знаете о 3-значных числах? (они состоят из трех разрядов: 1 – единицы, 2-десятки, 3 – сотни)

- Что обозначает каждая цифра в записи числа 436? (4 – количество сотен или единиц 3-го разряда, 3 – количество десятков или единиц 2 разряда, 6 – количество единиц или единиц первого разряда)

- Сколько всего единиц в этом числе? (436)

- Сколько всего десятков в этом числе? (43)

- Сколько всего сотен в этом числе? (4)

- Запишите еще 2 любых трехзначных числа и представьте их в виде суммы разрядных слагаемых.

- Что нового для себя вы только что узнали о космосе? (В космос уже слетало 436 человек)

- А зачем люди летают в космос? (изучают планеты, звезды; изучают, как космос влияет на людей, растения, животных, наблюдают за Землей)

- Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие.

- Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике.

II. Работа по теме

  • Устный счет

Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.

Учитель читает примеры. Дети вычисляют и записывают только ответы.

87 – 75 (12)

100 : 25 (4)

24 + 84 (108)

54 : 6 (9)

Проверка

- Что вам напоминают эти числа? (12 апреля, 108 минут Гагарин был в космосе, 9 планет в Солнечной системе).

- Кто перечислит планеты Солнечной системы?

- У вас на столах конверты с изображением планет Солнечной системы и Солнца. Какую форму имеют планеты в космосе? (шарообразную).

- А какую форму имеют бумажные изображения планет? (круглую).

- Чем отличаются планеты и их изображения? (настоящие планеты шарообразные, объемные, а изображения планет круглые, плоские).

- Разложите изображения планет по возрастанию радиуса. Давайте вспомним, что такое радиус? (расстояние от центра  до точки на окружности).

- Какая планета самая маленькая? (Плутон)

- А какая планета имеет самый большой радиус? (Юпитер)

- А теперь расположите планеты по порядку их удаления от Солнца.

Проверка

- Давайте, назовем планеты по порядку.

- А теперь я буду читать вам информацию о планетах, а вы слушайте и записывайте только числа, которые услышите:

  • 400 ° С – температура на Меркурии днем.
  • 15 спутников имеет планета Уран
  • 16 спутников у планеты Юпитер
  • 300 лет наблюдают на Юпитере красное пятно, это гигантская газовая буря.
  • На глубине 100 км на Юпитере расположен океан из жидкого водорода.

- Кто знает, что такое водород? (предположения детей)

Водород - газ, который при определенной очень низкой температуре может становиться жидким, при соединении с кислородом образует воду.

У детей:

400, 15, 16, 300, 100.

Проверка

- Что вы интересного для себя узнали?

- Попробуйте за 3 минуты составить как можно больше примеров из записанных чисел, но таких, чтобы их могли решить все дети.

Дети называют примеры и записывают их на доске.

Варианты:

400 + 300        300 + 100                400 – 300                        400 + 15 + 16

400 + 15                300 + 15                300 - 100                        400 – 300 – 100

400 + 16                300 + 16                400 – (16 – 15)                300 – 100 + 15 и т.п.

- А теперь решите получившиеся примеры. Кто успеет раньше всех, может придумать и решить другие примеры с этими числами.

Фронтальная проверка.

- Продолжаем космический устный счет.

  • Ракета за 3 с пролетает 18 км.   Сколько километров она пролетит за 1 с? (6)
  • В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)
  • На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 2 кг? (12 кг)

Проверка

- Ну что же, с устным счетом справились, а теперь выберем капитанов космических кораблей.

Решение задач

- Космическая задача

Задача 1

В отряде космонавтов было 96 мужчины, а женщин в 4 раза меньше. Сколько всего людей в отряде космонавтов?

- Первый ученик в каждом ряду, решивший правильно задачу, станет капитаном своего космического корабля-ряда.

- А как еще можно было записать решение?

- Итак, капитаны определены.

Учитель прикрепляет капитанам знаки отличия.

Команды экипажей формируются по рядам, поэтому в группах оказываются дети с разным уровнем подготовки.

- Чтобы полет каждого звездолета прошел благополучно, капитаны должны следить за тем, чтобы все члены его экипажа справлялись с работой, и по необходимости помогать им. А сейчас команда придумает название своему кораблю.

- Посмотрим, чей звездолет стартует первым! У вас карточки с примерами, распределите примеры между членами группы и решайте их. Учитывайте способности всех членов экипажа. Не забывайте об уважении ко всем членам экипажа, от правильного выбора команды зависит скорость и  правильность  решения

- И помните правило настоящих космонавтов:

Понапрасну не болтай
Рассуждая  – убеждай
Здесь не нужен шум и гам -
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг.

Проверка после решения примеров всеми командами.

Та команда, которая первой решит примеры правильно, запускает свою ракету, дальше ракеты запускаются по порядку решения. Каждая ракета работает, как триггер.

 - Итак, мы взлетели, посмотрим, что происходит в космосе:

Физминутка для зрения

Под песню  «Трава у дома»

По щелчку появляется слайд 10, начинает играть музыка, дети представляют себя в невесомости, как будто ракета взлетела в космос. Потом дети следят глазами за ракетой на экране и планетами, которые как будто проплывают мимо в иллюминаторе.

В связи с большим объемом файла музыка удалена из презентации.

- Ну, вот мы и в космосе.

Задача 2

Юрий Гагарин пробыл в космосе 108 минут.

Сколько это часов и минут?

- Ну что же, Гагарин был в космосе 1 час 48 минут, а мы пробыли в космосе почти 35 минут. Кто может посчитать, на сколько больше в космосе пробыл Гагарин, чем мы? (на 73 минуты, или на 1 час 13 минут)

Осталось последнее задание для космонавтов.

Задание на логическое мышление

- Расположить числа 8 – 688 по возрастанию, определить закономерность (прибавляется по 60).

 У детей получается слово «Приземляемся».

По щелчку числа перемещаются и выставляются по порядку – проверка.

- Ну что же, мы возвращаемся на Землю. Осталось получить задание для работы на Земле.

Домашнее задание

Придумать космические задачи или составить космическую шифровку.

Итог урока

После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после космического полета.

- Покажите мне карточку, которая отражает ваше настроение сейчас. Каким цветом вы бы его отразили?

- А теперь покажите мне зеленую карточку, если вам понравилось работать на уроке.

- Какие задания вам особенно понравилось выполнять, почему?

- А в каком задании было сложно?

- А теперь оцените работу вашей команды цветами.

- Ну что же, надеюсь, что в следующий раз вы будете работать еще более слаженно и с такими друзьями не то, что в космосе, в любой трудной ситуации ничего не будет страшно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математике 2 класс на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление"

Интегрированный урок математике во 2 классе на тему: "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление."Тип урока: Игра - путешествие....

Урок по теме "Устная нумерация чисел в пределах 1000."

Урок  по  математике  в  3 классе по                  УМК «Школа России»...

Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000» (закрепление)

Урок закрепление по математике в 3 классе. Тема :"Сложение и вычитание в пределах 1000".  В ходе урока математический диктант, логический материал,решение задачи....

Урок математики 1 класс "Состав чисел в пределах 10. Закрепление"

Урок математики 1 класс "Школа России"Тема: Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала. Цель: повторить состав чисел, приёмы сложения и вычитания...

Презентация к уроку математики на тему: "Нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление."

Презентация к уроку математики на тему: "Нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление."...