Конспект урока
план-конспект урока по математике (3 класс)

Акчурина Гульназ Рамиловна

конспект урока по математике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx42.42 КБ
Файл конспект урока по матем на тему доли47.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Единицы площади. Квадратный сантиметр».

Цели: познакомить с единицей измерения площади – квадратным сантиметром; закреплять умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Учиться измерять площадь фигур в квадратных сантиметрах;

- Понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;

Личностные:

- Проявление интереса к содержанию занятия;

- Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник математики 3 класс 1 часть (УМК «Школа России») , учебная презентация; наглядный материал (фигуры).

Ход урока

Этапы

Методы и приемы

Время

Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный, рассказ.

1 мин

-Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

Приветствовать учителя.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический, упражнения.

 5 мин

Начнем наш урок с математического диктанта, на партах у вас лежат листочки, подпишите их. Я буду читать задание три раза: первый раз вы внимательно слушаете, второй раз записываете ответ, а в третий раз проверяете.

1.Увеличьте 5 в 4 раза (20);

2.Во сколько раз 45 больше, чем 9? (В 5);

3.Найдите произведение чисел 7 и 8 (56);

4.Первый множитель 9, произведение 36. Чему равен второй множитель? (4);

5.Я задумала число, увеличила его в 3 раза и получила 24. Какое число я задумала? (8);

6.На сколько нужно разделить 32, чтобы получилось 4? (На 8);

7.Чему равно частное чисел 9 и 3? (3);

8.Какое число нужно разделить на 5, чтобы получилось 5? (25);

9.Какое число я умножила само на себя и получила 16? (4). 

Сдаем листочки с последней парты на первую.

Прогнозировать результат вычисления.

Анализ, сравнение, обобщение (П);

Структурирование знаний (П);

III. Постановка учебной задачи

Словесный, беседа.

Работа в группах

7 мин

На доске фигуры:

Каким способом нам удобнее сравнить фигуры по площади?

1. - На глаз. Сразу видно, что первая фигура меньше второй.

2.  - На глаз или наложением.

3.  Посчитать треугольники, из которых состоит фигура, и сравнить их количество.

Работа в группах (у каждого ряда разные по размеру и форме мерки: 1 ряд – прямоугольные, 2 ряд – треугольные, 3 ряд – квадратные).

-Я заказчик и прошу привезти мне картон размером 5 единиц – мерок. Покажите, сколько картона вы мне привезете (Учащиеся на листе бумаги составляют фигуру, в которой 5 мерок).

Почему у вас получились разные размеры картона, если все приготовили картон площадью 5 мерок? (Мерки разные).

Что может произойти в жизни, если у каждого будут свои мерки?

Кто может сформулировать тему урока? (Единицы площади. Квадратный сантиметр). Какие мы поставим цели? (Будем учиться измерять площади фигур в квадратных сантиметрах).

Отвечать на вопросы.

Объяснять, сравнивать и обобщать данные.

Выполнять работу в группах.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

IV. Открытие

нового знания

5 мин

Прочитайте теоретический материал на стр. 58 под чертой. Что называют квадратным сантиметром? (Площадь квадрата, сторона которого 1 см).

Квадратный сантиметр обозначают так (на слайде): 1 см2 – точку после сокращения не ставят.

№1 стр. 58.

Прочитайте задание, что нам нужно сделать?

Сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре? Площадь какой фигуры больше и почему?

Сделайте вывод: какая фигура будет больше? (Та, в которой больше одинаковых мерок).

Давайте с вами немного отдохнем, все встаем.

Понимать информацию

для установления

Анализ, обобщение (П);

Работа с книгой, чтение.

Словесный, беседа.

Практический, упражнения.

Динамическая пауза

1-2 мин

причинно-следственных связей.

Объяснять, сравнивать и обобщать данные.

Использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации.

Структурирование знаний (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный, беседа.

Работа с книгой, чтение.

Практический, упражнения.

10 мин

№6 стр. 59.

Прочитайте задачу. Что нам известно? (В строит. отряде было 19 юн. и 9 дев.; разбились на бригады по 7 человек). Какой вопрос задачи? (Сколько получилось бригад?). Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? (Не известно, сколько всего было человек). Можем ли мы найти, сколько всего было человек? Каким действием? (Сложением). Зная, сколько всего было человек, сможем ли мы узнать, сколько получилось бригад? Каким действием узнаем? (Делением).

Запишите решение и ответ (1 человек у доски).

№7 стр. 59.

Прочитайте задание, что нужно сделать?

(Два ученика по очереди выходят к доске, составляют задачу по выражению и находят ответ).

Объяснять, сравнивать и обобщать данные.

Понимать информацию для установления причинно-следственных связей.

Отвечать на вопросы.

Использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации.

Использование знаково-символических средств (П);

Выполнение действий по алгоритму (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

VI. Самостоятельная

работа с

самопроверкой

Практический, упражнения.

Словесный, беседа.

8 мин

Прочитайте задание №2. Что нужно сделать?

А теперь посмотрите на задание №3, прочитайте, что нужно сделать? Чем отличаются эти задания? Обратите внимание, что во втором номере нужно «уменьшить на 40», а в третьем «уменьшить в 4 раза».

Самостоятельно решите эти задания, первые пять человек могут подойти ко мне на проверку на оценку.

Находить, обобщать и

представлять данные.

Планировать решение

задачи.

Прогнозировать результат вычисления.

Принимать и сохранять учебную задачу (Р).

Структурирование знаний (П);

Использование знаково-символических средств (П);

VII. Включение в систему знаний

Словесный, беседа.

1 мин

-А теперь давайте вспомним, с какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

Что называют квадратным сантиметром? (Площадь квадрата, сторона которого 1 см).

Хорошо, молодцы, ребята!

Формулировать выводы и прогнозы, обобщать данные.

Анализ, обобщение;

Установление причинно-следственных связей (П).

VIII. Рефлексия деятельности по продукту

Словесный, беседа.

1-2 мин

-Давайте подведем итог урока. На доске вы видите высказывания, выберите одно и продолжите его:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я научился…

Было трудно…

Спасибо за урок.

Формулировать выводы.

Рефлексия способов и условий действий (П);

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

Самооценка (Л).



Предварительный просмотр:

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель:  познакомить с понятием «доли», способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.                                                                                                                                      

Задачи:                                                                                                                                                                                                          Обучающие:                                                                                                                                                                                                - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов,  геометрических фигур;

-познакомить с понятием «доля», с образованием долей;

-формировать умение читать, записывать и  сравнивать доли;

- работать над расширением математического кругозора;

Развивающие:

- развивать навыки устных вычислений, самостоятельность, логическое мышление, внимание;

- развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке;

Воспитывающие:

- воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики, чувство товарищества и взаимовыручки;

УУД,  формируемые на уроке:

- личностные: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий;  выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

- коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, учиться представлять другим выполненную работу.

- познавательные: : перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться  в тетради ; уметь сравнивать цель и результат;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

- регулятивные: организовывать свою деятельность;  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. 

Оборудование и технические средства обучения:  Для учителя: ноутбук,  мультимедийный проектор, экран, презентация,  демонстрационный материал: яблоко.

Наглядные пособия:  раздаточный геометрический материал, карточки с заданиями, лист самооценки.

Ключевые слова: « Целое»,  «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».

Рабочие материалы для обучающихся: : цветные карандаши, лист самооценки , раздаточный геометрический материал- круги.

Автор учебника: УМК «Школа России» Учебник. Математика. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. 3 класс   в (2-х частях), Москва «Просвещение» 2013.                                                                                                                                                    Рабочая тетрадь. Математика. М.И. Моро, С.И. Волкова, 3 класс (в 2-х частях), Москва, «Просвещение», 2014.

Ход урока

    Этапы урока

                 Содержание этапа,                                

              деятельность учителя                                  

       Деятельность учащихся

       Примечание

I.

Организационный этап

Цели:

- формирование готовности к выполнению учебной деятельности;

-уточнение типа урока

 

(2мин)

Создадим хорошее настроение.

- Умные глазки смотрят на меня. Улыбнитесь мне, друг другу, мысленно скажите себе: «У меня сегодня всё получится!»

Откройте тетради и запишите дату,  классная работа

– Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач

– Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное)

- Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие?

– Помогать  при исследовании нам будут научные книги: наши учебники.

-На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока. . Если вы выполнили  задание правильно поставьте,  +, если были затруднения, ошибки – знак?

В конце урока вы подсчитаете знаки и выставите себе оценку.

Готовятся к работе.

Проговаривание девиза

«У меня сегодня все получится».

Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища

II.

Мотивации к учебной деятельности

Цели:

- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- формулирование темы урока учащимися;

- организация постановки цели урока учащимися

5 мин

Устный счет

1) - Проверим таблицу умножения и деления.

 -  Запишите только ответы.

Фронтальная работа (математический диктант):

Ответы записываем через клеточку.

Начинаем работу.

1) Первый множитель 8, второй множитель 9, запишите произведение (72).

2) Произведение 5 и 8 равно… (40).

3) На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48? (6).

4) Делитель 42, делимое 6, запишите частное (7).

5) Чему равно произведение чисел 5 и 7?  (35).

6)Первый множитель 10, второй множитель 2. Чему равно произведение?  (20).

7) Первое слагаемое 56, второе слагаемое 37, запишите сумму (93).

8) Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3).

Проверяют ответы, записанные на доске. Оценивают свою деятельность в листах самооценки.

72

40

6

7

35

20

93

3

Е

Н

Л

А

Ь

И

С

П

Оцените свою работу в листе самооценки.

- Проверьте свои ответы с эталоном на доске. Оцените свою деятельность.

- Для каждого ответа есть своя буква. Посмотрите на таблицу, соберите слово по буквам.

Точность вычислительных навыков, полные высказывания, активность, внимательно слушать учителя и одноклассников.

7, 3, 72, 6, 35, 93, 20, 40.

Собирают слово. (Апельсин).

Слайд 1

Слайд 2

III.

Постановка учебной задачи.

Цель: учить определять тему урока по заданному заданию, ставить цели по достижению понимания и осознания темы урока, формирование УУД.                                                    

5мин

Определение темы, цели.

Создает проблемную ситуацию:

- Ребята, а причём тут апельсин, когда у нас урок математики?

- Это слово поможет нам определить тему урока. Предлагаю посмотреть известный мультфильм «Апельсин».

Анализ мультфильма:

- Почему рассердился волк?

- В чем его ошибка?

- Какие правила дружбы должны выполняться и мы их с вами определяли?

- Как в песенке, животные называют равные части?  

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? 

– Сколько долек поучил каждый?  

- Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин?  

- Как по – другому, можно назвать эти равные части? 

- Сформулируйте тему урока. 

- Какие учебные цели мы поставим перед собой?

Помогает ставить цели и задачи.

Что вы хотите конкретно узнать на уроке по этой теме?

1. Что такое доли?

2. Как образуются доли?

3. Как называются доли?

4. Как записываются доли?

5. Как сравнить доли?

6. Где в жизни встречаемся с долями?

- Что у нас получилось?  

- Как будем достигать реализацию плана?

- Попробуйте спрогнозировать ваш результат учебной деятельности?

- На, что надо вам обратить внимание, чтобы все у вас получилось? Я также вам этого желаю.

 

Высказывают предположения.

Он не умеет дружить.

Высказывания учащихся.

Дольки.

Пять долек.

Одну дольку апельсина.

Животные поровну разделили апельсин.

Доли.

Определяют тему урока.

Ставят учебные цели, выявляют место и причины затруднений, которые могут возникнуть на уроке, прогнозируют свой индивидуальный результат.

Будем учиться…

План работы на урок.

Прогнозируют свою деятельность.

Быть внимательными, думать, четко и правильно строить выводы.

Просмотр мультфильма. 

Слайд 3

Слайд 4

IV.

Построение проекта выхода из затруднения.

9мин.

Фронтальная работа.

-Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин.

- Сколько частей досталось каждому животному?  

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? 

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Сделайте вывод, что такое доля. 

 - Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою деятельность за это задание.

Молодцы.

Учитель показывает целое яблоко.

- Смогу ли я одним яблоком угостить двух людей?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно?

-  Как я разрезала?

- Как в математике называются равные части?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Как можно назвать одну часть?

- В математике эту долю называют 1/2(одна вторая).

-Записывают  эту 1/2 долю так: 1/2

- А если я разделю это яблоко на 4 равные части (учитель показывает).

- Как называются равные части?

- Одну такую  долю яблока называют 1/4.

- Записывают ее так:  1/4.

- Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою деятельность за это задание.

Молодцы.

 -Сравним ½ долю и ¼ доли.

При записи доли нижнее число показывает – на сколько частей разделили, а верхнее число – сколько частей взяли.

-Какая доля больше ½ или ¼?

- Какой пункт плана мы выполнили?

Оцените свою деятельность за это задание.

Молодцы.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

Работают с оценочными листами.

Животным досталось по одной части.                                              

Эти части равные.

Вывод: Доля – это одна или несколько равных частей целого.

Узнали, что такое доли.

- Да.

- Разрезать

- Пополам, на две равные части.

- Доли.

- Узнали, как образуются доли.

- Половина.

- Доли.

- Узнали, как записываются доли.

1/2

Доля - это равная часть. Чем больше частей, тем меньше каждая доля.

Слайд – ½  4

Слайд – ¼   5

Слайд – ½ ≥ ¼ 6

Физминутка(2 мин)

Цель:

-снять физическое и эмоциональное напряжение

 

Выполняют движения.

V.            

 VI.

 Первичное усвоение новых знаний

5мин

Первичная проверка понимания

8 мин

Индивидуальная работа.

- Докажите, как образуются доли? Как получили?

- Возьмите  круг  розового цвета и разделите его перегибанием  на две части.

- Заштрихуйте одну часть цветным карандашом.

- Как  можно назвать эту долю?

- А  как записать ?

 Что эта запись означает?

- Возьмите второй круг и разделите его на 4 равные части        перегибанием.

- Как называют равные части?  

- Заштрихуйте одну долю.

-Какую долю круга вы  заштриховали?

- Как записать?

- Что означает эта запись?

-Какая доля круга больше 1/2 или 1/4?

- Так, что же такое доля?

Оцените свою деятельность за это задание.

Молодцы.

Работа с книгой

Коллективная практическая работа.

- Работа по учебнику стр. 92 № 2.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Какого цвета img7 доля? 

- Какого цвета img5 доля? 

 - Какого цвета img1 доля

- Какого цвета img3 доля?  

-Какая доля меньше img7 или  img5?

- Чем больше частей, тем доля меньше.

- Какая доля больше: img7 или img1?

- Какая доля самая маленькая? (img5)

–Запишите в тетради доли прямоугольника, начиная с наименьшей, т. е. с самой маленькой.

Оцените свою деятельность за это задание.

Молодцы.

Работа в парах.

Карточки: изображено 4круга, каждый  разделен на доли: на 3, 8, 2, 4, 6. Надо подписать закрашенную долю круга: http://festival.1september.ru/articles/532105/img7.gif ,http://festival.1september.ru/articles/532105/img5.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img1.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img3.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img4.gif. Сравнить доли.

Проверка по эталону.

- Оцените свою работу в паре в листе самооценки.

  1. Работа в группах.

Карточки: изображено 5 прямоугольников, каждый  разделен на доли: на 3, 6, 12, 8, 2. Надо подписать закрашенную долю, записать доли в порядке возрастания.

Проверка по эталону. 

- Оцените свою работу в листе самооценки.

Вспомните критерии работы в группе.

Молодцы. Сделали открытие.

1/2

- Запись дроби.

-Целый круг разделили на 2  равные части и одну из них заштриховали.

- Доли

-

 Четвертую.

- 1/4

- Целый круг разделил на 4 равные части и одну из них заштриховали

1/2

-Часть целого.

- Розового.

- Синего.

- Зеленого.

- Желтого.

Запись в тетради:   img5 < img7 ) 

Запись в тетради: img1 >  img7)

1/8

Обозначают и сравнивают  доли.

                                                                                                                   

Называют и записывают доли.

Слайд 7

Слайд 8

VII.

Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель:

- применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного  решения учебных задач;

-организация выполнения самопроверки, самооценки 

3мин

Организует самостоятельную деятельность учащихся по исследованию проблемы.

Выявляет уровень знаний.

- При выполнении самостоятельной работы вы покажите, как каждый из вас понял тему урока. Я надеюсь, что все выполнят на положительную оценку.                                                            Рабочая тетрадь № 178 (1) стр.66                                           Проверка.

- Оцените свою работу в листе самооценки.

Решение задачи.

Слайд 9

VIII.

 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению

2мин

- А теперь познакомимся с домашним заданием.

Я приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности.

- Зеленая – самое легкое задание: определить и записать доли (с.93№8); жёлтая – задание посложнее: указать доли, решить примеры (с.93 № 7, 8);

белая – указать доли, подобрать числа так, чтобы получились верные равенства ( с.93№8,с.77 № 13)

Слайд 10

9

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

4 мин

1. Повторение сведений о долях.

- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?

- Что мы должны были узнать? (Что такое доля)
– Что такое доля? (Часть целого)

- Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть  и записывать доли.)

- Достигли мы поставленных целей?

- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)

- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)

2.Самооценка учениками своей учебной деятельности по лесенке

 «Самооценки».

3.Рефлексия на листах.

– Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?

Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...