Урок 1 класс Состав числа 6
план-конспект урока по математике (1 класс)

Телицына Инесса Зиновьевна

Состав числа 6

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem_otkr_1_kl_nov_sostav_6_tiz.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Дячкинская СОШ

Урок математики в 1 классе

        Технологическая карта изучения темы «Состав числа 6»

                                                           Урок разработала

                                                                    учитель начальных классов

                                                                     Телицына И.З.

Тема

Состав числа 6

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель

  • Создать дидактические условия для непроизвольного усвоения состава числа 6 

Задачи

обучающая:

  • создать дидактические условия для непроизвольного усвоения состава числа 6 
  • формировать навыки сложения чисел на основе знания состава числа 6  
  • продолжить работу по усвоению переместительного свойства сложения
  •  продолжить формирование умения соотносить графическую и символическую, предметную и символическую модели.

развивающая:

  • развивать навыки устного счёта;
  • развивать логическое мышление, математическую речь, умение объяснять и доказывать;
  • умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре

воспитательная:

  • воспитывать любознательность, стремление познавать новое, старательность, аккуратность, интерес к предмету

Умения

Планируемые результаты образования:

  • Личностные УУД:
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности

Развивающие метапредметные:

  • Регулятивные УУД:
  • уметь определять и формулировать тему, цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные УУД:
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • учиться работать в группе, паре,  формулировать собственное мнение и позицию.
  • Познавательные УУД:
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Предметные:
  • понимать смысл сложения чисел на основе знания состава числа 6, уметь находить число 6 в числовом ряду; уметь соотносить цифру и число предметов; уметь вести счет предметов
  • Уметь применять переместительное свойство сложения

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование

Учебник «Математика» 1 класс;  магнитные доски (индивидуальные), линейка, елка, шары, снежинки, смайлики; плакат со схемами; плакаты  с изображениями Деда Мороза, Снегурочки, снеговика, матрешек;  индивидуальные карточки; сигнальные карточки, проектор, ноутбук;

                                                                                              Ход урока

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность

              ученика

1.Организационный  момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной, обстановки;

2) создание атмосферы психологической комфортности

3) определить содержательные рамки урока.

Формулировать правила поведения на уроке  и аргументировать их. 

Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками  и  с учителем

Эмоционально положительный настрой на урок.

Создание ситуации успеха, доверия Мотивационный компонент урока

I этап.  Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Математики урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы он смог открыть математическую тайну?

-А вам нравится открывать тайны математики?

-   Ребята, улыбнитесь друг другу.  Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке!

-Я рада, что у вас хороший настрой и вы готовы к открытию новых знаний. Тогда в путь!

I этап.  Организационный момент.

Смекалистым, любознательным, внимательным, желающим узнавать новое, исследователем …

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Цель:

1)воспроизвести и откорректировать опорные знаний учащихся.  

2)подведение учащихся к новой теме.

Устный счёт.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать с индивидуальными дощечками

Организовать фронтальную работу.  Организовать работу с индивидуальными дощечками

Постановка проблемной задачи.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Учитель. – Ребята, отгадайте загадку.

На дворе снежок идет,
Любим  праздник ….    
 Новый год.

Учитель: Ребята, скажите без чего невозможно представить себе Новый год?

Учитель. В этот праздник в каждом доме наряжают елку. И к нам спешит Дед Мороз, чтобы прийти к нам на праздник и зажечь звезду на нашей ёлочке. У нас в классе будет своя елочка. А вот наша елочка пока стоит «грустная», я не успела ее нарядить и в этом вы мне сегодня поможете… В этой коробке много новогодних игрушек, но каждая из них со своим заданием. Правильно выполнив его, вы сможете повесить игрушку на елку. Все зависит от вас, насколько елочка станет красивой?! Готовы?

Дорога длинная и много препятствий на пути. Я предлагаю помочь Деду Морозу преодолеть все препятствия. Итак, в путь!

Первое задание от Деда Мороза

 Устный счет.

-Зачем нам нужен устный счет? 

Весёлый счёт. Счёт до 10 и обратно.  

-Назовите самое маленькое число в ряду

-Назовите самое большое число в ряду.

1.Работа с магнитными досками

– Покажите число, соседи которого 3 и 5 (4).

– Покажите число, которое следует за числом 6, 4.

– Покажите число, которое предшествует числу 9, 3,

– Число 8 увеличить на 1? (9).

–1слагаемое 2, второе слагаемое 3 Чему равно значение суммы.(5)

- Как по-другому прочитать это равенство.

 - Покажите соседей числа 5, 8.

- А сейчас мы посмотрим, кто из нас самый внимательный.

Задачи в стихах

  1. На полянке у дубка

    Еж увидел 3 грибка,

  Походил вокруг осин

    И нашел еще один.

   Ну-ка, кто считать готов,

   Сколько еж нашел грибов?  (4)


  1.  У маленькой Светы

Две  конфеты.

     Еще две  дала Алла.

    Сколько конфет стало?  (4)

 - Молодцы, ребята, успешно справились с работой! Давайте повесим игрушки на елку.

Дети. Новый год.

(СЛАЙД 2)

Работа с индивидуальными дощечками

3. Актуализация знаний учащихся.

Цель:

1)  вывести тему и цели урока

 2) мотивация учебной деятельности учащихся

3)нацеливание на работу

Связь с жизнью детей.

Учитель: Послушайте стихотворение, оно поможет вам узнать тему урока.

Сколько букв есть у дракона

И нулей у миллиона,

Разных шахматных фигур,

Крыльев у трех белых кур,

Ног у майского жука

И сторон у сундука.

Коль не можем сами счесть,

Нам поможет цифра …(шесть)

Учитель: Цифру знаем?

Учитель: Что вы знаете о числе 6?

Дети: Число 6 обозначается цифрой 6. Число 6 – однозначное. Соседи числа 6  -  5 и 7. 

Учитель: Ребята, скажите, где в жизни вы встречали число 6? (Номер дома, день рождения,  6 лет, сестра в 6 классе)

  Учитель: Какова же будет тема урока?

Дети: Мы будем изучать состав числа 6.

(Слайд3)

-Нам тема эта знакома?

- Скажите, пожалуйста, чему учились вы на прошлом уроке по этой  теме?

Учитель. Зачем нужно знать состав однозначных чисел?

Учитель - Какую цель поставим на уроке?

(Повторение состава числа 6 на основе наглядности)

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

И так в путь.

-Состав числа 6

-Да

- Продолжим учиться

Дети: Надо знать суммы наизусть, чтобы легко решить выражения, а не шагать по лучу.

Дети: Продолжим учить состав числа 6.Повторим переместительное свойство сложения,

научимся решать примеры на состав 6, применять состав числа 6 при сложении  чисел.

4. Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

Цель:

1)получение арифметической основы (состава) числа 6 как значение суммы.

2)закрепить состав числа 6 на  основе наглядности

3) уметь применять правила (переместительное свойство сложения)

3)Физкультминутка для глаз

 (Слайд 4)

Цель.

Охрана здоровья. Снять утомляемость, поддерживать эмоциональный настрой, развивать внимание

Закрепление

§    в знакомой ситуации

(продолжение)

§    в изменённой ситуации (конструктивные)

Работа в парах

Работа в учебнике

Цель:

1) закрепить умение составлять суммы со значением 6

 

Физминутка

Цель.

Охрана здоровья. Снять утомляемость, поддерживать эмоциональный настрой, развивать внимание

5) Применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель:

1)Выявление места и причины затруднения.

2)Учить применять полученные знания в новой  ситуации

3)закрепить умение составлять суммы со значением 6

4) закрепить умения работать с линейкой

5)закрепить умение писать цифру 6.

Контролирующее задание.

 (самостоятельная работа)

Работать с информацией, представленной на рисунке.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Правильное выполнение физминутки

Работать с информацией, представленной в учебнике

Формулировать на основе анализа ответы вывод по изученной теме. Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Поиск и выделение необходимой информации на основе иллюстрации и образца.

Владение общими приёмами выполнения заданий.

Построение логической цепи рассуждений.

Работать с информацией, представленной в учебнике, с целью  поиска и выделения необходимой информации.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Познавательные УУД

Выполнение действий по заданному алгоритму.

Предметные

Составление и запись сумм со значением 6. Регулятивные УУД

Проверка правильности выполнения задания по алгоритму.

Оценивать правильность выполнения задания в паре Контролировать правильность и аккуратность собственных запис

Учитывать степень сложности задания  и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом

Организовать фронтальную работу по рисунку для  совершенствования навыков состава числа 6

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Оказать помощь при формулировании вывода

Организовать учащихся правильно выполнять физминутку , снять утомляемость.

Организовать фронтальную работу по рисунку в учебнике  для  совершенствования навыков состава числа 6

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Оказать помощь при формулировании вывода

Организовать работу в паре.

Оценивать правильность выполнения задания в паре 

Организовать фронтальную работу по рисунку в учебнике  для  совершенствования навыков состава числа 6

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Оказать помощь при формулировании вывода

Работа в тетрадях

Индивидуальная работа(самостоятельная работа с опорой на схему)

Организовать  индивидуальную работу.

Организовывать работу в тетрадях.

Оценивать правильность выполнения задания

Организовать  индивидуальную работу по заданию.

Оценивать правильность выполнения задания

4. Первичное закрепление

Учитель: - Дед Мороз пригласил на помощь нам веселых художников-карандашей, чтобы они помогли нам украсить наш класс перед Новым годом.

Учитель: Сколько их посчитайте.

Учитель: Значит, мы сейчас повторим состав, какого числа?

Задания

Учитель: Давайте распределим 6 веселых художников - карандашей на две группы.

Учитель: По каким признакам их можно распределить?

Цвет носа (5+1).

Учитель: Какое получается равенство?

Учитель: Выбери равенство, которое подходит к этой картинке.

Учитель: А если по-другому?

Учитель: Количество  гномиков   изменилось?  

Учитель: Выбери равенство, которое подходит к этой картинке

Учитель: Чем отличаются эти равенства? Чем они похожи?

Учитель: Какое правило применим?

Учитель: По каким признакам еще можно распределить?

Цвет шапочки (5+1)

Цвет платья (4+2)

Цвет брюк (2+4)

Цвет волос (2+4)

Наличие или отсутствие банта (4+2)

Форма шапочки (2+4)

Размер человечков (3+3)

Левая рука опущена или согнута (3+3)

- Молодцы, ребята, успешно справились с работой! Давайте повесим игрушки на елку.

Дед Мороз позвал провести физминутку  своих лесных друзей. Посмотрите на экран.

Учитель. На пути Деда Мороза встретились елочки. От сильного ветра все шарики упали. Кто быстрее развесит игрушки  на ёлочку? (На магнитной доске  ёлка и игрушки, на которых написаны цифры:4, 3, 2, 1, 2, 3, 8, 2, 1) Дети работают у доски. Сигнальные карточки

         

                           6        

               

                                                                           

Учитель: Почему  одна игрушка оказалась лишней?

Учитель. Что мы сейчас  повторили?

Учитель. Зачем нужно знать состав однозначных чисел?

Учитель:  Молодцы, ребята, успешно справились с работой! Давайте повесим игрушки на елку

______________________________________

Работа в учебнике.

Учитель:  Под Новый год мы часто ходим в магазин. С какой целью?            

Учитель: А надо ли нам уметь считать деньги.

А зачем?

Учитель: Помогите Дедушке Морозу  купить игрушки на праздник. (Подарки- рисунок)

 –Откройте учебники стр 87. Задание 193

Учитель: Набери 6 рублей тремя способами.

- Молодцы! Чья пара не допустила ошибок, поздравьте друг друга!

Учитель:  Молодцы, ребята, успешно справились с работой! Давайте повесим игрушки на елку

_____________________________________

Учитель: А теперь давайте отдохнем

С неба падают снежинки,

Мы на сказочной тропинке.

(Дети поднимают руки вверх и плавно опускают)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Показывают)

Сильный ветер налетал,

Все деревья раскачал.

( Наклоны корпуса влево - вправо)

Ветки гнутся взад – вперед,

Ветер их качает- гнет

( Наклоны корпуса вперед - назад)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте)

Утомил всех дальний путь –

Детям надо отдохнуть.

(Дети садятся за парты)

 Молодцы, ребята, хорошо отдохнули! Давайте повесим игрушки на елку.

_____________________________________

Новогодние матрешки тоже нам принесли задание.

(Новогодние матрешки - рисунок)

Учитель:  Откройте учебник. Задание 200.

- Что изображено в задании.

- Докажите, что это отрезок.

- Прочитайте равенства с правой стороны от отрезков.

Учитель:   Задание 200.

Выбери равенство, которое соответствует:

1) отрезку АЕ, 2) отрезку ОК,   3)отрезку ЕМ

Учитель:   Вспомните, как работать с линейкой.

Учитель:   Покажите отрезок АЕ.

-Подумайте, как нам найти соответствующее равенство к нему.

Учитель Чему равен первый отрезок?

А второй?

Учитель:   Выбери равенство, которое соответствует  отрезку АЕ

 Учитель:  Молодцы, ребята, успешно справились с работой! Давайте повесим игрушки на елку

______________________________________

Работа в тетрадях

Индивидуальная работа (самостоятельная работа с опорой на схему). Взаимопроверка.

Учитель: Дед Мороз только сел в сани, а перед санями рассыпались волшебные снежинки.

-Учитель:  Открываем рабочие тетради. Дети открывают тетради, произнося все вместе слова:

-Я тетрадочку открою,

 И наклонно  положу.

 Я, друзья, от вас не скрою,

 Ручку правильно держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь.

Учитель:  Выполняем его самостоятельно на стр.46 тетради. Задание 83.

 Учитель:  Как вы думаете, что нам надо выполнить?

2 человека у доски

Учитель:  Выполним взаимопроверку в парах. Что будем оценивать?

 Учитель: Для проверки пользуйтесь карточкой-помощницей. Если задание выполнено безошибочно, рисуем  снежинку.

Учитель: Встаньте, кто получил снежинку?

Учитель:  Молодцы, ребята, успешно справились с работой! Давайте повесим игрушки на елку

_____________________________________

Индивидуальная работа

(самостоятельная работа на карточках)

Слайд 5

Учитель: Снеговики  только сел в сани, а перед санями рассыпались волшебные мандарины для ежат.

Учитель: Помогите ежику отнести мандарины своим ежатам.

Примеры с «окошками».

5 + __=6

__+1 = 6

__+ 2 = 6

3= __= 6

Самопроверка (зеленая ручка)

Учитель:  Выполните самопроверку по  экрану. Слайд 6

 Проверяем правильность ответов.

Учитель: Покажите сигнальными карточками, довольны ли вы своей работой?

  Учитель:  Молодцы, ребята, успешно справились с работой! Давайте повесим игрушки на елку.

4. Первичное закрепление

-6 веселых художников-карандашей

5+1=6

1+5=6

Дети: Шесть.

1+5=6

Дети: Поменяли слагаемые местами, а значение суммы не изменилось.

(Повторение  переместительного свойства сложения)

Дети украшают елку.

Дети выполняют физминутку

Проверка сигнальными карточками.

1-5   2-4  3-3  4-2  5- 1  8

Дети: Число 8 больше числа 6.

Дети. Состав  однозначных чисел 6.

Дети: Чтобы быстро считать.

Дети украшают елку.

Умение работать в паре.

Задание 193

Работают в парах

5+1, 2+2+2,2+2+1+1

Проверка сигнальными карточками.

Поздравляют друг друга пожатием руки.

Охрана здоровья. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание

- Отрезок

- У отрезка есть начало и конец. Отрезки обозначают буквами.

1см+5см=6см

3см+3см=6см

2см+4см=6см

Отрезок АЕ состоит из 2 отрезков АС и ВЕ

Надо измерить 2  отрезка.

2см

4см

2см+4см=6см

Проверка сигнальными карточками

Задание 83

По моделям составляют выражения на состав числа 6.

- Правильность.

Взаимопроверка в парах по карточке-помощнице

( на доске)

Встают.

Слайд 5

Слайд 6

Выполняют самопроверку по образцу.

Оценивают свою работу, самооценку показывают сигнальными карточками

6.Самооценка.  Рефлексия.

Цель:

1) подвести итог проделанной работе на уроке

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Какие тайны математики открыли?

- Итак, над какой темой мы работали?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Чему учились на уроке?

- В чём испытывали трудности? 

 Самооценка

Закончи предложение по схеме:

- Сегодня на уроке:  

                                                                                                                                                                       Я  запомнил … и знаю …

 Я    научился

                                                                                             Я   смог

 Учитель .  Посмотрите на доску.

На доске две елочки: одна зеленая, другая желтая.

 Кому на уроке было всё понятно и хорошее настроение, то смайлики повесите на зеленую елку.

 Если кому лишь  чуть-чуть неясно и придётся ещё потрудиться и настроение не очень хорошее – то смайлики повесите на желтую  елку.

 Учитель - Молодцы, ребята, успешно справились с работой! Давайте повесим игрушки на елку.

- Давайте полюбуемся нашей елкой. Какая она у нас получилась. Почему?

Слайд 7

- Ребята, Дед мороз к нам приедет только на праздник.  Ему понравилось, как  вы  работали, и он дарит вам на память снежинки.

- Давайте улыбнёмся друг другу и скажем спасибо за работу!

Домашнее задание:

Ребята, если у кого – то возникнет желание, вы можете придумать задание для одноклассников по составу числа 6.

Примерные ответы детей:

Я запомнил, как пишется цифра  и знаю, что означает число 6.

Я научился писать цифру 6.

Я смог составить суммы со значением 6.

- Теперь я умею: …записывать цифру 6;находить число 6 в числовом ряду;

вести счет предметов;

составлять суммы со значением 6.

Запомнил, как по-разному получить число 6 и 4.

Знать переместительное свойство сложения.

Могу составлять равенства по числовому лучу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе. "Состав числа 9. Образование столбика таблицы сложения"

Задачи урока: обучить написанию соответствующих равенств, их употребление; повторить знание состава чисел 5, 6, 7, 8; компонентов при сложении и вычитании; развивать логическое мышление, внимание, пам...

Урок математики в 1 классе "Состав числа семь".

Урок математики в 1 классе "Состав числа семь" - обычный, рабочий обучающий урок. С опорой на презентацию и наглядный материал учащиеся самостоятельно добывают знания по теме урока, анализируют состав...

Урок по математике. 1 класс. Состав числа 8.

Урок по математике для 1 класса специальной коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока математики во 2 классе "Состав числа 12. План действий"

Конспект урока математики во 2 классе по программе "Гармония". Тема "состав числа 12. План действий" . К конспекту урока также прилагаются интерактивные игры....

Методическая разработка урока математики "Состав числа 10. Составление и решение примеров на сложение" для 1 класса

Тема урока: состав числа 10. Составление и решение примеров на сложение.Педагогическая цель: создать условия для закрепления знания состава числа 10; учить составлять и решать примеры на сложение.Пред...