"Моделирование и преобразование моделей. Введение понятия периметр"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Стрельчук Елена Сергеевна

Технологическая карта урока для 2 класса по программе Эльконина - Давыдова (учебник Давыдова, Горбова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стрельчук Елена Сергеевна

учитель начальных классов МОУ «Академический лицей»

г.Петрозаводск

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2-м классе

на тему «Моделирование и преобразование моделей. Введение понятия периметр»

Учитель

Стрельчук Елена Сергеевна

Предмет

Математика

Класс

2 класс

Программа

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Учебник

В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. «Математика», - Москва: Издательство «ВИТА-ПРЕСС»

Раздел

Величины. Сравнение величин.

Тема

Введение понятия «Периметр».

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель

Формирование представления о периметре, как о длине границ фигуры.

Задачи

Образовательные:

создать условия для знакомства с  понятием «Периметр», новым признаком, по которому можно сравнивать фигуры.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование в отношении ученик-учитель и ученик-ученик, формировать умение самостоятельно организовывать и планировать деятельность

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения  и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы, наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать понятие «Периметр». Уметь сравнивать периметр фигур и записывать результаты сравнения.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Периметр, границы фигур.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. «Математика», - Москва: Издательство «ВИТА-ПРЕСС»

- конверты с фигурами

- проволока, нитки

- презентация к уроку и использование интерактивной доски Active Board

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа

Технология проведения

Виды деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые УУД

1.Мотивация к учебной  деятельности. (2 мин)

Цель: подготовиться к продуктивной работе, позитивный настрой на урок, организовать планирование учебной деятельности на уроке, создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточнить тип урока

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Фронтальная работа

Слайд 2

Приветственное слово учителя.  

Давайте проверим вашу готовность к уроку.

- Сегодня нас ждёт много нового и пока еще для Вас неизвестного.

- Что нам может помочь в нашей работе?

- То, что мы уже знаем и умеем.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

2. Актуализация знаний.

 (3 мин)

Цель: осмыслить, осознать уровень знаний по данной теме.

Устный счет (решение примеров) – отгадывают слово.

Фронтальная работа.

При помощи цифр показывают получившиеся ответы.

Использование презентации.

Слайд 3,4

- Какие разряды чисел мы уже знаем?

1) Решите примеры (показывают ответы с помощью карточек- чисел)

2) Выполните вторую часть задания. Какое слово получится?

3) Какие фигуры вы знаете?

А давайте вспомним, по каким признакам можно сравнить фигуры?

Посмотрите, эти фигуры у вас на столах.

1-По какому признаку сравнили фигуры?

2-А во втором случае? Докажите.

3- А третья пара фигур?

4- Четвертая пара?

Решают примеры (ученики записывают ответы на доске)

Получилось слово ФИГУРА (ученик записывает слово на доске)

Фигуры в конвертах.

- по цвету

- по длине (прикладывают/

накладывают)

- по форме

- по форме, площади (доказывают)

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Умение применять на практике имеющиеся знания

Умение объяснить решение . (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме,

слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД).

3.Постановка проблемы. (5 мин)

Цель: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. 

Фронтальная, работа в парах

Слайд 4

А по какому признаку сравнили последние фигуры?

Почему не получается сравнить фигуры?

Как быть?

Предлагают варианты, пытаются доказать?

- разный цвет, форма, размер.

Умение определять область известного и нового, неизвестного ранее. (Познавательные, Регулятивные УУД)

4. Формулирование темы урока, постановка цели (1  мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют цель урока. С помощью учителя ставят задачи урока.

 Какие знания мы сегодня получим?

Слайд 5

С какой проблемой мы столкнулись?

С чем же нам надо разобраться, что узнать?

А давайте вспомним еще раз те признаки, по которым мы уже умеем сравнивать фигуры.

Не все нам еще известно. Этот урок поможет ответить на вопрос «По какому еще признаку можно сравнивать фигуры»

- Вспоминают признаки, по которым умеют сравнивать фигуры.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

5. Изучение нового

 (12 мин)

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Метод наглядности, одностороннего представления учебного материала

Практическая работа

Слайд 6

Работа в парах

пробуют подобрать дно (прикладывают бортик к каждому из вариантов дна).

Слайд 7

Решение поставленной задачи (игровой момент)

- Ребята, очень скоро наступит зима и нашим пернатым друзьям будет трудно найти еду. Как человек может им помочь?

 -Вот и Незнайка решил помочь птицам. Но, увы, его работа не закончена. Нужна ваша помощь.

- Как же Незнайке выбрать правильное дно? Как нам это сделать? (на столах бортики и варианты дна)

Итак, как же нам поступить? Что нужно сделать?

- подкармливать (вешать кормушки)

Хотят помочь Незнайке.

- Предлагают свои варианты.

Обсуждают все предложенные варианты (находят плюсы и минусы).

Приходят к единому мнению: надо приложить бортик к краям дна. Если длина бортика совпадет с длиной дна, то решение найдено.

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

 Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД)

6. Физминутка (2 мин)

Здоровье сберегающая

технология    Слайд 8

7. Закрепление  нового (15 мин)

Цель:

- организовать работу над  совершенствованием навыков чтения

- организовать работу со словами.

Фронтальная работа

Слайд 9

Групповая работа

Слайд 10

(измерение периметра предметов)

- Края фигуры в математике имеют свое особое название. Узнать это название нам поможет карта нашей страны.

Учащимся показываются границы России.

- Как же называются края нашей страны?

Значит, как мы будем прикладывать бортик?

- Длина границ фигуры в математике называются периметром.

- Значит, по какому признаку равны наши фигуры?

- А давайте это проверим? Что нам поможет измерить длины границ?

- Ну, а теперь вам предстоит в группах сравнить периметр других предметов. А поможет вам в этом клубок ниток.

- Границы.

- К границам фигуры.

- У фигур равен периметр.

- Проволока (измеряют периметр).

- Периметры равны.

Сравнивают периметр предметов, записывают на доске результаты сравнений.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

8 . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока на доске;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Дети отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, знают. Организуется фиксирование содержания урока, рефлексия, самооценка учебной деятельности.

Слайд 11

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

-  Как вы думаете, чему нам еще предстоит научиться?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя наши цифры.

 - Вы молодцы! Спасибо за урок!

-Мы узнали, что такое периметр. Узнали, что у фигур можно сравнивать периметр.

- Нам надо научиться сравнивать периметр больших предметов.

Учащиеся показывают с помощью цифр свое настроение и уровень усвоения материала.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Введение понятия Периметр » . Стрельчук Елена Сергеевна учитель начальных классов МОУ «Академический лицей»

Слайд 2

Доброе утро!!! Вы готовы к уроку? Конверт с фигурами Конверт с цифрами Проволока Хорошее настроение

Слайд 3

Устный счет Решите примеры. Расположите ответы в порядке возрастания. Соберите слово. 15 + 6 = И 24 + 6 = Г 60 – 20 = У 35 + 10 = Р 19 – 9 = Ф 10 + 40 = А

Слайд 4

Задание № 1.

Слайд 5

Цель урока : выяснить, по какому еще признаку могут быть равны фигуры. Известные признаки Неизвестный признак Длина Площадь ? Форма Цвет

Слайд 6

Помогите Незнайке!!! Что же выбрать? бортик дно

Слайд 7

Как же выбрать правильное дно? Вывод: Чтобы выбрать правильное дно, нужно приложить бортик к границам дна. Если длина бортика совпадет с длиной границ дна, значит дно выбрано Правильно.

Слайд 8

ДАВАЙТЕ ОТДОХНЁМ!!! Потрудились – отдохнём Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбку подарили!

Слайд 9

Длина границ - периметр А как доказать, что периметры этих фигур равны? Что нам поможет?

Слайд 10

Практическое задание Парта … учительский стол Доска … экран Входная дверь … дверь шкафчика Обложка учебника … альбомный лист Тетрадный лист … страница учебника Сравните периметр данных предметов. Запишите результаты сравнения.

Слайд 11

Подведение итогов урока Какую цель мы сегодня перед собой поставили? Достигли ли мы её? Что такое периметр? Как сравнить периметр фигур (предметов)?

Слайд 12

ВЫ МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс.Понятие периметр и способ нахождения периметра многоугольника

Формирование умений измерять стороны многоугольника, находить сумму длин сторон многоугольника, развитие познавательных процессов, формирование умения ориентироваться на плоскости листа....

Объемное моделирование и конструирование. Модель автомобиля

Уроки моделирования и конструирования очень нравятся детям. На уроках технологии 4 класса дети совместно с учителем с помощью схем изготовят модель современного автомобиля, узнают историю развития авт...

Критерии оценки качества образовательного процесса занятия по моделированию и преобразованию моделей

Инициативная группа по решению общегимназической задачи: Бутылова Н.П., Харламова Л.В., Вязовцева Т.В., Краева Л.В., Грохальская Е.Ю., Мокроусова А.Г. 2014-2015 уч.г.Критерии оценки качества образоват...

Урок математики в 1 классе по теме: «Знакомство с понятием «периметр»

ознакомление учащихся с новым понятием “периметр многоугольника”....

Теоретические основы формирования понятия уравнения в начальной школе; методика введения понятия уравнение на примере разных УМК

В настоящее время сложно представить школьный курс математики без понятия уравнение. Большинство задач сводятся к решению и применению различных видов уравнений. При этом уравнения, являются одним из ...

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия (Урок моделирования и преобразования моделей)

Материал представлен в виде технологической карты и конспекта урока математики в первом классе в системе развивающего обучения....