РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ, 3 класс Школа России
рабочая программа по математике (3 класс)

Галина Михайловна Серяева

Программа, математика, 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике, 3 класс

Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа для курса математика 3 класса реализуется по УМК «Школа России» под редакцией авторов Моро М.И, Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В, Волковой С.И., Степановой С.В.

- Учебник  М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Учебник в 2 частях для 3 класса начальной школы М.: Просвещение 2014

- Авторской программы  М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова  Математика: рабочие программы. 1-4 классы  М.: Просвещение 2014

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается с 1-го класса, 3-й класс – 4 часа в неделю (136 часов).

                      Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Математика (3 класс)

В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:

научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Числа и величины

Выпускник научится:

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

– читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Выпускник получит возможность научиться:

– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Выпускник научится:

– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

– выполнять действия с величинами;

– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

– решать задачи в 3—4 действия;

– находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

– писывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Выпускник научится:

– измерять длину отрезка;

– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Работа с информацией

Выпускник научится:

– читать несложные готовые таблицы;

– заполнять несложные готовые таблицы;

– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

– читать несложные готовые круговые диаграммы;

– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

– понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

– составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Раздел 2. Содержание учебного предмета

        Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (28 ч)

Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а * b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Уравнения вида х • 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Обучающиеся должны знать:

- таблицу умножения и деления однозначных чисел

Обучающиеся должны уметь:

- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий)

- пользоваться изученной математической терминологией

- проверять правильность выполнения вычислений                

        Числа от 1 до 1000. Нумерация (12 ч)

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Обучающиеся должны знать:

-  последовательность чисел в пределах тысячи

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах тысячи

- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых

- сравнивать величины по их числовым значениям

        Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (15 ч)

Сложение и вычитание трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000.

Алгоритмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Обучающиеся должны знать:

Сложение, вычитание, умножение и деление.

Знаки действий.

Названия компонентов и результатов арифметических действий.

Таблица сложения. Таблица умножения.

Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления).

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Обучающиеся должны уметь:

- находить неизвестный компонент арифметического действия;

- знать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

- находить значения числового выражения;

- использовать свойств арифметических действий и правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

        Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч).

Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

Обучающиеся должны знать:

- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание) многозначных чисел;

- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

- выражать данные величины в различных единицах;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе и др.

        Приёмы письменных вычислений (11 ч)

Деление с остатком. Свойства умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Обучающиеся должны знать:

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число.

Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Обучающиеся должны уметь:

- применять порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

- находить значения числового выражения;

- использовать свойства арифметических действий и правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

        Итоговое повторение (4 ч)

Раздел 3. Тематическое планирование

Тема раздела, урока

Количество часов

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

9 часов

1

Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1

2

Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1

3

Выражения с переменной.

1

4

Решение уравнений.

1

5

Решение уравнений.

1

6

Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.

1

7

Странички для любознательных.

1

8

Контрольная работа №1 по теме «Повторение: сложение и вычитание».

1

9

Анализ контрольной работы.

1

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

53 ч

10

Связь умножения и сложения.

1

11

Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа.

1

12

Таблица умножения и деления с числом 3.

1

13

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

1

14

Решение задач с понятиями «масса» и «количество».

Самостоятельная работа.

1

15

Порядок выполнения действий.

1

16

Порядок выполнения действий.

1

17

Порядок выполнения действий. Самостоятельная работа.

1

18

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1

19

Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3».

1

20

Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4.

1

21

Закрепление изученного.

1

22

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1

23

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1

24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1

25

Решение задач.

Самостоятельная работа.

1

26

Таблица умножения и деления с числом 5.

1

27

Задачи на кратное сравнение.

1

28

Задачи на кратное сравнение.

1

29

Решение задач.

1

30

Таблица умножения и деления с числом 6.

1

31

Решение задач.

1

32

Решение задач.

1

33

Итоговая контрольная работа №3 за I четверть.

1

34

Анализ контрольной работы.

1

35

Закрепление изученного.

1

36

Таблица умножения и деления с числом 7.

1

37

Странички для любознательных. Наши проекты.

1

38

Что узнали. Чему научились. Самостоятельная работа.

1

39

Площадь. Сравнение площадей фигур.

1

40

Площадь. Сравнение площадей фигур.

1

41

Квадратный сантиметр.

1

42

Площадь прямоугольника.

1

43

Таблица умножения и деления с числом 8.

1

44

Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление».

1

45

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.

1

46

Решение задач.

1

47

Таблица умножения и деления с числом 9.

1

48

Квадратный дециметр.

1

49

Таблица умножения. Закрепление. Самостоятельная работа.

1

50

Квадратный метр.

1

51

Закрепление изученного.

1

52

Странички для любознательных.

1

53

Что узнали. Чему научились.

1

54

Умножение на 1.

1

55

Умножение на 0.

1

56

Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число.

1

57

Итоговая контрольная работа за II четверть.

1

58

Анализ контрольной работы. Доли.

1

59

Окружность. Круг.

1

60

Диаметр круга.

1

61

Самостоятельная работа.

1

62

Единицы времени. Решение задач.

1

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

28 ч

63

Умножение и деление круглых чисел.

1

64

Деление вида 80:20.

1

65

Умножение суммы на число.

1

66

Умножение суммы на число.

1

67

Умножение двузначного числа на однозначное.

1

68

Умножение двузначного числа на однозначное.

1

69

Закрепление изученного. Самостоятельная работа.

1

70

Деление суммы на число.

1

71

Деление суммы на число.

1

72

Деление двузначного числа на однозначное.

1

73

Делимое. Делитель.

1

74

Проверка деления.

1

75

Случаи деления вида 87:29.

1

76

Проверка умножения. Самостоятельная работа.

1

77

Решение уравнений.

1

78

Решение уравнений.

1

79

Закрепление изученного.

1

80

Контрольная работа №6 по теме «Решение уравнений».

1

81

Анализ контрольной работы. Деление с остатком.

1

82

Деление с остатком.

1

83

Деление с остатком.

1

84

Решение задач на деление с остатком.

1

85

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1

86

Проверка деления с остатком.

1

87

Что узнали. Чему научились. Самостоятельная работа.

1

88

Наши проекты.

1

89

Контрольная работа №7 по теме «Деление с остатком».

1

90

Анализ контрольной работы. Тысяча.

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация

12 ч

91

Образование и названия трёхзначных чисел.

1

92

Запись трёхзначных чисел.

1

93

Письменная нумерация в пределах 1000.

1

94

Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.

1

95

Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

96

Итоговая контрольная работа №8 за III четверть.

1

97

Анализ контрольной работы.

1

98

Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.

1

99

Сравнение трёхзначных чисел. Самостоятельная работа.

1

100

Письменная нумерация в пределах 1000.

1

101

Единицы массы. Грамм.

1

102

Закрепление изученного.

1

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

15 ч

103

Приёмы устных вычислений.

1

104

Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200.

1

105

Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90.

1

106

Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140.

1

107

Контрольная работа №9 по теме «Нумерация в пределах 1000».

1

108

Анализ контрольной работы.

1

109

Приёмы письменных вычислений.

1

110

Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

1

111

Алгоритм вычитания трёхзначных чисел.

1

112

Виды треугольников.

1

113

Закрепление изученного.

1

114

Что узнали. Чему научились.

1

115

Что узнали. Чему научились.

1

116

Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание».

1

117

Анализ контрольной работы.

1

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

5 ч

118

Приёмы устных вычислений.

1

119

Приёмы устных вычислений.

1

120

Приёмы устных вычислений. Самостоятельная работа.

1

121

Виды треугольников.

1

122

Закрепление изученного.

1

Приёмы письменных вычислений

11 ч

123

Приёмы письменного умножения в пределах 1000.

1

124

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

1

125

Закрепление изученного. Самостоятельная работа.

1

126

Проверка деления.

1

127

Приёмы письменного деления в пределах 1000.

1

128

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.

1

129

Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором.

1

130

Итоговая контрольная работа №11 за IV четверть.

1

131

Анализ контрольной работы.

1

132

Закрепление изученного.

1

133

Контрольная работа №12 по теме «Приёмы письменных вычислений».

1

134

Анализ контрольной работы. Самостоятельная работа.

1

135

Обобщающий урок. Игра «По океану математики».

1

136

Обобщающий урок (резервный)

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Сборник рабочих программ «Школа России».-М.:Просвещение, 2011.

Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. 
Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч.: М.: Просвещение.


Методические пособия для учителя

Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко Поурочные разработки по математике, 3 класс.-Москва «ВАКО», 2013.

Рудницкая В.Н.Контрольные работы по математике. 3 класс

Самсонова Л.Ю..Математика: Устный счёт. Сборник упражнений: 3 класс.

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи учащихся. 

 Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности. 

  

  В пособиях раскрывается содержание изучаемых математических понятий, их взаимосвязи, связи математики с окружающей действительностью, рассматривается использование математических методов для решения учебных и практических задач, дается психологическое и дидактическое обоснование методических вопросов и подходов к формированию умения учиться. Теоретические выкладки сопровождаются ссылками на соответствующие фрагменты учебников. Пособия содержат разработки некоторых уроков по отдельным темам.  Пособия для учителей содержат наиболее эффективные устные упражнения к каждому уроку учебника. Выполнение включенных в пособия упражнений повышает мотивацию, побуждает учащихся решать поставленные учебно-познавательные задачи, переходить от известного к неизвестному, расширять и углублять знания, осваивать новые способы действий.

Пособие содержит тексты самостоятельных проверочных работ и предметные тесты двух видов (тесты с выбором правильного ответа и тесты-высказывания с пропусками чисел, математических знаков или терминов). Проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам изучаемой темы. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам. 

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Электронные учебные пособия: 
1. Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс 

(Диск CD-ROM), авторы:  Волкова С.И.,  Антошин М.К., Сафонова Н.В.

Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль. 

Технические средства

1.Компьютер с выходом в Интернет.
2. Проектор. 
3.Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....