Выполнение операций сложения и вычитания с использованием наглядности
методическая разработка по математике

Рекомендации по обучению ребенка с РАС выполненять операции сложения и вычитания с использованием счетных палочек

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet_s_ispolzovaiem_palochek.docx268.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнение операций сложения и вычитания с использованием наглядности

Этап I

На первом этапе мы учим ребенка пониманию связи между палочками и числами

Для облегчения этого процесса нам понадобится нарисовать на бумаге\картоне размером а4 табличку как на картинке ниже.

Чтобы не перерисовывать каждый раз эту схему на чистый лист можно:

- сделать эту табличку на картоне и заламинировать;

- заламинировать картонку с табличкой обычным скотчем;

-вставить картонку в файлик и писать на файлике

-писать цифры слабым нажимом карандашом и каждый раз его стирать

Фломастер с таких поверхностей хорошо стирается влажными салфетками или просто бумажными (зависит от фломастера).

В верхние два прямоугольника кладутся палочки в количестве первого слагаемого (первый прямоугольник) и в количестве второго слагаемого (второй прямоугольник). Слагаемые выбирает взрослый.

Далее ребенок пересчитывает количество палочек в первом прямоугольнике и записывает число в первый квадрат. Затем ребенок пересчитывает палочки во втором прямоугольнике и записывает это число во второй квадрат.

Просим ребенка прочитать пример.

Просим ребенка посчитать сколько палочек всего и записываем сумму в третий квадрат. Читаем пример.

Пример работы и речи взрослого:

№ действия

Речь взрослого

Действия взрослого

Действия ребенка

Раскладывает палочки в прямоугольники (две и одну)

Сколько палочек?

Показывает на первый прямоугольник

Считает палочки в первом прямоугольнике

Произносит ответ

Запиши

Записывает в первый квадрат число 2

Сколько палочек?

Показывает на первый прямоугольник

Считает палочки во втором прямоугольнике

Произносит ответ

Запиши

Записывает в первый квадрат число 1

Прочитай пример

Читает пример: 2+1=

Посчитай сколько всего палочек

Показывает на два прямоугольника

Считает все палочки

Произносит ответ

Запиши

Записывает в третий квадрат число 3

Прочитай пример

Читает пример: 2+1=3

А так же тренируемся подбирать палочки под заданное число.

Взрослый записывает пример без ответа, ребенок раскладывает палочки по прямоугольникам. Считает и записывает ответ.

№ действия

Речь взрослого

Действия взрослого

Действия ребенка

Записывает 2 в первый квадрат, 1 во второй

Прочитай пример

Произносит 2+1=

Сколько?

Показывает на первый квадрат

Произносит 2

Возьми столько палочек и положи в прямоугольник

Показывает первый прямоугольник

Берет две палочки и кладет в первый прямоугольник

Какой у нас знак?

Показывает на +

Отвечает плюс

Значит добавляем. Берем палочки

Сколько ?

Показывает на второй квадрат

Берет одна палочку и кладет во второй прямоугольник

Прочитай пример

Читает пример: 2+1=

Посчитай сколько всего палочек

Показывает на два прямоугольника

Считает все палочки

Произносит ответ

Запиши

Записывает в третий квадрат число 3

Прочитай пример

Читает пример: 2+1=3

В дальнейшем помощь взрослого уменьшается и сводится к минимуму.

Этап II

Видя пример, ребенок уже будет понимать, что в счете ему могут помощь палочки. Поэтому мы не используем схему, а берем готовый пример без суммы\разности.

Алгоритм решения примеров без таблицы с использованием палочек:

1)        Переписываем пример в тетрадь

2)        Берем счетные палочки в количестве записанного слагаемого/уменьшаемого

«Посмотри, сколько написано? Возьми столько же палочек»

3)        Определяемся с действием (сложение\вычитание)

«Какой знак?»

*Напоминаем правило «Плюс – берем палочки, минус – забираем палочки», стараемся его напоминать каждый раз как решаем пример и обращаем внимание ребенка на знак в примере

4)        Производим действие сложения\вычитания

«Берем\Отбираем сколько?» Обращаем внимание ребенка на последующую цифру (слагаемое\вычитаемое). Ребенок добавляет палочки или убирает некоторые в сторону.

Для наглядности можно используемые палочки складывать в контейнер.

5)        Находим ответ

«Сколько палочек?» Ребенок пересчитывает палочки в контейнере и записывает ответ

Чтобы «подружиться с палочками», можно не только с помощью них считать, но и строить из них различные фигуры

фигурки из счетных палочек

фигурки из счетных палочекКАРТИНКИ ИЗ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок (закрепление с использованием ИКТ).Сложение и вычитание в пределах 10.

1 класс является организационным началом образовательного процесса. Поэтому для вовлечения детей в данный процесс лучше использовать различные виды уроков. Так как в современном мире «компьютер» стано...

Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»

Урок математики  с  использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...

Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" с использованием компьютерных технологий

Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание  в пределах 10. Закрепление"  в форме урока-путешествия с использованием компьютерных технологий построен в со...

Конспект открытого урока в третьем классе по математике с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Урок по математике в 3 классе школы VIII вида по учебнику В.В. Эк. Данный урок был построен с использованием проблемной технологий обучения, в его основе  лежит сюжет сказки  К.И. Чуковского...