Методические разработки по математике.
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Менадиева Эльмаз Эльдаровна

Открытый урок по математике. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1.docx85.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Учитель: Менадиева Э.Э.                                        Класс: 4 – Г                        № 91

Дата: 01.03.2021

Тема: Умножение числа на сумму.

Цели: учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; различать распределительное и сочетательное свойства умножения; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять  задания творческого и поискового характера.

Метапредметные

познавательные: строить логическую цепь рассуждений;  делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии;

регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.

Тип: комбинированный

Оборудование: карточки, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—Два ученика работают на откидной доске.)

  • В одной пятой тонны 2 ц.
  • В одной второй метра 500 см.
  • В одной третьей суток 8 ч.
  • В числе 1100 сто единиц I класса.
  • Число 6900 называют при счете сразу после числа 6889. ;
  • Произведение чисел 24 и 100 равно 240.
  • Частное чисел 720 и 80 равно 9.
  • В одной четвертой километра 200 м.
  • В числе 3450 всего 345 десятков.
  • Сумма чисел 2600 и 20 равна 2602.
  • В числе 9000 девять единиц первого разряда.

Ответы: 1) +; 2) -; 3) +; 4) +; 5)-; 6)-; 7) +; 8) -; 9) +; 10) -; 11) -.

2.Работа над задачами

(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы).

  • Масса дыни 8 кг. Какова масса половины дыни? (4 кг.)
  • Куриное яйцо весит 60 г. Одна десятая всей массы приходится на скорлупу. Сколько весит очищенное яйцо? (54 г.)
  • Велосипедист проехал до финиша 12 км, что составляет одну четвертую пути. Сколько осталось до финиша? (36 км)
  • В школе 120 отличников. Это одна пятая всех учащихся школы. Сколько детей учится в этой школе? (600.)

3.Логические задачи

  • У Миши есть друзья в Чехии и в США. Почтовая марка  для отправки открытки в Чехию стоит 14 руб., а в США - 22 руб. Сколько друзей поздравил Миша с Новым годом! если его почтовые расходы составили 114 руб.? (Пятерым друзей из Чехии и двоих — из США.)
  • Пенал и набор фломастеров стоят вместе 52 руб., причем фломастеры стоят на 10 руб. дешевле, чем пенал. Сколько стоят фломастеры и пенал по отдельности? (Фломастеры стоят 21 руб., а пенал — 31 руб.)
  • Обложка стоит 4 руб., а тетрадь - 16 руб. Маша купила обложек в 3 раза больше, чем тетрадей. Сколько обложек и тетрадей купила Маша, если всего она потратила 56 руб.? (6обложек и 2 тетради.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны равенства.)

               3 * 14 = 42                    5 * 17 = 23                60 * 16 = 96

          20 * 16 = 320        3 * 26 = 29                50 * 17 = 750

- Чем похожи все записанные равенства? (В каждом из равенств результат больше компонентов, с которыми совершали арифметическое действие.)

- Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них? (Сложение или умножение.)

- Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку, если на умножение -п зеленую.

- На какие группы можно разделить полученные равенства? (На суммы и произведения.)

- Как удобнее найти значения произведений? (Заменить второй множитель суммой разрядных слагаемых, потом умножить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты.)

- Кто может записать эти действия на доске?

(Желающие ученики выходят к доске и выполняют преобразования.)

- Каким правилом вы пользовались? (Правилом умножения числа на сумму.)

- Сформулируйте задачи урока. (Учиться применять правило умножения числа на сумму.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Объясните, каким способом выполнены вычисления в примерах, данных рядом с красной чертой на с. 43.

                 №146 (с. 43).

(Устное выполнение с комментированием по цепочке. В случае необходимости для наглядности учитель может выполнять записи на доске.)

                №147 (с. 43). (Коллективное решение примеров первого столбика.)

- Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (Примерный ответ. Числа, которыми заменили второй множитель, в обоих примерах одинаковые (10 и 4). Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать числа на сумму. А во второй строке это множители, значит, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)

- Какими свойствами умножения воспользовались? (В первом  случае — распределительным, во втором — сочетательным.)

- Решите примеры второго столбика самостоятельно. (Взаимопроверка, самооценка.)

               №148 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Два ученика решают по два примера на откидной доске.)

V. Физкультминутка

              Тихо плещется вода, мы плывем по теплой речке. (Движения руками как при плавании.)

              В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

              Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погуляем. (Шаги на месте.)

              А теперь глубокий вдох и садимся на песок. (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

              № 149 (с. 43).

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью табллицы.)

- Что обозначает число 20? (Это работа за 1ч.)

- Что обозначают числа 10 и 12? (Это время работы на разных канавах.)

- Что надо узнать в задаче? (Длину обеих канав.)

- Составьте таблицу.

Длина канавы, которую можно выкопать за 1 ч

Время работы

Общая длина канавы

Первая канава

20 м

10 ч

?

?

Вторая канава

12 ч

?

- Запишите два выражения для решения задачи. Подчеркните наиболее удобный способ. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.)

Решение

Первый способ: 

20 • (10 + 12) = 440 (м).

Второй способ: 

20 • 10 + 20 • 12 = 440 (м).

Ответ: общая длина канав 440 м.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 154, 155 (с. 43).)

               № 151,152 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)

VII. Рефлексия        

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 43). Взаимопроверка.)

Ответы: 703, 392 000, 12 109.

- Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 21 (с. 59, 60).)

VIII. Подведение итогов урока

- Какие математические свойства вы учились применять сегодня на уроке?

- Почему их надо различать?

- Какие задачи вы решали?

- Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 150,153 (с. 43).

Конспект урока по математике

Учитель: Менадиева Э.Э.                                        Класс: 4 – Г                       № 93

Дата: 03.03.2021

Тема: Письменное умножение на двузначное число

Цели: закреплять умение выполнять письменное умножение на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Метапредметные

познавательные: строить логическую цепь рассуждений;  делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии;

регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.

Тип: комбинированный

Оборудование: карточки, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Работа над задачами

- Запишите ответы долями.

  • Весна длится 3 месяца. Какая это часть от года? (1/4).
  • В феврале 28 дней. Какую часть месяца составляет одна неделя? (1/4).
  • Мама купила 1 м тесьмы. На отделку кармана она истратила 50 см. Какую часть тесьмы истратила мама? (1/2).
  • Мааса мешка картофеля 50 кг. Какая это часть центнера? (1/2).
  • Семья уезжает к морю на месяц. Какую часть года семья  отдыхает у моря? (1/12).

2.Логическая задача

Кондуктор в трамвае за рейс продал 12 билетов. Номер следующего из оставшихся билетов 328 353. Сколько «счастливых» билетов продал кондуктор? («Счастливым» считается билет, суммы грех первых и трех последних цифр которого равны.) (Один билет № 328 346.)

III Самоопределение к деятельности

- Найдите ошибки в решении примеров столбиком. (Работа в парах. Примеры даны на карточках.)

          х 38                    х 57                х 96            х 49

            46                        82                   54               34

         +228                 + 114              + 384             196

           152                   456                 480

           380                   5674               4184

- Какие ошибки вы нашли? (Примерный ответ. В первом примере второе неполное произведение надо начинать писать под десятками. Во втором примере: числу тысяч ошибочно прибавили 1. В третьем примере, наоборот, забыли прибавить единицу к числу тысяч. В четвертом примере не нашли второе неполное произведение.)

- Как избежать подобных ошибок в вычислениях? (Работать по алгоритму.)

- Расскажите друг другу алгоритм письменного умножения на двузначное число.  Решите примеры правильно. (Взаимооценка.)

- Сформулируйте задачи урока. (Повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число, поупражняться в вычислениях с использованием этого алгоритма.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Рассмотрите примеры рядом с красной чертой на с. 45.

- Объясните, как выполнено умножение.

               №161 (с. 45).

(Первые три столбика — коллективно, с комментированием у доски, последний столбик — самостоятельно. Взаимопроверка, сим ооценка»)

             №162 (с. 45).

- Прочитайте задачу.

- Как удобнее составить краткую запись? (В таблице.)

- Какие изделия сшили из ткани? (Пальто для взрослых, костюмы, детские пальто.)

- Сколько строк будет в таблице? (Три.)

- Что обозначает число 12? (Сколько ткани экономили при раскрое пальто.)

- Что обозначает число 13? (Сколько ткани экономили при раскрое костюма.)

- Сколько раскроили пальто и костюмов?

Экономия при раскрое одной вещи

Количество вещей

Общая экономим

Пальто для взрослых

12 см

96

?

    ?

Костюмы

13 см

96

?

Детские пальто

По 2 м на 1 пальто

?

- Что можно узнать, имея эти данные? (Сколько ткани сэкономили на костюмах и на пальто.)

- Как узнать, сколько ткани пошло на детские пальто? (Это вся сэкономленная ткань.)

- Сколько ткани пошло на одно пальто?

- Запишите решение задачи по действиям с пояснением.  (Один ученик работает у доски. Проверка.)

Решение

  1. 12 • 96 = 1152 (см) — сэкономили при раскрое пальто;
  2. 13 • 96 = 1248 (см) - сэкономили при раскрое костюмов;
  3. 1152 + 1248 = 2400 (см) - общая экономия;
  4. 24 : 2 = 12 (п.).

Ответ: можно сшить 12 детских пальто.

V. Физкультминутка

                     Мы стоим на огороде, удивляемся природе. (Потягивания — руки в стороны.)

                     Вот салат, а здесь укроп,  Там морковь у нас растет.

                    (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

                     Поработаем с тобой, сорнякам объявим бой —

                     С корнем будем выдирать да пониже приседать. (Приседания.)

                     У забора всем на диво пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)

                     Мы ее не будем трогать обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперед.)

                     Все полили мы из лейки и садимся на скамейки. (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику

                   № 163 (с. 45).

- Прочитайте задачу. (Сделаем схематический чертеж. Что примем за целый отрезок? (Общее число квартир.)

- Сколько всего квартир было в доме? (20 • 16.) Какого вида были квартиры в доме? (Однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные.)

- Обозначьте над каждым отрезком количество квартир.

                                                    27 к.          54 к.

                                                                              20•16

- Решите задачу самостоятельно. (Проверка, самооценка.)

Решение

  1. 2016        = 320 (к.)-всего;
  2. 320 - 27 - 54 = 239 (к.).

Ответ: в доме 239 трехкомнатных квартир. (Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно  можно предложить выполнить № 165 (с. 45).)

             №167 (с. 45),

(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.)

Ответы

х = 2400        х=1         х=260

х = 3             х=1             у = 300

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 45). Самопроверка по образцу.) Ответы: 4437, 55 776.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Какой алгоритм вы учились применять сегодня на уроке?

- Какие ошибки можно сделать при записи умножения столбиком?

- При решении каких задач вы использовали получен знания?

- Какое задание вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание

Учебник: № 159 (с. 45).


Конспект урока по математике

Учитель: Менадиева Э.Э.                                        Класс: 4 – Г                                              № 94

Дата: 05.03.2021

Тема: Решение задач.

Цели: познакомить с задачами на нахождение неизвестного по двум разностям; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать  с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; выполнять задания творческого и поискового характера.

Метапредметные

познавательные: строить логическую цепь рассуждений;  делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии;

регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.

Тип: комбинированный

Оборудование: карточки, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.Устный счет Игра «Молчанка»

(Учитель показывает пропуск, учащиеся - карточку с ответом.!

            1700 см2 см □ дм2               5 м 75 см = □ см

            9 м 3 дм = □ см               40 дм2 = □ см2

            8 мин 20 с = □ с               10т □ кг= 10200 кг

            47 ц = □ кг                           3000 см = □ м

            20 мин 30 с = □ с               60 000м = □ км

2. Работа над задачами

  • Для детского сада купили 15 кукол, по 40 руб. каждая, Сколько стоят все куклы? (40 • 15 = 600 (руб.).)
  • 90 кроликов рассадили в 6 клеток поровну. Сколько кроли ков посадили в каждую клетку? (90: 6 = 15 (к.).)
  • Пароход двигается со средней скоростью 50 км/ч. За какое время он проплывет 300 км? (300:50 = 6 (ч).)
  • В магазин привезли 12 одинаковых ящиков с апельсинами,< Сколько килограммов апельсинов в одном ящике, если все! го в магазин привезли 720 кг апельсинов? (720:12 = 60 (кг)щ
  • И з 84 м ткани сшили 28 одинаковых платьев. Сколько метров ткани пошло на одно платье? (84:28 = 3 (м).)

III Самоопределение к деятельности

(К доске выходят два ученика. Учитель выдает им символические  монеты на покупку тетрадей: первому ученику - 21 руб., второму — 15 руб.)

- Посчитайте, сколько тетрадей сможет купить каждый из вас, если тетрадь стоит 3 руб. (7 тетрадей и 5тетрадей.) Как узнать, у кого из ребят больше тетрадей и на сколько? (Из большего числа вычесть меньшее: 7—5 = 2 (т.).) Как узнать, на сколько больше на тетради потратил второй ученик? (21 -15 = 6 (руб.).)

- Сделаем схематический чертеж к задаче.

                                                                                                             

                                                                                                            6 руб.

- Почему второй ученик потратил на 6 руб. больше? (Он купил на 2 тетради больше. Одна тетрадь стоит 3руб 3•2 =(6 руб.).)

- А как, зная разницу в стоимости и в количестве товара, узнать цену? (Разницу в стоимости разделить на разницу в количестве.)

- Как вы думаете, это правило можно применять только при решении задач с понятиями «цена», «количество», «стоимость» или и при решении других задач тоже? (Ответы детей.)

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способом решения задач нового вида.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

                №169 (с. 46).

- Прочитайте задачу 1.

- Сделайте схематический чертеж к задаче. (Один ученик работает у доски.)

                                                                                                           4 м

- Что следует из того, что в одном куске было на 4 м ткани больше и из него сшили на 2 плаща больше? (Значит, на 2 плаща пошло 4м ткани.)

- Что мы теперь можем найти? (Сколько метров ткани пошло на один плащ.)

- Решите задачу.

(Один ученик работает у доски.)

Решение

  1. 4 : 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;
  2. 2 • 6 = 12 (м) — ткани израсходовали на 6 плащей.

Ответ: на один плащ израсходовали 2 м ткани, а на 6 плащей — 12 м ткани.

- Прочитайте задачу 2.

- Чем похожи эти задачи? (Условием.)

- Чем отличаются? (Есть дополнительные данные - длина кусков)

- Как узнать разность в длине кусков?

- Что можно узнать потом?

- Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)

Решение

  1. (10 - 6): 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;
  2. 28= 16 (м).

Ответ: на 8 плащей израсходовали 16 м ткани.

- Сравните решения этих задач. (Во второй задаче на одно действие больше, которым находим, на сколько метров в первом куске ткани больше, чем во втором.)

(Самооценка.)

                 №170 (с. 46).

- Прочитайте задачу. Как удобнее составить краткую запись?  (С помощью схематического чертежа.)

- Выполните  чертеж и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)

V. Физкультминутка

                    Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и

                     завести за спину, потом рывком поднять вверх.)

                    Корпус вправо, корпус влево — Надо спинку нам размять.

                    Повороты будем делать И руками помогать. (Повороты туловища вправо и влево.)

                    На одной ноге стою, А другую подогну. И теперь попеременно буду поднимать колени.

                (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

                    Отдохнули, посвежели и на место снова сели. (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику

                №172 (с. 46). (Устное выполнение.) 

               №171 (с. 46). (Самостоятельное выполнение.)

Вариант 1 - первая строка, вариант 2 - вторая строка. Два ученика работают у доски. Самопроверка по образцу, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 46 — ребус).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 46). Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)

Решение

  1. 314 • 21 = 6594 (ц) — собрали с одного участка;
  2. 345 • 24 = 8280 (ц) - собрали со второго участка;
  3. 6594 + 8280= 14 874 (ц).

Ответ: с двух участков собрали 14 874 ц пшеницы.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- Какие задачи вы научились решать сегодня на уроке?

- Как они называются?

- Какие вычислительные приемы мы закрепили?

- Какое задание вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание

Учебник: № 173 (с. 46).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"

Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"...

Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...

Методическая разработка урока математики в 1 дополнительном классе «Путешествие в страну Математика» для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.Обучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах;- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 6;- продол...