"Число и цифра 4" / "Звук и буква И"
план-конспект по математике

Торопина Анастасия Сергеевна
Конспект занятия по программе "Учимся-Играем" Группа: подготовка к школе Возраст: 6-7лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_konspekt_zanyatiya_na_temy.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на темы: «Число и цифра 4.» и «Звук и буква И»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Продолжать формировать умение у детей сравнивать, анализировать, сопоставлять, группировать

Цель обучение грамоте: способствовать развитию звуко-буквенного анализа анализа; развитию фонематического восприятия.

Познакомить с гласным звуком И и его условным обозначением – красный квадрат.

Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение.

Учить отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, речь, умение соотносить условные знания с текстом загадки.

Продолжить знакомить с буквой И как письменным обозначением звука И.

Учить проводить фонематический разбор слова.

Учить читать слова и слоги.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Цель математика: закрепить представление о составе числа 4 из двух меньших, смысле сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, актуализировать порядковый счет; находить место числа в числовом ряду;

Познакомить со способом печатания цифры 4;

Уточнить представление о многоугольнике, его признаках;

Формировать опыт самопроверки по образцу, действия по алгоритму.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Актуализация  знаний учащихся

- Сколько месяцев в году? (12)

-Давайте их назовем по порядку.

- Назовите четвертый месяц в году?

-Сколько всего времен года в году? (4)

-Давайте перечислим времена года по порядку, начиная с зимы. (зима, весна, лето, осень)

-После какого времени года наступает лето? (после весны)

-Какое время года предшествует зиме? Какое время года идет перед зимой? (осень)

-Какое время года располагается между осенью и весной? (зима)

- Какое время года наступает после зимы? (весна)

весенние месяцы поп порядку. (март, апрель, май)

-Что происходит в природе весной? (тает снег, на улице становится теплей, дни становятся длиннее, больше светит солнце и греет землю, пробуждаются от сна звери: медведи, ежи; прилетают перелетные птицы: грачи – самые первые возвращаются, ласточки; начинают на деревьях набухать почки и появляются листочки; травка зеленеет)

-Послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит…» и посчитайте признаки весны, которые звучат в стихотворение:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

(читаю два раза, с повторением вопроса к детям)

-Какие признаки весны вы услышали в стихотворение? (ответы детей)

-А что происходит в жизни людей с приходом весны, которые живут в деревнях и селах?

(Люди начинают готовить огород и землю к высадки сельскохозяйственных растений, овощей, ягод, цветов. Начинают копать гряды.)

Работа в математической тетради

-На страничке 31 в математической тетради, изображен дачник. Он копал гряды. Все они получились разной формы и с разным количеством углов. Наша задача: внутри каждого многоугольника посчитать количество сторон и углов, и полученную цифру записать внутри каждой фигуры.

Сравнение, анализ:

-Начнем с первой грядочки, она желтого цвета. Сколько сторон у этой геометрической фигуры? Сколько углов? (4 стороны и 4 угла)

Новое знание. Обучение графическому обозначению цифры 4

-Я пишу цифру 4 на доске, вы смотрите. (Прямая линия до конца первой клеточки вниз, «перекладинка» – ведем прямую короткую горизонтальную линию не отрывая руки до правого края клеточки. Отрываем руку, ставим вверху, напротив начала первой вертикальной линии. Ведем прямую длинную линию, параллельно первой и до конца второй клеточки.)

-Из скольких элементов состоит цифра 4?

-Какие это элементы? (линии. Прямые линии)

-Я пишу снова на доске, проговаривая элементы цифры 4, а вы в воздухе, повторяете движение за мной.

-Теперь приготовились писать в тетрадочках под диктовку. (Прямая линия до конца первой клеточки вниз, «перекладина» – ведем прямую короткую горизонтальную линию не отрывая руки до правого края клеточки. Отрываем руку, ставим вверху, напротив начала первой вертикальной линии. Ведем прямую длинную линию, параллельно первой и до конца второй клеточки.)

-На что похожа цифра 4? (на стульчик перевернутый)

-Как называется в математике по научному первая геометрическая фигура, у которой 4 стороны, но они не равны между собой и 4 угла? (параллелограмм)

-Какую цифру запишем в центре этой фигуры? (цифру 4)

-Вторая фигура/грядочка красного цвета. Сколько у нее сторон и углов? (тоже по 4)

-Этот четырехугольник, похож на ромб, но у него одна из сторон длиннее, а противоположная – короче, чем оставшиеся две. Это четырехугольник.

-У третьей грядочки сколько сторон и углов? (по 3) На какую фигуру похожа эта грядка? (на треугольник)

-Далее, выполните задание самостоятельно. Посчитайте и запишите количество сторон и углов в многоугольниках.

-Сколько четырехугольников всего изображено на картинке? (5 фигур)

-Чем они похожи? (у всех у них 4стороны и 4 угла)

-А чем отличаются? (формой: трапеция, ромб, параллелограмм, четырехугольники)

-Как еще можно обозначить графически число 4? Каким способом? С помощью чего? (с помощью точек)

Работа в тетрадочки обучение грамоте

-Как называется четырехугольник, которым обозначается гласный звук в схемах слова? (квадрат красного цвета)

-Откройте тетради по обучению грамоте на с.32, положите перед собой. Не закрывая математические при этом.

-Нарисованы картинки. И под каждой из них есть прямоугольник, который обозначает схему этого слова. Наша задача, нарисовать квадрат красного цвета в прямоугольниках там, где слышится звук «И».

-Почему мы будем рисовать квадрат красного цвета? Произнесите еще раз звук «Ииии» и ответьте на поставленный вопрос. (Звук «И» - гласный. Он тянется, поется. И потому что воздух при произношение слова проходит свободно, не встречая преград на пути).

-Разберем вместе первую картинку. Что на ней изображено?(очки)

-Произнесем слово «ОЧКИ».

-Где мы слышим звук «И» в слове очки? В начале/с середине/ или в конце слова? (в конце слова).

-Где будем рисовать квадрат красного цвета в схеме к слову «ОЧКИ»? (в конце прямоугольника под картинкой очков)

-Следующая картинка «ГРИБ». И под картинкой схема/прямоугольник к этому слову.

-Произнесем слово «ГРИБ» и послушаем в какой части этого слова мы услышим звук «И». (ближе к середине слышим звук «И»)

-В какой части прямоугольника мы будем рисовать квадрат красного цвета? (разделим прямоугольник мысленно пополам и ближе к концу слова нарисуем квадрат красного цвета, но не в самом конце)

-Далее, последнюю картинку и схему к ней разберите самостоятельно.

-Проверяем.

-Картинка «ПИЛА». В какой части прямоугольника/схемы слова вы обозначили звук «И» в слове «ПИЛА»? (в начале слова)

-Почему мы закрасили квадрат красным цветом? (ответы детей)

Физминутка

Мы все встали из-за парт, (дети встают рядом со своим рабочим местом)

Ручками похлопали. (3 хлопка в ладоши перед собой)

Мы подняли руки вверх, (выполняют движение руками вверх)

Потянулись. (можно встать на носочки, руки тянутся вверх)

Руки на пояс. Встали ровно.

Ножками потопали. (3 раза потопали ногами)

Присели, встали, (2-3раза по команде учителя).

И вздохнем (руки вверх – вдох, с выдохом – руки вниз)

И в работать мы пойдем. (Дети присели на места.)

.

-Гласный звук И обозначается в русском языке буквой И. Я пишу на доске, а вы повторяете движение в воздухе.

-Прямая линия вниз, прямая линия по диагонали вверх, и снова вниз. Повторим под счет еще раз.

-Рассмотрим букву И. Из скольких элементов состоит буква И?

-Какие это элементы? ( из 3 прямых линий)

-На что похожа буква И?

-Сравним букву И и цифру 4. Что можно сказать о них? (они состоят из одинаковых элементов. Прямые линии)

-Чем отличаются? (ответы детей)

-Мы с вами сейчас потренируемся в написании буквы И.

-В шариках, рядом с согласными буквами М, Л, Н, Р (после согласных букв) напишите буквы И.

-Письмо под диктовку.

-Среди написанных вами букв, выберите самую красивую. Которую вы написали ровно, правильно, аккуратно и красиво.

-Давайте прочитаем слоги, которые у нас получились, после того, как мы напечатали буквы И. (МИ,ЛИ,НИ,РИ)

-Теперь прочитаем группу слогов, которые были напечатаны в шариках (МЫ, НЫ, ЛЫ,РЫ)

-Давайте прочитаем все слоги, начиная с группы МЫ и МИ.

-Кто услышал чем отличаются слоги? (ответы детей)

-Буква И смягчает предшествующий согласный звук.

-Посмотрите внимательно. Согласные у нас одинаковые: М, Л, Р, Н. Но почему у нас одна группа букв записана синим цветом, а вторая - зеленым? (одна группа обозначает твердые согласные – синим цветом, другая группа – мягкие согласные, поэтому зеленым цветом записаны)

.

ПЕРЕМЕНА

.

-Пока дачник, копал грядки, он встретил разных насекомых и не только. А кто это был, мы узнаем из загадок:

***

На поляне возле елок

Дом построен из иголок

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (муравьи и муракейник)

-Давайте изобразим движением пальцев рук, как бегут муравьи (пальцы рук поставили на край парты перед с собой, перебираем поочередно пальцами и совершаем движение вперед. Добежали до края стола и вернулись обратно. Повторить 2-3раза)

***

Привыкла она всегда и везде

Свой домик носить на своей же спите. (улитка)

ИЛИ

Тихо не спеша ползу,

Домик на себе несу. (улитка)

-Давайте изобразим как ползет улитка. Поставили большой палец в начало стола ближе к себе. Остальные пальцы вытягиваем прямой линией и ставим на стол. Далее, большой палец приставляем к четырем пальцам, при этом четыре пальца лежат на столе. Соединили пальчики. Получился бутончик. Теперь большой палец остается лежать на этом месте неподвижно, а остальные четыре протягиваем вперед. Отставили. Снова приставляем большой палец и так «доползла» наша улитка к краю стола. Поменяли руку и выполнили эти движения со второй рукой. А теперь двумя руками одновременно).

***

Летит, а не птица,

Два рога – а не бык,

Шесть ног без копыт,

Если в воздухе кружит,

То жужжит, жужжит, жужжит … (жук)

.

-Давайте разбираться, что же за насекомых увидел дачник? (жук, муравей)

-А к какому классу относится улитка? (Моллюски — двусторонне-симметричные мягкотелые животные, имеющие раковину, мантию)

-Кроме насекомых и моллюсков, у нас на картинке изображен еще один предмет. Что это? (игла)

-Подумайте почему о ней не было загадки? (это не насекомое. А садовник встретил насекомых, когда копал грядки. Игла - это предмет бытовой/хозяйственный)

-Давайте произнесем название каждой картинки и обведем красным цветом только те, в названии которых есть звук «И». (Игла, жук, улитка, муравьи)

-В название каких предметов встретился звук «И»? (Игла, улитка, муравьи)

-Какую картинку вы обводить не будете? (картинку с изображением жука.)

-Почему? (ответы детей)

-Выполните задание.

.

-Вскопав все гряды, дачник, подготовил их для посадки растений. Сейчас мы проверим, кто из вас самый наблюдательный и любопытный. Самый любознательный.

-Как думаете, что можно на них посадить? Семена каких растений обычно сажают ваши бабушки, дедушки, мамы? (ответы детей)

-Чаще всего сажают овощи на грядки.

Работа в группах

-Подойдите к столу. У меня стоит корзина, но в ней собрано все в кучу. Видимо садовник торопился и быстро все сложил в одну корзину.

-Наша задача отделить овощи отдельно, а оставшиеся продукты положить во вторую корзину.

-Каким одним словом можно назвать продукты в первой корзине? А во второй (овощи и фрукты)

-Что такое овощи? (О́вощи — кулинарный термин, обозначающий съедобную часть (например, плод или клубень) некоторых растений)

-Что такое фрукты? (Фрукты (лат. fructus — плоды) — сочные съедобные плоды дерева или кустарника.)

-Берем нашу математическую тетрадь, перевернули страничку вперед. Открыли ее на с.32

-Садовник тоже собирал урожай. Давайте разберемся с вами что же за урожай он разложил в мешочки. Сколько мешков с овощами он собрал? (5)

-Сколько мешков с фруктами? (1)

-Давайте с вами сравним их между собой. А что с чем будем сравнивать, подсказка в самом задание.

!!! Можно поставить вопросы по рядам? Можно мальчики и девочки

-Первая группа сравните яблоки и репу между собой. Что больше/меньше и почему?

-Сколько яблок на картинке в первом мешочке? (4)

-Записали количество яблок цифрой в клеточку под мешочком.

-Сколько на картинке во втором мешочке репок? (2)

-Записали количество реп цифрой в клеточку под мешочком с репой.

-Что можно сказать о яблоках, сравнивая их количество с количеством реп? (Яблок больше, чем репок)

-Какой знак мы поставим в квадратик между цифрой 4 и 2? Куда откроются ворота? (Ворота откроются в сторону цифры 4, потому что яблок больше, чем реп на 2 и число 4 больше чем 2.)

-Вторая группа сравнивает капусту и редиску. Чего больше/меньше?

-Сколько на картинке капусты? (1)

-Записали количество капусты цифрой в клеточку под мешочком.

-Сколько на картинке в мешочке редисок? (4)

-Записали количество редисок цифрой в клеточку под мешочком.

-Что можно сказать о капусте, сравнивая ее количество с количеством редисок? (Количество капусты меньше, чем количество редисок)

-Какой знак мы поставим в квадратик между цифрой 1 и 4? Куда откроются ворота? (Ворота откроются в сторону цифры 4, потому что количество капусты меньше, чем количество редисок на 3 и число 1 меньше чем 4.)

-Последние два мешочка с овощами морковь и огурцы сравните самостоятельно и запишите в клеточки необходимые обозначения.

-Проверка.

ФИЗМИНУТКА

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись

Выше-выше потянулись.

Плечи ваши распрямите

Подтяните, опустите.

Тихо сядем на места

.
-Подумайте, и ответьте на вопрос: состав числа 4. Каким способом мы можем получить 4? Какие числа нужно сложить? (3 и 1, 2 и 2, 1 и 3)

-Давайте откроем с 31 и среди примеров найдем те, в ответе которых будет 4. (3+1, 2+2, и 3+1)

-Запишите, недостающие цифры в данных примерах.

-Давайте обведем в кружок целое. Чему оно будет равно? (4)

-Подчеркнем части одной линией. (3, 1, 2, 2)

-С каким математическим знаком остались примеры, которые мы не разобрали? (с минусом.)

-Давайте мы дополним недостающие части в каждом из них.

-Теперь найдем целое в первом примере 4-1=3. Чему оно будет равно? (4)

-А части чему будут равны? (3 и 1)

.

-Кроме овощей и фруктов на дачах, на садовых участках выращивают и ягоды. Какие ягодки растут у ваших бабушек/дедушек или у вас на дачах. (ответы детей)

-Какие больше всего вы любите?

-У нашего садовника тоже есть любимая ягода. А какая – мы узнаем ответ из загадки:

***

Эти ягоды все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной

Пейте на ночь чай с ….. (малиной)

Работа в тетради обучение грамоте:

-Придвиньте к себе/положите перед собой тетрадочки по обучению грамоте с.33

-Что же за ягоды выращивает наш садовник? (малину)

-Какой фрукт еще нас спасает во время простуды? С ним тоже полезно пить чай. (лимон)

-Какой на вкус лимон? К какой группе относится лимон: овощ, ягода, фрукт? (кислый фрукт)

-А малина на вкус какая? (сладкая ягода)

-В наших климатических условиях можно вырастить лимоны? (Лимон – это высокое вечнозеленое дерево семейства цитрусовых, родиной которого являются Индия и Китай. В высоту растение может достигать восьми метров. Там, где растет лимон, всегда должно быть тепло, поэтому его выращивают только в субтропических районах или в тепличных условиях.) 

-Наша задача сейчас в клеточках под каждой картинкой записать знаками слово ЛИМОН и слово МАЛИНА.

!!!Можно по очереди детям дать поработать у доски (печатать по 1-2 буквы)

Остальные работают в тетрадях. Учитель помогает разобрать слово, обозначив буквы – звуками по порядку.

РЕФЛЕКСИЯ

-Мы с вами сегодня побывали на садовом участке.

-Что нового вы для себя узнали?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Какое задание вам показалось самым легким/простым?

-Какое задание вам показалось трудным? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Школа будущего первоклассника. Звук [о], буква Оо. Число 8. Цифра 8.

Разработка занятия "Школы будущего первоклассника" включает план-конспект занятия по теме "Звук [о], буква Оо. Число 8.Цифра 8".Материал может использоваться при подготовке к школе...

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...