Рабочая программа по математике для 2 класса. УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по математике (2 класс)

Деркова Елена Владимировна

Рабочая программа по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС. УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kl_-_matematika_-_planeta_znaniy.docx79.02 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Допущено Министерством образования,  и науки РФ                                     Программа соответствует ФГОС

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 2 класса разработана в соответствии:

  • с требованиями ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2010)
  • с рекомендациями примерной основной образовательной программы (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010).
  • на основе примерных программ по учебным предметам (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Часть1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011).
  • на основе  учебно-методического комплекта «Планета знаний» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Планета знаний". Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир : [сборник] . – 2-е изд., дораб. – М. : АСТ : Астрель, 2011).
  •  на основе  учебного плана МАОУ «Лицей № 36», согласно которому продолжительность учебного года для учащихся 2 классов составляет 35 учебных недель. Таким образом, календарно – тематическое планирование по математике составляет 140 часа (35 х 4 = 140)

Цели и задачи реализации программы.

Программа составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе.

В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов УМК “Планета знаний ”можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные:

— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;  

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Соответственно, можно выделить задачи курса математики, решаемые в течение первого года обучения.

Задачи курса математики 2 класса

Учебные задачи:

формирование представлений о числовом ряде и принципе построения числового ряда чисел, знакомство с десятичным принципом построения числового ряда;

формирование представлений о смысле арифметических

действий сложения и вычитания, понимание взаимосвязи между ними, знакомство с переместительным свойством сложения;

формирование навыков устного счёта в пределах 100 с переходом через десяток, применение этих навыков при выполнении заданий, решении текстовых задач (на нахождение суммы и остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого).

Развивающие задачи:

развитие внимания и памяти;

развитие речи (обогащение словаря, развитие связной речи);

развитие пространственных представлений учащихся;

развитие на доступном уровне логического мышления.

Общеучебные задачи:

формирование на доступном уровне познавательных умений: наблюдать, сравнивать предметы, числа и геометрические фигуры, группировать их по заданным признакам, устанавливать закономерности, выделять числовые данные и неизвестное в условии текстовой задачи;

формирование на доступном уровне умений работать с информацией: задавать вопросы с целью получения информации, сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, таблица);

формирование на доступном уровне регулятивных умений: удерживать при выполнении задания учебную цель, сформулированную учителем, и ориентиры, заданные учителем,

проверять правильность выполнения отдельных заданий;

формирование на доступном уровне коммуникативных умений: навыков работы в паре, умений отвечать на поставленный вопрос, задавать вопросы, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебной и внеучебной деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение математики в начальной школе выделяется 540 ч., из них 2 класс – 140 ч. (4 ч в неделю, 35 учебные недели).

Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу— он поделён на несколько крупных разделов, которые в свою очередь подразделяются на несколько тем.

Содержание курса соответствует стандарту начального общего образования и традициям изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

При отборе содержания учитывался принцип целостностисодержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Например, изучение чисел второго десятка – одна из центральных тем 1-го года обучения – начинается со знакомства с числами первой сотни. Это помогает сформировать у учащихся на начальном этапе правильное  понимание различий между цифрой и числом, понимание принципа  позиционности десятичной системы счисления.

 Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта  «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».

Важное место в курсе отводится пропедевтикекак основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обученияна уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем. Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельностив процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: учащиеся проводят наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулируют (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводы, проверяют их на других объектах. На уровне отдельных уроков: учащиеся сопоставляют и различают свойства предметов, количественных характеристик (сопоставляют периметр и площадь, площадь и объём и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его на новый уровень (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах).

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности— предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение инвариантной и вариативной части курса.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся на момент окончания начальной школы. Эти требования сформулированы для каждого года обучения в рубриках «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь». В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1 класс) и «Проверяем, чему мы научились» (2—4 классы).

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объёму; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создаёт условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.

В вариативной части значительное место в курсе отводится развитию пространственных представленийучащихся. Своевременное раннее развитие пространственных представлений помогает ребёнку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и является базой для успешного обучения чтению, письму и счёту. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно происходит до достижения 9-летнего возраста.

Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.

Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой заданий, нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период даёт учителю возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.

В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через геометрический материал, систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач, расширенный объем знаний по геометрии, работу с пространственными моделями геометрических фигур. Содержание программы представлено в разделах «Общие свойства предметов и групп предметов» «Числа и величины», «Операции над числами», «Наглядная геометрия». Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах «Числа и величины» и «Операции над числами».

Раздел«Числа и величины» включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Часто рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.

  Большое значение придаётся работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся опираются при освоении действий сложения и вычитания.  Один из самых ярких зрительных образов числового ряда, формируемых в учебных пособиях по данному курсу, основывается на расположении четных и нечетных чисел в ряду чисел. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду способствует формированию навыков устных вычислений (увеличения и уменьшения чисел на 2, 3, 4)

Изучению величин, помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения), отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Учащиеся проводят измерения в реальном пространстве, моделируют изучаемые единицы измерения, развивают глазомер, измеряют и вычисляют площадь и объём реальных предметов, определяют скорость пешехода и других движущихся объектов и т. д.

Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. При выполнении заданий учащиеся осваивают элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров), что в дальнейшем способствует эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяет учащимся ориентироваться в окружающем мире, создаёт базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.  

Материал раздела «Операции над числами» традиционно составляет ядро математического образования младших школьников – формирование вычислительных навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием.

В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений. Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения (1 класс) учащиеся сравнивают числа с помощью модели числового ряда, затем — с опорой на последовательность называния чисел при счёте, на знание десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем — на знание правил сравнения многозначных чисел.

В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240: 30).

Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Учащиеся учатся прогнозировать результат письменных вычислений и оценивать полученный ответ. При этом используют приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценку количества цифр в результате, определение последней цифры результата и другие.

Программа и учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Учащиеся сравнивают результаты вычислений, проведённых разными способами, исследуют возможности применения рациональных способов к конкретному числовому выражению, выбирают наиболее удобный способ из возможных. Эта деятельность повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приемов рациональных вычислений не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися. При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривается знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается развитие умения критически оценивать результат, полученный с помощью калькулятора.

Большое внимание уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играет понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.

Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом учащиеся осваивают как стандартные алгоритмы решения типовых задач, так и обобщенные способы, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия, преобразование модели и планирование хода решения задачи.

Раздел программы «Общие свойства предметов и групп предметов» направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.  Такими базовыми навыками являются умения сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.

Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.

Раздел программы «Наглядная геометрия» на этапе начального обучения направлен на развитие пространственных представлений учащихся.  Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений. Цели изучения этого материала на этапе начального обучения:  знакомство с основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами; развитие пространственных представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве); формирование элементарных навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей); развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности. При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертежной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотеза. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания при моделировании условий текстовых задач.

      Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информационную из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.

    Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено, во-первых, тем, что освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся, а во-вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.

Основная часть программы обязательная для изучения ее всеми учащимися.  Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается.

В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных (коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении задании в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы, моделировать условия задач, планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.

Учебники предоставляют возможности для личностного развития школьников. Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу и познавательной активности учащихся.

Форма организации учебного процесса  - урочная. В процессе изучения курса используются уроки  открытия нового (ОН), обобщения, повторения, закрепления знаний (ОПЗ)

Педагогические технологии, применяемые     при обучении: уровневая дифференциация; обучение на основе «учебных ситуаций»; проектная деятельность; информационные и коммуникационные технологии; активные формы обучения (организация  работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

Виды и формы контроля: текущий, тематический, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тесты, арифметические диктанты, контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс  (140 ч)

Числа и величины  (15 ч)

Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни).

Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.

Арифметические действия  (56 ч)

Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением

Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.

Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).

Текстовые задачи  (27ч)

Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи.

Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз.

Геометрические фигуры и величины  (15 ч)

Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).

Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.

Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника.

Работа с данными (15 ч)

Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.[1]

Резерв (12 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО МАТЕМАТИКЕ

к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихсябудут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам математики;
  • умение признавать собственные ошибки;
  • оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
  • умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:        

  • выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;        
  • выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;        
  • выполнять арифметические действия с числом 0;        
  • правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
  • определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
  • решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
  • измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;        
  • использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
  • определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
  • различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
  • определять время по часам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;        
  • использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
  • решать текстовые задачи в 2-3 действия;
  • составлять выражение по условию задачи;
  • вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
  • округлять данные, полученные путем измерения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
  • проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
  • планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную вычислительную деятельность;
  • планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;
  • использовать схемы при решении текстовых задач;
  • наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
  • выполнять вычисления по аналогии;         
  • соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);         
  • вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
  • сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
  • комбинировать данные при выполнении задания;
  • ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;         
  • ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
  • исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);
  • получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
  • пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания; объединять полученные результаты при совместной презентации решения).

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

(Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе)

Учащиеся должны знать:
- названия разрядов (единицы, десятки, сотни);
- переместительное и сочетательное свойства сложения;
- названия компонентов сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);

- табличные случаи умножения чисел на 2, 3, 4 и 5;
- названия числовых выражений (произведение, частное); 
- правило перестановки множителей в произведении;
- порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок;
- названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник);
- названия единиц измерения времени (час, минута, секунда);

      Учащиеся должны уметь:

- считать двойками, тройками, четверками, пятерками в пределах таблицы умножения;
- устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;

- письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
- проверять результат сложения вычитанием и результат вычитания сложением;
- выполнять 4 арифметических действия с числом 0;
- вычислять значения числового выражения, содержащего 3-4 действия (без скобок);
- сравнивать значения числовых выражений;
- решать простейшие текстовые задачи в одно действие на умножение и деление;

Учащиеся могут знать:
- названия компонентов действий умножения (множители) и деления (делимое, делитель);
- правило округления чисел, полученных в результате измерения;
- признаки делимости на 2 и на 5;
- названия единиц измерения длины (метр, километр), площади (квадратный метр), объема (кубический метр) и температуры (градус); 
- изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника (в том числе и квадрата);
- отдельные свойства прямоугольного треугольника;

Учащиеся могут уметь:
- складывать и вычитать сотни;
- вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
- округлять данные, полученные путем измерения;
- решать текстовые задачи в 2-3 действия на сложение и вычитание;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью таблицы умножения;
- различать прямой, острый и тупой углы;

- упорядочивать предметы по длине, площади, объему, массе;
- определять время по часам.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа, состоящая из примеров:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» - 2 – 3 грубые и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 более негрубые ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

«1» - все задания выполнены с ошибками.

Работа, состоящая из задач:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» - 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

«1» - задачи не решены.

Комбинированная работа:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не  должно быть в задаче.

«3» - 2 – 3 грубые и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

«1» - все задания выполнены с ошибками.

Контрольный устный счёт:

«5» - без ошибок.

 «4» - 1 – 2 ошибки.

«3» - 3 – 4 ошибки.

 Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических  действий.

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишнее действие).

4. Не решённая до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

1. Нерациональный приём вычислений.

2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

3. Неверно сформулированный ответ задачи.

4. Неправильное списывание данных, чисел, знаков.

5. Недоведение до конца преобразований.

- За грамматические ошибки оценка не снижается.

- За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

Для учащихся:

М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. Математика. 2 класс. Учебник. В 2 ч. – М., АСТ, Астрель, 2015.

М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. Математика. 2 класс. Рабочие тетради № 1, 2. – М., АСТ, Астрель, 2015.

М. Г. Нефёдова. Проверочные работы по математике. 2 класс. — М.: АСТ, Астрель.

Для  учителя:

М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. Обучение во 2 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие.  – М., АСТ, Астрель, 2012.

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • Интернет – ресурсы;
  • CD-диск Математика. 1-2 классы. Дифференцированные задания. Издательство «Учитель», 2015.
  • СD-диск Современные технологии обучения в начальной школе. Издательство «Учитель», 2015.

Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

(контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.)

1 четверть

36

Входная контрольная работа № 1,

Итоговая контрольная работа № 2

Проверочная работа № 1 по теме: «Что мы знаем о числе»                                        Тесты периодически

2 четверть

28

Итоговая контрольная работа № 3

Проверочная работа № 2 по теме: «Наглядная геометрия»                                         Тесты периодически

3 четверть

40

Контрольная работа № 4 по теме «Знакомимся с новыми действиями»

Итоговая контрольная работа № 5

Проверочная работа № 3 по теме: «Измерение величин»                                            Тесты периодически

4 четверть

32

Итоговая контрольная работа № 6

Проверочная работа № 4 по теме: «Учимся умножать и делить»                               Тесты периодически

Итого

136

Контрольные работы - 6, проверочные работы – 4, тесты периодически

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея

Реквизиты

программы

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

1

4

Программа для четырёхлетней начальной школы.

«Планета знаний»

Утверждена

МО  РФ

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: АСТ, Астрель. 2015г.

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М.: АСТ, Астрель. 2015г.

М. Г. Нефёдова. Проверочные работы по математике. 1 класс. — М.: АСТ, Астрель. 2015г.

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 2 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель2015г.

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Электронный учебник. В 2 ч. — М.: АСТ, Астрель.1 CD

М.В. Зверева «Изучение результативности обучения в начальных классах» ЗАО «Центр общего развития». М.: 2012.

Образовательные диски: «Математика 2 класс», «Уроки Кирилла и Мефодия», Математика: 2 класс, 2012г.

«Олимпиадные задания»: математика 2 класс (компакт-диск) издательство «Учитель», 2011г.

«Дидактический раздаточный материал» математика 2 класс

компакт диск«Наука без скуки », издательство  «Учитель», 2012г.

«Тренажер по математике»

Календарно- тематическое  планирование  

по математике (2.2 класс)

Дерковой Е.В. на 2020-2021 учебный год

140 ч (4 ч в неделю)

№ урока

Тема урока,

страницы учебника

Кол-во часов

Дата по план

Дата по факт

Дом.

задание

Примечание

1-е полугодие

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100

1-я четверть (35 ч)

Что мы знаем о цифрах (16 ч)

1

Рисуем цифрыЧасть 1

С. 3—5

1

С.4 №2

2

Вычисляем в пределах десятка

С. 6—7

1

С.6 №1(в),7(устн)

3

Собираем группы

С. 8—9

1

С.9 №6

4

Считаем десятками и сотнями

С. 10—11

1

Тетр. с.4 № 5

5

Записываем числа

С. 12—13

1

С. 13 №2

6

Сравниваем числа

С. 14—15

1

Тетр. № 5, 6

7

Повторение пройденного материала. С. 16—17. Самостоятельная работа.

1

С. 16-17

Самостоятельная  работа

8

Прибавляем и вычитаем однозначное числоС. 18—19

1

С.19 № 8

9

Считаем до 100

С. 20—21

1

С.21 №7

10

Задачи принцессы Турандот

С. 22—23

1

С. 23 №6, тетр.

11

Придумываем задачи

С. 24—25  М.д.

1

С.30 №1(а-г)

М.д.

12

Семь раз отмерь

С. 26—27

1

С.30 № 1 (д-ж), тетр

13—16

Повторение, обобщение изученного.   С. 28—35

Проверочная работа.

4

С. 30 № 1 (и-м)

С. 30 №5,8

С. 30 №7,9

Проверочная работа.

Сложение и вычитание до 20 (17 ч)

17

Почему 20?

С. 36—37

1

С. 36 № 2

18

Волшебная таблица

С. 38—39

1

С. 39 №6

19

Двенадцать месяцев

С. 40—41

1

С. 41 №6

20

В сумме XV

С. 42—43  М.д.

1

С. 43 №6

М.д.

21

От года до полутора

С. 44—45

1

С. 44 №6

22

С девяткой работать легко

С. 46—47

1

С. 50 №1(е-к)

23

Вокруг дюжины

С. 48—49

1

С. 49 №6

24

Повторение пройденного. Проверочная работа.

С. 50—51

1

С. 51№11

Проверочная работа.

25

Две недели

С. 52—53

1

С. 53 №6

26

Кругом 16

С. 54—55

1

С. 55 №10

27

Между 16 и 18

С. 56—57

1

С.57 № 8,9

28

От 16 до 20

С. 58—59  М.д.

1

С.64 №1(е-к)

М.д.

29

Работаем с календарем

С. 61—60

1

С.64 №1(р-ф)

30

Решаем задачи С. 62—63

1

С.64 №5,7

31-33

Повторение, обобщение изученногоС. 64—69

Контрольная  работа.

3

С.64 №16,8

С.66-69

Контрольная  работа.

Резерв 2 часа

2-я четверть (28 ч)

Наглядная геометрия (10 ч)

34

Геометрический словарь

С. 70—71

1

С.71 №7

35

Геометрические фигуры

С. 72—73

1

С.73 №7, тетр.

36

Углы

С. 74—75

1

С.75 №8, тетр.

37

Проектируемпарк Винни-Пуха

С. 76—77  М.д.

1

С.85 №1

М.д.

38

Четырёхугольники

С. 78—79

1

С.85 №2

39

Треугольники

С. 80—81

1

С.81 №7, тетр.

40—42

Повторение, обобщение изученногоС. 82—89

Проверочная работа.

3

С.86, тетр.

С.88-89, тетр.

Проверочная работа.

Резерв 1 час

Вычисления в пределах 100 (18 ч)

43

Складываеми вычитаемпо разрядамС. 90—91

1

С.91№6, тетр.

44

Тренируемсяв вычислениях

С. 91—93

1

С.92 №3, тетр.

45

Переходимчерез разряд

С. 94—95

1

С.95 №8, тетр.

46

Складываем двузначные числа

С. 96—97    М.д.

1

С.97 №8, тетр.

М.д.

47

Дополняемдо десятка. Решаем задачиС. 98—99

1

С.102№1(д-з)

48

Выбираемспособ сложения

С. 100—101

1

С.102№1(и-м)

49

Закрепление пройденного.  Самостоятельная работа.

С. 102—103

1

Самостоятельная работа.

50

Вслед за сложениемидёт вычитаниеС. 104—105

1

С.105 №5

51

Занимаем десяток

С. 106—107

1

С.118 №1 (а-г)

52

На сколько больше?

С. 108—109

1

С.119 №5,6

53

Вычитаем и переходим

через разрядС. 110—111  М.д.

1

С.118 №1 (д-3)

М.д.

54

Туда и обратно

С. 112—113

1

С.118 №1 (и-м)

55

Продолжаем вычитать

С. 114—115

Проверочная работа.

1

С.115 №8

Проверочная работа.

56

Играем с автоматом

С. 116—117

1

С.117 №5

57—59

Повторение, обобщение изученногоС. 118—125

Контрольная  работа.

3

С.119 - 123

Контрольная  работа.

Резерв 1 час

1

3-я четверть (41 ч)

Знакомимся с новыми действиями  (14 ч)

60

Что такое умножение

Часть 2С. 3—5

1

С.5 №8, тетр.

61

Что вдоль,что поперёк

С. 6—7

1

С.7 №8, тетр.

62

Используем знак умножения

С. 8—9

1

С.9 №9, тетр.

63

Вдвое больше

С. 10—11   М.д.

1

С.11 №8, тетр.

М.д.

64

Половина

С. 12—13

1

С.13 №7, тетр.

65

Делим на равные части

С. 14—15

1

С.15 №6

66

Как раздать лакомство

С. 16—17

1

С.17 №6, тетр.

67

Все четыре действия

С. 18—19

Самостоятельная  работа.

1

С.19 №6

Самостоятельная работа

68

Умножение и деление в задачах

С. 20—21

1

С.26-27 (тренажер)

69

Варианты

С. 22—23

1

С.26-27 (тренажер)

70-71

Повторение, обобщение изученногоС. 24—31

Проверочная  работа.

2

С.26-27 (тренажер)

Проверочная  работа.

72

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

С. 24—31

1

С.30-31

73

Контрольная  работа.

1

Контрольная  работа.

Измерение величин (10 ч)

74

Среди величинС. 32—33

Начало работы над проектом «Свойства площади».

1

Тетр.

75

Измеряем длину

С. 34—35

1

С.35 №8

76

Вычисляем расстояние

С. 36—37

1

Тетр.

77

Вычисляем площадь

С. 38—39М.д.

1

С.39 №8, тетр.

М.д.

78

Определяем время

С. 40—41

1

С.41 №6, тетр.

79

Работаем диспетчерами

С. 42—43

1

С.43 №6, 44-45 - тренажер

80

Повторение,  обобщение изученногоС. 44—45

1

44-45 - тренажер

81

Проверочная работа.

1

Проверочная работа.

82—83

Работа над ошибками. Повторение, обобщение изученногоС. 46—51

Завершение работы над проектом «Свойства площади».

2

С. 46—51

Учимся умножать и делить (17 ч)

84

Таблица умножения

С. 52—53

1

С.53 №6, тетр.

85

Квадраты

С. 54—55

1

С.55 №10, тетр.

86

Разрезаем квадратына части

С. 56—57М.д.

1

С.57 №7, тетр.

М.д.

87

Умножаеми делим на 2

С. 58—59

1

С.59 №6

88

Умножаем и делим на 3

С. 60—61

1

С.61 №7, тетр.

89

Двойки и тройки

С. 62—63

Самостоятельная работа

1

70-71 - тренажер

Самостоятельная работа

90

Тройки и двойки

С. 64—65  М.д.

1

70-71 - тренажер

М.д.

91

Считаем четвёрками

С. 66—67

1

С.67 №6

92

Как разделить число на 4

С. 68—69

1

С.69 №7, тетр.

93

Проверочная работа.С. 70—71

1

70-71 - тренажер

Проверочная работа.

94

Увеличиваеми уменьшаем...

С. 72—73

1

С.73  №6

95

...в несколько раз

С. 74—75

1

С.75  № 3

96

Счёт пятёрками

С. 76—77

1

С.77 №7, тетр.

97

Опять 25

С. 78—79

1

С.79 №7, тетр.

98

Тренируемсяв вычислениях

С. 80—81

1

С.81 №5

99

Умножаеми делим на 10

С. 82—83

1

84-85 - тренажер

100

Контрольная  работа.

С. 84—85

1

84-85 - тренажер

Контрольная  работа.

Резерв 2 ч

4-я четверть (32 ч)

101

Решаем задачипо действиям

С. 86—87

1

С.87 №5, тетр.

102

Умножаем на 9

С. 88—89

1

С.100 №1 (а-д) или тетр.

103

Большие квадраты

С. 90—91М.д.

1

С.91 №7, тетр.

М.д.

104

Трудные случаи

С. 92—93

1

С.93 №8

105

Ещё разпро деление

С. 94—95

1

С.95 №7, тетр.

106

Умножениев геометрии

С. 96—97

1

100-101 - тренажер

107—110

Повторение,  обобщение изученного. Проверочная работа.

С. 98—105

4

100-101 – тренажер

104-105 -мозаика

Проверочная работа.

Резерв 2 ч

Действия с выражениями (18 ч)

111

Сложениеи умножение

С. 106—107

1

С.107 №7, тетр.

112

Ноль и единица

С. 108—109

1

С.109 №9, тетр.

113

Обратные действия

С. 110—111М.д.

1

С.111 №7

М.д.

114

Выражения

С. 112—113

1

Тетрадь

115

Выполняем действияпо порядку

С. 114—115

1

С.115 №4

116

Тренируемсяв вычислениях

С. 116—117

1

С.117 №5, тетр.

117

Выражениясо скобками

С. 118—119

1

С130 – тренажер №1,2

118

Порядок действий

С. 120—121

Самостоятельная работа

1

С.121 №7, тетр.

Самостоятельная работа

119

Равные выражения

С. 122—123

1

С.123 №6

120

Сравниваем выражения

С. 124—125М.д.

1

С.125 №9

М.д.

121

Группируем слагаемые

и множителиС. 126—127

1

С.130 – 131 -тренажер

122

Составляем выражения

С. 128—129

1

С.130 – 131 -тренажер

123

Контрольная работа

1

Контрольная работа

124—126

Повторение, обобщение изученногоС. 130—141

3

С.131 – 135 -тренажер

127

Итоговая контрольная работа

1

Итоговая контр-я работа

128

Работа над ошибками.

Итоговое занятие.

1

С. 138-139 - мозаика

Резерв 4 часа

4

Итого: 128+12(резерв)= 140 часов


[1]Решение комбинаторных задач относится к вариативной части учебника. Изучение этого материала учитель планирует, исходя из уровня подготовленности класса или отдельных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·               Федераль...

рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по математике, 2 класс,  "Планета знаний"...

Рабочая программа по математике 3 класс "Планета знаний".

Планирование для электронного журнала....

Рабочая программа по математике 3 класс Планета знаний

Рабочая порограмма,  тематическое планирование...

Рабочая программа по математике 1 класс "Планета знаний"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике  для 1 класса по УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний"

Важнуюроль в обучении математики играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют сотрудничеству  при выполнени...

Рабочая программа по математике 1 класс Планета знаний ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс Планета знаний ФГОС...