календарно-тематическое планирование по математике 2 класс
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс)

Каргинова Марина (Эльвира) Борисовна

календарно-тематическое планирование по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практич. задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

       Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

      Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и

передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

         Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
 измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел от 1 до 100;

- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

- названия и обозначение действий умножения и деления;

- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

Обучающиеся должны уметь:        

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;

- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

- решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

- чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;

- находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

Календарно – тематическое планирование.

Тема    урока

Кол-во часов

Дата

1.

Числа от 1 до 20.

1

2.

Закрепление. Числа от 1 до 20.

1

3.

Десяток. Счёт десятками до 100.

1

4.

Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел.

1

5.

Поместное значение цифр.

1

6.

Однозначные и двузначные числа

1

7.

Миллиметр.

1

8.

Закрепление. Миллиметр.

1

9.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 20».

1

 

10.

Работа над ошибками. Сотня.

1

11.

Метр. Таблица единиц длины.

1

12.

Сложение и вычитание в случаях 30+5, 35-5,35-30.

1

13.

Замена двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

14.

Разрядные слагаемые.

1

15.

Разрядные слагаемые.

1

16.

Сотня.

1

 

17.

Закрепление. Таблица единиц длины.

1

18.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «НУМЕРАЦИЯ В ПРЕДЕЛАХ 100».

1

 

19.

Работа над ошибками. Обратные задачи.

1

20.

Решение обратных задач. Сумма и разность отрезков.

1

21.

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

1

22.

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.

1

23.

Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого.

1

 

24.

Час. Минута.

1

25.

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

26.

Решение задач и выражений. Закрепление.

1

27.

Порядок действий в выражениях со скобками.

1

28.

Числовые выражения.

1

29.

Сравнение выражений.

1

30.

Периметр многоугольника.

1

 

31.

Свойства сложения.

1

32.

Решение задач и выражений.

1

 

33.

Решение задач и выражений.

1

 

34.

Решение задач и выражений.

1

 

35.

Числовые выражения.

1

36.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.».

1

 

37.

Работа над ошибками.  

1

38.

Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18.

1

39.

Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20.

1

40.

Случаи сложения 26+4.

1

41.

Случаи вычитания 30-7.

1

42.

Случаи вычитания вида: 60-24.

1

43.

Решение задач на нахождение суммы.

1

44.

Решение  обратных задач.

1

45.

Решение  простых и составных задач.

1

 

46.

Сложение вида: 26+7

1

47.

Вычитание вида:35-7

1

48.

Сложения и вычитания с переходом через десяток.

1

49.

Решение геометрических задач.

1

 

50.

Закрепление. Решение текстовых задач.

1

51.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.».

1

 

52.

Работа над ошибками.

1

53.

Буквенные выражения.

1

 

54.

Решение буквенных выражений.

1

 

55.

Уравнение.

1

56.

Уравнение.

1

 

57.

Решение выражений и уравнений.

1

 

58.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «РЕШЕНИЕ БУКВЕННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ».

1

 

59.

Работа над ошибками.

1

60

Проверка сложения и вычитания.

1

61.

Уравнения и буквенные выражения.

1

 

62.

Решение текстовых задач.

1

 

63.

Решение составных задач.

1

64.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ.

1

 

65.

Работа над ошибками.

1

66.

Письменный приём вычитания вида 57 - 26.

1

67.

Проверка сложения и вычитания.

1

68.

Закрепление. Проверка сложения и вычитания.

1

 

69.

Прямой угол.

1

70.

Закрепление. Прямой угол.

1

 

71.

Письменный приём сложение вида:37+48

1

72.

Сложение вида:37+53.

1

73.

Прямоугольник.

1

74.

Закрепление. Прямоугольник.

1

 

75.

Сложение вида:87+13.

1

76.

Решение задач на нахождение суммы.

1

77.

Вычитание вида: 40-8,50-24.

1

78.

Вычитание вида: 40-8,50-24.

1

79.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100».

1

 

80.

Работа над ошибками. Вычитание вида:52-24.

1

81.

Работа над задачами и выражениями.

1

82.

Подготовка к умножению.

1

83

Свойства противоположных сторон прямоугольника.

1

84.

Решение задач и выражений.

1

85.

Квадрат.

1

 

86.

Квадрат.

1

 

87.

Конкретный смысл действия умножения.

1

88.

Конкретный смысл действия умножения.

1

89.

Приём умножения с помощью сложения.

1

90.

Задачи на нахождение произведения.

1

91.

Периметр треугольника.

1

92.

Приёмы умножения единицы и нуля.

1

 

93.

Название компонентов и результата умножения.

1

94.

Переместительное свойство умножения.

1

95.

. Переместительное свойство умножения.

1

96.

Конкретный смысл действия деления.

1

 

97.

Конкретный смысл действия деления.

1

98.

Конкретный смысл действия деления.

1

99.

Конкретный смысл действия деления.

1

 

100.

Название компонентов и результата деления.

1

101.

Название компонентов и результата деления.

1

 

102.

Закрепление. Умножение и деление.

1

103.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ДВА ДЕЙСТВИЯ».

1

 

104.

Работа над ошибками.

1

105.

Связь между компонентами и результатами.

1

106.

Приёмы умножения и деления на 10.

1

107.

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

1

108.

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

1

 

109.

  Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

1

 

110.

Умножение числа 2 и  на 2.

1

111.

Деление  на 2.

1

 

112.

  Деление на 2.

1

113.

  Табличные случаи умножения и деления на 2.

1

114.

  Деление на 2.

1

115.

Обобщение. Деление на 2.

1

116.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА   «КОНКРЕТНЫЙ СМЫСЛ УМНОЖЕНИЯ».

1

 

117.

Работа над ошибками.  

1

118.

  Умножение числа 3 и на 3.

1

119.

Деление на 3.

1

120.

Закрепление. Деление на 3.

1

121.

Деление на 3.

1

122.

   Решение уравнений.

1

123.

  Решение задач на сложение и вычитание.

1

124.

  Таблица умножения на 2 и на 3.

1

125.

  Таблица умножения.

1

126.

  Деление на 3.

1

127.

Деление на 3.

1

 

128.

  Решение обратных задач.

1

 

129.

  Составление задач по рисункам, решение.

1

130.

  Единицы длины.  

1

131.

  Таблица умножения и деления.

1

132.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА   «УМНОЖЕНИЕ НА 2 И НА 3. ДЕЛЕНИЕ».

1

 

133.

Работа над ошибками.  

1

134.

Повторение. Решение составных задач.

1

135.

Повторение. Решение обратных задач.

1

136.

Урок обобщения и закрепления

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....