математика
план-конспект урока по математике (1 класс)

Быкова Елена Петровна

самостоятельное определение правил поведения, сравнение своего поведения  с общепринятыми нормами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_bykova.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики

в 1 классе

по теме «Уравнения» (3 урок)

Выполнила учитель

начальных классов

МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»

Курской области

Быкова Елена Петровна

Цели:

педагогическая: создание условий для выведения способа решения простого уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого,  для выявления причин ошибок, оценивания своей работы.

ученическая:  в результате освоения данного модуля учащиеся овладеют умением выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным вычитаемым, решать уравнения данного вида.

Тип, вид урока: постановка и решение учебно – практической задачи, конкретизация и освоение способа.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: самостоятельное определение правил поведения, сравнение своего поведения  с общепринятыми нормами.

Регулятивные: выбирает место для работы: «место сомнений, тренировки», планирует свою работу.

Познавательные: осваивает умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: отвечает на вопросы учителя, старается договориться, умеет уступать, находить общее решение при работе в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, конверт с вопросами: что бы вы хотели узнать об уравнениях,  лесенка,  листы с заданиями для устного счета, плакаты с пословицами, листы для работы в парах, линейки, простые карандаши.

Приобретенная компетенция: предметная.

Объем освоения  и уровень владения компетенциями:  репродуктивный, продуктивный, исследовательский, творческий.

Личностный смысл: предметно – содержательный, личностно – групповой.

  1. Организованное начало урока.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На нашем уроке присутствует много гостей, повернитесь, поздоровайтесь с ними.

На  уроке вас также ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут  внимание, терпение, хорошее настроение и     …    русский богатырь Илья Муромец.  Он приготовил  для вас русскую народную пословицу, послушайте её (на плакате) “Не бойся, когда не знаешь,  …”

 Как бы вы продолжили эту пословицу? (Ответы детей).  

Как же наш народ продолжил эту пословицу,  вы узнаете, если  будете внимательны на уроке, старательны  и  будете хорошо работать.

  1. Актуализация знаний.

А начнем мы с гимнастики для ума.

Мы будем подниматься по нашей непростой лесенке знаний, взгляните на доску. Первое задание.

(На доске лесенка.  Под каждой ступенькой скрыто задание.)

1  ступенька.  (Задание записано на листке, учитель,  перевернув его обратной стороной,  читает).  Счет от  1  до 20 и обратно.

2 ступенька. Найди периметр фигур:  прямоугольника со сторонами 2 см и 3 см; квадрата со стороной  3 см.

3 ступенька. Сравните:  

3 кг  * 5 кг – 2 кг

4 л * 4 л + 3 л

6 см * 5 кг.

4 ступенька.  Прочтите выражение разными способами: 3 + 4 = 7. Составьте всевозможные равенства с этими числами.  (4+ 3=7, 7- 3=4, 7- 4=3)

- Молодцы, вы добрались до самой вершины. Здесь вас ожидает ещё один  сюрприз от Ильи Муромца. (Пословица: Мудрым никто не родился, а научился.) Знакома ли вам эта пословица?  Как вы понимаете её смысл?  

3.Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.  Илья Муромец  предлагает  вам провести исследование.  Посмотрите внимательно на экран.

 Что лишнее? (Слайд 1 )

3 + 2 = 5
х – 2 = 8
5 + у =10 
10 > а

- Лишнее неравенство 10 > а.

- Лишним может быть также равенство 3 + 2 = 5, потому что только в этом равенстве все компоненты известны.

- Как называются равенства, в которых есть неизвестный компонент?

- Такие равенства называются уравнениями.  Вспомните, начав изучать уравнения, вы говорили о том, что у вас очень много вопросов об уравнениях. Все эти вопросы мы поместили в наш конверт, на часть из них мы ответили, я  хочу вам их напомнить. ( Учитель зачитывает.)  Но остались ещё вопросы. Как вы думаете, чем же мы  с вами будем заниматься сегодня? (Ответы детей: продолжим исследовать уравнения).  У вас на столах лежат наши часики, отметьте на них на каком уровне вы сейчас находитесь в изучении уравнений.

 Отложите часики  на край стола.

  1. Открытие нового.

Рассмотрите равенства.  (Слайд 2) Что заметили?  (В равенствах каждого столбика есть неизвестное число, одинаковые части, целое.)

  + 6= 8                    + 3 = 9                

8 -     = 6           9-     = 3

- Что неизвестно в каждом равенстве – часть или целое?

- Как найти часть?

- Есть ли отличие в способе нахождения  неизвестного числа  в первом столбике  выражений?

- А во втором  столбике? (Разницы нет, т. к. найти нужно часть от целого). 

- Вставьте пропущенные числа.

- Вспомните, как,  по – другому,  можно назвать равенства, в которых есть неизвестные компоненты действий? (Уравнения)

- Кто попробует  на доске  записать выражения первого столбика в виде уравнений? (х + 6=8, 8  - х =6 )

- Давайте откроем  тетради и тоже запишем  решение  уравнений.  

- Вспомните, как в математике называются числа при сложении?   Что находили в первом уравнении? (первое слагаемое)

- Каким действием? (Вычитанием)

- Вспомните, как называются числа при вычитании?

- Что находили во втором уравнении? (Вычитаемое)

- Каким действием? (Вычитанием)

- Как вы думаете, почему данные уравнения решаются одинаково? Какое правило нам поможет? ( В обоих уравнениях неизвестна часть. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть).

- Проверим наши предположения. Посмотрите на правило на стр. 26  в № 1.

-  Предположите, какие уравнения мы будем решать сегодня на уроке?

(Ответы детей.  Цель: решать уравнения с неизвестным вычитаемым).

А у Ильи Муромца  для вас ещё одна пословица.  (на карточке: Учение – путь к умению.)  Как вы понимаете смысл этой пословицы?

5.  Первичное закрепление и повторение пройденного.  Работа в парах.

- Действительно, чтобы  что – то хорошо делать, необходимо этому учиться. Вот и мы с вами, закрепим наши знания, решив уравнения из № 3 на стр. 27 (1 столбик)

- Попробуйте  сделать  вывод: как найти неизвестное вычитаемое?

         -  А у Ильи Муромца для вас ещё пословица: Старание и труд к счастью ведут.

  1.   Физминутка.

А сейчас все вместе отдохнем:

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

             В школу, к знаниям, стремясь.

  1. Решение задачи. Составление обратных задач.  Работа в парах.

- Продолжим добывать знания. Послушайте задачу со стр. 27 № 4. Следите за мной.

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитайте условие задачи. (отделите её карандашом)

- Найдите  вопрос  задачи. (отделите его  карандашом)

- Рассмотрите  схему  к задаче. Дополните её числовыми данными.

- Расскажите условие задачи по схеме.

-  Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Предлагаю вам поработать в парах.

   У вас на столах лежат листочки, один из вас  запишет решение этой задачи и ответ, а второй ниже - решение обратной задачи.

- Скажите, работать в парах  легко или трудно?

_ А у Ильи Муромца для вас ещё одна пословица. Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. Согласны?

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Вы хорошо поработали на уроке.

- Вспомните, какую цель ставили для себя?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? Определите свой уровень знаний об уравнениях по нашей шкале.

- Мы добрались  с вами к нашей первой пословице: Не бойся, когда не знаешь,  …  . Взгляните на экран (Слайд № 3: Не бойся, когда не знаешь,  страшно, когда знать не хочется.)

- Сегодня вы ещё раз доказали, что  у вас есть желание работать, узнавать новое, поэтому я думаю для вас не страшны новые высоты, не иссякнет в вас желание узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»

Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...