1 класс технологическая карта урока математики
методическая разработка по математике (1 класс)

техкарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Предмет

Математика

Класс

1 класс

Учитель

Бордзеловская Т.В.

Тема урока

Литр

Цели деятельности педагога

образовательная: 

- создать условия для нахождения новой величины – ёмкости и её измерения с помощью литра;

- обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы;  

- учить решать задачи с новой величиной;  

- учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение

 развивающая:

- актуализировать знания разных единиц измерения длины, массы;

- развивать умение выражать своё мнение и аргументировано его отстаивать;

- развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

-развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь учащихся

воспитательная: 

- воспитывать  уважительное отношение к мнению товарищей;

 - воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету, умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь                                                                                                                        

Тип урока

открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать единицу вместимости – литр, состав чисел первого десятка, уметь упорядочивать сосуды по вместимости,  располагая их в заданной последовательности

Метапредметные:                                                                                                                

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель урока;
  •  контролировать свою деятельность;
  • определять последовательность действий;
  •  высказывать своё предположение;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД: 

  • уметь отличать новое от уже известного;
  •  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • находить пути выхода из проблемной ситуации;
  • выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.

Коммуникативные УУД: 

  •  уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
  • устанавливать и соблюдать очерёдность действий;
  • корректно сообщать товарищу об ошибках;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  

Личностные УУД: 

  • умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Технологии

Здоровьесберегающие

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Методы работы

Словесные, практические, наглядные, проблемный, анализа и синтеза, поисковый.

Оборудование

Банки разной вместимости, коробка с соком, бутылка с подсолнечным маслом, кружка, миска, графин, стакан, бутылка, карточки с цифрами, карточки со словами.


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Математика пришла,
Занимай свои места!
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
- Как понимаете выражение “ ломать голову”?

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок?

Проверяют осанку за столом.

Настраиваются на работу

- Думать, смекать, выполнять интересную работу.

- Открытию нового знания.

Коммуникативные УУД:

учатся внимательно слушать и понимать учителя;

учатся оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД:

формирование умения организовывать свою деятельность

Регулятивные УУД:

способность к саморегуляции;

принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД:

учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других

Актуализация знаний

  1. Повторение величин и единиц измерения.

 Фронтальный опрос.

- Прочитайте слова. (Слова записаны на карточках).

килограмм       масса        сантиметр       грамм

метр           литр           дециметр               длина

- На какие 2 группы можно разбить эти слова?

- Распределите на 2 группы эти слова.

На доске запись:

Единицы измерения                   Величины

сантиметр                                      длина

дециметр                                    

метр                                              

                                                        масса

килограмм

       грамм

Итог:

- Что помогло выполнить задание?

- Что знаете?

- А  в чём ваши мнения разошлись?

- Почему возникло такое противоречие?

- Единицы измерения и величины.

- Имеющиеся знания.

- Знаем, что величины – это то, что можно измерить. Знаем единицы измерения длины и единицы измерения массы.

- Одни считают, что литр – это единица измерения, а другие – величина.

- Не хватает знаний.

Личностные УУД:

осознают свои возможности в учении;

способны адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, желанием учиться

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

аргументировать своё мнение и позиции

Регулятивные УУД:

высказывать своё предположение;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

следовать режиму организации учебной деятельности.

Познавательные УУД:

отвечать грамотно на вопросы учителя.

Постановка цели урока.

- Как вы считаете, какая цель нашего урока?

- А какая тема?

- Что же на уроке вам предстоит выяснить?

- Узнать, что такое литр: единица измерения или величина?

- Литр.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

Личностные УУД:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы.

Постановка проблемы.

Открытие новых  знаний

1. Диалог.

- Кому из вас доводилось видеть, как продают квас или молоко из бочки?

- В какие ёмкости наливают жидкость?

2. Создание проблемной ситуации.

Работа в группах.

- Что вы видите на столе?

- Как вы думаете, где больше воды, а где меньше? Почему?

- Как проверить?

- 1 группа измеряет количество воды в кувшине (литровой банкой).

- 2 группа измеряет количество воды в кастрюле (пол – литровой банкой).

- 3 группа измеряет количество воды в миске (кружечкой).

3. Самостоятельная работа в группах.

- Давайте проверим результаты ваших измерений. (Учитель записывает результаты на доску).

На доске запись:

1 группа – 1 мерка

2 группа – 2 мерки

3 группа – 7 мерок

- Где же больше воды?

- Почему?

- Все согласны?

- Молодцы! А может быть кто – нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости?

- Правильно! Вместимость этой банки (показываю) 1 литр. Ребята 3 группы, аккуратно перелейте воду из мисочки в эту банку.

- Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?        

- Стакан, банка, бутылка, кастрюля, ведро, канистра, бочка.

-Вода в кувшине, в кастрюле, в миске.

Ответы детей.

- Измерить количество воды в каждой ёмкости.

- В миске.

- Там 7 мерок.

- Нет. У 3 группы самая маленькая мерка, а у 1 группы самая большая мерка.

- Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.

- Литр.

- Воды сразу было одинаковое количество на каждом столе, только мы не смогли её сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было.

Познавательные УУД:  

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

уметь наблюдать и делать простые выводы; систематизировать полученные знания и умения 

Регулятивные УУД:  высказывать своё предположение;

уметь выявлять проблему;

уметь оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и понимать других; умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

 уметь оформлять свои мысли в устной форме;

точно и полно высказывать свои мысли

Первичное воспроизведение новых знаний

Вывод: вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными. Измеряют вместимость сосудов литрами. (Показ различных сосудов литровой ёмкости – стеклянную банку, кружку, бутылку).

- Слово «литр» сокращённо пишут так: л

- Прочитать записи: 1 л, 3 л, 5 л, 10 л. (На карточках записано).        

- А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили в начале урока. Какая проблема у вас возникла?

- А сейчас вы можете решить эту проблему?

- В какой столбик вы определите слово литр?

     - Какие же вы молодцы!

- Где вы встречались с единицей измерения жидкости?

- Не знали, в какой столбик записать слово ЛИТР.

- Да.

- В 1 столбик. Это единица измерения жидкости.

- Сок в магазине продают в пакетах по 1 литру и по 2 литра. В литровых пачках продают молоко и кефир. Минеральную воду продают в бутылках по 1 литру. Подсолнечное масло продают в бутылках по 1 литру. На заправке продают  бензин в литрах.

Коммуникативные УУД: формулировать чёткие ответы на вопросы учителя;

участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга.

Регулятивные УУД:  

принимать учебную задачу;

планировать выполнение учебной задачи;

умение корректировать выполнение задания

Физминутка

Потрудились — отдохнём,

(Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём.

(Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд,

(Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот.

(Наклоны влево - вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили,

(Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Выполняют движения

Первичное закрепление

1. Решение практических задач.

1 группа. Даны две 3 – х литровых банки. В одной банке 3 л воды, а в другой 1 л. Что нужно сделать, чтобы количество воды стало в этих банках одинаковым?

2 группа. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 4 л? Как отмерить 2 л?

3 группа. Определить, сколько стаканов воды вмещается в 1 л  банку.

2. Проверка решения задач.

Ответы детей.

а) вылить из 1 банки 2 л воды;

б) добавить во 2 банку 2 л воды;

в) из 1 банки перелить во 2 банку 1 л воды.

Ответы детей.

Дети измеряют с помощью стакана.

Предметные УУД:

использование системы научных и теоретических знаний на практике

Регулятивные УУД:

саморегуляция  как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и понимать других; умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

 уметь оформлять свои мысли в устной форме;

точно и полно высказывать свои мысли

Закрепление

Задача. Устно. С показом ответов.

В ведро входит 10 л воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 л? 9 л? 7 л?

Задача. Самостоятельно.

В банке 3 л молока, а в бидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в бидоне?

- Сколько литров молока в банке и в бидоне вместе?

Задача. Самостоятельно.

Мама сварила 5 л вишнёвого варенья и 3 л клубничного. На сколько литров больше вишнёвого варенья, чем клубничного сварила мама? 

Дети показывают карточки с ответом.

3 + 4 = 7 (л) – в бидоне.

                                              7 + 3 = 10 (л) – всего.

5 – 3 = 2 (л)

Ответ: на 2 литра.

Регулятивные УУД:

планировать предстоящую практическую работу; соотносить свои действия с поставленной целью

Познавательные УУД:   иметь представление об единице измерения вместимости - литре; устанавливать причинно-следственные связи при решении задач; выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: уважительно относиться к мнению окружающих;

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Рефлексия

- Вы могли в начале урока определить, в какой столбик поместить слово литр?

- Почему не могли?

- А теперь знаете, что такое литр?

- Чему учились на уроке?

- Сколько стаканов жидкости вмещает один литр?

- Как можно определить вместимость жидкости в бидон, ведро?

Молодцы! Много успели сделать сегодня на уроке, много чему научились.

Организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности учащихся на уроке.

- Какой вывод вы сделали для себя по уроку? Постройте свой ответ по заданной схеме:

  • Я понял, что…
  • Я теперь  могу…
  • Я научился…
  • Мне было интересно …
  • Мне понадобится в дальнейшей жизни…

- Поставленная вами в начале урока цель достигнута?

- Кто на ваш взгляд хорошо работал на уроке? (взаимооценка в парах)

- Нет.

- Не хватало знаний.

- Да. 1 литр – единица измерения жидкости.

- Измерять количество жидкости в посуде; решать задачи.

- 5 стаканов.

- Измерить единицей измерения жидкости – литром.

Сопоставляют достигнутые результаты с целью урока, делают выводы, оценивают достигнутые результаты своей (индивидуальной) деятельности на уроке.

- Да.

Ответы детей.

Познавательные УУД: уметь добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

умение донести свою позицию до других. 

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 понимание условий успеха в учебной деятельности;

умение анализировать собственные действия в соответствии с полученным результатом

Регулятивные УУД:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Домашнее задание

Решить задачи. Задачи на карточках записаны.

1) В пакете 1 л яблочного сока. Это 5 стаканов. Ваня выпил утром 2 стакана сока и вечером ещё 1 стакан. Сколько всего стаканов сока выпил Ваня? Сколько стаканов сока осталось?

2) В бидоне 6 л молока, а в банке на 3 л меньше. Сколько литров молока в банке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

Технологическая карта урока математики "Решение примеров на деление с остатком. Проверка деления умножением» («Математика, учебник для 4 класса начальной школы», 4 класс).

Цель урока: Повторение приёма деления с остатком и проверки деления умножением.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о делении с остатком, компонентов деления и умножения.2....

Технологическая карта урока "Математика" - 3 класс . Тема : "Умножение числа на разность" (УМК: «Математика», 3 класс «Система развивающего обучения» Эльконин.Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение и повторение знаний по работе с агоритмом при умножении числа на разность.Задачи урока:Дидактические:1....