Конспект урока «Вычитание двузначного числа из круглого десятка».
план-конспект урока по математике (2 класс)

Технологическая карта урока математики

Тема урока математики «Вычитание двузначного числа из  круглого десятка».

Тип знания – открытие нового знания

Класс 2.

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_matematike.docx71.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема урока математики «Вычитание двузначного числа из  круглого десятка».

Тип знания – открытие нового знания

Класс 2.

УМК «Школа России»

Цель: создать условия для познавательной активности учащихся при изучении темы «Вычитание двузначного числа из  круглого десятка».

Планируемы результаты: учащиеся знакомятся со способом вычитания из круглого числа, умеют применять это правило.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение выполнять анализ, синтез, сравнение;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение в построении осознанного высказывания;

5) формируем умение ставить и формулировать проблему;

6) формируем  умение самостоятельно ставить познавательные цели;

7) формируем умение планировать и прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение аргументировать своё мнение и позицию;

4) формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение выполнения пробного действия;

2) формируем умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем ответственность за общее дело;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

4) формируем самооценку на основе успешности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (осуществляемые действия)

Предметные задачи

Личностные

УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. Организация начала урока

Цель.Создать условия для мотивации обучающихся  к УД посредством приёма вычитания

  • Здравствуйте ребята! Сегодня  проведем урок необычной формате.

Слушают  

-

-

-

-

-

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, факта, зависимости)

  • Разбиение выражений на группы.
  • Ребята, кто пришел к нам гости?

– В-Пух  и Пятачок шли на день рождения к Кролику. Они несли в подарок шары. Подул сильный ветер, шары разлетелись. Помогите В-Пуху и Пятачку собрать шары.

Решают примеры, высказывают мнения, анализируют выражения, сравнивают выражения, разбивают их на группы, принимают или опровергают чужие гипотезы, находят ошибки свои/чужие, исправляют их

  • Повторение случаев  вычитания.

ФОРМИРОВАТЬ:

  • уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  • навыки самоконтроля результатов учебной деятельности
  • положительное отношение к урокам математики, обучению, к школе;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • интерес к познанию в области математики;
  • умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:

  • выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,  построения рассуждений;
  • владеть базовыми предметными понятиями число
  • использовать способы решения проблем поискового характера;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисковых заданий
  • читать информацию, представленную в знаково-символической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • выполнять логические операции: сравнение. Классификацию по самостоятельно найденным основаниям и делать на этой основе выводы;

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позиции участников, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию
  •  принимать участие в работе, использовать речевые средства, в том числе математически терминологию, и для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач,
  • принимать участие в определении общей цели и путей её достижения;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • обмениваться информацией с одноклассниками,
  • обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников,

– Кто скажет, какие шары нёс В-Пух, а какие шары нёс Пятачок?

– Кто думает по-другому?

В-Пух: 50 – 40 =                    90 – 40 =       40 – 30 =      

Пятачок: 50 – 3 =

30 – 9 =   60 – 4 =

Другие мнения.    

– По какому признаку вы разделили шары?

У В-Пуха – вычитание из круглых десятков круглого десятка, у Пятачка – вычитание однозначного числа из круглого десятка.                    

  • Повторение приёма и правила  вычитания круглого десятка и однозначного числа из круглого десятка.

–  Назовите значения разностей В-Пуха.  

–  Каким правилом пользовались при вычитании круглых десятков?

10, 50, 10

Десятки вычитаем из десятков.

  • Повторение приёма и правила  вычитания круглого десятка и однозначного числа из круглого десятка.
  • Закрепление умения вычитать круглый десяток и однозначное число из круглого десятка.

  • уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  • навыки самоконтроля результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  • овладению новыми способами познания математики;
  • устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной рефлексии;
  • планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • использовать знаково-символические средства представления информации.
  •  Представлять информацию в знаково-символической или графической форме
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
  • владеть базовыми предметными понятиями (число, ) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • использовать способы решения проблем поискового характера;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • выполнять логические операции.

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позиции участников, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию
  • принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников.

–  Кто расскажет, как найти разность 50 и 40? (или разбирается случай, в котором детьми допущены ошибки)

5 д. – 4 д. = 1дес.; 1 дес. = 10 ед.

–  Найдем значения разностей у Пятачка.

47, 21, 56

–  Кто расскажет, как из 60 вычесть 3? (или разбирается случай, в котором детьми допущены ошибки)

50 – это 40 и 10; 10 – 3 = 7, 40 + 7 = 47

–  Какие числа вычитали?  

–  Ребята, как вы думаете, почему у В-Пуха и Пятачка были именно такие примеры?

Мы повторили вычитание круглых десятков и однозначных чисел из круглых десятков. Может быть, пригодится сегодня на уроке.

  1. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели.

Вычитали круглые десятки и однозначные числа из круглых десятков.

  • Создание проблемной ситуации

Мы повторили вычитание круглых десятков и однозначных чисел из круглых десятков. Может быть, пригодится сегодня на уроке.

–  Посмотрите, один шарик остался. Кто прочитает, что на нём записано?

50 – 24

  • Формирование умения читать выражения разными способами на основе знания разных связей между числами.

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  • умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

  • использовать знаково-символические средства представления информации

–  Откройте тетради, запишите дату. Запишите это выражение в тетрадях, найдите его значение.

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

  • Побуждение к осознанию противоречия

–  Аня, Настя, Ваня выйдите к доске и запишите свои ответы.

60 – 24 = 46, 60 – 24 = 36, 60 – 24 = 34

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  • уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу овладению новыми способами познания
  • понимания универсальности математических способов познания;

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • представлять информацию в знаково-символической или графической форме:
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • владеть базовыми предметными понятиями (число,) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • использовать способы решения проблем поискового характера;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисковых заданий (
  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»: представлять информацию в таблице, на столбчатой диаграмме, как видео- и графические изображения, модели геометрических фигур, готовить своё вступление и выступать с аудио- и видео сопровождением.
  • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, встраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  • выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей. Классификацию по самостоятельно найденным основаниям и делать на этой основе выводы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
  • осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
  • составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и туже информацию, представленную в разных форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таюлиц и диаграмм;
  • интепретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позиции участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию
  •  принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математически терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
  • принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;

обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

–  Ребята, что вы заметили? Чему удивились?  

–  Так может быть при решении примеров?

–  В устном счёте все ребята решили примеры правильно, а почему здесь ответы разные?

Пример один, а ответы разные.

Нет.

Какой ответ правильный?

Не решали такие примеры.

  • Побуждение к формулированию учебной проблемы и построению плана достижения цели

–  Чем он отличается от тех примеров, что решали в устном счете?

–  Какая тема сегодняшнего урока?

–  Какую цель поставим перед собой на этом уроке?

Вычитание двузначного числа из круглого десятка. Вычитание двузначного числа из круглого десятка.

Научиться вычитать двузначное число из круглого десятка.

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  • уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  • положительное отношение к урокам математики, обучению, к школе;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  • умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий, упражнений)
  • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
  • понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, строить и преобразовывать модели его отделы, процессов и явлений;
  • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
  •  устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и опием зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира к решению прикладных задач.
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
  • находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий (в том числе с помощью компьютерных средств);
  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»: представлять информацию в таблице, на столбчатой диаграмме, как видео- и графические изображения, модели геометрических фигур, готовить своё вступление и выступать с аудио- и видео сопровождением.
  • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, встраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  • выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей. Классификацию по самостоятельно найденным основаниям и делать на этой основе выводы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
  • осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
  • составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и туже информацию, представленную в разных форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таюлиц и диаграмм;
  • интепретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позиции участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию
  •  принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математически терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
  • принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;

обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

–  Хором прочитаем план урока, дополняя его нужными словами.

  1. Открыть способ вычитания …
  2. Составить алгоритм вычитания…
  3. Упражняться в вычитании …
  4. Проверить себя: научился ли я вычитать …

  1. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы. Организовать подводящий диалог.

  • Обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы.

– Чтобы найти способ вычитания двузначного числа из круглого десятка, как мы можем действовать?

– Давайте, обсудим предложенные решения. Мила, объясни, как ты решала.

Обсудить решения, предлагаемые ребятами.

Из 6 д. вычла 2 д. получила 4 д. Из 4 ед. вычла 0 ед. получила 4 ед.; 3 д. и 4 ед. – это 44 ед.

  • Ввести приём вычитания двузначного числа из круглого десятка.

–  Ребята, кто согласен с эти решением? Кто не согласен? Почему?

Нельзя из уменьшаемого вычитать вычитаемое.

–  Саша, расскажи свой способ решения.

Из 1 д. вычла 4е. получила 6е., из 6 д. вычла 2 д. получила 4д.; 4 д. и 6 ед. – это 46 ед.

–  Кто желает высказаться?

Алена при вычитании 4 единиц взяла 1 десяток, а потом забыла об этом, когда вычитала десятки.

–  Ваня, как ты получил свой ответ?

Из 1 д. вычел 4 ед. получилось 6 ед. Из 6 д. вычел 2 д. получил 4 д.; 4 дес. и 6 ед. – это 36 ед.

  • Обоснование приёма вычитания двузначного числа из круглого десятка.

–  Ребята, как убедиться в том, что Ваня решал правильно?

–  60 – это сколько десятков?

–  Значит, сколько пучков палочек возьмем?

–  Какое число вычитаем?

–  24 – это сколько десятков и единиц?

–  Что легче сначала вычесть из 6 д.?

–  Сколько десятков осталось?

–  Что надо сделать дальше?

–  Как из 4 д. вычесть 4 ед.?

–  Сколько десятков осталось?

–  Сколько единиц осталось?

–  3 д. и 6 ед. – какое это число?

–  Кто прочитает ответ?

По ходу ответов учащихся на доске появляется запись:  60 – 24

                          (60 – 20) – 4 = 40 – 4 = 36

–  Как ещё можно вычесть из 60 число 24?

Показать решение с помощью счетных палочек.

6 д.

5

24

2 д. и 4 ед.

2 д.

3 д.

Вычесть из 3 д. 4 ед.

Из 4д. взять 1 д., 1 д. – это 10 ед., 10 – 4 = 6.

2 д.

6 ед.

36

60 – 24 = 36

……………………

  • Обосновать приём вычитания двузначного числа из круглого десятка.

  • Итоги этапа.

–  Что нового мы с вами узнали?

Как вычитать двузначное число из круглого десятка.

–  Кто теперь догадался, зачем В-Пух  и Пятачок предложили  нам для  устного счёта именно такие примеры?

Чтобы подготовиться к новой теме. При вычитании двузначного числа из круглого десятка надо вычитать круглый десяток из круглого десятка и однозначное число из круглого десятка.

–  Какой пункт плана урока выполнили?

–  Посмотрите на план урока. Что будем делать дальше?

  1. Открыть способ вычитания …

  1. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания.

  • Выражение решения

–  Сейчас вы будете составлять план вычитания двузначного числа из круглого десятка. Работать будете по группам.

  • Составление алгоритма вычитания двузначного числа из круглого десятка.

  • Реализация продукта

–  Слушаем планы, составленные группами.

(По ходу обсуждения учитель вывешивает записи на доску)

1)        Назовём уменьшаемое и вычитаемое.

2)        Заменим вычитаемое десятками и единицами.

3)        Вычитаем десятки.

4)        Вычитаем единицы.

5)        Читаем ответ.

1)        Назовём уменьшаемое и вычитаемое.

2)        Заменим вычитаемое десятками и единицами.

3)        Вычитаем десятки.

4)        Вычитаем единицы.

5)        Читаем ответ.

–  Какой пункт плана урока выполнили? Какая работа нам предстоит?

Надо упражняться в решении примеров.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально,  в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового знания с проговариванием решения вслух.)

Задание 1.Фронтальная работа.

–  Первый пример решим вместе с комментированием у доски. При объяснении опираемся на план.

–  Назови уменьшаемое и вычитаемое.

–  Что сделаем сначала?

–  Какой шаг следующий?

–  Что делаем дальше?

–  Прочитайте ответ.

Уменьшаемое 70 и вычитаемое 28. Заменим вычитаемое 28 на числа 20 и 8. Вычитаем десятки: 70 – 20 = 50.

Вычитаем единицы: 50 – 8 = 42.

70 – 28 = 42

  • Формирование умения  вычитать двузначное число из круглого десятка на основе применения составленного алгоритма.

Задание 2. Работа в парах.

–  А сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Используем карточки №1. Один ученик дополняет запись на карточке, а сосед по парте проверяет его. Затем меняетесь ролями.

–  Ребята, если ваш сосед хорошо отвечал, хлопните его рукой по плечу и скажите: «Молодец!»

  1.  Самостоятельная работа

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

–  Какой пункт плана урока выполнили? Что будем делать дальше?  

– Возьмите на карточки №2.

60 – 46 = 24     40 – 12 = 28     70 – 23 = 47

80 – 28 = 68     30 – 17 = 13

  • Формирование умения  вычитать двузначное число из круглого десятка на основе применения составленного алгоритма.

–  Примеры решали Вини-Пух и Пятачок. О чём они нас просят?

Проверить работу и поставить отметку.

–  Давайте, обсудим, как мы будем оценивать работу. В работе 5 примеров. За что мы поставим отметку «5»? «4»? «3»?

Отметки:

«5» – без ошибок;

«4» – 1 ошибка;

«3» – 2 ошибки.

–  Проверяйте решения. Неверные ответы зачеркивайте и пишите рядом ваши ответы.

–  Проверим, как вы  исправили ошибки гостей. Кто нашёл ошибки у В-Пуха и Пятачка, поднимите руки. В каком примере?

–  В чём ошибка?

–  Как надо было решать этот пример?

– Почему вы смогли найти ошибки и исправить их?

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение материала, изученного ранее

Цель. Организовать закрепление нового знания  в работе над задачей.

–  Ребята, когда и где нам может пригодиться умение вычитать двузначное число из круглого десятка?

–  А на уроке математики?

  • Формирование умения  вычитать двузначное число из круглого десятка на основе применения составленного алгоритма.

– Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?

Было – 50 в. и 40 в.

Взяли – 21 в.

Осталось – ?

Краткая запись задачи.

–  Какое задание будем выполнять?

–  Что означает буква «в»? О чем может говориться в задаче?

–  Составим задачу о ведрах воды.

–  Во что может поместиться 50 или 40 ведер воды?

–  Для чего могут взять воду из бочек?

–  Кто прочитает условие задачи?

–  Кто прочитает вопрос задачи?

Составлять и решать задачу.

О ведрах, вороне, ветках.

В бочки.

 Для полива.

В одной бочке было 50 вёдер воды, в другой – 40 ведер воды. Для полива взяли 21 ведро воды.

Сколько ведер воды осталось в бочках?

  • Формирование умения  составлять задачу по краткой записи.

Поиск решения задачи.

–  В-Пух  и Пятачок составили разные выражения из чисел этой задачи: 50+40, 50– 40, 40– 21, 50– 21. Но сами не разберутся, что у них получилось и нужны ли эти выражения для решения задачи.

–  Что найдем, если из 50– 40?

–  Нужно ли это для решения задачи? Почему?

–  Что найдем, если к 50 + 40?

– Нужно ли это выражение  для решения задачи? Почему?

–  Что найдем, если из 50 – 21?

–  Нужно ли это для решения задачи? Почему?

–  Что найдем, если из 40 – 21?

–  Нужно ли это для решения задачи? Почему?

На сколько ведер в 1 бочке больше, чем в другой.

Нет, т. к. …

Количество ведер воды в 2 бочках.

Да, т. к. ….

Сколько вёдер воды осталось в первой бочке.

Да, т. к. ….

Сколько ведер воды осталось во второй бочке после полива.

Да, т. к. ….

  • Формирование умения  вести поиск решения от данных задачи к её вопросу.

Решение задачи.

 –  Каждое из выражений 50+40, 50– 21, 40– 21 может служить началом решения задачи. Выберите любое выражение, перепишите его и запишите второе действие в решении задачи. К каждому действию пишите пояснение.

Дети самостоятельно решают задачу.

1-й способ

  1. 50 + 40 = 90 (в.)
  2.  ……….

2-й способ

  1.  50 – 21 = 29 (в.)
  2.  …………..

3-й способ

  1.  40 – 21 = 19 (в.)
  2. ………………..
  • Формирование умения  решать задачу на основе совместно проведённого поиска решения.

Проверка решения задачи.

  –  А теперь проверим решения задачи. Кто допишет решения?

1-й способ

  1. 50 + 40 = 90 (в.)
  2.  90 – 21 = 69 (в.)

2-й способ

  1.  50 – 21 = 29 (в.)
  2.  29 + 40 = 69 (в.)

3-й способ

  1.  40 – 21 = 19 (в.)

 50 + 19 = 69 (в.)

  • Формирование умения  записывать решение по действиям с пояснениями.

–  …, расскажи, как ты вычитал число 21 из числа 90.

–  …, расскажи, как ты вычитал число 21 из числа 50.

–  …, расскажи, как ты вычитал число 21 из числа 40.

  • Формирование умения  вычитать двузначное число из круглого десятка на основе применения составленного алгоритма.

–  Мы решили задачу тремя различными способами. Какие ответы в каждом способе.

–  О чём это говорит?

–  Чем похожи все способы решения?

Ответы одинаковые.

Задачу решили правильно.

В каждом способе надо вычитать двузначное число 21 из круглого десятка.

–  Зачем на сегодняшнем уроке мы решили именно эту задачу?

Учились вычитать двузначное числа из круглого десятка – это тема урока.

  1. Рефлексия УД на уроке.

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной УД.

Примерный план этапа:

  1. фиксирование нового содержания;
  2. соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата (фронтально, индивидуально);
  3. планирование цели дальнейшей деятельности.

–  Что надо сделать в конце урока?  

–  Ребята, решите на карточке №3 только те примеры, которые мы сегодня учились решать:

60 – 36 =     50 – 20 =     40 – 29 =     88 – 7 =       60 – 21 =     70 – 2 =       90 – 43 =     56 – 20 =     80 – 32 =     46 + 20 =

Выяснить, кто уже хорошо научился вычитать двузначное число из круглого десятка.

  • Формирование умения  вычитать двузначное число из круглого десятка на основе применения составленного алгоритма.
  • Формирование умения распознавать случай вычитания двузначного числа из круглого десятка среди других изученных ранее случаев вычитания .

-Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

-Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

–  Какая была тема урока?

–  Проверьте, правильно ли вы выбрали примеры по теме урока. (Учитель показывает на доске нужные разности без ответов)

–  Кто правильно выбрал все разности, хлопните себя ладошкой по груди и скажите себе шёпотом: «Молодец!».

–  Кто допустил ошибки, скажите, покачивая головой: «Надо ещё потренироваться».

–  Проверим, правильно ли вы решили новые примеры. (Учитель записывает на доске верные ответы)

–  Кто правильно решил все примеры, хлопните себя ладошкой по груди и скажите себе шёпотом: «Молодец!».

–  Кто допустил ошибки, скажите, покачивая головой: «Надо еще потренироваться».

Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся)

–  Домашнее задание предлагается на ваш выбор. Вы можете решить № 5 со с. 23 или сами составить 10 примеров по теме сегодняшнего урока и решить их в тетрадях. Составленные примеры без ответов запишите на отдельных листочках. Завтра вы обменяетесь листочками с соседом по парте и будете решать эти примеры.

–Урок окончен.

Сторона карточки №1 для

отвечающего ученика

Сторона карточки №1 для ученика, контролирующего ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Конспект урока математики во 2 классе УМК "Гармония"   " Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"...

Конспект урока "Умножение двузначного числа на данное число десятков",презентация, 3 класс.

Конспект урока  математики и презентация  с использованием информационно-коммуникационной технологии, групповой технологии, здоровье сберегающей технологии....

Конспект урока "Вычитание однозначного числа из круглого десятка" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Вычитание однозначного числа из круглого десятка". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа...

Конспект урока "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс "Планета знаний"

Конспект урока "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс "Планета знаний"...